Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:02, доклад
Целью работы имеет учебно-образовательный характер: обобщение и синтезирование знаний, приобретенных в процессе подготовки и написании самостоятельной работы.
Задачи самостоятельной работы:
- краткая аннотация степени разработанности темы в литературе;
- обоснованность актуальности темы, как для теории, так и для практики;
-формирование мировоззрения специалистов государственного и местного управления;
-приблизить знания к профессиональной деятельности.
Введение
1. Принципы и приоритеты государственной кадровой политики Республики Беларусь
2. Ценностные ориентации государственной кадровой политики
3.Нравственно-этические основы государственной кадровой политики
4.Основные направления разработки государственной кадровой политики, методы прогнозирования и планирования в кадровой политике
Заключение
Список используемой литературы
• падение престижа научной деятельности, в том числе для талантливой молодежи;
• отток самых
• недостаточную интеграцию науки и образования в области подготовки высококвалифицированных научных кадров;
• структурное несоответствие научного и экономического потенциала общества;
• низкий уровень социального обеспечения и социальной защищенности научных работников.
Современное наукоемкое производство
требует наличия инженерно-
Развитие малого инновационного
бизнеса может сыграть
Эффективное решение задач социально-экономического развития республики осложняется проблемами кадрового обеспечения регионов, в том числе закреплением там молодых специалистов.
Все области испытывают недостаток в специалистах с высшим образованием, особенно сельскохозяйственного профиля (агрономах, зоотехниках, ветврачах, экономистах, инженерах), а также в учителях, врачах, работниках учреждений культуры.
Отмечается недостаток в кадрах специалистов с высшим образованием. Так, по Минской области за последние 5 лет их численность сократилась на 20%. Прибывающих по распределению молодых специалистов недостаточно на покрытие потребности в них.
Низка управленческая подготовка руководителей районного звена; имеет место формализм в работе с кадровым резервом; отсутствуют межрайонная ротация кадров, научно обоснованные подходы к разработке критериев оценки деятельности руководителей, что негативно отражается на их трудовой мотивации.
Возрастание роли государственного управления на современном этапе развития белорусского общества требует особого внимания к работе с кадрами государственного аппарата. Общая численность работников органов государственного управления Республики Беларусь составила на конец 2001 г. 72,5 тыс. чел. и возросла по сравнению с 2000 г. на 1,1 тыс. чел. В 2002 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. 516 "О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь", а также с другими актами законодательства, касающимися упорядочения структуры и численности государственного аппарата, произошло сокращение числа работников республиканских и местных органов управления в соответствии с установленными нормативами.
В общей численности работников
органов государственного управления
Республики Беларусь в 2001 г. насчитывалось
17,4 тыс. руководителей (24,0%), 15,0 тыс. главных
специалистов (20,7%), 27,8 тыс. специалистов
(38,3%). При этом численность работников
республиканских органов
Сложившаяся система работы
с кадрами органов
• отсутствие системного
подхода в определении
• неэффективная практика
закрепления молодых
• недостаточно эффективная работа по подбору и аттестации руководящих кадров, формированию резерва и работы с резервом;
• высокая сменяемость руководящих кадров в системе местных органов исполнительной власти;
• не вполне адекватная требованиям современного этапа развития общества система подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и лиц, состоящих в резерве;
• несовершенная политика в области финансирования последипломного обучения руководителей и специалистов;
• недостаточная
Концепцией ГКП Республики Беларусь определены следующие приоритетные направления кадровой политики в системе государственного управления:
• обеспечение стабильности
деятельности государственного аппарата,
определение механизма
• оптимизация структуры
и функций государственных
• приведение номенклатуры должностей служащих государственного аппарата в соответствие с задачами социально-экономического развития республики и актуальными задачами государственного управления;
• оптимизация численности,
профессионально-
структуры кадров государственных органов на основе децентрализации функций управления и развития местного самоуправления;
•разработка Этического кодекса
государственного служащего Республики
Беларусь, определяющего систему
ценностных и нравственных ориентиров,
этических требований к характеру
взаимоотношений
• совершенствование форм и методов подбора руководящих кадров органов государственного управления, формирования резерва для занятия руководящих должностей и профессиональной подготовки лиц, состоящих в резерве;
• создание механизма служебного продвижения кадров управления в государственном аппарате. [8, с. 16].
2. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ
Высокие требования к управленческим кадрам и их подготовке диктуются происходящей трансформацией общества, переоценкой ранее доминирующих норм и ценностей. Актуализируется проблема гуманитаризации современного управления.
В широком смысле "гуманитаризация" - это вся проблематика человека: его общественное бытие, культура, сам человек. Она базируется на идее человека как высшей ценности и меры всех вещей, рассматривает отношение людей к внешнему миру.
В специальной литературе встречается описание характерных черт современного человека. В их числе отмечается:
• открытость новому жизненному опыту во всех сферах существования (готовность к принятию новых идей, новых способов познания, новых способов действия в условиях радикальных перемен);
• формирование мнений по большому числу проблем общественной жизни, позитивность многообразия оценок и подходов к рассмотрению проблем;
• ориентация в восприятии общественной жизни в большей степени на настоящее и будущее чем на прошлое;
• озабоченность проблемой
контроля над своим окружением и
эффективности своей
• склонность к долгосрочному планированию своей деятельности, как в общественном, так и в личном плане;
• ориентация на надежность и предсказуемость действий социальных институтов;
• восприятие технических и профессиональных навыков человека как справедливую основу для разного рода социальных вознаграждений.
В докладах ООН о человеческом развитии процесс развития человеческого потенциала определяется как расширение возможностей человека, концепция развития человека является альтернативной точке зрения, уравнивающей развитие исключительно с экономическим ростом. Экономический рост и рост объема потребления рассматриваются не в качестве самоцели, а как средство достижения целей; в области развития человека.
Развивающиеся процессы глобализации экономики по-новому ставят вопросы государственного управления и регулирования, формирования информационной политики государства. Высокая значимость роли личностного фактора в системе государственного управления требует его учета при формировании и реализации государственной кадровой политики.
Многие исследователи признают имеющий место в современном обществе кризис ценностных ориентации, мировоззренческих установок и мотиваций. Объективной потребностью и актуальной необходимостью становится разработка ценностного, аксиологического (ценностного) аспекта государственной кадровой политики.
В научной литературе термин
"ценности" определяется как основополагающие
нормы, которые являются общими для
всех членов общества. Они детерминируются
чувством совести, личными убеждениями
и общественным мнением. Различают
классовые, групповые и индивидуальные
ценности. Отражая объективную
В рамках аксиологии выделяют
ряд факторов, влияющих на формирование
ценностных ориентации: система ценностей
общества как представление об идеальном
обществе и человеке; мера освоения
человеком мира, степень его изученности;
субъективные установки членов социума,
в котором развивается и
В контексте рассматриваемой
проблемы важно иметь в виду определенное
отличие белорусской
Целевая установка ГКП складывается из синтеза ценностей субъектов и объектов государственного управления и общества. Зарубежные ученые, отмечая ценности, оказывающие влияние па государственное управление, называют, во-первых, такие из них, которые отождествляются с действиями социальных, экономических и политических институтов в определенном обществе; во-вторых, доверие и благожелательность общественных институтов.
Каждый отдельный человек ориентирован на вполне определенную систему ценностей. Выделяются две группы ценностей. Первая включает те из них, которые относятся к цели жизни, желаемым результатам, исход действия - это мир, равенство, свобода, справедливость, самоуважение общественное признание, дружба и т.п. Вторую группу составляют ценности, относящиеся к средствам, используемым человеком для достижения целей. Однако ценности каких-либо явлений для общества в целом сами по себе не свидетельствуют о том, что они общезначимы, т.е. имею одинаковое значение для всех составляющих общество людей, различных объединений и классов.
Отталкиваясь от этих исходных теоретических посылок, можно сформировать представление о ценностных ориентациях государственной кадровой политики, которая должна отвечать требованиям морали, непосредственно выражать идеалы, основанные на общечеловеческих ценностях.
Основу ГКП должны составлять
гуманистические отношения, при
которых бы обеспечивались равенство
интересов и прав, взаимоуважение
и доверие, согласованность
С точки зрения общей системы ценностей, базовым основанием стратегии и тактики государственного управления выступает нравственность, а ее носителями - государственные служащие. В условиях неразвитости структур гражданского общества именно нравственность может стать фактором социального контроля и социального влияния на управленцев, содействуя тому, чтобы государственное управление по отношению к личности выступало не в качестве принуждения, а равноправного партнера. Вполне правомерно осуществлять отбор государственных служащих по нравственном принципу, который должен доминировать при их приеме на работу развитии карьеры.
Госслужащий должен быть образцом
гражданственности и
Необходимо формирование в Беларуси национальной системы ценностей управленческих кадров. Это предполагает тщательное изучение самой природы ценностей, их разновидностей, роли в преобразовательных процессах. Особого внимания требуют аксиологические ориентации, нравственные принципы и управленческая культура государственных служащих, их внутренняя мотивация, процесс формирования профессиональных ценностей.
Таким образом, государственная кадровая политика должна, с одной стороны, быть ориентирована на представления о ценностях людей, на их потребности, пожелания и цели; с другой - способствовать усвоению человеком ценностей, становясь, таким образом, не только целостно и социально-эффективной, но и целостно ориентированной. Ценностные ориентации являются важнейшей составляющей нравственно-этических основ кадровой политики государства.
3. НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ