Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:11, доклад
По утверждениям тех же карачаевцев, они пришли на свою нынешнюю территорию из Маджа-ра еще до того, как черкесы пришли в Кабарду. Свое название они производят от Карачая, их вождя, при котором они обосновались на берегах Кубани.
Карачаевцев («черный ручей») черкесы называют «каршага куш-ха», мингрелы и имеретинцы — «карачиоли», татары — «кара-черкес», то есть «черные черкесы», поскольку они являются подданными черкесов. В средние века грузины называли их «кара-джики», а их страну — Кара-Джахетией, поскольку «джики» и «зихи» — это синонимы, обозначаюшие черкесов. По утверждениям тех же карачаевцев, они пришли на свою нынешнюю территорию из Маджа-ра еще до того, как черкесы пришли в Кабарду. Свое название они производят от Карачая, их вождя, при котором они обосновались на берегах Кубани.
Карачаевцы вместе с родственными балкарцами гово
Раньше все карачаевцы, так же как и бассиане, были язычниками; теперь они магометане и воздерживаются от употребления в пищу свинины, которую раньше употребляли в большом количестве. Они были обращены в ислам только в 1782 году Исааком-эфенди, кабардинским муллой, который находился на содержании у Порты. Они не имеют ни малейшего представления о христианской религии, однако вблизи деревни Карачай, у кладбища, предназначенного для чужестранцев и называющегося «Гетмишбаш» («устье ручья Гетмиш»), можно видеть могилы, которые они считают могилами «френги». Предписание Корана соблюдать пост в определенные дни строго соблюдается карачаевцами, нарушение этого рассматривается как серьезное преступление; это касается и ежедневных молитв. Они сунниты, как и все жители Кавказа, и питают большую ненависть к последователям секты Али (шиитам).
Карачаевцы - коренное население Карачаево-Черкесии, населяющее в основном её горные и предгорные районы по долинам рек Кубань, Теберда, Подкумок, Малка, Джегута, Большой и Малый Зеленчук, Большая Лаба и их притоки.
Численность в России 218 403 человек (2010), из них в Карачаево-Черкесии — 194 324 человек, что составляет 41 % населения республики, Ставропольский край-15 594,Кабардино-Балкария -1273.
Некоторое количество карачаевцев
проживает в Казахстане и Кирги
Живут также в Турции-50000, Сирии, странах Европы и Америке, где являются потомками мухаджиров, покинувших Кавказ в XIX веке.
Столица Карачаево-Черкесии
Черке́сск — город в России, столица Карачаево-Черкесской Республики. Является главным промышленным и культурным центром республики.
Город расположен в Предкавказье, на правом берегу реки Кубань.
Город основан в 1825 году как станица
Баталпашинская на месте одноименного
русского военного укрепления (редута) на Кубанской пограничной линии (части Кавказской линии).
В свою очередь, Батал-Пашинский редут
был устроен у устья реки Овечки в 1804 году.
Редут, а затем и станица получили свои
названия в честь блестящей победы в 1790
году 4-тысячного русского войска под командованием
генерал-майора И. И. Германа н
Осенью 1825 года, по всей видимости, была проведена лишь разметка земли под будущую станицу. Непосредственно же устройство и заселение Баталпашинской начались, вероятно, не ранее весны 1826 года.
По разным причинам заселение проходило медленно (вплоть до 1828 года и далее) и осуществлялось из двух источников:
1)казаками Кубанского полка (по происхождению — донцами), переселяемыми из расформируемой станицы Воровсколесской — переселялись 2 офицерских и 90 казачих дворов, а также священнослужители.
2)казаками Хоперского полка,
переселяемыми из станицы Ставропольской(
Переселение воровсколессцев состоялось к весне 1827 года, тогда как хоперцы в большинстве своем оказались в новой станице только после уборки урожая осенью 1827 года.
Сохранившиеся архивные материалы, в частности Исповедная роспись Николаевского молитвенного дома вновь образованной станицы за 1827 г., содержат практически полные списки казаков-первопоселенцев Баталпашинской.
Наряду с функциями военного поселения, Баталпашинская играла заметную роль в деле налаживания торговых и культурных связей с горскими народами. В обмен на соль, хлеб и ткани купцы, промышленники и казаки вывозили из горных районов скот, сухие кожи, бурки, башлыки, черкески и много других товаров.
В 1860 году Баталпашинская становится одним из уездных центров образованной Кубанской области. В 1868 году за счёт армейской казны здесь была построена первая войсковая больница на 48 коек. Указом Александра II 30 декабря 1869 года станица преобразована в город Баталпашинск. Тем не менее, данное решение так и не было претворено в жизнь, и Баталпашинская оставалась станицей вплоть до советских времен. С 1888 года она становится административным центром одного из семи отделов Кубанской области. В Баталпашинской велась торговля зерном и скотом.
Осенью 1918 года станица Баталпашинская была занята отрядами генерала Шкуро. Заняв станицу он объявил мобилизацию в деникинскую армию. 5 января 1919 года армия Шкуро овладела Кисловодском, который был занят Красной Армией. Набрав в Кисловодске специалистов и техники, Шкуро организовал в Баталпашинске производство снарядов, патронов, сукна, кожаных сапог, бурок и шуб для Белой армии. Во власти деникинцев Карачай и Черкесия находились до весны 1920 года.
С 1922 года станица — центр Карачаево-Черкесской автономной области, с 1926 — центр Черкесского национального округа, с1928 по 1943 — Черкесской автономной области.
В 1931 году населённому пункту был присвоен статус города и имя Баталпашинск.
В 1934 году Баталпашинск был переименован в Сули́мов по фамилии председателя Совнаркома РСФСР Д. Е. Сулимова. В 1937 году Сулимов был арестован и расстрелян, после чего город переименовали в Ежово-Черкесск, в честь наркома внутренних дел Н. И. Ежова. В 1939 году, после ареста последнего, за городом сохранилась лишь вторая часть названия — Черкесск.
С 1957 года Черкесск — центр Карачаево-Черкесской автономной области, с 1991 года — столица Карачаево-Черкесской Республики.
Во время Великой Отечественной войны тысячи горожан — представители всех народов республики ушли на фронт, были сформированы Черкесский и районный партизанские отряды. В честь героев войны И. Лободина, Х. Богатырева, И. Лаара, О. Касаева, Д. Старикова и других ныне названы улицы города. Памяти защитников и освободителей отечества посвящен мемориал «Огонь вечной славы» в парке Победы.
Заселение территории Карачаево-Черкесии человеком прослеживается с эпохи "мустье" (среднего палеолита), здесь обнаружены - кремневые орудия и отщепы (найдены в русле речки Кардоник, около станицы Зеленчукской, в местности Явора на реке Маруха, на реке Овечка близ города Черкесска). Археологическими памятниками каменного века являются стоянки каменного века — Каодоник, Овечка, Явора).
Памятники V—XIII вв. (Рим-Гор, диюхское городище) говорят о разложении первобытнообщинного строя и зарождении феодальных отношений.
В IX–X вв. территория Карачаево-Черкесии
входила в раннефеодальное
До середины XIX в. у карачаевцев сохранялись
феодально-патриархальные отношения.
Карачаевцы испокон веков имели хозяйственные
связи с Грузией и Кабардой, но связи эти
неоднократно нарушались вторжениями
турецких завоевателей и их союзников
- крымских татар. После разгрома русскими
Батал-паши (нашествие турок -1790 г.) влияние
России на горцев Северо-Западного Кавказа
заметно усилилось. Хотя методичная кампания
по установлению русского владычества
на всей территории Кавказа началась еще
раньше в XVI в. Окончательное присоединение
территории Карачаево-Черкесии к России
состоялось в 1828 году.
В истории черкесов и карачаевцев,
как и других народов Кавказа,
трагическими оказались годы Кавказской
войны, которая унесла множество
человеческих жизней. Были сожжены
селения, царские командиры принуждали
местных жителей подчиняться
чуждым для них законам, переселяли
в неблагоприятные для
12 января 1922 образована Карачаево-
6 апреля 1926 - разделена на Карачаевскую
Автономную Область, Черкесский Национальный
Округ, Баталпашинский и Зеленчукский
районы;
2 октября 1943 года - Указом Президиума Верховного
Совета СССР Карачаевская автономная
область ликвидирована, Южная часть Карачая
отошла к Грузии (как Клухорский район),
а большая часть была присоединена к Ставропольскому
краю. Карачаевцы и черкесы ложно были
объявлены пособниками фашистских войск
и с ноября 1943 началась их депортация депортация
азию в.
9 января 1957 года, в связи с реабилитацией
карачаевцев и разрешением на их возвращение
в родные края, была воссоздана КЧАО, в
бывших границах 1943 г., в составе Ставропольского
края;
30 ноября 1990 КЧАО вышла из состава Ставропольского
края и была провозглашена "Карачаево-Черкесской
Советской Социалистической Республикой
" (КЧССР) в составе РСФСР, что было утверждено
постановлением Верховного Совета РСФСР
от 3 июля 1991.
В 1989—1991 созванные национальными движениями
съезды отдельных народов Карачаево-Черкесии
обратились к руководству РСФСР с просьбой
о восстановлении или создании отдельных
автономий: Республики Черкесия, Карачаевской
Республики, Абазинской Республики, Верхне-Кубанской
Казачьей Республики. Разделение не было
утверждено.
В последующие годы также продолжали выдвигаться
требования о создании Карачаевской Республики,
а также о воссоединении близкородственных
народов Карачая и Балкарии в Карачаево-Балкарскую
Республику, и воссоединении близкородственных
адыгейского, кабардинского и черкесского
народов в единую Адыгскую Республику.
Ведущей отраслью экономики балкарцев
и карачаевцев было скотоводство,
которое являлось для них главным
занятием с древнейших времен. Судя
по археологическим находкам костей,
в состав их стада издавна входили
овцы, бараны, свиньи, козы, быки, коровы,
лошади и др. Этот набор почти
без изменения сохраняется
Важно отметить, что археологи вблизи
средневековых поселений в
Скотоводческий уклад
Многие ученые и путешественники XVII-XVIII вв. отмечали; что разведение овец составляет главнейшее упражнение балкарцев и карачаевцев. Академик Ю. Клапрот писал, что зимой балкарцы гонят свои стала в Кабарду на пастбище, держат много овец, ослов, мулов и лошадей, которые невелики, но сильны, проворны для езды по горам. По словам академика И. Гюльденштедта, Палласа и других, балкарцы ежегодно платили кабардинцам по одной овце с семьи за использование этих зимних пастбищ. Клапрот уточняет этот факт следующими словами: Когда же жатва обильна и пастбища их цветущи, в эти годы они держат скот при себе всю зиму и не только не идут к кабардинцам, но запрещают этим последним приходить к себе, что порождает частые споры-
В хозяйстве балкарцев и
С расселением на Кавказе древнейших овцеводов-кочевников III-го тыс. до н. э. здесь возникает новая форма хозяйствования - яйлажное скотоводство, когда скот на лето перегонялся на летовки - яйлаг, т. е. жайлыкь (летовка), и зимники кышлык, от чего происходит понятие кишлак.
Значительным подспорьем являлось разведение домашней птицы. Об этом говорят находки скорлупы куриных яиц на средневековых поселениях Балкарии и Карачая.