Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:11, доклад
По утверждениям тех же карачаевцев, они пришли на свою нынешнюю территорию из Маджа-ра еще до того, как черкесы пришли в Кабарду. Свое название они производят от Карачая, их вождя, при котором они обосновались на берегах Кубани.
Элементами походной одежды были бурка и башлык (башлыкъ).
У карачаевцев обычно бывает одна
жена; лишь некоторые из них имеют
двух или даже трех жен, с которыми
живут самым мирным образом; в
отличие от других горцев они питают
большую привязанность и
В это время юноши и девушки деревни знакомятся, завязываются связи, которые ведут впоследствии к новым бракам. По свадебному обычаю исполняется особый круговой танец, в котором принимают участие молодые люди обоих полов.
Если молодой человек
Воспитание детей поставлено очень
строго и достойно всяческого поощрения:
сын, который не подчинился воле отца
и не исправился, несмотря на его
неоднократные увещевания, может
быть приведен к дверям мечети, где
его в присутствии всех жителей
аула начинают самым серьезным образом
уговаривать изменить свое поведение.
Если это не приводит к желаемому
результату, родители изгоняют его. При
этом ему дают только самое необходимое
для жизни, и он уже больше не имеет
права ступить ногой в
Многие карачаевцы поручают воспитание детей муллам, которые обучают их чтению и письму. Когда их достаточно обучат, они получают титул «тохта» и обязаны читать Коран в мечети во время богослужения; после того как они в течение определенного времени выполняют эти функции, они становятся муллами, если, разумеется, они не пожелают избрать иное поле деятельности.
Если князь или дворянин не имеет детей от своей законной жены, но имеет их от одной из своих рабынь, то таких детей называют «тхума» или «чан-куа». Мальчиков с самого рождения передают на воспитание какому-либо бедняку, который заботливо воспитывает их до смерти родителя; после его смерти «тхума» наследуют полные права и вступают во владение имуществом своего отца, как если бы они были законными детьми. Но если у покойного остаются дети от его законной жены и если эти дети отказываются признать незаконнорожденного в качестве своего брата и уступить ему часть родительского наследства, они его убивают, поскольку у него нет родственников, чтобы отомстить за его кровь. Однако законные дети из уважения к памяти своего отца чаще всего прощают незаконнорожденного, признают его в качестве брата и допускают к дележу наследства. Обычно незаконнорожденный сын берет приемного отца в свой дом и в знак признательности заботится о нем до конца его жизни.
Аталычество - обычай обязательного воспитания детей вне родительской семьи, приводивший к установлению искусственного родства - был известен практически всем народам Северного Кавказа, но в «классической», наиболее яркой форме аталычество наблюдалось у адыгов, относительно которых Хан-Гирей в первой половине XIX века писал: «Не видано в Черкесии примера, чтобы дети человека значительного воспитывались в родительском доме, под надзором родителей; напротив, по рождении младенца немедленно отдают его на воспитание в чужие руки» Связи воспитанника с семьей аталыка на протяжении всей его жизни были очень тесными, аталык по обычаю считался главным советчиком и руководителем воспитанника. Аталык (формально - второй отец) нередко был даже ближе воспитаннику, чем родной отец. Жена аталыка считалась приемной матерью воспитанника, дети аталыка - братьями и сестрами. Родственные связи, устанавливавшиеся между аталыком и его семьей, с одной стороны, и воспитанником, с другой, не только приравнивались к кровным, но фактически были сильнее их. Близкородственный характер аталыческих связей подчеркивался обязательным взаимным участием обеих семей в кровной мести, затрагивавшей одну из этих семей, а также в запрещении браков между членами этих двух семей.
Как и другим народам Кавказа,
карачаевцам известны две основные
разновидности заключения брака: брак
по сговору (сез таусхан адет бла) и брак
похищением (къачыргъан адет бла). Наиболее
предпочтительной, сугубо традиционной
считалась и считается первая, бытующая
как "карачаевский обычай" (къарачай
адет). Вторая разновидность имеет свои
варианты: настоящее насильственное похищение,
похищение с согласия девушки
Насильственное похищение невесты против
ее воли (зорлукъ бла къачырыу) всегда
воспринималось, а тем более воспринимается
теперь как унижение достоинства девушки
и оскорбление ее родных. В создавшуюся
на этой почве конфликтную ситуацию втягивается
широкий круг родственников обеих сторон,
активизируется и общественность. Все
они прилагают усилия, чтобы уговорить
и успокоить оскорбленных родственников
невесты. К месту происшествия снаряжается
делегация, в которой, наряду с ближайшими
родичами девушки, принимает участие и
ее мать. Делегация стремится внезапно
проникнуть в комнату похищенной. Если
похищенная не изъявит свое согласие на
брак, то ее сразу же уводят из дома похитителя.
В свою очередь, доверенные лица от стороны
похитителя, нередко с участием блюстителя
порядка - милиционера, стремятся получить
у похищенной письменное согласие на брак.
Неудачное похищение не только квалифицируется
как противоправное действие, но и рассматривается
как позор для жениха и его родни. В этих
условиях девушка оказывается перед дилеммой:
она может вернуться в родительский дом,
предав тем самым похитителя в руки закона,
но тогда и она наказывается презрительной
кличкой "волоченная девушка" (сюйрелген
къыз) или "сюйрелиб къайтхан къыз")
(девушка, вернувшаяся от волочения). Поэтому
такая девушка в большинстве случаев соглашается
на вынужденный брак или же договаривается
о вторичном похищении - похищении по договоренности
с невестой. Более того, так как похищенной
трудно снова выйти замуж, бывает, что
молодые сходятся после того, как жених
возвращается из места заключения.
В противоположность насильственному
похищению, два другие вида похищения
- не редкость. Родственники похитителя
стремятся возместить "обиду" повышенной
суммой сговорных денег за невесту. Вот
почему в условиях возросшего семейного
достатка у карачаевцев наряду с браком
по сговору (как наиболее престижным обычаем)
бытует брак уводом, хотя последний и считается
малопрестижным обычаем. Похищение невесты
против воли ее родителей, но по договоренности
с ней самой и приняло обрядовый характер,
а размеры сговорных денег, преподносимых
при улаживании конфликтов, имеют тенденцию
к возрастанию. В семьях, стремящихся сократить
свадебные расходы, практикуется брак
уходом.
Как при браке по сговору, так и при браке
похищением большое значение в прошлом
имел калым (къалын). В первом случае он
во многом определял брачный выбор, во
втором - нередко служил самой причиной
похищения. У ряда народов Северного Кавказа
в прошлом наблюдалась четкая дифференциация
калыма на собственно калым (имущество,
идущее в пользу семьи невесты) и "кебин
хакъ" (имущество, предназначенное невесте
на случай развода или вдовства).
Если кого-либо убивают, родственники убитого делают все возможное, чтобы отомстить за его кровь и убить убийцу, что, по их мнению, является единственным средством, чтобы успокоить душу покойного и свою собственную совесть. Иногда, однако, кто-либо из князей старается примирить стороны — он приглашает всех родственников той и другой стороны, убивают быка или барана, съедают его, запивая большим количеством пива, и таким образом почти всегда удается достичь примирения. Однако если тот, кто должен отомстить, беден или труслив, или у покойного не остается родственников, которые в состоянии отомстить за его смерть, примирение достигается всякого рода подарками, стоимость которых зачастую превышает шестьсот рублей серебром. Карачаевцы называют это «канбахазе». Если убийство совершается без злого умысла, оно от этого не перестает рассматриваться как преступление, однако примирение по этому поводу устраивается легче, и его почти всегда удается достичь. Если кто-нибудь повинен в измене или если к ним засылают шпиона, все жители берутся за оружие, чтобы схватить его, совершивший такое преступление платит за него своей головой. Обыкновенно преследователи успокаиваются только тогда, когда изрубят преступника на куски.
Каждый раз, когда карачаевцам надо принять решение по важному вопросу, возле мечети собираются старейшины. Если речь идет о соглашении, которое должно быть заключено между сторонами, обе стороны обязаны поклясться соблюдать его; тот, кто нарушит свою клятву, платит деревне от пяти до десяти овец; в случае рецидива он после уплаты штрафа должен принести новую клятву. Случаев повторного нарушения клятвы не бывает.
Вот как происходит церемония принесения клятвы: все собираются при входе в мечеть, где стоит мулла с Кораном в руках; тот, кто дает клятву, кладет руку на книгу и призывает Бога в свидетели правдивости того, что он собирается произнести; по окончании церемонии клятва считается нерушимой.
Похороны
В случае чьей-либо смерти женщины
испускают душераздирающие
Пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки по-карачаево-
Отношение народа к пословицам и поговоркам отражено в многочисленных карачаево-балкарских паремиях: «Нарт сёз тилге джан салыр» (Нартское слово языку дает душу), Нарт сёз - сёзню билеги, тилни тиеги (Нартское слово - опора речи, клавиша языка), Нарт сёз - сёзню анасы, нарт сёз - сёзню къаласы (Слово нарта - мать слова, слова нарта - крепость речи)
Пословицы и поговорки о животных составляют довольно обширный пласт в паремиологическом фонде карачаево-балкарского фольклора и отличаются большим тематическим разнообразием.
В горах условия жизни никогда не были легкими. Суровые климатические условия, изнурительная борьба за выживание, тяжелый труд требовали большой выносливости и оптимизма от горцев. И это нашло свое выражение в пословицах и поговорках карачаевцев и балкарцев: Мал, сени этинги ашамай, кесини этин ашатмаз (Животное не даст поесть своего мяса, пока не съест твоего мяса, т. е. пока не замучает); Малчы малчы болса, мал мал болмай къалмаз (Будет пастух хорошим пастухом, будет животное хорошим животным).
В пословицах и поговорках о животных высмеивается лень, неумение вести хозяйство, незнание природы и повадок животных, небрежное отношение к живности: Осал тууарчыны ийнеклери сютсюз болур, осал къойчуну кютген къою тюксюз болур (У плохого пастуха - коровы без молока, овцы - без шерсти), Аман малчы даулашыучу болур (Плохой скотовод любит спорить), Осал малчыны къайнатхан эти бишмез (У плохого пастуха мясо не сварится), Осал малчы къойгъа барса - ёлю кибик, къошха келсе - бёрю кибик(Плохой пастух идет за стадом - как труп, придет на кош - как волк), Осал малчы кюн тийгинчи уянмаз, уянса да, къобуб малын джаялмаз (Плохой пастух до восхода солнца не проснется, а если и проснется, не может встать и вывести скот пастись).
Многие пословицы и поговорки направлены против праздности, безделия, лени, неумения трудиться: Ийнек сауа билмегеннге арбаз къынгыр кёрюнюр (Тому, кто не умеет доить коров, двор кажется неровным), Иши болмагъан итлени суугъа элтир (Не имеющий дела ведет к водопою собак), Аман къойчу къойларын бёрюге къырдырыр (Овец плохого пастуха волк задерет). Умеющий же хорошо трудиться получает соответствующую оценку, восхваляются его расторопность, умение, знания: Иги малчыны тёрт кёзю болур (У хорошего чабана четыре глаза), Иги джылкъычыны миннген аты бек чабар (У хорошего табунщика конь скачет быстрей).
Отсутствие чувства