Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:11, доклад
По утверждениям тех же карачаевцев, они пришли на свою нынешнюю территорию из Маджа-ра еще до того, как черкесы пришли в Кабарду. Свое название они производят от Карачая, их вождя, при котором они обосновались на берегах Кубани.
Скотоводство являлось основным источником богатства Карачая и Балкарии, скот одевал и кормил балкарцев и карачаевцев.
Обилие и разнообразие животного мира Балкарии и Карачая способствовали развитию охоты, которая была существенным подспорьем в экономике карачаевцев и балкарцев. Археологические находки говорят, что объектом охоты для них были медведи, волки, лисы, зайцы, олени, кабаны, горные козы - туры и мн. др.
Хороший охотник всегда считался человеком
достойным и уважаемым в
В честь Абсаты балкарцы и карачаевцы устанавливали различные изображения - стелы из камня, другого материала. Одно из таких изображений в виде 4-х метровой каменной стелы в форме дикого животного было найдено археологами в 1959 году в дремучем лесу Чегемского ущелья. Ныне остатки этой стелы стоят во дворе Краеведческого музея в г. Нальчике.
Перед отправкой на охоту балкарцы и карачаевцы приносили жертву Абсаты, оставляли ему по одной стреле или пуле, а после удачной охоты ему выделяли определенную долю дичи.
ДОМАШНИЕ ПРОМЫСЛЫ И ТОРГОВЛЯ
Как и перечисленные виды деятельности, домашние промыслы и торговля играли важную роль в системе экономики Карачая и Балкарии. Поскольку это были высокогорные области, здесь издавна получило широкое развитие горнорудное дело. Предки балкарцев и карачаевцев, а затем и они сами научились добывать и обрабатывать горные руды. Обо всем этом красноречиво говорят многие археологические находки медных, бронзовых, железных, свинцовых, серебряных, золотых изделий. Этот факт подтверждают и многочисленные места древних выработок меди, железа, свинца и серебра у сел. Карт-Джурт, Верхний Чегем, Верхняя Балкария, Верхний Баксан и др. Следы металлических орудий: рубанка, пилы, скребков и др. - на деревянных изделиях служат таким же аргументом для определения высокого развития металлообработки.
Их горы обеспечивают им селитру и серу, - писал Клапрот, - и им не приходится для их добывания, подобно черкесам, выщелачивать подстилку овечьих стойл и загородок. Их порох мелкий и отличается особенной силой.
Всевозможные украшения: серьги, кольца, перстни, диадемы, уникальные навершия для женских шапочек - все это говорит о высоком уровне ювелирного мастерства балкарцев и карачаевцев.
Многочисленные башенные сооружения, склепы и мавзолеи свидетельствуют о высоком уровне камнерезного и строительного мастерства. Есть прямая возможность предполагать, что строительное дело в Балкарии и Карачае выделилось в отдельную отрасль ремесла.
Нет сомнения в том, что в такую же отрасль ремесла выделилось изготовление войлока - киизов, войлочных изделий, бурок, башлыков, головных уборов и т. п. По словам академика И. Гильденштадта, балкарцы все необходимое выменивали на шерсть, толстое сукно домашнего производства, войлоки, лисьи и куньи меха и т. д.
Балкарцы и карачаевцы вывозили в XIX веке на еженедельные рынки в Они и Рачу многие товары домашнего производства: войлочные ковры, сукна, башлыки, сыры, молочные и мясные продукты. О широких масштабах торговли свидетельствуют находки турецких монет у сел. Ташлы-тала, арабских монет у сел. Верхняя Балкария, Верхний Чегем, Быллым и др.
Множество находок изделий из драгоценных камней и др. говорят также о широком размахе торговой деятельности. По территории Карачая проходил, например, Великий шелковый путь из Хорезма в Византию, что также способствовало торговле. Активную торговую деятельность развернули в Карачае и генуэзские купцы.
Выведенная карачаевцами порода овец - карачаевская, прославлена высоким качеством мяса и шерсти. Эта порола овец неоднократно награждалась золотыми медалями и грамотами XIX века в Лондоне, Москве, ярмарках Новгорода и Варшавы.
Традиционная пища карачаевцев
Карачаевцы очень сдержанны, они умеренны в пище. Такое воспитание они получают с детского возраста. Особенно это заметно на торжествах. Старшие украдкой следят за парнем или девушкой, как едят за столом. Жадный к еде получает прозвище «аштапар», «аштырхан», «ашкез», «жуттай» - «обжора».
Балкарцы и карачаевцы, как и любая горская семья, имели запас всех видов продуктов для себя и особенно для гостей. Любая горская семья старалась самой лучшей пищей угостить гостя, несмотря на то, что сама могла остаться полуголодной. Поговорка гласит: «Къонакъ Тейрини конагъыды».- «Гость - от Бога».
Лучшие продукты шли на свадьбу, для приглашенных . Для ритуальных праздников также использовались самые лучшие продукты. Продуктами помогали бедным, сиротам, больным, вдовам, переселенцам.
Молоко и молочные продукты занимали доминирующее положение в пищевом рационе балкарцев и карачаевцев. К.М. Текеев пишет: «За молочными продуктами у балкарцев и карачаевцев признавалась некая магическая, сверхъестественная сила». Молоко, айран, сметана, сливки, творог, сыр, масло, тузлукъ именуются акъ аш» («белая пища», т.е. молочные продукты).
Исследователи Балкарии и Карачая в начале 20 века отмечали: «Горные пастбища с роскошнейшей растительностью сильно способствуют развитию животноводства, которые служат главным источником существования и благосостояния населения. Молочные продукты составляют главную и постоянную пищу населения и при естественных и благоприятных условиях должно бы ожидать процветания молочного хозяйства».
В пище карачаевцев и балкарцев преобладали мясо, молочные продукты, молоко натуральное, кислое, айран, сливки, сметана, сыр, масло, творог. Айран в Карачае и Балкарии являлся и является символом гостеприимства, богатства, изобилия, щедрости.
Айраном, смешав его с тертым диким чесноком тихтен, лечили от ожогов и укусов змеи. Проказу они лечили айраном, причем часто добивались определенного успеха. Горцы широко применяли айран во время лечения вывихов и поломов костей.
Каждый айран из коровьего, овечьего и козьего молока имел свои особенности и преимущества. Айран из козьего, особенно из овечьего молока, ценился гораздо выше, чем из коровьего.
Айран всех видов употребляли с любой пищей, например, с чуреком из различной муки, но чаще из кукурузной. С чуреком употребляли вприкуску, в виде тюри (бушто) с добавлением сметаны, сахара, меда. Это было любимой пищей пожилых людей и детей. Айран также употребляли с лакумами, мамалыгой, бастой, билямуком.
И.И. Аншалес указывал: «Нас встречает старуха-горянка, ни слова не говорившая по-русски. Дети принесли несколько чашек чудесного горского напитку - айрану. Вкусом похожий на кефир, айран гораздо питательнее его: он освежает, придает силу и бодрость, утоляет голод и жажду. Недаром в народных эпических сказаниях о чудесных подвигах героев - богатырей нартов, полубогов, прародителей карачаевцев - горцев, айрану отводится первое место среди яств божественного стола». Тот же автор, побывав в Балкарии, лестно отзывается об айране и гостеприимстве: «Хозяева засуетились, жаря нам шашлык. Мы с жадностью пили целебный айран, не сравнимый ни с чем на Кавказе, и, как звери, набрасывались на быстро приготовленный шашлык. Хозяева нас много потчевали, подсовывая все новые и новые куски».
И в наши дни в Балкарии и Карачае вместо воды предлагают гостю айран, который весьма утоляет жажду. Как и другие горцы, лучшую пищу предлагают гостю, а сами при этом могут остаться голодными, чтобы не опозориться и не обидеть гостя.
В прошлом балкарцы и карачаевцы в большом количестве заготавливали айран на зиму. Айран солили, заправляли толченым домашним или диким чесноком и перцем. Такой айран из цельного молока хранили в кадушках. Кадушки с соленым айраном помещали в полуподвальные помещения. Этот айран был приправой для мясных блюд и заправкой к супам.
После айрана среди молочных продуктов значительное место занимает сыр. Его готовили из козьего, овечьего, коровьего молока. По вкусовым качествам овечий сыр гораздо выше, чем сыр из коровьего молока. После овечьего сыра лучшим считался сыр из козьего молока, а затем - из коровьего. Способ приготовления сыра у балкарцев и карачаевцев тот же, что и у других тюркских народов. Для получения сыра применяли сычуг (мая). Сыр хранили в кадушке с соленой сывороткой, которую часто меняли. Ее получали из цельного или обезжиренного молока.
Сыр подавали с горячим чуреком, кашей, мамалыгой, лакумами. Ни одно застолье не обходилось без сыра.
Когда ребенок делал первые робкие шаги, между его ног прокатывали копченый сыр (къакъ бишлакъ тенгеретиу), чтобы он быстрее начал ходить. Чтобы проливные дожди прекратились, копченый сыр вешали на ветку почитаемого дерева.
Во время пахоты на рога рабочих волов вешали копченые сыры, чтобы не было дождя. А когда проводили посев зерновых культур, на шесте устанавливали копченый сыр, чтобы не было дождя. В конце посева смельчаки поднимались до вершины шеста и забирали сыр, который отдавали, чтобы испечь большой обрядовый пирог с картошкой.
В обрядовых играх Озай, Гюппе, Шартман участникам наравне с другими продуктами давали сыр.
Творог в пищевом
рационе у балкарцев и
Престижный, так сказать, творог карачаевцы и балкарцы изготовляли из цельного молока: коровьего, козьего или овечьего. Для этого немного подогретое молоко заквашивали небольшим количеством айрана. Все остальное происходило как при приготовлении хуппеги бишлякъ. Такой творог карачаевцы и балкарцы заготавливали и впрок и хранили еще в бурдюках (гыбыт).
Одним из известных традиционных блюд в карачаево-балкарской кухне является – хычин: картоф хычин - пирог с картофельным пюре и маслом, жуммакъ хычин - пирог с картофелем, сыром и маслом ,дугъума хычин - пирог из свежих листьев мяты, сыра и масла, чюгюндюр хычин - пирог из свежих листьев столовой свеклы, сыра и масла, федугу хычин - пирог из свежих листьев белой мари, сыра и масла, лыбыта хычин - пирог из свежих листьев лебеды, сыра и масла, мурса хычин - пирог из свежих листьев крапивы, сыра и масла, кърым хычин - пирог сдобный с начинкой из яиц, риса , изюма и масла, бишлакъ хычин - пирог с начинкой сыра и масла, эт хычин - пирог с начинкой из чистого мясного фарша и масла, жауда бишген хычин - пирог, печенный на масле, хумжу хычин - пирог из свежего сыра, сметаны и масла, ындыр хычин - пирог из фарша печени, легких, сердца, мяса и масла, хычауман хычин - пирог большой из сыра, картофеля, сметаны, масла с ямочкой в середине и крестом в честь Золотого Хардара, когда начинали пахоту, оракъ хычин - пирог из теста, смешанной муки пшеничной, ячменной, ржаной, кукурузной, с начинкой из сыра, сметаны и масла в честь жнецов, ынгырдыкъ хычин - пирог с творогом, сыром, сметаной и маслом, шекер хычин - пирог с начинкой сахара и сметаны в честь первого шага ребенка и роженицы, хобуста хычин - пирог с начинкой из капусты.
Женская одежда сохранила элементы костюма аланского периода. К ним относится, например, наличие металлических венчиков, украшенных штампованным, точечным, геометрическим орнаментом, которые пришивались к головному убору. Этот убор представлял собой высокую, остроугольную, тканую шапочку, на верхушку которой нашивались металлические, покрытые узором, навершия (иногда с шариком на макушке). Следует отметить, что в Карачае украшавшие эти шапочки и, очевидно, одежду бронзовые и серебряные пластины, а также навершия для шапочек и венчики, покрывались штампованным пунсонным узором, характерным для алан раннего Средневековья. Платье средневековой карачаевки украшалось нагрудными серебряными пряжками и пуговицами, пришивавшимися в два ряда к ткани. Средневековые традиции сохранялись вплоть до XIX в. В особенности это касается головного убора. Праздничные платья девушек изготовлялись из бархата или шёлка темно-красного, реже — синего и зелёного цветов. Они украшались золотым шитьём и галунами. Также богато украшались шапочки (окъа бёрк). Неотъемлемой частью женского костюма был пояс (кямар), представлявший собой подлинное произведение ювелирного искусства.
Мужская одежда более схожа с одеждой других горских народов Северного Кавказа:
-Туникообразная нательная рубашка.
-Бешмет (кёлек, къаптал) из ткани чёрного, белого, иногда (праздничные) ярких цветов — ярко-синий, оранжевый, полосатый. В повседневной жизни бешмет носили без чекменя.
-Чекмень от карачаево-балкарского слова «чепкен», что обозначает и сукно домотканное, и верхнюю мужскую одежду из этого сукна, более позднее название «черкеска», как правило, была выходной и праздничной одеждой. ---Пояс (белибаў) представлял собой узкий кожаный ремень с серебряными бляшками и подвесками из кожи, с серебряными же наконечниками. Это был обязательный атрибут мужского костюма. Он надевался на чекмень, если мужчина был без неё — на бешмет.
-Штаны (кёнчек) имели прямые, неширокие, слегка суженные книзу штанины, с большим ромбовидным клином (ау) между ними. Ширина клина доходила иногда до 80-90 см.
-Поверх штанов одевались ноговицы (ышым), доходившие до колен и выше. Под коленями ноговицы завязывались кожаными ремешками (ышым бау).
-Чабыры — обувь из сыромятной кожи, изготовлявшиеся из одного куска кожи со швом сзади. Доходили до лодыжек, где закреплялись ремешком. Надевались на босу ногу, в них подкладывали особую солому. Зимой носили войлочную обувь (уюкъ). Чабыры, как и уюкъ, носили и женщины.
-Головной убор был схож с головным убором других горцев. Карачаевцы носили меховые шапки-папахи (тери бёрк) и войлочные шапочки, шляпы (кийиз бёрк, кийиз къалпакъ). Праздничным головным убором мужчин считалась высокая каракулевая шапка (бухар бёрк), перешедшая к казакам под названием кубанка.