Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:11, доклад
По утверждениям тех же карачаевцев, они пришли на свою нынешнюю территорию из Маджа-ра еще до того, как черкесы пришли в Кабарду. Свое название они производят от Карачая, их вождя, при котором они обосновались на берегах Кубани.
Некоторые пословицы и поговорки содержат в себе конкретные практические советы: Джюз атынг болса да, тик энишге минме, бир атынг болса да, тик ёргеде тюшме (Если имеешь даже сто лошадей, не садись, направляясь по склону вниз, если имеешь даже одну лошадь, не слезай, направляясь вверх), Къойну сатсанг, джел кюн сат (Продаешь овцу - продай в ветреный день), Айюден къачсанг, кёнделен къач (Убегай от медведя наискосок). Пословицы и поговорки всегда были эффективным средством воспитания. Образные, легко запоминающиеся, они всегда несли в себе большой этический и эстетический заряд: Атны игиси - чарсда (Лучший из коней - на скачках), гласит пословица о социальной активности достойного человека, о его гордости и достоинстве.
Карачаевцы и балкарцы, их предки
всегда с большим презрением относились
к хвастовству, невоздержанности, к
попыткам демонстрировать грубую силу,
к безответственности и безрассудству:
Джукълагъан асланны уятма(Спящего льва
не буди), Орнундан чыкъгъан итни бёрю
ашар(Собаку, не знающую своего места,
задерет волк), Джукълайды деб, джыланны
башын басма (Не наступай на голову змеи,
думая, что она спит), Оюмсуз айланнган
агъазны башы хунада къалыр (Голова ласки,
шныряющей безрассудно, останется меж
камней забора) .
Некоторые пословицы содержат в себе представления народа о гордости и чувстве собственного достоинства: Ит ийисгеген сууну аслан ичмез (Воду, которую нюхала собака, лев не станет пить), Аслан ач да тюлкю токъ (Лев голоден, да лиса сыта).
Несмотря на тяжелые условия
жизни, горцы всегда отличались оптимизмом,
глубокой верой в добро и
В горах особенно важное значение имели дружба, товарищество, умение делить радости и горести соплеменников, умение уживаться. Пословицы подвергают резкой критике неуживчивость, эгоизм, индивидуализм: Эки макъа бир джалпакъгъа сыйынмаз (Две лягушки на одном плоскогорье не умещаются), Эшикли чычхан юйлю чычханны къыстай эди (Дворовая мышь выгоняла домашнюю мышь, т е. выпроваживала из дома). В пословице: Ит биченнге джата эди да кеси ди ашамай эди, малгъа да ашатмай эди (Собака ложилась на сено и сама не ела, и скотине есть не давала) говорится о жадности и эгоизме.
Биджиев Хасан Якубович
Родился в
Пахта-Аральском районе Южно-Казахстанской
области 3 декабря 1950 года. Он окончил сначала
актерский факультет Тбилисского театрального
института имени Ш. Руставели. С 1972 по 1984
год - работал актером Карачаевского драматического
театра.
В 1984 году поступил
на режиссерский факультет ГИТИСа им.
Луначарского. Закончив его с отличием,
с 1989 года работает главным режиссером
национального драматического театра.
Внес значительный вклад в развитие карачаевского
театра. В 2002 году стал директором Русского
театра КЧР. Открыл актерскую студию при
училище искусств и культуры, где работал
руководителем курса. Многие выпускники
его курса - такие, как Энвер Дотдуев, Фатима
Токова, Аладдин Хубиев - связали свою
жизнь со сценой.
Будучи актером,
Биджиев сыграл около сорока ролей, в том
числе в пьесах классиков У. Шекспира,
Лопе де Вега, Мольера, А. Чехова, Н.Островского,
а также в пьесах местных авторов - Б. Биджиева,
Б. Аппаева, С.Бабоева, М. Батчаева, Ш.Алиева
и других. Биджиев является также автором
переводов пьес на карачаевский язык.
Алиев Исмаил Ибрагимович- профессор Московского института коммунального хозяйства и строительства и одновременно - руководитель научного направления одной из московских фирм в области разработки и создания принципиально новых источников энергии и светодиодных технологий; автор около 250 научных работ и изобретений в области электротехники, а также этнологии, экономики, права, филологии из которых 27 книг, в том числе - монографий и учебников для студентов вузов с грифом Минобразования РФ. Автор переводов на карачаевский и русский языки произведений Омара Хайяма. «Радио России» признало Исмаила Ибрагимовича «Человеком 1992 года» в сфере межнациональных отношений.
Эркенов Хусейн Салаватович- советский и российский режиссёр, сценарист, продюсер. Член Союза кинематографистов России. Член Гильдии кинорежиссёров России. Лаурет премии «Серебряный Медведь», МКФ в г. Бильбао, Испания (фильм «Колька»). Снял такие культовые фильмы как: «Сто дней до приказа», "Не стреляйте в пассажира!». Фильм о департации карачаевского народа "Холод"
Байрамуков Ислам Ильясович- родился Джамбульской области. Этнический карачаевец.
Окончил Республиканское училище олимпийского резерва; Казахский государственный институт физической культуры (1993), преподаватель физической культуры и спорта. С 1993 года – спортсмен-инструктор РГКП «Дирекция штатных национальных команд и спортивного резерва». С 2010 года по настоящее время – советник президента Федерации борьбы РК по вольной борьбе.Участник трех Олимпиад (1996, 2000, 2004). Серебряный призер Олимпийских игр в Сиднее (2000); бронзовый призер XII Азиатских игр (Хиросима); чемпион Азии (Гьюлин, 2000); чемпион Центральноазиатских игр (1995).Заслуженный мастер спорта РК по вольной борьбе (2000). Награжден орденом «Парасат» (2000).
Текеев, Алимурат Абуюсуфович — доктор медицинских наук, профессор, Лауреат международной премии и трёх золотых медалей ООН, заслуженный врач России, трижды лауреат международных научных конкурсов. Автор ряда патентов на изобретения, в том числе: «Способ производства кисломолочного напитка „Айран карачаевский“», «Способ производства кефира (гыпы-айран)». Награждён международной премией ООН и золотой медалью «За выдающиеся заслуги в области информатизации мирового сообщества».
РЕКОМЕНДУЕМАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Алексеева Е. П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкессии.
Москва. 1973.
2.Алексеева Е. П. Карачаевцы и балкарцы — древний народ Кавказа.
Москва. 1993.
3.Батчаев В. М. Из истории традиционной культуры балкарцев и
карачаевцев. Нальчик. 1987.
4.Виноградов В. Б. Краткий очерк истории освоения людьми горных районов Приэльбрусья // Природопользование Приэльбрусья. Москва. 1992. С. 5—14.
5.Виноградов В. Б. Л. Н. Толстой о карачаевцах и балкарцах// Минги-Тау. Нальчик. 1987, № 1. С. 117—128.
6.Лавров Л. И. Карачай и Балкария в 30-х годах XIX в// Кавказский этнографический сборник. Вып. IV. Москва. 1969.
7.Лайпанов К. Т., Мизиев И. М. О происхождении тюркских народов. Черкесск. 1993.
8.Мизиев И. М. Балкарцы и карачаевцы в памятниках истории. Нальчик. 1987.
9.Мизиев И. М. Очерк истории и культуры Балкарца и Ка-рачая XIII—XVIII вв. Нальчик. 1991.
10.Очерки истории Карачаево-Черкесии. Т. I. Ставрополь 1967.
11.Очерки истории Ставропольского края. Т. I. Ставрополь 1986.
12.Сысоев В. М. Карачай в географическом, бытовом и историческом отношении //Сборник материалов по описанию местностей и племен Кавказа. Вып. 43. Тифлис. 1913.
13.Шаманов И. Народный календарь карачаевцев//Советская этнография. Москва. 1971. № 5.