Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 12:11, курсовая работа
Кавказские Минеральные Воды (Карминовый, КМВ)— группа курортов федерального значения в Ставропольском крае; особо охраняемый эколог-курортный регион Российской Федерации, имеющий координирующую администрацию. Непосредственное государственное управление этим регионом возложено на администрацию Кавказских Минеральных Вод, руководитель которой назначается президентом Российской Федерации по представлению губернатора Ставропольского края.
Реализация инерционного сценария приведет к следующему изменению социально-экономических показателей:
доля региона в валовом внутреннем продукте Российской Федерации увеличится с 2,1 процента в 2008 году до 2,5 процента к 2025 году;
темп роста валового регионального продукта Северо-Кавказского федерального округа составит 5,7 процента в год в период с 2008 по 2025 годы;
валовой внутренний продукт на душу населения в Северо-Кавказском федеральном округе увеличится с 79 тыс. рублей на человека в 2008 году до 133 тыс. рублей к 2025 году;
средняя номинальная начисленная заработная плата вырастет с 9,6 тыс. рублей до 14 тыс. рублей в месяц к 2025 году;
снижение уровня безработицы составит с 16 до 14 процентов;
доходы консолидированного бюджета на душу населения возрастут с 5,1 тыс. рублей на человека в 2008 году до 14,6 тыс. рублей на человека;
темп роста общего объема промышленного производства составит 7,3 процента в год в период с 2008 по 2025 годы;
В случае реализации инерционного сценария значимых изменений в структуре экономики, а также улучшения качества жизни и развития малого бизнеса не произойдет, в то же время:
доля населения с
денежными доходами ниже прожиточного
минимума в численности всего
населения Северо-Кавказского
12,6 процента в 2025 году;
обеспеченность населения фиксированной телефонной связью возрастет c 1042 тыс. номеров абонентов в 2008 году до 2630 тыс. номеров в 2025 году;
обеспеченность населения мобильной телефонной связью возрастет c 9038 тыс. номеров абонентов в 2008 году до 17785 тыс. абонентов в 2025 году.
Реализация инерционного сценария приведет к росту спроса на электроэнергию в Северо-Кавказском федеральном округе до
43 млрд. кВт.ч к 2025 году (по сравнению с 24 млрд. кВт.ч в 2008 году).
Для реализации инерционного сценария целесообразно повысить к 2025 году значение показателя плотности автомобильных дорог с твердым покрытием до 292,6 километра на 1000 кв. километров территории (277,6 километра в 2008 году).
3. Описание базового сценария развития
Северо-Кавказского
Предполагается, что при базовом сценарии проблемы обеспечения безопасности могут быть решены в течение ближайших 5 - 10 лет, что будет существенно сдерживать развитие одной из наиболее привлекательных отраслей экономики - туризма, а также ограничивать приток частных инвестиций в другие сектора. В данной ситуации приоритетное внимание будет уделено развитию агропромышленного, металлургического и топливно-энергетического комплекса, а также таким смежным отраслям экономики, как химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, машиностроение. Основной акцент будет сделан на улучшение инвестиционного климата для крупных корпораций и развитие инфраструктурных проектов с преобладающей долей государственного финансирования, а также на реализацию масштабных программ по поддержке малого и среднего бизнеса.
Основными параметрами базового сценария являются:
технологическая модернизация
и повышение
реализация транзитного
потенциала Северо-Кавказского
достижение целевых значений всех федеральных целевых программ, действующих на территории Северо-Кавказского федерального округа;
развитие на уровне планируемых показателей туристического кластера в Ставропольском крае;
постепенное снижение межэтнической
напряженности и
Среднегодовой темп роста валового регионального продукта Северо-Кавказского федерального округа в базовом сценарии составит 6,7 процента, темп роста объемов промышленного производства - 8,7 процента в год в период с 2010 по 2025 годы.
Реализация базового
сценария приведет к следующему изменению
основных социально-экономических
показателей субъектов
валовой региональный продукт увеличится с 79 до 172 тыс. рублей на душу населения;
средняя номинальная начисленная заработная плата вырастет
с 9,6 до 18,6 тыс. рублей в месяц;
уровень официальной безработицы снизится с 16 до 9 процентов;
доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума сократится с 16,5 до 10,9 процента;
доходы консолидированного бюджета на душу населения возрастут с 5,1 до 17,5 тыс. рублей на человека;
В рамках базового сценария также предполагается следующее улучшение показателей качества жизни к 2025 году по сравнению с показателями 2008 года:
обеспеченность жильем вырастет с 17,1 до 20 кв. метров на душу населения;
обеспеченность больничными кой
обеспеченность амбулаторно-
обеспеченность высшим медицинским персоналом увеличится с 41 до 43 врачей на 10 тыс. человек;
обеспеченность средним медицинским персоналом увеличится
с 87 до 90 сотрудников на 10 тыс. человек;
обеспеченность населения фиксированной телефонной связью возрастет c 1042 тыс. до 3131 тыс. номеров абонентов;
обеспеченность населения мобильной телефонной связью возрастет
c 9038 до 21173 тыс. номеров абонентов.
Развитие малого и среднего бизнеса в рамках базового сценария характеризуется:
увеличением количества малых и средних предприятий с 3,4 в 2008 году до 17 единиц на 1 тыс. человек к 2025 году;
увеличением численности занятых на малых и средних предприятиях с 317 до 990 тыс. человек (23 процента общей численности занятых) к 2025 году;
достижением доли валового регионального продукта, созданного на предприятиях малого и среднего бизнеса, до 25 - 35 процентов к 2025 году.
Реализация базового сценария также приведет к росту спроса на электроэнергию в округе почти до 60 млрд. кВт.ч к 2025 году (по сравнению с 24 млрд. кВт.ч в 2008 году).
4. Описание оптимального сценария развития
Северо-Кавказского федеральног
Оптимальный сценарий, предполагающий полную реализацию заявленных в Стратегии целей и мероприятий, характеризуется следующими параметрами:
динамичное развитие туристического комплекса;
значительное сокращение разрывов по производительности в ключевых секторах экономики Северо-Кавказского федерального округа;
глубокая модернизация социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающая значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов качества жизни населения;
создание новых центров экономического развития, преодоление отставания депрессивных регионов;
активная интеграция в российский и мировой рынок;
существенное улучшение
инвестиционного климата, в том
числе для иностранных
опережающее развитие транспортной
системы Северо-Кавказского
стабилизация общественно-
Среднегодовой темп роста валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, по этому сценарию составит 7,7 процента в год, промышленного производства - 10,1 процента в год в период с 2010 по 2025 годы.
Реализация оптимального
сценария приведет к следующим изменениям
социально-экономических
валовой региональный продукт увеличится с 79 до 219 тыс. рублей на душу населения;
средняя номинальная начисленная заработная плата вырастет
с 9,6 до 23,8 тыс. рублей в месяц;
будет создано не менее 400 тыс. новых рабочих мест, и, как следствие, уровень официальной безработицы снизится с 16 до 5 процентов;
доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума сократится с 16,5 до 9,2 процента;
доходы консолидированного бюджета на душу населения возрастут с 5,1 до 20,4 тыс. рублей на человека;
доля социальных отраслей в структуре экономики снизится с 22 до 17 процентов, в том числе за счет роста доли обрабатывающих производств, строительства и туризма с 21 до 28 процентов.
В рамках оптимального сценария также предполагается следующее улучшение показателей качества жизни к 2025 году:
обеспеченность жильем вырастет с 17,1 до 24,4 кв. метра на душу населения;
обеспеченность больничными койками увеличится с 79 до 81 единицы на 10 тыс. человек;
обеспеченность амбулаторно-
обеспеченность высшим медицинским персоналом увеличится
с 41 до 44 врачей на 10 тыс. человек;
обеспеченность средним медицинским персоналом увеличится
с 87 до 94 сотрудников на 10 тыс. человек;
дефицит мест в детских
дошкольных учреждениях будет
обеспеченность населения фиксированной телефонной связью возрастет c 1042 до 3632 тыс. номеров абонентов;
обеспеченность населения мобильной телефонной связью возрастет c 9038 до 24560 тыс. номеров абонентов.
Развитие малого и среднего бизнеса в рамках оптимального сценария характеризуется:
увеличением количества малых и средних предприятий с 3,4 до 17 единиц на 1 тыс. человек к 2025 году;
увеличением численности занятых на малых и средних предприятиях с 317 до 990 тыс. человек (23 процента общей численности занятых) к 2025 году;
достижением доли выпуска продукции малых и средних предприятий до 25 - 35 процентов валового регионального продукта к 2025 году.
Реализация оптимального сценария также приведет к росту спроса на электроэнергию в округе почти до 70 млрд. кВт?ч к 2025 году (по сравнению с 24 млрд. кВт?ч в 2008 году).
IV. Механизм реализации оптимального сценария развития
Северо-Кавказского
Реализация Стратегии будет осуществляться в 2 этапа. На первом этапе, который предполагается к реализации в 2010 - 2012 годах, будут созданы необходимые условия для будущего развития Северо-Кавказского федерального округа (разработаны необходимые государственные программы и инвестиционные стимулы, законодательная база, проработана организация управления развитием округа), а также запущены наиболее значимые инвестиционные проекты и определены новые инвестиционные возможности. Основными приоритетами в рамках этого этапа являются:
поддержка реализации наиболее приоритетных проектов;
улучшение инвестиционного климата (финансовые стимулы, законодательная база и др.);
разработка новых
создание и организация функционирования институтов развития;
реализация комплекса мер по проработке новых инвестиционных проектов в соответствии с приоритетами, обозначенными в Стратегии.
В рамках второго этапа реализации Стратегии на базе созданных инструментов и механизмов планируется осуществить:
активное привлечение частных инвестиций в модернизацию существующих производств и создание новых рабочих мест;
реализацию отобранных инвестиционных проектов;
масштабное развитие социальной сферы (жилищная программа, развитие инфраструктуры здравоохранения и образования).
1. Основные направления и проекты развития экономики и социальной сферы
В результате реализации Стратегии Северо-Кавказский федеральный округ будет являться:
ведущим центром лечебно-
крупным поставщиком экологически чистых продуктов питания;
развитым транспортным узлом, связывающим Россию со странами Средиземноморья и Закавказья;
привлекательной территорией для постоянного проживания.
Целевыми показателями социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на 2025 год являются:
нижение безработицы до 5 процентов путем активного создания новых рабочих мест (более 400 тыс. рабочих мест);
обеспечение высоких среднегодовых темпов роста экономики(8 - 10 процентов);
диверсификация экономики (увеличение вклада агропромышленного комплекса, промышленности, туризма и строительства в экономику с 39 до 47 процентов);
рост доходов населения (увеличение средней заработной платы до 23,8 тыс. рублей в год);
повышение бюджетной обеспеченности (до 48 тыс. рублей на душу населения);
снижение нагрузки на федеральный бюджет (снижение доли дотаций в доходах бюджетов с 66 до 43 процентов).
Целевыми показателями, характеризующими улучшение качества жизни населения, являются:
снижение смертности, в том числе материнской и младенческой;
развитие кадрового потенциала;
повышение удовлетворенности населения жилищными условиями, возможностями для досуга и самореализации, уровнем безопасности;
создание благоприятной экологической обстановки.
В рамках решения задачи
по повышению эффективности
сокращение масштабов коррупции;
повышение эффективности
государственных расходов на территории
субъектов Российской Федерации, входящих
в состав Северо-Кавказского
При этом в целях минимизации затрат на построение системы государственного управления - электронного правительства в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, а также развития системы безналичных расчетов в регионе необходимо разработать комплексную программу "Универсальная электронная карта жителя Северо-Кавказского федерального округа" с объединением проектов "Социальная карта", "Электронное правительство" и "Безопасная Россия" в рамках единой программы, реализуемой на территории Северо-Кавказского федерального округа, определяющей единые подходы по бюджетированию, технологическим решениям и перечню предоставляемых услуг. Это позволит не только снизить финансовые затраты, но и обеспечить интеграцию субъектов Российской Федерации внутри Северо-Кавказского федерального округа.