Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 15:09, контрольная работа
В конце I-'начале II тысячелетия н.э. финно-угорское население лесной зоны Восточной Европы переживало этапы разложения общинно-родовых и становления раннеклассовых отношений, формирования этносоциальных объединений. Эти процессы совпали с возраставшим культурнй-зкокомическим влиянием Древнерусского государства и Волжской Булгарии. Западные и северные регионы раньше других оказались в орбите славянского воздействия. Несмотря на разнообразие Форм и различную степень интенсивности его проявления, в целом развернувшаяся славянская колонизация деформировала традиционные структура и помешала завершению процесса формирования многих средневековых народностей, подвергшихся полной или частичной ассимиляции.
Введение. 3
Глава 1. Камско-Вятский регион в III-V вв. 8
Глава 2. ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ В ПРИКАМЬЕ В ЭПОХУ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ. 15
ХАРИНСКАЯ. КУЛЬТУРА 23
РОДАНОВСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (9-15 вв. н. э.). 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 31
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт права, социального управления и безопасности
Кафедра философии и социологии права
Направление подготовки 034700 – «Документоведение и архивоведение»
(СТЕПЕНЬ БАКАЛАВР)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Регионоведенье»
на тему: «Население Удмуртии в эпоху средневековья (III-XIII вв.)»
Работу выполнил(а):
студент А.Е.Шубин _____________________(подпись)
Проверил:
Ижевск – 2013 г.
Содержание.
Ведение.
Актуальность темы.
В конце I-'начале II тысячелетия н.э. финно-угорское население лесной зоны Восточной Европы переживало этапы разложения общинно-родовых и становления раннеклассовых отношений, формирования этносоциальных объединений. Эти процессы совпали с возраставшим культурнй-зкокомическим влиянием Древнерусского государства и Волжской Булгарии. Западные и северные регионы раньше других оказались в орбите славянского воздействия. Несмотря на разнообразие Форм и различную степень интенсивности его проявления, в целом развернувшаяся славянская колонизация деформировала традиционные структура и помешала завершению процесса формирования многих средневековых народностей, подвергшихся полной или частичной ассимиляции.
Финно-угорское население Прикамья оказалось в сфере влияния Вольской Булгарки и в меньшей степени - Древнерусского государства. Но в этих условиях его относительная самостоятельность продолжалась более длительный период, включавший XII-XIII вв. В бассейне р. Чепцы и Верхней Камы в этот период наблюдается высокая концентрация археологических памятников, материалы которых свидетельствуют о формировании здесь этносоциальных образований северных удмуртов и коми-пермяков с достаточно выраженными этноопределяхирми признаками в культуре без заметных иноэткичных включений. Более того, период IX-XIII вв: явился временем интенсивного социально-экономического развития и наивысшего расцвета их культуры. В ней выявляется истоки многих явлений, которые сохранились и "получили развитие в поздней культуре удмуртов и коми-пермяков и таких, который безвозвратно исчезли, когда эти народы оказались в социально-политической структуре Русского государства. Поэтому комплексное исследование одной из этносоциальных общностей средневековья а условиях воздействия тюркских и славянских традиций накануне присоединения к России представляется актуальным не только для выявления особенностей формирования самого народа, но и в значительной степени дополняет общую этнокультурную ситуацию в Волго-Камье.
Цели и задачи.
Основная цель работы заключается в обобщении материалов бассейна р. Чепцы, население которого. большинством исследователей." идентифицируется как прямые предки северных удмуртов, в максимально полной реконструкции модели формирования этносоциальной общности эпохи средневековья, выявление общих тенденций в характере протекавших процессов и локальных особенностей на широком фоне лесной зоны Восточной Европы. Территориальные рамки Соответствуют ареалу наибольшего сосредоточения памятников в среднем течении р. Чепцы.
Хронологические рамки охватывают в основном 1Х-ХШ-вв., но привлекаются материалы как предшествующего периода второй половины I тысячелетия н.э., так и данные более поздней эпохи ХУ1-Х1Х вв.
В-задачи исследования входят:
• 1) Изучение географии расселения удмуртов в эпоху средневе-ковья, этапов формирования этнической территории, определение значения археологических памятников бассейна р.Чепцы для историко-культурных реконструкций.
2) Выявление этнокультурных особенностей чепецких памятников и характера связей с поздней культурой удмуртов.
3) реконструкция хозяйственно-
Источники исследования.
Основными источниками послужили
археологические материалы
V - III: давших качественно ноше фонды источников, позволивших раскрыть не только различные стороны культуры и быта средневековых удмуртов, но и в определенной степени конкретное содержание динамики социально-экономических процессов, нашедших отражение как в производственной сфере, так и в формировании структуры самого поселения. Не менее значительны, и результаты исследований могильников, позволив: их внести коррективы в периодизацию памятников, послуживших основой для реализации поставленных задач.
Привлекаемый круг аналогий охватывает древности Прикамья, Приуралья. Среднего Поволжья. Северной Руси. В работе широко, использовались результаты специальных анализов, выполненных в различных лабораториях. Остеологические материалы изучались:
A.Г.Петренко и О.Г.Богаткиной (г.Казань), агроэтноботанические -
B.В.Туганаевым и Т.П.Ефимовой (Удмуртский университет, г.Ижевск), металлографические анализы широкого ассортимента кузнечного ремесла - В.И4Завьяловым (ИА РАН, г.Москва
Наряду с археологическими широко используются этнографические, фольклорные, топонимические, лингвистические материалы, позволяющие конкретизировать и дополнить некоторые аспекты исследований, недостаточно обеспеченные археологическими фондами.
Научная новизна работы.
Работа представляет собой
обобщение огромного фонда
Практическая значимость работы.
Результаты исследования и выводы, изложенные в настоящей работе, использованы в научно-популярных и обобщающих трудах по истории и культуре удмуртов, в готовящихся к изданию энциклопедии "Удмурты", "Исторической энциклопедии Урала", коллективной монографии "Восточные финны в эпоху средневековья", впоследствии могут найти отражение и в других обобщающих трудах по удмуртской и финно-угорской археологии. Сведения, предстазленные в каталоге, используются при учете и паспортизации- археологических памятников Удмуртской Республики.
Научные разработки явились основой для подготовки научной концепции и художественного проекта создаваемого музея-заповедника "Городище Иднакар", экспозиции и фонды которого составят обширные коллекции, собранные в результате многолетних планомерных исследований этого уникального памятника.
Апробация работы.
Основные проявления работы изложены в монографии, научно-популярных книгах, учебном пособии, серии статей, информации общим объемом около 100 авт. л. Результаты исследований докладывались на Международных конгрессах фикно-угроведов (Сыктывкар, 1985, Дебре-цен, 1990, Ювясколе, 1995),. на Меадународном конгрессе "История финио-угрика" (Оулу, 1993), всесоюзных финно-угорских конференциях, Уральских археологических совещаниях, региональных симпозиумах. Материалы и выводы использовались в обобщающих монографиях: "Археология СССР", "История Урала с древнейших времен до 1861 г." при чтении автором курсов лекций по древней истории и культуре удмуртов в Удмуртском государственном университете и Глазовском педагогическом институте.
Структура работы
Работа состоит из введения, четырех глав и заключения. В приложение вынесены каталог археологических . памятников бассейна р.Чепцы конца 1Х-Х1II вв., таблицы, систематизирующие сведения о средневековых городищах, погребальных памятниках и находках монет в регионе, степени их изученности,' сводные таблицы распределения различных категорий инвентаря к других материалов по памятникам и в культурном слое городища Иднакар. В отдельной таблице приведены краткие сведения по наиболее крупным укрепленным поселениям средневековых финноугров.
Глава 1. Камско-Вятский регион в III-V вв.
Особый исторический период,
завершающий эпоху раннего
Этнокультура ситуация в Прикамье на рубеже эр и в первые века н.э. в целом была относительно стабильная, со сложившейся к этому времени системой расселения достаточно однородных в этническом отношении древнепермских групп населения. Их принято объединять в две культурно-исторические (или этнокультурные) общности – пьяноборскую и гляденовскую. В рамках этих общностей на территории Камско-Вятского региона выделяют ряд родственных археологических культур начала I тыс. нашей эры: пьяноборскую (чегадинскую) культуру в Среднем (Удмуртском) Прикамье, низовья рек Белой и Ика, кара-абрызкую – в среднем правобережье Белой, осинскую или красноярскую – на средней (у г.Оса) Каме и ее притоке Тулве, гляденовскую в Среднем (Перском) и Верхнем Прикамье, худяковскую – на Вятке1. Все они восходят тем или иным вариантам ананьинской культурно - исторической общности I тыс. до н. э.
В отношении археологических памятников III-V вв. существуют несколько различающих между собой научных концепций. Так, еще с конца 19 – начала 20 в. Было принято все археологические памятники послеананьинского времени объединять в рамках единой для Прикамья пьяноборской культуры. Получило распространение понятия «пьяноборская эпоха» для обозначении времени с конца 1 тыс. до н.э. по середину 1 тыс. н.э.
В отношении археологических памятников 3 - 5 вв. существуют несколько различающих между собой научных концепций. Так, еще с конца 19 – начала 20 в. было принято все археологические памятники послеананинского времени в рамках единой для Прикамья пьяноборской культуры. Получило распространение понятие «пьяноборская эпоха» для обозначения времени с конца 1 тыс. до н.э. по середину 1 тыс. н.э.2Последующие исследования позволили выделить самобытные архиологические культуры в Верхнем прикамье (гляденовская культура) и на р. Белой (кара-абызкая культура).
Позднее В.Ф.Генингом было предположено собственно пьяноборскую культурубщности населения переименовать в чегадинскую, а понятин «пьяноборская» сохранить для названия этнически родственной культурно – исторической общности населения Прикамья, в рамках которой им выделены чегадинская, кара-абызкая, осинская и кгляденовская культуры. Пьяноборская эпоха 3 в. до н.э. – 2 в н. э., а последующие 3-5 вв. определенны в качестве особого исторического периода, в рамках которого выделены самостоятельные археологические культуры: азелинская в Волго-Вятском междуречье, мазуинская – на территории Среднего Прикамья, гаревская в Верхнем Прикамье.3
В отношении архиологических материалов Прикамья 3-5 вв. к настоящему времени сформировались два основных подхода: либо они включаются в поздние этапы культур пьяноборской общности, либо выделяются самостоятельные археологические культуры: мазунинскую, азелинскую и др. Несмотря на видимую противоречивость данных концепций, по своему содержанию они, в сущности, близки, так как предполагают этнокультурное родство и преемственность населения Прикамья в рассматриваемый период. Разница в том, что в одном случае основа кладется культурное единство памятников и непрерывность их развития изменения и дифференцирующие признаки.
Итак, для периода 3-5 вв. в рамках Прикамья можно выделить четыре этнокультуры: азелинская культура; мезунинская культура; осинско – красноярская группа; гляденовская культура. При этом азелинскую, мазунинскую и красноярскую можно объединять в рамках позднепьяноборской общности, а последнюю – рассматривать как опорную для определения гляденовской общности.
Среди археологических культур 3-5 вв., сыгравших заметную роль в этногенезе удмуртского народа, наряду с вышеохарактизованной мазунинской культурой может быть выделена также азелинская.
Информация о работе Население Удмуртии в эпоху средневековья (III-XIII вв.)