Общая характеристика Западного Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:10, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявление на территории Западного Казахстана конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, возможность для удовлетворения потребностей населения Западного Казахстана и иностранных граждан в туристско-рекреационных услугах, с другой стороны, значительный вклад в социально-экономическое развитие республики за счет увеличения доходной части республиканского и местных бюджетов, притока инвестиций, создание новых рабочих мест, оздоровление населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия.
Для решения поставленной цели решались следующие задачи:
- создание благоустроенных туристско-рекреационных зон в местах традиционного отдыха туристов;
- освоение дополнительных видов туризма, не наносящих урона природным ресурсам (основные туристские маршруты Западного Казахстана.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАПАДНОГО КАЗАХСТАНА..……..………..6
1.1 Физико-географическое положение………………………………………..6 1.1.1 Животный и растительный мир……………………………………...7 1.1.2 Крупные реки и озера Западного Казахстана……………………….9 1.2 Природно-рекреационные ресурсы Западного Казахстана……….……13 1.2.1 Рекреационные зоны Западного Казахстана……………………….23 1.3 Гостиничное хозяйство и базы отдыха………………………………..…27 1.4 Транспортная инфраструктура Западного Казахстана………..…………30
2 ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И ПРИРОДНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЗАПАДНОГО КАЗАХСТАНА.......................41
2.1 Население…………………………………………………………………..41 2.2 Обычаи и быт народов Западного Казахстана…………………………...42 2.3 Архитектурные памятники………………………………………………..45 2.4 Особо охраняемые природные территории Западного Казахстана…….54 2.4.1 Устюртский заповедник……………………………………………..56
2.4.2 Основные природные и зоологические заказники………………...66
3 ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫЕ МАРШРУТЫ ПО ЗАПАДНОМУ КАЗАХСТАНУ……………………………………………………………………..72 3.1 Маршрут «800 км по реке Урал»………………………………………….74
3.2 Маршрут «Мангышлак – полуостров сокровищ»………………………..76
3.3 Велосипедный маршрут по пустыням западного Казахстана и Туркмении…………………………………………………………………………..79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…83
Список использованных источников……………………………………………..85

Файлы: 1 файл

диплом Общая характеристика западного казахстана.doc

— 597.50 Кб (Скачать файл)

Исторические факты говорят  о том, что именно там ханами Букеевской Орды, особенно ханом Жангиром, учреждались первые по-настоящему государственные институты: аппарат управления, судопроизводство, архивное дело. Деятельность ханов Букеевской Орды (проведение ежегодных весенних и осенних ярмарок, открытие русско-казахских школ, учреждение музея – одного из первых в Казахстане) способствовала подъему экономики и культуры казахского народа, взаимообогащению различных культур и, конечно же, формированию у населения основ того самого менталитета, который позже стал именоваться евразийским.

Вообще, в истории Приуралья немало таких феноменов, к которым применимы понятия «первый в Казахстане», «старейший», «лучший» и т.д. Это относится к школам и вузам, музеям, библиотекам, театрам, учреждениям здравоохранения. Причем они открывались и местной казахской верхушкой, и царской администрацией, и уральским казачеством. И зачастую в таких школах вместе учились дети разных народов. Не там ли закладывались основы той толерантности, взаимотерпимости и – более того – взаимоподдержки, которая так характерна для сегодняшнего Казахстана?

Именно здесь родились первый из казахов генерал русской армии  – сын Жангир-хана султан Губайдулла, и первый казах – генерал Советской  Армии – Шакир Жексенбаев, первая на Востоке женщина – Герой  Советского Союза Маншук Маметова. Здесь впервые начали издаваться казахские газеты, а выходящие до сих пор областные газеты «Орал онiрi» и «Приуралье» ведут отсчет своей биографии с ноября 1918 года. Одним из первых не только в Казахстане, но и во всей дореволюционной России было создано в Уральске общество друзей леса…

Через Приуралье прошли волны почти  всех исторических событий, когда-то потрясших  эту знаменитую 1/6 часть земной суши. Здесь полыхали народные восстания  С.Датова, И.Тайманова. Сюда ссылались  царским правительством участники  польского восстания, а советским – «враги народа», да и целые народы. Здесь проходили, пожалуй, самые жестокие сражения гражданской войны 1918-1920 годов, в которой каждая сторона считала свое дело непоколебимо справедливым. (До сих пор время не рассудило этот спор, оставляя наше общественное сознание в болезненном раздвоении.) В те же годы в Западном Казахстане активно действовала партия «Алаш», которой руководила блестящая плеяда первых казахских демократов (Ханша и Халел Досмухамедовы, Ахмет Байтурсынов, Мир-Якуб Дулатов, Гумар Карашев и другие), чьи конституционные воззрения оказались гораздо прогрессивнее советских конституций, но были востребованы лишь через 80 лет. Наш край опален пожарищем Сталинградской битвы, а тысячи его сынов сложили свои головы «на всех перекрестках планеты», выполняя свой простой человеческий долг. (Здесь можно вспомнить и Маншук Маметову, погибшую в боях под русским городом Невелем. Приуралье, вроде бы далекая от столиц провинция Казахстана, на самом деле было ареной, местом действия, а его жители – свидетелями и участниками поистине эпохальных событий, по крайней мере, последних трех веков. Можно предположить, что здесь велика роль географического фактора – расположения нашего региона практически в центре огромного Евразийского материка, на границе не только двух частей света (все это достаточно условно), но там, где переплетались и смешивались народы, языки, цивилизации, уклады, менталитеты, культуры, религии.

Много народов проходило и проходит через эти степи и пустыни, и каждый из них нес и несет элементы своей культуры, своего искусства, творчества. Но они не подавляют, не отрицают друг друга, а взаимообогащаются, сплетаются в единый ковер евразийской культуры. Поэтому именно здесь сохранились многочисленные архитектурные сооружения древних племен и народов, населявших эти края, которые несут в себе особое значение в культурно-историческом наследии этой территории [21].

 

2.3 Архитектурные  памятники

 

В Послании Президента страны народу Казахстана сказано о значимости нашего культурного наследия. Оно, как считают ведущие археологи республики, стало поворотным пунктом в его изучении, сохранении и использовании. Вещественный блок культурного наследия представляет собой как бы материализованную память народа. Важную часть его составляет археологическое наследие. Оно охватывает все виды археологических памятников: руины замков и крепостей, оплывшие погребальные курганы, остатки древних стойбищ и городов, монументальные строения. Должным образом раскопанные и исследованные профессионалами, они зримо несут информацию об ушедших веках и народах.

Цивилизованные страны с все возрастающим вниманием  относятся к проблемам сохранения и использования культурного  наследия, в том числе и археологического. В развитых странах повышение  уровня благосостояния способствовало развитию массового туризма, формированию целой туристской индустрии, что экономически стимулирует внимание к культурному наследию.

Являясь связующим звеном на пути общения и взаимообогащения культур Востока и Запада, казахстанская  земля хранит тайны многих цивилизаций.

Согласно Программе Республики Казахстан «Культурное наследие» на 2004-2006 годы, в настоящее время в Казахстане насчитывается более 25,0 тысяч недвижимых памятников истории, археологии, архитектуры и монументального искусства, 11,0 тысяч библиотек, 147 музеев, 7 историко-культурных заповедников-музеев, 215 архивов [22].

На ее территории находится  большое количество уникальных археологических, исторических, архитектурных памятников — 29 городов и населенных пунктов  республики отнесены к категории исторических.

 Достаточно сказать,  что их общее количество (а  их на территории области порядка  10 тысяч) на Мангистау составляет 1/3 часть всех памятников Казахстана. Раскиданные практически по всем  уголкам нашей республики –  эти памятники истории, архитектуры и природы являются нашим бесценным достоянием.

Поэтому целью  данной Программы  является научное исследование и  воссоздание значительных историко-культурных, архитектурных памятников, имеющих  особое значение для национальной культуры, таких как: мавзолеи Абат-Байтак, объектов некрополей Караман-Ата, Шопан-Ата, осуществление археологических раскопок древних, средневековых городищ, курганов и поселений.

Особый интерес  представляют палеолитические памятники  Западного Казахстана, в частности, расположенные на полуострове Мангышлак. Все стоянки, открытые ранее А.Г. Медоевым и позднее Ж.К. Таймагамбетовым, расположены на площадкам морских террас Каспийского моря [23].

Племена, обитавшие  на территории Казахстана в эпоху  бронзы, оставили археологические памятники (поселения, могильники, рудники, наскальные рисунки), которые относятся к андроновской археологической культуре. В 1927 г. археолог М.П. Грязнов обнаружил аналогичные погребения в Западном Казахстане и установил, что памятники андроновской культуры распространены на обширной территории – от Минусинска на востоке до Урала на западе [24].

Памятники казахстанской ранней и  средней бронзы оставлены носителями так называемой андроновской культуры. Самыми выдающимися из них являются дандыбай-бегазинские погребальные комплексы. Внушительными образцами эпохи ранних кочевников являются савроматские — Крык-Оба в Западном Казахстане. Ученые датируют их VI-V веками до нашей эры. Так называемый Царский курган высотой в 18 метров является одним из крупнейших на Евразийском континенте. Поэтому к его исследованию, впрочем, как и всех остальных, ученые подходят очень бережно. Задача состоит не только в том, чтобы исследовать его "содержимое", но и не разрушить, полностью сохранить сам курган как памятник истории [25].

Уникальны  и надгробные памятники  Мангышлака и Западного Казахстана.

Почему территории, заключенные  между великими реками, как правило, уникальны? На этот вопрос ученым еще  предстоит найти ответ. Само понятие "междуречье" уже предполагает наличие некоторых отличительных качеств. Загадок в междуречье Волги и Урала тоже предостаточно. Время здесь как бы замедлило свой бег, оставив людям свидетельства далекой древности. И огромное количество информации из прошлого таят многочисленные курганы.

Самое тревожное то, что прямо  по культурным памятникам или в непосредственной близости с ними по проекту пролегала  трасса трубопровода Карачаганак - Большой Чаган - Атырау, соединившего нефтегазоконденсатное месторождение с Каспийским трубопроводным консорциумом. Поэтому в экстренном порядке были предприняты меры по спасению наследия, оставленного нам предыдущими поколениями.

Руководство области обратилось к  инвесторам с просьбой проложить  трубопровод в обход мест будущих  раскопок. Вместе с этим рассматривался еще один вариант - прокладки трассы на большей глубине. Но в итоге было принято предложение археологов с учетом того, что оно более удобно для продолжения научных изысканий. И все-таки целый ряд исторических памятников пришлось обследовать в спешном порядке. Так, после продолжительного перерыва возобновились археологические раскопки, результаты которых превзошли самые смелые ожидания.

Именно те памятники, которые находились на маршруте нефтепровода, оказались  настолько интересными и значимыми, что вошли в республиканскую программу "Культурное наследие". Без преувеличения сенсационным можно назвать открытие археологами древнего городища, расположенного неподалеку от западной окраины Уральска. Условно его назвали Жайык. Остатки рва, который заполнялся водой, жилые усадьбы, печь для обжига кирпича, баня восточного типа и даже водопровод - все свидетельствовало о том, что поселение было торговым и ремесленным центром.

Научное значение находки состоит  в том, что коренным образом опровергает  устоявшееся мнение о том, что издревле селившиеся здесь народы являлись только кочевниками. Это была страна не только кочевий, но и городов. Снимая пласт за платом наслоения столетий, археологи восстанавливали картину и образ жизни городища. Тип строительства, утварь, монеты золотоордынского периода - все свидетельствовало о том, что поселение относится к XIV веку. Эту гипотезу подтвердила сделанная в следующий археологический сезон не менее важная находка - некрополь и мечеть, также характерные для того периода восточной культуры. По мнению ученых, остатки майоликового декора, плитки голубого и синего цвета с золотой росписью, строительные и отделочные материалы некрополя и мечети дают основания предполагать, что в их сооружении принимали участие мастера из Хорезма или Южного Казахстана. А это подтверждение еще одной важной гипотезы: именно по этим местам проходил Великий шелковый путь. Городище Жайык, представляющее собой как бы предтечу Уральска, самое крупное древнее поселение после Сарайчика. Поэтому вполне закономерной была мысль о создании музея под открытым небом [26].

Богата Актюбинская область  уникальными памятниками архитектуры  – высокохудожественными образцами  народного зодчества. Здесь выделяется несколько локальных групп памятников, традиционной архитектуры и монументальной глиптики.

Особое место в экспозиции отведено памятникам Северного Чинка Устюрта (Донызтау), где ярко проявлены традиции строительства из жженого кирпича  – таковы своеобразные саганатамы, центрические и многокамерные мавзолеи из некрополей Аксай, Улкен Жыбыскы и др.

Уникальны памятники долины реки Эмбы, где они сконцентрированы в крупные  некрополи Даумшар, Карасакал, Асан-Кожа и др. По оригинальным композициям  и декору памятников этот район можно  назвать “музеем под открытым небом”.

Одним из замечательных памятников мемориально-культового зодчества Западного Казахстана является мавзолей ХIV -ХV вв. Абат-Байтак, находящийся в 12 км к югу  от пос. Талдысай Хобдинского района Актюбинской области на побережий р. Хобда.

По легенде мавзолей был построен на месте гибели сына известного казахского философа-утописта ХV в. Асана Кайгы - батыра Абата. Это случилось во время перекочевки свадебной процессии, когда жених упал со споткнувшегося верблюда. Сочувствующее горю население, за кратчайший срок воздвигнул этот великолепный памятник сообща, "всем миром", отсюда вторая часть названия - Абат-Байтак.

Впервые этот памятник был  зафиксирован П.И.Рычковым в конце  ХVIII в. под названием - Байтан. Более  полное описание уникального мавзолея в начале ХХ в. приводит французский ученый, член Оренбургской ученой архивной комиссии И.А.Кастанье. После этого долгое время считалось, что мавзолей разрушен и навсегда потерян для научного сообщества. Однако, в 1979-1980 гг. экспедиция "Казреставрация" Министерства культуры под руководством С.Аджигалиева вводит его в реестр охраняемых памятников республиканского значения.

Специалист культового зодчества С.Ажигали в своей  классификации казахстанских мавзолеев  Абат-Байтак относит к портально-купольным, "шатровым мавзолеям" с двойным покрытием. На сегодняшний день портал полностью разрушен. Сохранился четырехгранный остов, на котором покоится одиннадцатигранный барабан, заканчивающийся конусовидным куполом-шатром (купол частично разрушен). Размеры плана снаружи 9,52 х 9,8 м. Сохранившаяся высота мавзолея - 14,5 м, первоначальная высота составляла около 16 м.

Четырехгранный остов  имеет проём с южной стороны  и заложенный проем с запада, в  сторону примыкавшего портала (проём  заложен саманным кирпичом местным  населением для предохранения от домашнего скота). На остове покоится одиннадцатигранный барабан с небольшим сужением к основанию купола. На гранях барабана кладкой из кирпича сделаны ложные проемы. Купол двойной - внутренний сферический (он хорошо виден на разрушенном участке) и внешний конусовидный шатер. С внутри мавзолей был оштукатурен. Внутренний план состоит из восьми - и шестнадцатигранника, переходящего плавно в круг купола. В западной и восточной гранях сделаны ложные проемы. Следов захоронения не имеется. Мавзолей Абат-Байтак построен из сырцового кирпича и облицован жженым кирпичом квадратной формы (27х27х5-7 см). В кладке купола использовался кирпич подтрапецивидного сечения. На облицовке мавзолея видны следы синей и голубой глазури. Постепенный плавный переход квадрата основания к барабану и куполу дает впечатление "легкости" сооружения, и, можно только представить, какой это был великолепный памятник в первоначальном виде по замыслу средневекового зодчего. Сохранившихся аналогов памятнику Абат-Байтак на территории Казахстана, к сожалению, мы не имеем.

Информация о работе Общая характеристика Западного Казахстана