Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 01:28, контрольная работа
В связи с актуальностью исследования и обозначения цели, были поставлены следующие задачи:
· Сформировать представление о рынке труда России;
· Обозначить причины безработицы;
· Дать понятие о «трудовых ресурсах»;
· Сделать прогноз, основываясь на государственную политику занятости населения.
Важнейшей составной частью комплексного изучения и оценки трудовых ресурсов является исследование их географии.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Формирование, распределение и использование трудовых ресурсов в России……………………………………………………………………………...4
2. Государственная политика занятости населения…………………………….7
3. Прогноз баланса трудовых ресурсов на 2014 – 2016 гг….…………………10
Заключение……………………………………………………………………….11
Список использованной литературы…………………………………………...12
ПРИАМУРСКИЙ ИНСТИТУТ
Контрольная работа на тему:
«Оценка трудовых ресурсов и проблема занятости населения России»
Выполнила студентка : Шлемченко Н.Е.
группа МБ-43с
специальность менеджмент
Г. Хабаровск 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Формирование,
распределение и использование
трудовых ресурсов в России…………
2. Государственная
политика занятости населения……
3. Прогноз баланса трудовых ресурсов на 2014 – 2016 гг….…………………10
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
История зарождение человека уходит своими корнями в далекое прошлое. Человек - существо публичное и в данном качестве он оказался только из-за трудовой деятельности. Труд, как повальное ограничение размена «препаратов» между человеком и природой, представляет собой постоянное и естественное условие человечной жизни.
Предпосылкой становления публичного производства, основной производительной мощью выступает народонаселение страны - та часть, которая владеет совокупностью телесных и духовных возможностей, позволяющих ему работать. Следственно, основной производительной мощью общества считаются трудовые ресурсы.
Снабжение оптимального применения трудовых ресурсов во всех регионах государства является одной из важных целей общественно-финансового становления домашнего комплекса России. Для ее решения требуется объективная оценка трудовых ресурсов, которыми располагает общество, потребностей хозяйственного комплекса в рабочей силе и путей наиболее эффективного и полного использования трудовых ресурсов в стране и регионах, исходя из интересов всего государства.
В связи с актуальностью исследования и обозначения цели, были поставлены следующие задачи:
· Сформировать представление о рынке труда России;
· Обозначить причины безработицы;
· Дать понятие о «трудовых ресурсах»;
· Сделать прогноз, основываясь на государственную политику занятости населения.
Важнейшей составной частью комплексного изучения и оценки трудовых ресурсов является исследование их географии.
Формирование, распределение и использование трудовых ресурсов в России
Трудовые ресурсы – это доля населения
страны (региона), которая обладает совокупностью
физических и духовных способностей, позволяющих
работать. Размеры трудовых ресурсов зависят
от численности трудоспособного населения,
интенсивности демографических процессов.
В оценке трудовых ресурсов полагается
измерять их из половозрастной, образовательной
и профессиональной структуры. К трудовым
ресурсам относят: трудоспособное
народонаселение в трудоспособном возрасте
(мужское население – 16-59 лет, женское
– 16-54 возраст). Существуют различия между
населением в трудоспособном возрасте
и неработающими инвалидами 1 и 2 групп,
так и неработающих лиц, получивших пенсию
в льготных условиях; работающее народонаселение
в пределах трудоспособного возраста.
В эту группу входят также работающие
подростки и работающие пенсионеры. Трудовые
средства включают в себя занятое и незанятое
трудоспособное народонаселение. Количественные
характеристики трудовых ресурсов заключаются
в общей численности трудоспособного
населения и действительно отработанном
количестве рабочего времени, сложившемся
уровне производительности и интенсивности
труда. Качественными характеристиками
трудовых ресурсов являются положение
здоровья, физическая способность трудоспособного
населения, общеобразовательная и профессионально-
Основой к формированию трудовых ресурсов является разница численности населения. Динамика изменения численности населения и конструкция предопределяют динамику численности и возрастного состава трудовых ресурсов. Территориальное расположение трудовых ресурсов отражает заселенность территории страны и складывается под воздействием размещения материального производства, исторических, естественно-климатических, географических и других факторов. В европейских районах концентрируется сверх 70% основных фондов промышленности и сельского хозяйства и сосредоточено сверх основных фондов промышленности и сельского хозяйства. В России сосредоточено свыше ¾ населения. То есть материально-технические и трудовые ресурсы территориально сближены. Численность трудовых ресурсов в регионе или стране оказывает влияние на экономический потенциал, на развитие производительных сил того или иного региона. Районы, хорошо обеспечение трудовыми ресурсами, более предпочтительны для размещения трудоемких производств.
Распределение трудовых ресурсов по экономическим районам связано с размещением населения и поэтому также неравномерно. Под воздействием социально-экономических, исторических, природных факторов сложилась главная полоса заселения от западной границы до Тихого океана. На севере - полоса граничит примерно линией Санкт-Петербург – Пермь – Красноярск, на юге – линией Волгоград – Целиноград – Абакан. К востоку от Красноярска и Абакана полоса сильно сужается и простирается вдоль Главной сибирской железнодорожной магистрали до Владивостока. В главной полосе расселения сосредоточено более две трети всего населения и сосредоточены основные трудовые ресурсы. Главное значение имеет соотношение трудовых ресурсов той или иной территории с потребностями её хозяйства в рабочей силе, рабочих местах (баланс трудовых ресурсов), с учетом перспективы и наличия других ресурсов, для освоения которых может оказаться недостаточным имеющихся трудовых ресурсов. В зависимости от этого соотношения выделяются районы с избытком трудовой силы и дефицитом. При этом в случае совпадения ресурсов и потребностей по общей величине они могут различаться по половой и возрастной структуре, по профессиям и квалификации. Эти обстоятельства должны всегда иметься ввиду при анализе трудовых ресурсов.
Важным фактором, определяющим развитие и размещение трудовых ресурсов, является локализация производства. В европейских регионах, включая Урал, концентрируется 3/4 основных фондов промышленности и сельского хозяйства и производится около 80 % промышленной и свыше 75% сельскохозяйственной продукции, сосредоточена и основная масса населения -72%. Это обеспечивает важные предпосылки работы и развития региона: основные его ресурсы – трудовые и материально-технические территориально сближены. Вместе с тем современное размещение трудовых ресурсов не отвечает требованиям процветающего развития производительных сил: большая часть энергетических, сырьевых и водных ресурсов, использование которых необходимо для обеспечения роста экономики страны, концентрируется на Востоке. Их изучение требует привлечения сюда дополнительных специалистов.
Следует учитывать, что в районах Сибири и Дальнего Востока труд дорогостоящий. Полные затраты на создание условий труда и быта в расчете на одного работника на северо-востоке России вчетверо выше, чем в Центральной России. Эффективность использования трудовых ресурсов различается по регионам, и здесь главную роль играет производительность труда.
Производительность труда в различных отраслях народного хозяйства определяется уровнем технической оснащенности и организации рабочего процесса. Поскольку районы специализируются на разных отраслях, имеют различную фондовооруженность, то показатель, производительности труда в региональном разрезе резко отличаются. Более высокий удельный вес в регионе отраслей с высокой производительностью – электроэнергетики, химической, пищевой, легкой промышленности – поднимает общий региональный показатель производительности труда в сравнении со средним в России.
Государственной политика занятости
Переход от централизованно-плановой системы управления экономикой к рыночной системе хозяйствования неизбежно приводит к обострению проблемы занятости, возникновению и расширению безработицы, что объективно требует разработки государственной политики занятости и механизма ее реализации, включая социальную поддержку безработных.
Общество, формирующее в экономике рыночные отношения, признает безработицу в качестве спутника этой системы. В этих условиях содержание полной занятости сводится не к максимальному вовлечению трудоспособного населения в сферу общественного производства, а к определенным принципам обеспечения занятости трудоспособного гражданина, приносящей ему доход как наемному работнику либо как предпринимателю.
Регулирующая функция государства состоит в том, чтобы максимально сблизить спрос на наемную рабочую силу (со стороны работодателей) и предложения трудоспособного населения. Причем сближение и сбалансированность необходимо обеспечить не только по количеству и качественной структуре, но и во времени и пространстве, на макроуровне и на микроуровне. В силу регулирования занятости объектом микроуровня является предприятие, как первичное звено экономики, и город (населенный пункт), как первичное звено территории, жители которого характеризуются общностью интересов в реализации права каждого из них на трудовую деятельность.
Отправным пунктом правительственной стратегии занятости должен быть принцип предотвращения безработицы, а не принцип борьбы с безработицей.
Концепция государственной политики занятости должна базироваться на критериях экономической эффективности и социальной справедливости, ориентация на который призвана решать задачи содействия занятости и защиты трудоспособных граждан от хронической и массовой безработицы. В свою очередь, воздействуя на решение задач в области занятости и социальной политики в общем, государство системой взаимосвязанных мер участвует в создании и поддержании необходимого для экономического возрождения социально-политического климата. Исходя из этого, речь идет о формировании регулирующей функции государства в области занятости населения, которое не должно ограничиваться организацией содействия в трудоустройстве населения, им следует охватить и сферу "занятого" наемного труда (внутрифирменный рынок труда). Игнорирование этой сферы может сказаться на уровне занятости и безработицы, постоянно сводя на нет меры по трудоустройству незанятого населения, состав которых будет пополняться из среды занятого наемного труда. Общая закономерность, действие которой в условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям не вызывает сомнения, состоит в зависимости уровня и динамики инвестиций. И главная проблема заключается не в необходимости резкого понижения гипертрофированно раздутого объема капитальных вложений, а в изменении источников финансирования, главным из которых был государственный бюджет, в сторону увеличения роли негосударственного (акционерного, частного) капитала. Другая закономерность, обусловленная научно-техническим прогрессом и его влиянием на факты освобождения работников, характерная для индустриальных стран, пока что не угрожает населению снижением уровня занятости и увеличением безработицы. Такое состояние может продолжаться до тех пор, пока в России не наступит финансово-кредитная и ценовая стабилизация и хозяйственные субъекты в поиске путей повышения эффективности производства не обратятся к резервам производительности труда.
Функция регулирования занятости, являясь частью формирующейся системы регулирования социально-экономическими процессами в обществе, объективно требует комплексного подхода при разработке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и рабочих мест как на уровне главного звена экономики и первичного звена территорий, так и на общероссийском уровне. Комплексный подход может быть обеспечен на основе взаимодействия органов исполнительной власти, в той или иной степени (непосредственно либо опосредовано) участвующих в выработке и реализации государственной политики занятости.
Разработка и реализация политики занятости населения во многом зависит от взаимодействия органов государственной службы занятости "по вертикали" и "по горизонтали" индивидуализированных субъектов рыночных отношений в сфере занятости населения - работодателя и наемного работника (трудоспособного лица, ищущего работу), интересы которого представляют соответственно ассоциации (союзы) работодателей и объединения профсоюзов. В современных условиях "ахиллесовой пятой" является слабое взаимодействие органов государственной службы "по горизонтали" с региональными структурами исполнительной власти. Главное значение приобретает взаимодействие региональных центров занятости населения, предприятий и организаций с учреждениями образовательной системы по поводу профессионального обучения и переподготовки кадров (работающих и незанятых) на договорной основе. Перспективное взаимодействие заинтересованных субъектов и организации этого процесса будет способствовать нормальному функционированию рынка рабочей силы, приспособляемого к требованиям рынка рабочих мест. Поставленная во главу угла государственной политики занятости цель - минимизировать на социально допустимом уровне безработицу на основе сокращения спада производства, его стабилизации и последующего роста - может быть достигнута при условии разработки и реализации экономического механизма обеспечения занятости населения и функционирования так называемого внешнего рынка труда.
Прогноз баланса трудовых ресурсов на 2014 – 2016 годы
Каждый год Министерство труда и социальной защиты РФ разрабатывает прогноз баланса трудовых ресурсов для оценки потенциального спроса и предложения на рабочую силу на рынке труда, выявления успешных направлений развития рынка труда, перспективного формирования и использования трудовых ресурсов населения.
По данным Министерства труда и социальной защиты РФ, в 2013 году на нашем рынке труда сохранялась стабильная динамика, показатели безработицы приблизились к историческому минимуму (уровень занятости населения — 64,8 %, уровень безработицы — 5,5 % от численности экономически активного населения).
Информация о работе Оценка трудовых ресурсов и проблема занятости населения России