Развитие бизнеса на территории Коми-Пермяцкого округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Я коми-пермячка, уже 18 лет живу в Коми-Пермяцком автономном округе, а ничего про него не знаю. Поэтому когда нас попросили выбрать тему курсовой, я посоветовалась со своим научным руководителем и решила, что буду писать про наш округ, но с темой долго не могла определиться. Начала думать, какая же проблема, в данное время, наиболее актуальна в округе и пришла к выводу, что этой проблемой является бизнес, точнее его развитие.
В курсовой я попыталась разобраться что такое бизнес, как он развивается на территории округа, как развиваются его отдельные отрасли, и каково влияние населения на бизнес. Для того, чтобы во всем разобраться необходимо знать общие сведения про округ.

Содержание работы

Введение
1.Понятие бизнеса в целом
2.Развитие бизнеса в Коми-Пермяцком автономном округе
Развитие лесопромышленного комплекса
Развитие пищевой промышленности
Развитие сельского хозяйства
3.Население и его роль в развитии бизнеса
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК 1 КУРС.doc

— 618.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Несмотря на изменение критериев отнесения хозяйствующих структур к субъектам малого предпринимательства, определённых Законом Российской Федерации № 88-ФЗ от 14 июня 1995 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в 1995 году при снижении темпов роста числа малых организаций, тенденция роста занятых предпринимательством сохранилась.

На данное время на территории округа зарегистрировано 560 юридических лиц и около 2000 человек, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. На долю субъектов малого предпринимательства приходится до 30 % производства промышленной продукции и товарооборота. Малыми организациями и индивидуальными предпринимателями в округе производится до 40 % хлеба и хлебобулочных изделий (высоким качеством отличается хлеб и хлебобулочная продукция ИЧП «Маг», частных предпринимателей С.А. Козлова и А.В. Борисова (г. Кудымкар), «Маркетинг» А.П. Петрова (г.Кудымкар).В настоящее время эти предприниматели активно работают по расширению ассортимента выпускаемой продукции, освоению новых производств, за последние годы ими налажено производство макаронных изделий), 100 % безалкогольных напитков, 20 % колбасных изделий.

Объем валового регионального продукта Коми-Пермяцкого автономного округа составил в 2005 г. 2,9 млрд. руб., в 2006 г. - 3,1 млрд. руб. В 2007 г. ВРП продолжал расти и составил 4,01 млрд. руб. ВРП на душу населения в 2006 г. составил 23,1 тыс. руб., в 2007 г. – 30,2 тыс. руб.

По-прежнему высокой остаётся доля субъектов малого предпринимательства в объёме товарооборота. Только по учтённым субъектам и по учтённому товарообороту доля субъектов малого предпринимательства в общем объёме товарооборота составляет 40%. Все обороты, учтённые статистикой, являются объектом налогообложения в соответствии с действующим законодательством. В 2008 году субъектами малого предпринимательства перечислено в бюждет округа около 300 млн. руб, а всего бюджет округа составляет около 2 млрд руб. Несмотря на снижение темпов роста числа малых организаций, из года в год растёт, как уже отмечалось, число занятых в малом бизнесе. Если в 1995 году среднесписочная численность работающих в этой сфере составила 3,6 тыс. чел. то в 2008 году – 17,5 тыс. чел. В условиях падения численности работающих в лесозаготовительной отрасли, в сельском хозяйстве, строительстве, муниципальной торговле, малое предпринимательство стало единственной сферой приложения труда, обеспечивая не только материальное благосостояние тысячам жителей округа, но и социальную стабильность.

Малые предпринимательские структуры имеют лучшую приспособляемость к рыночным условиям, меньшую задолженность по выплатам заработной платы, перед бюджетом и партнёрами, более низкий уровень издержек производства. Развитие малого предпринимательства на территории Коми-Пермяцкого автономного округа характеризуется неравномерностью, это зависит от расположения района, от численности и занятости населения, от благосостояния населения. Если развитие малого предпринимательства в г. Кудымкаре определяется преимуществами города, как административного и культурного центра округа (более высокой платёжной массой, более широким покупательским спросом, доступностью к финансовым и информационным источникам), то стремление жителей Косинского и Гайнского районов к открытию своего дела определяется, прежде всего, организаторской работой органов местного самоуправления.

Для обеспечения устойчивости хозяйственной деятельности в 1998–2009 гг. предприниматели осуществляют её диверсификацию, расширяют сферу деятельности путём создания новых производств, обеспечивая перелив капитала из сферы обращения в сферу производства. Этот фактор предопределяет дальнейшее увеличение объёмов производства товаров и услуг и является предпосылкой для совершенствования структуры экономики округа.

Сдерживающими факторами развития предпринимательства являются:

1.Крайне ограниченный доступ к финансово-кредитным ресурсам, особенно для начинающих предпринимателей;

2.Отсутствие конкурентного финансового рынка, где реально существует лишь один субъект – отделение Пермского банка Сбербанка России;

3.Отсутствие информационно-аналитического центра, консультационных фирм, бизнес-инкубатора, специализированного учебного центра.

В округе все вопросы решает министерство Коми-Пермяцкого автономного округа. Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края  - исполнительный орган государственной власти Пермского края, осуществляющий функции по реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в установленной действующим законодательством сфере деятельности на территории Коми-Пермяцкого округа Пермского края. Министерство имеет гербовую печать, другие печати, штампы, бланки установленного образца со своим наименованием. Финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств бюджета Пермского края (40 млрд. руб).

Целью деятельности Министерства является осуществление мер по обеспечению социально-экономического развития Пермского края на территории административно-территориальной единицы с единой территорией и особым статусом - Коми-Пермяцкий округ Пермского края.

Основные задачи Министерства:

1.Создание условий для экономического и социального развития округа, повышение уровня жизни населения округа;

2.Содействие реализации на территории округа федеральных и краевых целевых программ, национальных и региональных проектов;

3.Обеспечение бюджетного процесса на территории округа;

Министерство для достижения поставленной цели и выполнения задач осуществляет следующие функции:

1. Осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития округа;

2. Координирует и анализирует в соответствии с действующим законодательством участие организаций, расположенных на территории округа, в комплексном социально-экономическом развитии Пермского края, а также готовит предложения по повышению эффективности их деятельности;

3. Участвует в реализации на территории округа:

4. Региональной экономической политики, инвестиционной политики, государственной промышленной, научно-технической и инновационной политики, политики поддержки малого предпринимательства, единой государственной политики в сфере владения и распоряжения всеми видами природных ресурсов на территории округа, а также в реализации региональной политики в сфере потребительского рынка, развития туризма и игорного бизнеса;

5.Принимает участие в формировании региональной политики в области лесопромышленного и агропромышленного комплексов, организует ее реализацию субъектами хозяйственной деятельности на территории округа;

Государственная политика поддержки малого предпринимательства в округе направлена на:

1.Стабилизацию экономики округа, диверсификацию производства;

2.Приток капитала в высокодоходные производства;

3.Расширение рынка труда и создание условий для проявления творческих способностей, предприимчивости и инициативы жителей округа.

Положение дел в нашем округе теснейшим образом связано с социально-экономической обстановкой в стране в целом. Те положительные сдвиги, которые имеют место в России последние восемь лет не могли не сказаться и на ситуации в округе : появился весьма ощутимый рост производства, особенно в лесной отрасли, стабильно и в срок стали выплачиваться пенсии, заработная плата бюджетникам.

В округе основу региональной экономики составляют две отрасли: лесная и аграрный комплекс. В данных отраслях производится около 27% ВРП и задействовано около 30% экономически активного населения.

В лесной отрасли уже происходят положительные сдвиги. Но, во-первых, эти изменения коснулись еще не всей отрасли, во-вторых, настоятельно назрела необходимость полного технического перевооружения лесодобывающих предприятий, внедрения новых экологичных технологий. Все это вместе взятое резко повысит качество первичной продукции и поднимет ее стоимость. Сегодня же разрыв в стоимости кубометра круглого леса и изготовленной из него продукции просто огромен - продукция деревообработки стоит в десятки раз больше срубленного на корню леса.

Гораздо сложнее обстоят дела в сельском хозяйстве округа. А ведь именно от того как успешно развивается аграрный сектор экономики, зависит благосостояние значительной части населения округа. Из 50 колхозов эффективно работают только 5, около 10 хозяйств вообще прекратили свою хозяйственную деятельность - не пашут и не сеют и их угодья зарастают. Очень слабое развитие получают фермерские хозяйства. Плюс к этому надо добавить острые социальные проблемы, которые характерны для коми-пермяцкого села: безработицу, повальное пьянство и широко развитое самогоноварение, острую демографическую ситуацию.

Наша сегодняшняя экономическая система не может повторять экономические системы крупных мегаполисов и индустриальных районов. Мелкий бизнес уже определенным образом проявил себя, но пока его роль в экономике явно недостаточна. Что сегодня требуется, чтобы дать дополнительные стимулы для его развития? Наиболее очевидным ответом на этот вопрос является один - создать благоприятные условия для предпринимательской деятельности, для ведения хозяйства в рамках небольших хозяйственных единиц. Прежде всего, требуется идти по пути формирования льготного налогового режима для малого бизнеса, особенно для аграрного сектора. Именно этим путем мы и решили идти.В июне 1996 года Законодательное собрание округа приняло закон «О действии специальных налоговых льгот на территории Коми-Пермяцкого автономного округа», который предоставлял существенные налоговые льготы тем предприятиям и фирмам, которые регистрировались в округе.

Иными словами мы создали своеобразную оффшорную зону. Около 300 предприятий Пермской области сочли для себя выгодным стать спецналогоплательщиками в Коми-Пермяцком округе.

Налоговые поступления от «пришедших» в округ предприятий решено было аккумулировать на счетах специально созданной для этого ассоциации «Возрождение». Затем эти средства должны были адресно инвестироваться в экономику и социальную сферу. Ассоциация изначально мыслилась как некий локомотив, который должен вытянуть экономику округа из кризиса. Не все, конечно, получилось, но сдвиги были на лицо. Дотационность окружного бюджета снизилась с 80 до 70 процентов, резко снизилась безработица, увеличились инвестиции в социальную сферу. Но согласно решению федеральных властей, практика оффшорных зон в России прекращена.

В связи  с этим в 2000 году Законодательное собрание прекратило действие 10 законов, касающихся социальных налоговых льгот на территории округа.

Власти округа строго выполняют решения федеральных органов власти и считают разумным мнение центра о том, что льготы надо предоставлять прежде всего своим производителям. Ряд мер в этом направлении уже предпринят и в частности введена упрощенная система налогооблажения и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Нужно идти дальше в этом направлении и возможно необходимо ввести мораторий на налогооблажение малых предприятий в сфере агробизнеса примерно лет на пять с тем, чтобы в этой сфере экономики наконец то начался подъем. Есть надежда, что финансовое положение округа от этого не пострадает, ибо недавно на нашей территории началась нефтедобыча и ведется активный поиск новых месторождений. Конечно, крупным нефтедобывающим районом округ в ближайшие годы на станет, но плата за лицензии на пользование недрами, конкурсная продажа участков для нефтеразведки могут принести существенные доходы в местную казну.

Ни лесная отрасль, ни аграрный комплекс, ни начавшаяся развиваться топливная промышленность не смогут в полной мере использовать свой потенциал, если не будет обеспечено другое важное условие для их развития, а именно: создана развитая транспортная инфраструктура в округе, обеспечен надежный выход в соседние регионы и уверенный транзит грузов. Коми-Пермяцкий автономный округ расположен в стороне от магистральных путей сообщения. До железнодорожной станции Менделеево, ближайшей от г. Кудымкара, - около 100 км.  Протяженность автомобильных дорог составляет около 5 тыс. км, в т.ч. с твердым покрытием – 1,4 тыс. км. Автомобильный транспорт – практически единственный вид транспорта, обеспечивающий регулярные перевозки пассажиров и грузов в любое время года. Еще один вид транспорта (слаборазвитый)- водные пути. В северной части и частично на юго-востоке по территории округа протекает р. Кама. Общая протяженность судоходных водных путей на территории округа составляет 300 км. Поэтому развитие транспортной инфраструктуры поможет снизить транспортную составляющую в себестоимости продукции и обеспечит выход на новые рынки сбыта. Планы в этом отношении у нас весьма и весьма масштабные. Во-первых, сейчас полным ходом идет строительство так называемого «северного коридора»-шоссейной магистрали Пермь- Кудымкар- Сыктывкар- Котлас- Архангельск, которая позволит не только наладить надежную связь северных регионов между собой, но и обеспечит выход в скандинавские страны. Во-вторых, началась реализация строительства железной дороги «Белкомур» (Белое море-Коми-Урал) пройдет от Соликамска и Перми через Сыктывкар, Гайны и Архангельск до Мурманска. В перспективе новая дорога обеспечит кратчайший путь в Северную Европу из регионов Сибири, а также из стран Средней Азии и Дальнего Востока. «Белкомур» свяжет основные промышленные центры Урала и Сибири с незамерзающими портами и обеспечит экспорт Российской продукции в страны европейского, азиатского и дальневосточного региона. А также, поможет наладить торгово-экономические связи с Казахстаном. Сооружение железнодорожной магистрали, протяженностью около 1300 км оценивается в сумму более чем 300 млрд рублей. Ввод трассы в эксплуатацию сократит на 800 км путь перевозки грузов из республики Коми в северные порты и позволит увеличить товарооборот из регионов северо-запада России. В 2002 году строительство магистрали приостановили из-за нехватка средств, современный план строительства магистрали приходится на 2012-2030 гг. Еще один из дорожных проектов дорога Коса-Соликамск, которой в дельнейшем предстоит стать частью северного транспортного коридора «в рамках» автомагистрали Кудымкар-Сыктывкар, будет сдана в эксплуатацию в августе 2009 года. Лесная дорога Коса-Соликамск необходима для того, чтобы обеспечить выход Березниковско-Соликамского промышленного района в Коми-Пермяцкий округ. Возведения транспортной артерии ждут в Соликамском районе, для которого трасса Коса-Соликамск- основа транспортной сети правого берега Камы. Общая протяженность трассы насчитывает 94,2 км, из них на сегодняшний день сдано в эксплуатацию в гравийно-щебеночном исполнении 61,8 км. Эти проекты являются составной частью будущего облика Коми-Пермяцкого округа. Чтобы округ развивался требуется дальнейшее развитие энергетики и связи. Здесь также очевидно необходима своя специфика. Прежде всего речь должна идти о развитии малой энергетики, которая в свое время в округе была довольно развита, но затем от нее весьма недальновидно отказались. Особое внимание надо уделить развитию ветроэнергетики, ибо равнинный рельеф местности подталкивает нас идти по этому пути. Большой опыт в развитии малой энергетики взят у Финляндии и, исходя из культурного родства наших народов, логично позаимствовать именно финский опыт, как и финский опыт лесопользования. Современный уровень развития связи также необходим для эффективного функционирования рыночной экономики, для обеспечения связей с партнерами, для поддержания конкурентноспособности производителей. В этом отношении нам предстоит сделать еще очень много, но важно, что есть понимание каким путем надо идти. В помощь развитию малого бизнеса на территории округа осуществляются различные федеральные и региональные программ. На данное время реализации подлежат около 20 федеральных целевых программ. В 2004 г. финансирование из средств федерального бюджета составило 338 млн. руб. Основными программами являются: «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 гг. и до 2015 г.)» (93 млн. руб.); Федеральная адресная инвестиционная программа (225 млн. руб.). Наиболее важными объектами ФАИП являются: газопровод-отвод Очер – Кудымкар – Купрос и автомобильная дорога Пермь – Кудымкар – Сыктывкар. Кроме того, в Коми-Пермяцком автономном округе реализуется ряд других федеральных целевых программ: «Жилище» на 2002-2010 гг. (9 млн. руб.), средняя обеспеченность населения жильем - 15,4 кв. м общей площади на 1 жителя (по России - 18,6 кв.м). Удельный вес семей, получивших жилье, в числе семей, состоящих на учете на улучшение жилищных условий - 7,1% (по России - 5,7%). Удельный вес семей, состоящих на учете, в общем числе семей - 8,9% (по России -13,5%), «Дети России»; «Культура России»; «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера» и др. региональные программы. Администрацией Коми-Пермяцкого автономного округа разработана Программа социально-экономического развития Коми-Пермяцкого автономного округа на 2004-2010 г. Программа направлена на ликвидацию кризисной ситуации в промышленном производстве и социальной сфере. В Коми-Пермяцком автономном округе разработано более 30 региональных целевых программ. Наиболее крупные из них: «Экология и природные ресурсы Коми-Пермяцкого автономного округа», «Развитие системы образования Коми-Пермяцкого автономного округа», «Семья и дети Пармы», «Государственная поддержка лесопромышленного комплекса Коми-Пермяцкого автономного округа» и др. Для выравнивания уровня экономического потенциала и социальной инфраструктуры Коми-Пермяцкого автономного округа необходимо принять комплексную федеральную целевую программу по ускоренному развитию округа сроком до 2015 года, основными элементами которой являются:

1.                       газификация (включая строительство газоотвода Очер-Кудымкар) территории округа.

2.                       завершение проектирования, строительства железной дороги Сыктывкар-Кудымкар-Григорьевская.

3.                       модернизация Кудымкарского аэропорта.

4.                       развитие сети автодорог, в том числе строительство мостового перехода через реку Каму.

5.                       модернизация жилищно-коммунального хозяйства.

6.                       модернизация и конструкция сети лечебных учреждений.

7.                       диверсификацию деревообрабатывающих производств;

8.                       организацию промышленной переработки картофеля на спирт и полуфабрикаты;

9.                       создание предприятий (участков, цехов) по переработке грибов и ягод;

10.                  возрождение мощностей в машиностроении и их переоснащение;

11.                  развитие зон отдыха и туризма;

12.                  сооружение новых объектов производственной инфраструктуры;

Несмотря на то, что малый бизнес на территории округа развит слабо, это не теряет его инвестиционной привлекательности. Основные факторы, обеспечивающие вклад инвестиций в развитие Коми-Пермяцкого автономного округа:

1.Наличие природных ресурсов: углеводородного сырья, лесных ресурсов (возможность развития лесохимических промыслов, промышленной заготовки лекарственного сырья);

2.Высокая доля незанятого населения трудоспособного возраста;

3.Наличие условий для развития туризма (богатая флора и фауна, природные заповедники, исторические памятники культуры, экологическая безопасность). Таким образом, объем инвестиций в основной капитал в 2007 г. составил 1374,1 млн. руб., или 161% по сравнению с 2006 г. в сопоставимых ценах. В 2000 г. принят закон Коми-Пермяцкого автономного округа «Об иностранных инвестициях в Коми-Пермяцком автономном округе», в соответствии с которым иностранным инвесторам, организациям с иностранным участием предусмотрены следующие льготы:

1.Дополнительные льготы по налогам и сборам;

2.Инвестиционный налоговый кредит;

3.Оказание финансовой поддержки за счет средств окружного бюджета для реализации целевых инвестиционных программ с участием иностранных инвесторов. Эти выгодные условия, в глазах инвесторов, делают Коми-Пермяцкий округ еще краше ,а сами инвестируются в него с каждым годом все больше.

 

 

 

 

Развитие лесопромышленного комплекса в Коми-Пермяцком автономном округе

Лесопромышленный комплекс является ведущей отраслью в экономике Коми-Пермяцкого автономного округа, он представлен предприятиями лесного хозяйства, лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности. Леса занимают площадь около 12 млн. га. Эксплуатационные запасы древесины достигают 400 млн. куб. м. Около 70% лесных пород – хвойные, наиболее ценные в промышленном отношении.

Информация о работе Развитие бизнеса на территории Коми-Пермяцкого округа