Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:44, курсовая работа
Актуальность темы. Одной из важнейших задач общего среднего географического образования является формирование картографической грамотности учащихся. Это происходит, преимущественно, в процессе изучения системы картографических знаний и умений в курсах географии средней школы.
Существующая ныне школьная картография представляет собой усеченный вариант «теоретизированной» системы картографических знаний и умений, разработанной в шестидесятые годы двадцатого века Н.В. Андреевым, Г.Ю. Грюнбергом, М.В. Студеникиным, Н.В. Малаховым.
Введение 3
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
ГЛАВА 2 МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
ГЛАВА 3 КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЫ
10
ГЛАВА 4 ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
16
ГЛАВА 5 ВОПРОСЫ КАРТОГРАФИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
20
5.1 Физическая география, 6 класс 21
5.2 География. Материки и океаны, 7 класс 27
5.3 География. Общий обзор. Страны СНГ, 10 класс естественно-математического направления
28
ГЛАВА 6 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ
34
Заключение и выводы 50
Список литературы 52
5.2 География. Материки и океаны, 7 класс
В курсе географии
седьмого класса предусматривается
знакомство учеников с картами материков
и океанов, где более подробно
рассматриваются
В курсе географии
материков и океанов
Следующим вопросом является система условных знаков. Условные знаки – это основное средство изучения карты. Они обозначают не только места географических объектов, но и их структуру, а также полностью описывают качественные и количественные стороны объектов. Система условных знаков на карте по мере их использования делится на несколько видов: масштабные (контурные) внемасштабные и линейные.
При изучении географии материков
и океанов ученики будут
5.3 География. Общий обзор.
Страны СНГ, 10 класс естественно-
Также картографические вопросы даны в учебнике для десятого класса естественно-математического направления общеобразовательных школ, автором которого является А.С. Бейсенова. Тема носит название «Изображение Земли на карте». Данная тема посвящена закреплению и углублению картографических знаний и умений, которыми учащиеся были обучены в предыдущих классах. В первом вопросе параграфа рассматривается значение географических карт. Здесь ученики должны четко уяснить, для каких целей предназначены карты, в какой области они применяются.
Следующей темой является свойства географической карты. Вначале учитель разъясняет, что основу карт составляет совокупность картографического изображения, математическая основа, вспомогательные средства и дополнительные сведения. В учебнике помещены схемы элементов общегеографических и тематических карт. Эти схемы требуют от учителя пояснения и рассмотрения элементов по картам для лучшего усвоения. Сами же схемы здесь составлены с грубыми ошибками (Приложение А, рисунок А.1). Структура их дана запутанно. Лучше дать единую и более простую схему для географических карт (Приложение А, рисунок А.2).
В тексте учебника наряду
с тематическими вдруг
В разделе «Картография и её части» дается общее определение картографии, как науки об отображении явлений природы и общества на географических картах и других картографических произведениях. Картография по структуре представляет собой целую систему, её важнейшие составные части – это картоведение, картографическая информатика, математическая картография, картометрия, проектирование и составление карт, оформление, издание карт и их использование. Картография тесно связана с другими науками, с естественно-математическими и техническими.
Но существующие до сих пор недостатки в картографической подготовке школьников, в значительной мере обусловлены некоторой недооценкой межпредметных связей.
В школе по устоявшейся традиции обеспечение картографической подготовки учащихся возложено исключительно на курс географии. Между тем специфика картографических знаний и умений такова, что многие из них могут быть связаны с курсами математики, черчения и истории. Это комплекс вопросов по усвоению математических элементов карт (геометрия и черчение), работа со специальными картами (курс истории), развитие графической культуры учащихся (черчение) и т.д. [37].
Следующая тема называется «Картографические проекции». Здесь ученики углубляют свои знания о видах искажений на карте, т.е. на карте возникают четыре вида искажений, которые называются искажениями длины, площади, угла и формы. Искажения на картах зависят от проекции. В соответствии с характером встречающихся на карте искажений известны такие виды картографических проекций, как равноплощадные, равноугольные, равнопромежуточные и произвольные проекции. Также согласно вспомогательным геометрическим поверхностям, используемым для перенесения на плоскость географических объектов, и особенностям картографической сетки проекции делятся на цилиндрическую, коническую и азимутальную.
В 7 классе рассматривают и поликоническую проекцию, используемую для карт мира. Значит здесь обнаруживается несогласованность подаваемых материалов в разных классах. Нужно отметить, что характер и степень искажений на картах можно определить сравнением картографической сетки карты с градусной сеткой глобуса. Это наиболее доступный и простой в понимании метод изучения искажений.
В курсе десятого класса предусматривается дальнейшее изучение топографических карт, которое было начато в курсе шестого класса. Здесь учащиеся должны, прежде всего, усвоить, что по содержанию эти карты - типичные общегеографические. В отличие от мелкомасштабных общегеографических (обзорных) карт они характеризуются значительной полнотой и геометрической точностью.
При изучении других особенностей топографической карты следует также опираться на сравнение с мелкомасштабными картами или с глобусом. Это в первую очередь относится к изучению геометрической сущности листов топографической карты и их рамок. Обобщая сведения о топографических картах, полезно отметить общие принципы их сходства и различий с мелкомасштабными картами и глобусами. В отличие от мелкомасштабных карт эти карты практически не имеют искажений за счет кривизны Земли. И в этом отношении они сходны с глобусами, на которых указанные искажения вообще отсутствуют. Но с другой стороны, глобусы и мелкомасштабные карты существенно отличаются от топографических карт тем, что передают географическую действительность с очень большими обобщениями [27].
Следующим вопросом является определение азимута по картам, потому что ориентироваться по карте – это значит распознавать приведенные на ней географические объекты, а самое главное, различать общее направление – ориентацию. В учебнике даются новые понятия как истинный азимут, магнитный азимут, магнитное склонение очень запутано.
В вопросе «Рельеф местности на мелкомасштабных географических картах», уделяется внимание тому, что на мелкомасштабных картах рельеф обычно изображается с помощью послойной окраски и горизонталей. Каждая горизонтальная линия ограничивает ступени одной определенной высоты, и чтобы они были четкими и наглядными, промежутки горизонталей обозначаются различными оттенками.
Завершающей темой в данном разделе является вопрос на размышление и на развитие логики у учеников, «Какими должны быть карты двадцать первого века?». Большое внимание здесь уделяется тому, что в данное время с помощью компьютера составляются различные электронные карты, атласы и учебники, а также системы географических игр, обучающих детей знаниям в процессе игры. В этом отношении особое место занимает система Интернет.
При изучении географии в 11 классе общественно-гуманитарного направления даётся представление о картах – анаморфозах.
Таким образом, картографические вопросы в школьном курсе географии выносят отдельными темами, а также развивают картографические знания и умения при изучении других тем, в основном при работе с картой.
Главной целью изучения картографических вопросов в школьном курсе по географии является формирование картографической грамотности школьников.
Эта цель реализуется в процессе выполнения основных задач:
ГЛАВА 6 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ
Изучив и проанализировав
современное состояние картогра
1. Современные цели
общего среднего
2. В наибольшей степени школьная программа по географии не соответствуют требованиям современного государственного образовательного стандарта системы картографических знаний и умений.
3. Современный уровень развития картографической науки в наибольшей степени не отражен в программе.
4. Современные тенденции совершенствования системы картографических знаний и умений еще недостаточно отражены в действующих учебниках географии, а также школьных географических атласах.
Таким образом, современный этап развития картографической науки, требования, предъявляемые современным обществом к картографической подготовке выпускников общеобразовательных учреждений, предопределили необходимость разработки усовершенствованной системы картографических знаний и умений в школьной географии.
В качестве главных ориентиров при разработке содержания данной системы необходимо рассматривать основные положения работ выдающихся картографов, в первую очередь А.М. Берлянта, посвященных школьной картографии, а методика формирования картографических знаний и умений должна опираться на накопленный богатейший опыт методистов – картографов: Г.Ю. Грюнберга, М.В. Студеникина, Н.М. Яковлева и др., а также исследования, направленные на разработку приемов учебной работы с картами на уроках географии [13].
В результате проведенного анализа современного состояния картографической науки, а также выявления проблем формирования картографической грамотности учащихся общеобразовательных учреждений, изучение исторического аспекта данной проблемы, можно выделить цели и задачи картографической подготовки учащихся общеобразовательных учреждений, и в соответствии с ними предложить усовершенствованную систему картографических знаний и умений в школьных курсах географии.
Информация о работе Современная картографическая подготовка школьников