Современная картографическая подготовка школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Одной из важнейших задач общего среднего географического образования является формирование картографической грамотности учащихся. Это происходит, преимущественно, в процессе изучения системы картографических знаний и умений в курсах географии средней школы.
Существующая ныне школьная картография представляет собой усеченный вариант «теоретизированной» системы картографических знаний и умений, разработанной в шестидесятые годы двадцатого века Н.В. Андреевым, Г.Ю. Грюнбергом, М.В. Студеникиным, Н.В. Малаховым.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
ГЛАВА 2 МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
ГЛАВА 3 КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЫ
10
ГЛАВА 4 ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
16
ГЛАВА 5 ВОПРОСЫ КАРТОГРАФИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
20
5.1 Физическая география, 6 класс 21
5.2 География. Материки и океаны, 7 класс 27
5.3 География. Общий обзор. Страны СНГ, 10 класс естественно-математического направления
28
ГЛАВА 6 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ
34
Заключение и выводы 50
Список литературы 52

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

Главной целью картографической подготовки учащихся современных общеобразовательных  учреждений является формирование картографической грамотности школьников. Эта цель реализуется в процессе выполнения основных задач, указанных в предыдущей главе.

Исходя, из вышеперечисленных  целей картографической подготовки, нам предоставляется возможность  сконструировать, сформировать структуру и отобрать содержание усовершенствованной системы картографических знаний и умений в курсах географии основной школы. Данная система может служить хорошим помощников в картографической подготовке, как для учеников, так и для учителей.

В состав данной системы  включены знания – теоретические (понятия, закономерности), методологические (методы исследования в географии), эмпирические (представления, факты) и формируемые на базе знаний предметные умения.

Все компоненты системы  картографических знаний и умений рассредоточены в курсах географии общеобразовательной школы (начальный курс географии, география материков и океанов, география Казахстана). Ограничение системы можно обосновать необходимостью качественной картографической подготовки выпускников общеобразовательных учреждений независимо от того, получили ли они среднее образование, или прервали свое обучение после окончания девятого класса [16].

Всю систему рассматриваемых  знаний и умений можно условно разделить на несколько подсистем, между которыми могут существовать тесные связи.

Первую подсистему будут образовывать сведения об объемном геоизображении – глобусе. Объем знаний и умений в данной подсистеме невелик, т.к. глобус на уроках географии служит преимущественно средством наглядности. В рамках изучения данной подсистемы формируется представление о глобусе как модели Земли, а также формируются умения определять направления и географические координаты объектов (также географические объекты по их координатам) на глобусе.

Вторую подсистему в системе картографических знаний и умений могут образовать сведения о картографических геоизображениях. Здесь можно выделить две основных группы знаний – знания о крупномасштабных картографических произведениях и знания о средне- и мелкомасштабных географических картах [15].

Первая группа содержит знания о планах местности и топографических  картах, а также связанные с  ними умения. Понятие «план местности» является одним из ключевых понятий  всей школьной географии, а умение читать план местности, формируемое в школе, имеет большую практическую значимость для учащихся. Именно поэтому в рассматриваемой системе сведения о плане местности представлены достаточно широко и пронизывают все курсы географии основной школы. Помимо традиционных компонентов содержания данной подсистемы (понятия – план местности и азимут, умения распознавать географические объекты на плане местности (простое чтение плана местности) и определять их абсолютные высоты, определять направления и расстояния на плане местности, составлять географические описания по плану местности и строить простейшие планы местности), вводятся и новые сведения о плане местности. В числе нового следует отметить знакомство учащихся с планами городов мира и Казахстана, а также с туристическими схемами. Необходимо обучение практическим приёмам работы с ними.

Топографические карты, как и планы местности, имеют  важное практическое значение как наиболее употребляемые в повседневной жизни  картографические произведения. Именно поэтому в усовершенствованную  систему введено знакомство с топографической картой своей местности, а также формирование умения составлять географические описания по топографическим картам своей местности.

Понятия «план местности», «азимут», представление о топографической  карте и условных знаках крупномасштабных картографических произведений, а также приемы анализа крупномасштабных картографических произведений формируются в начальном курсе географии. В этом же курсе учащиеся обучаются приемам составления простейших планов местности.

Эффективность изучения крупномасштабных картографических произведений в начальном курсе географии во многом зависит от глубины вовлечения в процесс обучения краеведческих материалов. Безусловно, на данных уроках должны присутствовать планы окрестностей школы, план своего населенного пункта, топографическая карта своей области. Только настоящие (не учебные) крупномасштабные картографические произведения, используемые на уроках географии, способны активизировать познавательный интерес учащихся [14].

В курсе географии материков и океанов учащиеся знакомятся с планами городов мира, отражающими историко-географические особенности планировки городских поселений.

Наиболее широко в  усовершенствованной системе картографических знаний и умений представлена группа знаний о географической карте.

Данная группа включает в себя понятия (географическая карта) и представления (картографическая проекция, градусная сетка и её элементы, способы картографического изображения, картографический метод исследования, классификации картографических произведений), а также взаимосвязи.

Большую роль в картографической подготовке играют формируемые в  рамках данной подсистемы умения:

- распознавать и показывать  географические объекты и явления  на географических картах (простое  чтение географических карт);

- определять направления  на географических картах;

- оформлять контурные  карты;

- определять протяженность географических объектов на географических картах;

- определять географические  координаты объектов на географических  картах и объекты по их координатам;

- определять абсолютные  высоты (глубины) территорий (акваторий)  и географических объектов на  географических картах;

- составлять географические  описания территорий по географическим  картам;

- составлять географические  характеристики территорий по тематическим картам;

- выявлять связи и  зависимости между отображаемыми  на карте географическими явлениями,  обобщать, полученные на основе  анализа карты, сведения, высказывать  суждения о явлениях непосредственно  на карте не обозначенных (сложное  чтение географической карты).

Основной объем вопросов, связанных с данной группой знаний, сосредоточен в начальном курсе  географии.

В этом курсе формируется  понятие «географическая карта», раскрываются свойства географической карты, изучается её геодезическая  и математическая основа, географическое содержание карт начального курса географии, многообразие картографических произведений (классификации по масштабу, пространственному охвату и назначению), формируется представление о географических атласах и контурных картах, осваиваются приемы учебной работы с картографическими произведениями.      

Изучение средне- и  мелкомасштабных карт в последующих  курсах географии проводится по трем основным направлениям:

1. Изучение многообразия  карт (в курсе географии материков и океанов – классификации карт по содержанию, тематические карты, карты материков и океанов, государств и их частей; в курсе географии Казахстана – географические карты Казахстана и его частей);

2. Изучение географического  содержания карт – способов  картографического изображения (в 7 классе – изотермы, изобары, качественный фон, локализованные диаграммы, картограммы; в 8-9 классах – картограмма, картодиаграмма, точечный способ), а также географической номенклатуры курсов;

3. Изучение элементов  картографического метода исследований (в курсе географии материков и океанов – «простое чтение» тематических карт, элементы «сложного чтения» карт, составление характеристик отдельных территорий на основе сопоставления карт разной тематики).

Последнюю подсистему могут и должны образовывать сведения о фотографических геоизображениях. Цели изучения данной подсистемы заключаются в формировании представлений учащихся о роли аэрокосмического зондирования в изучении природы и управлении хозяйственной деятельностью. А также умений распознавать крупные географические объекты (элементы простого чтения космических снимков) и выявлять на элементарном уровне связи в зависимости между отображенными на снимках объектами и явлениями (элементы сложного чтения космических снимков) [18].

В процессе изучения начального курса географии учащиеся должны получить первоначальные знания об аэрофото - и космических снимках как основных источниках первичной географической информации, а также основных направлениях их использования. В этом же курсе формируется умение распознавать очертания крупных географических объектов на глобальных космических снимках путем сопоставления их с глобусом и физической картой полушарий. Освоение навыков простого чтения космических снимков будет продолжаться при изучении курса географии материков и океанов, а также курса географии Казахстана – в данных курсах учащиеся знакомятся с космическими снимками отдельных регионов. Кроме того, в курсе географии Казахстана учащиеся должны узнать о роли, которую играет аэрокосмическое зондирование в исследовании природных, социальных и экономических аспектов. Этому во многом будет способствовать вовлечение в процесс обучения материалов средств массовой информации, а также соответствующих средств обучения (атласы, видеофильмы и прочее) [21].

В этом же курсе учитель  должен научить учащихся составлять простейшие географические описания по космическим снимкам. К сожалению, следует констатировать, что формирование у учащихся вышеназванного умения на сегодняшний день затруднено. Это связано с отсутствием в общеобразовательных учреждениях дидактически продуманного комплекта аэрокосмических материалов, который можно было бы использовать не только как средство наглядности, но и как источник географической информации. Тем не менее, при всех существующих сложностях, необходимо отметить, что освоение приемов учебной работы с аэрокосмическими материалами (распознавание географических объектов и составление географических описаний) играет важную роль в формировании географической культуры учащихся.

Выше обозначенные подсистемы объединены общим представлением о  геоизображении, целесообразность введения которого в школьную географию можно  обосновать необходимостью комплексного подхода к изучению планов местности, аэрофотоснимков, космических снимков, глобуса и географических карт как частных примеров геоизображений, имеющих общие свойства.

Безусловно, что рассматриваемая  нами система знаний и умений образует методологическую основу всей школьной географии. Именно поэтому основной объем картографических знаний и умений сосредоточен в начальном курсе географии и фактически «открывает» данный курс. В числе нововведений в данном курсе: представление о геоизображении, физических картах – Евразии и своей области, искаженности изображения земной поверхности на географических картах и картографической проекции, всех способах картографического изображения, применяемых на географических картах в 6 классе, а также основных направлениях использования изучаемых геоизображений. Расширение представлений учащихся о математической основе карт в данном курсе должно, на наш взгляд, способствовать формированию правильного понимания особенностей изображения земной поверхности на географических картах. А в качестве обоснования целесообразности изучения всех основных способов картографического изображения, можно привести высказывание картографа – методиста Г. Ю. Грюнберга: « Изучение способов картографирования составляет очень важную часть картографического образования школьников. Понимая сущность каждого способа, читатель карты хорошо поймет все особенности явления, которые картографы стремились на данной карте передать.…При незнании сущности способа картографирования не поможет… изучение легенды карты… и знакомство с отдельными конкретными типами или видами карт…» [25]. Помимо специфического картографического раздела, стоящего в самом начале курса географии 6 класса, формирование картографической грамотности продолжается и при изучении геосфер.

В курсе географии  материков и океанов, учащиеся знакомятся с многообразием тематических карт и применяемых на них способах картографического изображения, овладевают приемами учебной работы с данными видами картографических произведений. Что касается способов картографического изображения, следует отметить, что изотермы, локализованные диаграммы, качественный фон, картограмма, так или иначе изучается при традиционном ведении уроков.

В учебниках географии  седьмого класса подробно рассматривается  содержание важнейших карт, используемых в курсе, достойное внимание уделяется  им в методических руководствах по данному курсу. Однако на практике изучение картографии приобретает как – бы второстепенное значение, уступая приоритет основному содержанию тем, в которых рассматриваются картографические вопросы. Действительно, очень часто, при наличии дефицита времени, учитель сокращает именно такие, казалось бы, второстепенные вопросы как, например, знакомство с картой строения земной коры при изучении темы «Литосфера».

Введение в усовершенствованную  систему картографических знаний и  умений более предметного знакомства со способами картографического изображения, выделение картографических вопросов в отдельные темы, явилось попыткой вывести картографический материал «из тени» остального содержания курса географии материков и океанов [20].

В данном курсе, кроме того, формируется одно из основополагающих умений – умение составлять географическую характеристику территории на основе анализа и сопоставления карт разной тематики.

Курс «Социально-экономическая  география Казахстана» занимает в системе картографических знаний и умений особое место. Именно в рамках этого курса закладываются основы социально - и экономико-географических знаний учащихся и, поэтому, именно в этом курсе учащиеся должны узнать о роли, которую играют картография и аэрокосмическое зондирование в организации управления природными ресурсами, хозяйством и окружающей средой. Возрастные возможности учащихся 8-9 классов позволяют изучить методы географических исследований, поэтому в данном курсе целесообразно рассмотреть картографический и дистанционные методы исследований. Именно в курсе географии Казахстана учащиеся должны получить наиболее полное представление о всем многообразии современных картографических произведений, научиться извлекать географическую информацию из наиболее употребляемых в повседневной жизни геоизображений: планов городов, туристических схем, топографических карт, атласов автомобильных и железных дорог, научиться работать с социально-экономическими картами, в том числе, картами-анаморфозами [22].

Информация о работе Современная картографическая подготовка школьников