Современная картографическая подготовка школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Одной из важнейших задач общего среднего географического образования является формирование картографической грамотности учащихся. Это происходит, преимущественно, в процессе изучения системы картографических знаний и умений в курсах географии средней школы.
Существующая ныне школьная картография представляет собой усеченный вариант «теоретизированной» системы картографических знаний и умений, разработанной в шестидесятые годы двадцатого века Н.В. Андреевым, Г.Ю. Грюнбергом, М.В. Студеникиным, Н.В. Малаховым.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
ГЛАВА 2 МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
ГЛАВА 3 КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЫ
10
ГЛАВА 4 ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
16
ГЛАВА 5 ВОПРОСЫ КАРТОГРАФИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
20
5.1 Физическая география, 6 класс 21
5.2 География. Материки и океаны, 7 класс 27
5.3 География. Общий обзор. Страны СНГ, 10 класс естественно-математического направления
28
ГЛАВА 6 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ
34
Заключение и выводы 50
Список литературы 52

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

ГЛАВА 1

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

6

ГЛАВА 2

МАТЕРИАЛ И  МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

8

ГЛАВА 3

КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ  ГРАМОТНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ  ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЫ

 

 

10

ГЛАВА 4

ИСТОРИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ШКОЛЬНОЙ  КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

 

 

16

ГЛАВА 5

ВОПРОСЫ КАРТОГРАФИИ  В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

 

20

            5.1          

Физическая география, 6 класс

21

            5.2

География. Материки и  океаны, 7 класс

27

            5.3

География. Общий обзор. Страны СНГ, 10 класс естественно-математического направления

 

28

ГЛАВА 6

СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ

 

34

Заключение  и выводы

50

Список литературы

52

Приложение

56


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы. Одной из важнейших задач общего среднего географического образования является формирование  картографической грамотности учащихся. Это происходит, преимущественно, в процессе изучения системы картографических знаний и умений в курсах географии средней школы.

Существующая ныне школьная картография представляет собой  усеченный вариант «теоретизированной»  системы картографических знаний и  умений, разработанной в шестидесятые годы двадцатого века Н.В. Андреевым, Г.Ю. Грюнбергом, М.В. Студеникиным, Н.В. Малаховым.

Глобальные изменения, произошедшие с тех пор в системе  общего среднего географического образования, его практическая направленность, определили необходимость пересмотрения системы картографических знаний и умений с изучения теоретических основ картографии на обучение «пользователя» географической информации, т.е. на преимущественно освоение практически значимых умений.

Присутствующая сегодня  в школе система картографических знаний и умений, кроме того, отражает во многом, устаревшие  представления  о картографической науке. В современном информационном обществе приоритетное развитие получили науки, так или иначе связанные с хранением, систематизацией, передачей и отображением информации. Важное место в числе таких наук занимают картография и геоинформатика. Испытывая острый интерес общества к увеличению средств передачи информации, улучшению их качественных характеристик и методов использования, современная картография претерпела значительные изменения. Эти изменения еще не нашли своего отражения в школьном географическом образовании.

Таким образом, в современном географическом образовании существуют определенные противоречия - между целями общего среднего географического образования, основными идеями его модернизации и содержанием картографической подготовки учащихся, а также между современным уровнем развития картографической науки, прогрессивностью школьных программ и средств обучения географии.

Развитие картографических знаний достигло в наше время такого высокого уровня, что на создаваемых  географических картах оказывается возможным не только показывать пространственные отношения между объектами и явлениями, размещенными на земной поверхности, но и отображать их качественные важнейшие особенности. Географические карты служат моделями изучаемых территорий и явлений, что делает их замечательным средством познания окружающего мира.

Важную роль играют географические карты и другие картографические произведения в преподавании географии  в средней общеобразовательной  школе. Работа с географическими  картами способствует развитию у школьников пространственного воображения и так называемого географического мышления.

Цель работы: изучение и анализ картографических вопросов школьной географии, и определение путей их совершенствования.

Задачи:

1. определение сущности понятия - картографическая грамотность школьников;

2. изучение и анализ вопросов картографии в действующей казахстанской программе по географии;

3. определение структуры и содержания картографической подготовки школьников в соответствии с современным уровнем развития картографии.

Научная новизна. Впервые выполнен анализ и систематизация картографических  тем, изучаемых по географии в школах Республики Казахстан. Поставлен вопрос о совершенствовании картографической подготовки школьников.

Практическая  значимость. Материалы дипломной работы можно использовать при подготовке студентов специальности 050116 «География» на дисциплинах «Картография с основами топографии» и «Методика преподавания географии». Исследования и выводы в работе будут полезны для учителей средних школ, методистов и работников Министерства образования и науки РК.

Положения, выносимые на защиту:

1. Результаты анализа  изучаемых в школьной географии  картографических тем и вопросов.

2. Предлагаемая структура и содержание картографических тем в соответствии с современным уровнем развития картографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

 

В данной работе проводилось  изучение и анализ картографических вопросов в школьной географии, поэтому были использованы различные литературные источники. Работа выполнена на основе анализа школьных учебников 6, 7 и 10 классов.

Персональный вклад  географии в общую культуру заключается, как утверждает В.П. Максаковский, в  формировании у учащихся географической картины мира, географического мышления, знакомстве с методами и языком географии.

Первая часть географической культуры - географическая картина мира, представляет целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер и закрепляющий основные объекты и соотношения между ними в том виде, в котором они даны современному географическому познанию. Географическая картина мира рассмотрена в трудах Максаковского В.П. (1998), Аржанова Е.П. (1992).

 Вторая часть - географическое мышление, это мышление, во-первых, привязанное к территории, и во-вторых, связанное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного элемента. Данное определение получило свое развитие в работах Баранского Н.Н. (1960),  Котлакова В.М. (1987).

 Третьим компонентом понятия географическая культура выступают методы географии. Среди общегеографических методов важное место занимает картографический метод исследования. Многие работы Берлянта А.М. (1900), посвящены этому методу. Картографический метод исследования включает в себя различные приемы и способы работы с картой. О необходимости обучения этим способом высказывались многие ученые-методисты Грюнберг  Г.Ю. (1979), Буланов С.В. (2001).

В качестве четвертого компонента понятия географическая культура выступает  язык географии. Язык географии включает понятия и термины, в том числе  картографические (Берлянт, 1990; Максаковский, 1998; Буланов, 2002).

Структура и содержание картографических вопросов, изучаемых, в средней школе менялась в связи с изменением картографических знаний и умений, это выразилось в насыщении школьных курсов географии теоретическим картографическим материалом (Комиссарова, 2001).

Исторические аспекты  этого вопроса были рассмотрены  в работах Грюнберга Г.Ю. (1979) и  Буланова С.В. (2000, 2002).

Анализу картографических вопросов в школьной программе посвятили труды в свое время Баранский Н.Н (1960), Малахов Н.В. (1972), Буланов С.В. (2004). Они характеризуют особенности рассматриваемых тем по картографии на уроках географии, методы преподавания этих сложных для понимания учащимися вопросов, раскрывают проблемы,  возникающие при преподавании тем и обучении умениям работать с картой. 

 При изучении картографических тем в школе важнейшая задача состоит в том, чтобы полученные знания учащиеся могли умело использовать в работе с картами. Главной целью изучения картографических вопросов в школьном курсе географии является формирование картографической грамотности (Студеникин, 1967; Яковлев 1957).

Система картографических знаний и умений требует совершенствования  в связи с современным развитием  науки картографии. В работах  Буланова С.В. (2002) рассматривается возможная структура и содержание картографической подготовки в Российских школах. Усовершенствованная система картографических знаний, представляет собой систему, пронизывающую все курсы географии. Основные ее элементы изучаются в специализированных картографических разделах всех курсов географии школы и в дальнейшем развиваются при изучении остального содержания школьной географии.

Также усовершенствованная  структура картографических вопросов и тем, рассматривались у Викулова Н.П. (1989), Петровой Н.Н. (2000).

 

 

 

ГЛАВА 2 МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

При написании данной дипломной работы были изучены  и  проанализированы многие материалы.

 В первую очередь  нами были просмотрены нормативные  документы, школьные программы  и стандарты, установленные в общеобразовательных школах.

В исследовании использовался  материал школьных учебников:

- Бирмагамбетова А., Мамырова К. Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – Алматы, 2006 [5]. В начальном курсе дается представление о картографическом обобщении и условности обозначений на картах.

- Бейсенова А.С. География. Материки и океаны: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы. – Алматы, 2003 [3]. В данном курсе предусматривается знакомство учеников с картами материков и океанов, где подробно рассматриваются картографические проекции, искажения, система условных знаков.

 - А.С. Бейсенова, К. Д. Каймулдинова, С.А. Абилмажинова, К.М. Баймырзаева, Ж. Достай География. Общий обзор. Страны СНГ Учебник для 10 класса естественно-математического направления общеобразовательных школ. Алматы «Мектеп», 2006 [4]. Были проанализированы картографические темы и вопросы школьной географии.

 При выполнении поставленных задач был также использован литературный материал, который помог раскрыть и исследовать   картографические вопросы. Здесь же был привлечен материал, полученный в ходе беседы с учителем географии  во время прохождения практики в школе №7 г. Петропавловска после посещения занятий в классах, где проходили эти темы.

Исследования проводились  нами в 2007-2008 учебном году.

На первом этапе исследования было ознакомление с литературными данными по изучаемой теме. На втором этапе изучили и проанализировали вопросы картографии в действующих общеобразовательных программах РК и учебниках.

Во время прохождения  педагогической практики была получена консультация у учителя географии об особенностях преподавания картографических вопросов на уроках, изложении этих тем в учебниках, характере практических работ по картам, полноте и качестве подачи картографических тем в учебниках, особенностях восприятия текста учебника учащимися, формах и методах изучения картографических вопросов в школе.

На завершающем этапе нами была разработана структура и содержание тем и вопросов по картографии, предлагаемых для изучения в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3  КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

 

Основной целью общего среднего образования является формирование всесторонне образованной и инициативной личности, система взглядов, идейно-нравственные, культурные, этические принципы и нормы поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса.

Реализация этой цели в процессе обучения географии происходит посредством формирования у учащихся определенного уровня географической культуры как необходимого компонента общей культуры человека [7].

Это означает, в первую очередь, что география, наряду с  другими школьными предметами участвует  в формировании научного мировоззрения  учащихся, политехнических и экологических знаний и умений.

География – это единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете. К ведущим мировоззренческим идеям, заложенным в курсы школьной географии, относятся идеи, отражающие проявление основных черт и законов диалектики в географической оболочке и её частях, идеи, отражающие проявление законов диалектики в экономико-географической действительности, а также идеи, охватывающие проблему природы и общества.

 В политехническом  потенциале школьной географии, необходимо выделить, во-первых, её синтезирующие функции как единственного школьного предмета, относящегося и к общественному, и к естественному циклам учебных дисциплин. Во-вторых, содержание в школьных курсах географии сведений, относящихся к компетенции других областей научных знаний: геологии, астрономии, экономики и других. 

Информация о работе Современная картографическая подготовка школьников