Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:44, курсовая работа
Актуальность темы. Одной из важнейших задач общего среднего географического образования является формирование картографической грамотности учащихся. Это происходит, преимущественно, в процессе изучения системы картографических знаний и умений в курсах географии средней школы.
Существующая ныне школьная картография представляет собой усеченный вариант «теоретизированной» системы картографических знаний и умений, разработанной в шестидесятые годы двадцатого века Н.В. Андреевым, Г.Ю. Грюнбергом, М.В. Студеникиным, Н.В. Малаховым.
Введение 3
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
ГЛАВА 2 МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
ГЛАВА 3 КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЫ
10
ГЛАВА 4 ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
16
ГЛАВА 5 ВОПРОСЫ КАРТОГРАФИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
20
5.1 Физическая география, 6 класс 21
5.2 География. Материки и океаны, 7 класс 27
5.3 География. Общий обзор. Страны СНГ, 10 класс естественно-математического направления
28
ГЛАВА 6 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ
34
Заключение и выводы 50
Список литературы 52
В рамках усовершенствованной системы картографических знаний и умений, в курсе «География Казахстана» формируется умение выявлять связи и зависимости между отображаемыми на карте географическими явлениями. Обобщать, полученные на основе анализа карты, сведения, высказывать суждения о явлениях, непосредственно на карте не обозначенных (сложное чтение карты) - при изучении природы Казахстана.
Перед изучением социально-экономического блока рассматривается роль картографии и аэрокосмического зондирования в изучении природы и управлении хозяйством. Выявляются специфические особенности картографического и дистанционных методов географических исследований, формируется представление о картах-анаморфозах и геоинформационных системах, способах картографического изображения, применяемых на тематических картах общественных явлений. Умение извлекать географическую информацию из карт общественных явлений, а также совершенствуются приемы работы с наиболее употребляемыми в повседневной жизни картографическими произведениями: планами городов, туристическими схемами, топографическими картами своей местности, атласами автомобильных и железных дорог [25].
Следует заметить, что
обучение одному из основополагающих
элементов картографической грамотности
– «сложному чтению»
Несомненно, требует объяснения, введение в учебный процесс карт – анаморфоз. Сейчас достаточно сложно оценить значение анаморфированных карт – кто-то считает их «современным лицом» картографической науки, а кто-то возводит до уровня «занимательной картографии» [28]. Для нас является неоспоримым тот факт, что анаморфозы позволяют в наглядной, привлекательной для восприятия форме представить географическую информацию и поэтому они должны занять свое место в числе средств обучения географии. Необходимость рассмотрения анаморфоз как объектов изучения, можно обосновать наличием отрицательного опыта введения в процесс обучения картографических трансформаций, без должных объяснений их свойств.
В современном мире все большее значение приобретают геоинформационные системы. Именно поэтому среднее географическое образование должно включать представление о геоинформационной системе. Важно отметить не только теоретический эффект формирования данного представления (на базе представления о геоинформационной системе формируется представление о роли картографии в современном обществе), но и его практическую значимость. Геоинформационные системы все глубже вовлекаются в среднее географическое образование, как средства обучения. К сожалению, в связи с современной структурой общего среднего образования, очень сложно установить формирование данного представления на уроках географии с курсом информатики.
Помимо представленных в схеме компонентов, во всех курсах школьной географии, происходит также освоение географической номенклатуры, реализующее одну из целей картографической подготовки, а именно – «знание карты».
Усовершенствованная система картографических знаний, таким образом, представляет собой сквозную систему, пронизывающую все курсы географии общеобразовательной школы. Основные её элементы изучаются в специализированных картографических разделах всех курсов географии и в дальнейшем развиваются при изучении остального содержания школьной географии.
Возможное распределение элементов усовершенствованной системы картографических знаний и умений по урокам было представлено в виде таблицы кандидатом педагогических наук Российской Федерации С.В. Булановым [13]. На примере таблицы 6.1 мы можем представить свою усовершенствованную систему для средних общеобразовательных школ РК.
Таблица 6.1 – Распределение
элементов системы картографиче
№ |
Тема урока |
Основные элементы содержания урока | |
1 |
2 |
3 | |
Начальный курс географии | |||
1 |
Многообразие геоизображений |
Геоизображение, глобус, географическая карта, план местности, аэрофото - и космический снимок | |
Продолжение таблицы 6.1 | |||
1 |
2 |
3 | |
2 |
Масштаб геоизображений |
Масштаб: численный, именованный, линейный. Прием измерения расстояния с помощью линейного масштаба | |
3 |
Аэрофотоснимок и план местности |
Создание, свойства, назначение аэрофотоснимков. Понятие «план местности». Практическая работа: «Сопоставление изображений объектов на аэрофотоснимке с объектами на плане местности» | |
4,5 |
Чтение плана местности |
Условные знаки плана местности. «Простое чтение» плана. Приемы измерения расстояний на плане. Понятие «азимут». Определение направлений на местности и на плане. Прием составления географических описаний по плану. Практическая работа: «Определение маршрута по плану местности» | |
6 |
Космический снимок и географическая карта |
Представление о космическом снимке. Роль космической информации. Понятие «географическая карта». Свойства географической карты. Сравнение географической карты и плана местности. | |
7 |
Многообразие географических карт |
Деление карт на группы по масштабу. Представление о топографической карте. Деление карт на группы по охвату территории. Выявление зависимости между охватом территории и масштабом. Деление карт на группы по назначению. Представление о географическом атласе. Представление о контурных картах. Правила оформления контурных карт. | |
Продолжение таблицы 6.1 | |||
1 |
2 |
3 | |
8 |
Особенности изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках и различных видах географических карт. |
Практическая работа: «Сопоставление очертаний материков, морей и океанов, крупных островов и полуостровов на глобусе, физической карте полушарий и глобальных космических снимках». Наличие искажений на географических картах. Представление о картографических проекциях и их видах. | |
9, 10 |
Градусная сетка на глобусе и географических картах. |
Градусная сетка и ее элементы. Изображение параллелей и меридианов на глобусе и различных видах географических карт. Определение направлений на глобусе и географических картах. | |
11 |
Географические координаты – географическая широта. |
Представление о географической широте. Прием определения географической широты. | |
12 |
Географические координаты – географическая долгота. |
Представление о географической
долготе. Прием определения «Определение географических координат точки на глобусе, картах полушарий. Нахождение точки на географических картах и глобусе по ее координатам. Обозначение на контурной карте объектов по их координатам». | |
13 |
Способы картографического изображения: изображение |
Понятия: «рельеф», «абсолютная» и «относительная высота». Представление об измерении относительной высоты с помощью нивелира. | |
Продолжение таблицы 6.1 | |||
1 |
2 |
3 | |
неровной земной поверхности. |
Способы изображения рельефа: отметки высот, горизонтали, послойная окраска, шкала высот и глубин. Прием определения высот и глубин на планах и картах. | ||
14 |
Способы картографического изображения: значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы. |
Представление о способах картографического изображения: значках, линейных знаках, знаках движения, ареалах. Практическая работа: «Определение способов картографического изображения на географических картах школьного атласа». | |
15 |
Использование геоизображений. |
Систематизация знаний
о приемах учебной работы с
картографическими | |
16 |
Практическая работа на местности: «Ориентирование на местности. Построение плана местности». | ||
Курс географии материков и океанов | |||
1,2 |
Карты материков и океанов, разнообразие их содержания. |
Деление карт на группы по содержанию. Способы картографического изображения: изобары; способ локализованных диаграмм; способ качественного фона; картограмма. Практическая работа: «Определение способов картографического изображения, применяемых на географических картах школьного атласа». | |
Продолжение таблицы 6.1 | |||
1 |
2 |
3 | |
3 |
Анализ и сопоставление карт разной тематики. |
Прием составления комплексного описания территории на основе анализа и сопоставления серии тематических карт. Практическая работа: «Составление комплексного географического описания территории». | |
Курс географии экономической и социальной географии Казахстана. | |||
1 |
Картографические и дистанционные методы географических исследований. Роль картографии и аэрокосмического зондирования в изучении природы и управлении хозяйством. |
Сущность и значение
картографического и | |
2 |
Способы картографического изображения социально – экономических объектов и явлений на географических картах школьного атласа. |
Представления о картограмме, картодиаграмме, точечном способе. Практическая работа: «Определение способов картографического изображения, применяемых на географических картах школьного атласа». | |
Продолжение таблицы 6.1 | |||
1 |
2 |
3 | |
3 |
Использование картографических произведений в повседневной жизни. |
Представление о назначении
и измерительных свойствах туристического похода
с использованием |
Заключение и выводы
Исследование показало, что формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения географии в общеобразовательных учреждениях.
Цели, структура, содержание школьных вопросов и заданий по картографии, в процессе которой осуществляется формирование картографической грамотности учащихся, зависят от общих целевых установок всей системы образования.
В период становления школьной географии цели картографической подготовки сводились, преимущественно, к освоению учащимися географической номенклатуры. В первой половине XX века картографическая подготовка была призвана обеспечить освоение умений работать с картами как источниками географической информации. Во второй половине XX века разработанная система картографических знаний и умений должна была обеспечить углубление научности школьной географии, а в методике обучения географии была усилена роль карты как объекта изучения.
Развитие картографических знаний достигло в наше время высокого уровня. Современная школьная картография не в полной мере удовлетворяет современным целям среднего географического образования и еще меньше – перспективным идеям модернизации системы школьного образования.
Анализ учебников по географии общеобразовательной школы показал, что картографические темы и вопросы направлены на формирование картографической грамотности. Но раскрытие некоторых тем не соответствует методически правильному изложению, порой допускаются ошибки.
Требования школы XXI века к картографической грамотности выпускников подразумевают, прежде всего, наличие практических картографических умений, необходимых в повседневной жизни. Именно поэтому, была разработана усовершенствованная система картографических знаний и умений в курсах географии общеобразовательной школы:
- ориентированная на освоение практически значимых умений;
- осуществляющая комплексный
подход к изучению
- представленная отдельными
разделами в каждом курсе
В целом, проанализировав состояние картографических вопросов и тем, можно сделать вывод, что современные тенденции системы картографических знаний и умений еще недостаточно отражены в действующих учебниках географии, а также школьных географических атласах.
Привитие картографической культуры возможно не только на уроках географии, но и при изучении других предметов. Однако закономерно, что картографические знания и умения специфически связаны с географией. Но в современных условиях, когда требования к картографической подготовке существенно возросли, ее обеспечение для учителей географии становится сложным. В то же время, анализ картографических вопросов и тем в курсах географии показывает, что многие из них могут быть успешно усвоены и применимы при сотрудничестве географов с учителями ряда других дисциплин, в первую очередь математики, черчения, истории.
Выводы:
1. Картографическая грамотность является неотъемлемой частью школьного образования.
2. Анализ вопросов
картографии в действующих
3. Предлагаемая система картографических знаний и умений отражает современный уровень развития картографии и способствует формированию картографической грамотности.
Список литературы
1. Аржанов Е.П. Социальная роль карт и пути развития картографии. Сб.: Историко-астрономические исследования. На рубежах познания вселенной. – М.: 1992. – С. 245 – 264.
2. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. – М.: 1960. – 452с.
3. Бейсенова А.С. География. Материки и океаны: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы. – Алматы: «Атамура», 2003. – С. 15 – 18
4. Бейсенова А.С., Каймулдинова К.Д. География. Общий обзор. Страны СНГ: Учебник для 10 класса естественно-математического направления. – Алматы: «Мектеп», 2006. – С.
5. Бирмагамбетова А., Мамырова К. Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – Алматы: «Атамура», 2006. – С. 19 – 43
6. Берлянт А.М. и др. Физическая география: справочные материалы. – М.: 1995. – С. 258 – 288.
7. Берлянт А.М. Картографическая грамотность и географическое образование: проблемы переориентации.// География в школе. – М.: № 2, 1900. – С. 28 – 31.
8. Берлянт А.М. Картография: учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 336с.
9. Буланов С.В. Изучение картографии в начальном курсе школьной географии. Сб.: Географическое краеведение в школе и вузе: Материалы Всероссийской научно – практической конференции. – Владимир: ВГПУ, 2000. – С. 12 – 14.
10. Буланов С.В. Исторический аспект проблемы формирования картографической грамотности в средней школе. Сб.: Географическое краеведение в школе и вузе: Материалы Всероссийской научно – практической конференции. – Владимир: ВГПУ, 2000 – С. 14 – 25.
11. Буланов С.В. История изучения картографических тем в рамках школьной географии в России. Сб.: Проблемы непрерывного географического образования и картографии. – Харьков, 2000. – С. 125 – 128.
12. Буланов С.В. Картографическая грамотность как составная часть географической культуры учащихся. Материалы региональной научно – практической конференции «Человек и географическая среда». Орел: ОГУ, 2001. –С. 203 – 207.
13. Буланов С.В. Картографические пособия при изучении региональной географии. Сб.: Географическое краеведение: тезисы межвузовской научно – практической конференции. – Владимир: ВГПУ, 1999. – С. 10 – 11.
14. Буланов С.В. Картографический метод исследований (Программа элективного курса для учащихся естественнонаучных и общественно-гуманитарных профильных классов). / Школьное планирование. – Владимир, 2004, №1. – С. 72 – 79.
15. Буланов С.В. Необходимость совершенствования системы картографических знаний и умений в школе в соответствии с уровнем развития картографической науки. Сб.: Научные труды Московского педагогического государственного университета. - М.: Прометей, 2000. – С. 342 – 345.
16. Буланов С.В. Практикум по курсу «Картография с основами топографии» для студентов I - II курсов естественно – географического факультета. Владимир: ВГПУ, 2002. –С. 33.
17. Буланов С.В. Проблема формирования картографической грамотности в школе. Сб.: Региональный компонент в системе школьного образования. Тезисы региональной научно – практической конференции. Владимир – Муром: ВГПУ, 1999. – С. 6 – 8.
18. Буланов С.В. Проектная деятельность школьников в области географической картографии. Проектирование образовательных процессов. Межвузовский сборник научных трудов./Под ред. Г.Е. Муравьевой.- Шуя: изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2003. – С. 173 – 179.
19. Буланов С.В. Роль картографии в формировании географической культуры школьников. – Владимир: ВГПУ, 2001. – С. 12 – 19.
20. Буланов С.В., Абатурин
А. Использование новых информационных
технологий как эффективный путь совершенствования
картографической подготовки учащихся
общеобразовательных учреждений.
21. Буланов С.В. Совершенствование картографической подготовки как эффективный путь развития навыков самостоятельной работы студентов – географов в педвузе. - Владимир: ВГПУ, 2002. – С. 173 – 176.
22. Буланов С.В. Требования к картографической подготовке учащихся в общеобразовательных учреждениях. Материалы региональной научно – практической конференции «Человек и географическая среда». - Орел: ОГУ, 2001. – С.201 –203.
23. Викулова Н.П. Совершенствование методики формирования картографо – топографических знаний и умений учащихся (6 класс). Свердловск: изд. – во СГПИ, 1989. – С. 56.
Информация о работе Современная картографическая подготовка школьников