Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2015 в 14:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка методики комплексного статистического анализа и прогнозирования развития системы образования в Тюменской области. В соответствии с целью курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
- оценить состояние системы образования на современном этапе;
- рассмотреть систему показателей деятельности всех учреждений образования Тюменской области;
- провести анализ основных показателей системы образования и их структурных изменений,
Образование на сегодняшний
день представляет собой
Вследствие перехода России к рыночной экономике роль средних специальных учебных заведений претерпела существенные изменения. Дефицит квалифицированных специалистов, рост безработицы, вызванной спадом производства и конверсией военных кадров создают дополнительную потребность в услугах учебных заведений, способных дать населению новые профессии и специальности, необходимые государству. Кроме того, отсутствие финансовой базы для расширения сети государственных учебных заведений, растущая потребность в получении профессиональных знаний у населения послужили предпосылками становления системы негосударственных средних специальных учебных заведений.
Реформирование среднего профессионального образования в условиях рыночных отношений обуславливает необходимость разработки новой системы статистических индикаторов, повышения полноты и достоверности информационной базы. В основу концепции статистического анализа системы среднего профессионального образования должен быть положен комплексный системный подход к исследованию ее сущности, тенденций и перспектив развития во взаимодействии с другими уровнями образования. Именно комплексное рассмотрение всех аспектов образовательной деятельности и необходимых для ее осуществления трудовых, материальных, информационных и финансовых ресурсов позволяет получить объективное представление о тенденциях развития средней профессиональной школы.
Вышесказанное определило актуальность курсовой работы, научную и практическую значимость ее результатов.
Целью курсовой работы является разработка методики комплексного статистического анализа и прогнозирования развития системы образования в Тюменской области. В соответствии с целью курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
- оценить состояние системы
образования на современном
- рассмотреть систему показателей деятельности всех учреждений образования Тюменской области;
- провести анализ основных
- провести классификацию
- провести анализ динамики и
выявить тенденции развития
- определить методические
Объектом исследования
Предметом исследования выступает совокупность показателей и методов статистического анализа развития системы образования Тюменской области.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1. Организационно-
Любое общество вне зависимости от воспитания наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития должно реализовывать и функцию воспитания своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, т.е. комплекс институтов образования. Основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания, обучения и реализующие одну или несколько образовательных программ. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Однако действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории того или иного государства независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
В России к образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; специальные для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс; профессионального образования. Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детский ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семьи для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. Воспитание и обучение, осуществляемые в дошкольных образовательных учреждениях, являются подготовительным этапом начального образования.
Таблица 1.1.
Анализируя данные табл. 1.1. можно сделать вывод, что в период с 2004 по 2012 происходит снижение численности учреждений и численности обучающихся. С 2004 по 2008 год наблюдается устойчивость, но с 2009 по 2012 годы замечен очень большой спад в сфере образования. Это говорит о том, что чем выше цены на образование, тем ниже уровень и поступление в учреждения.
Образовательные учреждения представлены преимущественно государственными образовательными школами, а также элитарными учреждениями, университетами, вузами и т.д. В образовательной системе выделяют несколько уровней: дошкольное образование, начальное образование, общее образование, среднее образование, высшее образование, дополнительное образование.
Дошкольное образование осуществляется в таких государственных учреждениях, как детские сады. Этот образовательный этап из всех остальных занимает меньше всего времени и проходит от 2 до 7 лет включительно.
Начальная
школа призвана обеспечить
Среднее неполное образование обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, активного их включения в жизнь общества. Этот этап занимает категорию в возрасте от 12-15 лет.
Среднее полное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Этап проходит в возрасте с 15-18 лет.
Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования - университетах, академиях, институтах, колледжах. Такой этап образования затрагивает возрастную категорию от 18 до 21 года.
Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Для его получения созданы институты, аспирантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях (от 21 года и далее без ограничения по возрасту).
Демократизация и гуманизация общественной жизни ставит перед государством задачу максимального использования возможностей общеобразовательной школы, а через нее и всей системы образования для формирования разносторонне развитой личности как основной составляющей трудовых ресурсов общества.
1.2. Анализ
динамики основных
Финансирование образования складывается из бюджетных и внебюджетных средств. На содержание сферы образования обществом направляются большие ресурсы, главным образом бюджетные средства.
В 2014 г. объем запланированных расходов бюджетов субъектов РФ составляет 2 429 млрд. руб. или 26,2% всех расходов бюджетов субъектов РФ (в 2004 г. 413,4 млрд. руб. и 19,3% расходной части). Доля расходов на образование продолжает расти (рис. 1.1.)
Рис.1.1. Расходы на образование в общих бюджетных расходах, млрд.руб.
Расходы консолидированного бюджета на образование можно охарактеризовать данными, приведенными в табл. 1.2.1. Естественно, проблемы сферы образования так или иначе затрагивают практически всех членов нашего общества. Понятна и та заинтересованность, которую проявляют различные социальные группы к проблемам образования, поскольку именно через образование решаются важнейшие социальные проблемы:
- социальной мобильности общества — повышение социального статуса через получение образования и успешности личности через карьеру;
Законодательные основы образования:
- занятости и сроков поиска работы на рынке труда;
- получаемых доходов и т. д.
Важно также и то, что образ современного человека, сложившийся в общественном сознании, в первую очередь представляет собой образ человека образованного.
Таблица 1.2
Расходы консолидированного бюджета на образование
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Расходы консолидированного бюджета в млрд.руб |
1950,4 |
3964,9 |
4669,7 |
8406,8 |
в т.ч. на образование в млрд.руб. |
321,6 |
475,5 |
593,4 |
817,9 |
Расходы на образование а % к расходам консолидированного бюджета |
16,5 |
11,99 |
12,71 |
9,73 |
Единство сферы образования в Российской Федерации обеспечивается действующими законодательными и нормативными актами.
Вклад образования в ВВП страны составляет лишь 3,0%, и за прошедшее десятилетие (с 2008 г.) увеличился лишь на 0,1 п.п. Основное число обучающихся учится в государственных учебных заведениях: 99% всех учащихся общеобразовательных учреждений, 95% - средних профессиональных учреждений и 85% - учреждений высшего профессионального образования.
За счет бюджетных средств в России в 2012 году обучалось 73% студентов, получающих среднее специальное образование и 38% студентов, получающих высшее профессиональное образование. Доля последних плавно снижалась на протяжении 2000-х: 2005 г. – 66%, 2005 г. – 50%, 2010 г. – 45%. Таким образом, доля студентов, получающих высшее образование за счет бюджета, уменьшилась за последние годы почти в два раза. Сегодня таких студентов – меньшинство.
Доля расходов на образование в России из внебюджетных источников сокращались на протяжении последних лет с 25% в 2006г. до 16% в 2011г.
Доля государственных расходов на дошкольное образование выросла за 2000-е годы: в 2006 г. она составляла 14,9%, в 2011 г. – 17,7% всех государственных расходов на образование. Выросли и расходы семей на образовательные услуги для дошкольников: с 805,5 рублей в месяц на 1 ребенка-дошкольника в 2005 году до 1600,5 рублей в 2011 году.
Увеличилось государственное финансирование высшего профессионального образования: с 11,4% (2006 г.) до 18,7% (2011 г.) от всех госрасходов на образование.
Структура расходов на образование в федеральном бюджете за прошедшее десятилетие изменилась. Существенно выросла доля расходов на высшее образование - с 58% в 2004 г. до 85% в 2014 г., значительно сократилась доля расходов профессиональное образование с 34% до 2%. Такое изменение структуры расходов федерального бюджета на образование связано с передачей с 1января 2012 года обеспечения деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования за счет средств субъектов Российской Федерации. Ввиду сокращения существенной части расходов, структура расходов изменилась: каждая ее доля, за исключением сокращённой, увеличилась.
В целом, согласно расходной части консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, приоритетным направлением расходования бюджетных средств является общее образование. На него государство стабильно выделяет около 50% бюджетных средств: 50% в начале 2004 г. и 46% в начале 2014 года. За прошедшее десятилетие увеличилась доля расходов консолидированного бюджета на дошкольное образование с 15% до 21%, а также на высшее образование с 13% до 18%.