Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2015 в 14:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка методики комплексного статистического анализа и прогнозирования развития системы образования в Тюменской области. В соответствии с целью курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
- оценить состояние системы образования на современном этапе;
- рассмотреть систему показателей деятельности всех учреждений образования Тюменской области;
- провести анализ основных показателей системы образования и их структурных изменений,
где b – постоянный (цепной) темп изменения уровней.
Однако анализ цепных показателей динамики не всегда приводит к достаточно обоснованному выбору конкретной формы тренда, поэтому приходится также использовать специальные математические критерии.
После выбора вида уравнения необходимо определить его параметры. Наиболее распространенным способом для этого является метод наименьших квадратов. При использовании данного метода необходимо, чтобы сумма квадратов отклонений фактических данных от выравненных была наименьшей (формула (2.6)):
Покажем на примере выравнивание с помощью линейной функции . Чтобы была минимальной, параметры a и b должны удовлетворять следующей системе нормальных уравнений (формула (2.7)):
где y – значение уровней фактического ряда динамики;
t – порядковый номер периода или момента времени;
n – количество уровней ряда динамики.
Расчет параметров значительно упрощается, если за начало отсчета времени (t=0) принять середину ряда динамики. При нечетном числе уровней, опираясь на данные таблицы 2.1, получим следующие значения t (таблица 2.4):
Таблица 2.4
t при нечетном числе уровней
Год |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
t |
-4 |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
При четном числе уровней, опираясь на данные таблицы 2.1, получим следующие значения t (таблица 2.5):
Таблица 2.5
t при четном числе уровней
Год |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
t |
-3,5 |
-2,5 |
-1,5 |
-0,5 |
0 |
0,5 |
1,5 |
2,5 |
3,5 |
В обоих случаях =0, поэтому система уравнений принимает вид (формула (2.8)):
Отсюда (формула (2.9)):
Результаты расчетов представлены в таблице 2.6. Подставив соответствующие значения, получим:
Таблица 2.6
Выравнивание данных о численности населения
в Тюменской области в 2004-2012 гг.
Год |
yi |
t |
t2 |
yt |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2004 |
2590 |
-4 |
16 |
-10360 |
1911,9 |
2005 |
2522 |
-3 |
9 |
-7566 |
1994 |
2006 |
2439 |
-2 |
4 |
-4878 |
2080 |
2007 |
2192 |
-1 |
1 |
-2192 |
2164 |
2008 |
2154 |
0 |
0 |
0 |
2248 |
2009 |
2116 |
1 |
1 |
2116 |
2332 |
2010 |
2098 |
2 |
4 |
4196 |
2416 |
2011 |
2085 |
3 |
9 |
6255 |
2500 |
2012 |
2037 |
4 |
16 |
8148 |
2586 |
Итого |
20233 |
0 |
60 |
5043 |
20233 |
В последнем столбце таблицы 2.6 были рассчитаны выравненные уровни, численность населения. В выравненном ряду происходит равномерное возрастание уровней ряда в среднем за год на 84,05 единиц. (значение параметра «b»).
Система нормальных уравнений имеет вид:
9a0 + 0a1 = 20233
0a0 + 60a1 = 5043
Решением системы уравнений определяются теоретические параметры:
Таким образом, уравнение линейного тренда, описывающего изменение численности населения Тюменской области имеет вид (формула (2.10)):
y =2248,1t + 84,05.
В табл.2.7 представлен расчет необходимых показателей для определения параметров уравнения тренда второго порядка.
Таблица 2.7
Расчет параметров параболического уравнения тренда численности образовательных учреждений Тюменской области в 2004-2012 гг.
Год (t) |
Числен-ность образовательных учреждений, единицы. (y) |
t2 |
y2 |
t y |
t3 |
t4 |
t2 y |
Выровнен-ные уровни ряда ( |
-4 |
2590 |
16 |
6708100 |
-10360 |
-64 |
256 |
41440 |
1911,9 |
-3 |
2522 |
9 |
6360484 |
-7566 |
-27 |
81 |
22698 |
1994 |
-2 |
2439 |
4 |
5948721 |
-4878 |
-8 |
16 |
9756 |
2080 |
-1 |
2192 |
1 |
4804864 |
-2192 |
-1 |
1 |
2192 |
2164 |
0 |
2154 |
0 |
4639716 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2248 |
1 |
2116 |
1 |
4477456 |
2116 |
1 |
1 |
2116 |
2332 |
2 |
2098 |
4 |
4401604 |
4196 |
8 |
16 |
8392 |
2416 |
3 |
2085 |
9 |
4347225 |
6255 |
27 |
81 |
18765 |
2500 |
4 |
2037 |
16 |
4149369 |
8148 |
64 |
256 |
32592 |
2586 |
Итого |
20233 |
60 |
45837539 |
-4281 |
0 |
708 |
137951 |
20233 |
На рисунке 2.3. наблюдается взаимосвязь численности образовательных учреждений и выравненных уровней ряда
Рисунок 2.3. Взаимосвязь численности образовательных учреждений и выравненных уровней ряда
Система уравнений для нахождения параметров а0, а1, а2 имеет вид:
9a0 + 0a1 + 60a2 = 20233
0a0 + 60a1 + 0a2 = -4281
60a0 + 0a1 + 708a2 = 137951
Решением системы уравнений определяются теоретические параметры:
a0 = 503992/231, a1 = -1427/20, a2 = 9193/924
Таким образом, уравнение параболического тренда изменения численности образования имеет вид (формула (2.11)):
y = 9193/924t2+-1427/20t+503992/
Таким образом, параболическое уравнение также можно использовать в качестве основы прогноза численности образовательных учреждений Тюменской области.
2.3. Автокорреляция
в рядах динамики и проведение
регрессионного анализа
Автокорреляция в рядах динамики – это зависимость последующих уровней ряда от предыдущих уравнений, если установлено наличие автокорреляции, то зависимость выражается уравнением авторегрессии. Измерение автокорреляции между уровнями ряда осуществляется с помощью коэффициента автокорреляции, который определяется по формуле (2.6):
где x – факторный признак;
y – результативный признак;
sх – среднее квадратическое отклонение факторного признака;
sу – среднее квадратическое отклонение результативного признака.
Коэффициент автокорреляции рассчитывается либо между соседними уровнями, либо между уровнями, сдвинутыми на любое число единиц времени m, этот сдвиг (временной лаг) определяет порядок коэффициента автокорреляции.
Коэффициент автокорреляции первого порядка чаще всего исчисляется по формуле:
При достаточно большом числе уровней ряда значения средних уровней и средних квадратических отклонений у исходного и сдвинутого рядов практически совпадают, т.е. и .
Используя эти равенства и отдавая предпочтение средней и дисперсии sу2 рассчитанным для всех членов исходного ряда, можно получить приближенную формулу коэффициента автокорреляции:
Чтобы иметь возможность пользоваться формулой для коротких рядов, у которых первый и последний уровни отличаются незначительно, сдвинутый ряд дополняют, принимая yt = yn.
Рассчитанное значение коэффициента автокорреляции сравнивается с критическим с помощью специальных таблиц, в которых для разного числа членов ряда n и разных уровней значимости определена критическая область, проверяемая нулевой гипотезой (об отсутствии автокорреляции между уровнями ряда). Если фактическое значение коэффициента меньше табличного, то гипотеза об отсутствии автокорреляции может быть принята и наоборот.
В рядах динамики, в которых обнаружена автокорреляция, каждый уровень yt можно рассматривать как функцию предыдущих значений уровней. Наиболее простой формой зависимости может служить линейная функция:
Уравнение
регрессии, которое связывает исходные
уровни ряда с теми же
Параметры уравнения авторегрессии с лагом в один год находятся путем решения системы нормальных уравнений:
При этом следует иметь в виду, что поскольку сдвинутый ряд уt-1 содержит на один уровень меньше, чем исходный ряд, то все расчеты сумм необходимо проводить для одного и того же числа членов ряда, а именно n-1.
В табл.2.2 представлен расчет величин для определения коэффициента автокорреляции в динамическом ряду численности образовательных учреждений Тюменской области (дополненные данные в сдвинутом ряду взяты в скобки).
Таблица 2.8
Промежуточные расчеты для определения коэффициента автокорреляции численности образовательных учреждений в Тюменской области в 2004-2012 гг.
Год |
Численность образовательных учреждений, единицы (yt) |
yt-1 |
yt-12 |
yt yt-1 |
yt2 |
Выровненные уровни ряда ( |
2005 |
2522 |
2037 |
4149369 |
5137314 |
6360484 |
1994 |
2006 |
2439 |
2522 |
6360484 |
6151158 |
5948721 |
2080 |
2007 |
2192 |
2439 |
5948721 |
5346288 |
4804864 |
2164 |
2008 |
2154 |
2192 |
4804864 |
4721568 |
4639716 |
2248 |
2009 |
2116 |
2154 |
4639716 |
4557864 |
4477456 |
2332 |
2010 |
2098 |
2116 |
4477456 |
4439368 |
4401604 |
2416 |
2011 |
2085 |
2098 |
4401604 |
4374330 |
4347225 |
2500 |
2012 |
2037 |
2085 |
4347225 |
4247145 |
4149369 |
2586 |
Итого: |
17643 |
17643 |
39129439 |
38975035 |
39129439 |
18320 |