Транспортный узел города Новосибирска. История и Современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 08:33, реферат

Описание работы

Новосибирск, основанный в 1893 г. и получивший свое название в 1925 году быстро развивался и в этот же 1925 год стал центром Сибирского края. Во время Второй Мировой войны в Новосибирск были перенесены множество промышленных предприятий, что дало толчок бурному росту местной промышленности. Новосибирск рос стремительно, бурно. Образовавшись как населённый пункт в 1893 году, официально получил статус города в 1904 году, а 2 сентября 1962 г. стал самым молодым из всех миллионных городов мира.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………3
2. История транспортного узла………………………………………………………..5
3. Современность……………………………………………………………………………..15 4.Мультимодальный и транспортно-логический узел…………………..30
Заключение……………………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

готовый реферат.docx

— 57.23 Кб (Скачать файл)

С 1965 к 2005 году количество транспорта в Новосибирске увеличилось в 4 раза. Однако, по словам Борисовского, город и при таком  бурном росте не достиг той цифры, которую закладывали проектировщики в 1968 году. Например, количество легковых автомобилей на расчетный период был установлен в 184 тыс. единиц, на самом  деле в 2005 году их было в городе только 124,5 тыс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 3.Совеременность

Новосибирск — крупный транспортный узел Сибири: через него проходит Транссибирская магистраль, железные и шоссейные  дороги. Новосибирск связывает Сибирь, Дальний Восток, Среднюю Азию с  европейскими регионами России. Человеческие и торговые потоки в значительной степени способствуют развитию города. Вокзал «Новосибирск Главный» является одним из самых крупных в стране. Согласно архитектурному замыслу, его  здание воспроизводит форму старинного паровоза.  Новосибирск является также речным портом, причем пересечение  водных и наземных Путей стало  дополнительным фактором роста для  города. Речной порт находится в  непосредственной близости от знаменитого  моста через Обь. Навигация на Оби состоит из перевозки транзитных грузов на дальние расстояния, местных  пассажирских перевозок и добычи песка. Новосибирская область относится  к Западно-Сибирскому экономическому району и Сибирскому Федеральному округу. В состав области входят 30 районов, 14 городов, 19 поселков. Дата образования  Новосибирской области - 28 сентября 1937 года.

В 2006 году Новосибирске действует 4 троллейбусных и 2 трамвайных депо, 4 муниципальных предприятия  пассажирского автотранспорта. Протяженность  линий трамвая составляет 165 км, троллейбуса  — 267 км. По официальным данным, в  городе действует 18 трамвайных и 20 троллейбусных  маршрутов. Интересно, что после  снятия в 1992 году рельсов с Октябрьского моста левобережная и правобережная  сети трамвая не сообщаются между  собой.

В настоящее  время работают две его линии  метро, состоящие из 12 станций. Часть  электропоездов оборудована телевизорами, транслирующими развлекательные и  информационные видеоролики для  пассажиров метро. Знаменит крытый метромост через Обь, длина которого вместе с береговыми эстакадами превышает 2 километра, что является мировым рекордом.

В 2006 году объёмы перевозок новосибирского городского транспорта составили 429 млн. пассажиров, из них: Метрополитен 66,882 млн. пассажиров, наземный муниципальный транспорт 192,6 млн. пассажиров, в том числе  трамвай около 45 млн., немуниципальный  автобусный транспорт 169,6 млн. пассажиров.

Город Новосибирск  расположен на пересечении главнейших транспортных магистралей России, связывающих богатые природными ресурсами северные и восточные территории с индустриальными южными и западными районами. Это крупнейший центр железнодорожных, водных, автомобильных и авиационных перевозок, грузовых и пассажирских. Основой единой транспортной сети макро региона и сегодня является железнодорожный транспорт, по железной дороге перевозится 80% грузов в Сибири. Через Новосибирск проходит Транссибирская железнодорожная магистраль и в нем имеется выход в Среднюю Азию. Здесь находится Управление Западно-Сибирской железной дороги – одной из ведущих в стране. В Новосибирске функционируют 4 вокзала: Новосибирск-Главный, а также Новосибирск-Западный, Новосибирск-Восточный и Новосибирск-Южный. Ежедневно с этих вокзалов в путь отправляются более 60 тыс. человек. Главные ворота города - железнодорожный вокзал "Новосибирск-Главный", самый мощный за Уралом. Через него проходят поезда на Иркутск, Улан-Батор и Пекин. Ежедневно 10 поездов отправляются в Москву. В Новосибирске находятся крупнейшая сортировочная железнодорожная станция Евразии - "Инская" и крупный контейнерный терминал - станция "Клещиха", обрабатывающий все виды международных контейнеров.

Новосибирск обслуживают 2 аэропорта: "Новосибирск-Северный" и "Толмачёво". Аэропорт "Новосибирск-Северный" - старейшее авиационное предприятие  Сибири. Аэропорт "Толмачево" - воздушные  ворота Сибири, самый большой в  азиатской части России авиационный  терминал. Около половины рейсов, выполняемых  из аэропорта  "Толмачево", являются рейсами авиакомпании "Сибирь". В настоящее время "Сибирь" проводит процесс слияния с компанией "Внуковские авиалинии", купив её авиапарк и обеспечив финансирование московского перевозчика. Компания владеет 70 самолетами ИЛ-86, ТУ-154Б/М и ТУ-204 и выполняет рейсы на 60 внутренних и зарубежных маршрутах. Объявлено также о достижении соглашения о предстоящем самом масштабном альянсе - "Сибири" и "Аэрофлот - Российские авиалинии". Аэропорт Толмачево осуществляет сообщение с 80 городами России, ближнего и дальнего зарубежья. Он имеет большое значение как пункт транзитной посадки воздушных судов, выполняющих рейсы между Дальним Востоком, городами Западной Европы и Скандинавии, участвует в обеспечении транзитов по кросс-полярным линиям. Реализуется стратегия создания на базе аэропорта Толмачево авиационного транспортного узла мирового класса для комплексного обслуживания авиакомпаний, пассажиров и грузоотправителей, способного обеспечить обслуживание по самым высоким стандартам до 5,5 млн. пассажиров в год и обработку грузов в объемах до 300 тыс. тонн.

В настоящее  время город является центром  международных автомобильных перевозок  в Сибири. Здесь сосредоточено 56% подвижного состава, занятого на международных  автомобильных перевозках направлением в страны Западной Европы. Грузовые перевозки осуществляются в Китай, Монголию, Иран, Финляндию, Францию, Италию, Германию, Великобританию, доходы, от которых составили в 2000 году около 12 млн. долларов. Через Новосибирск проходят две крупнейшие федеральные магистрали: "Байкал", включающая дорогу М-51 (Омск – Новосибирск) и дорогу М-53 (Новосибирск – Юрга – Кемерово); "Чуйский тракт" – М-52 (Новосибирск - Ташанта), а также такие территориальные автодороги как Новосибирск – Ленинск-Кузнецкий и Новосибирск – Ордынское – Карасук. Начавшееся строительство объездной дороги вокруг Новосибирска - Северного объезда - значительно повысит роль города в транзитных автогрузовых перевозках.  Такое положение обусловило статус Новосибирска как центрального скрепляющего звена всего экономического пространства сибирских территорий, звена между главными экономическими и демографическими гигантами Евразии — Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Через Новосибирск  протекает одна из крупнейших рек  страны. По Оби осуществляются экономические  связи районов Крайнего Севера, северных районов Томской и Тюменской  областей с южными районами Западной Сибири. В Новосибирске расположены  Обское государственное бассейновое  управление водных путей и судоходства  и две крупнейшие судовые компании - Западно-Сибирское речное пароходство  и Новосибирский речной порт. Ими  осуществляется добыча песка, переработка  и перевозка, в основном, строительных грузов, как правило, для нефтяных и газовых компаний, администраций  Ханты - Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также пригородные и пассажирские перевозки на дальние расстояния (до Томска, Колпашева и Нижневартовска). Суммарный объем грузоперевозок составляет 6 млн. тонн в год. Речным транспортом перевозится 1.7 млн. пассажиров в год.

Важной составной  частью единой транспортной системы  Новосибирска являются: нефтепровод  Туймазы - Омск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск протяженностью 3362 км с  производительностью 14 -18 млн. тонн в  год; продуктопровод Уфа - Новосибирск  с грузопотоком 2.5 - 3 млн. тонн продукции  переработки нефти; газопроводы  Нижневартовск - Парабель - Кузбасс  и Уренгой - Сургут - Омск - Новосибирск - Кузбасс общей производительностью  около 24 млрд. м3. Практически во всех случаях осуществляется взаимодействие различных видов транспорта. Нефть из трубопроводов разливается в железнодорожные цистерны, происходит перевалка лесных и других грузов с речного на железнодорожный или автомобильный транспорт, контейнеры с любого вида транспорта перегружаются на автомобили для их доставки непосредственно потребителям и т.д.

Одной из примечательных особенностей Новосибирска является функционирование в нём мощного научно-образовательного комплекса в области транспорта. Здесь расположены: Сибирский Государственный  университет путей сообщения (СГУПС) - один из крупнейших в России научно-образовательных  центров и Новосибирская Государственная  академия водного транспорта (НГАВТ) - единственный ВУЗ такого профиля  на Востоке России.

В пределах городской черты действуют 26 железнодорожных  станций и остановочных пунктов, в том числе крупнейшая сортировочная  железнодорожная станция Евразии - "Инская" и крупный контейнерный терминал - станция "Клещиха"; речной порт, речной вокзал и 8 речных остановочных пунктов на Оби; автовокзал, городской  аэропорт. Такое положение обусловило статус Новосибирска как центрального скрепляющего звена всего экономического пространства сибирских территорий, звена между главными экономическими и демографическими гигантами Евразии - Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Сейчас город является срединной географической точкой на карте между угольным Кузбассом с юга и нефтегазодобывающими районами с севера, между промышленными городами с запада и востока, располагается на перекрестке важнейших магистралей западно-восточного и южного направлений, по которым осуществляются транспортно-экономические связи российских регионов.

После распада  СССР в России произошли серьезные  качественные изменения в транспортных потоках. Западная Сибирь, которая была связана тремя железными дорогами с центром, теперь располагает фактически одной дорогой. Эта единственная транспортная магистраль обслуживается  самым слабым в техническом отношении  участком дороги от Омска до Тюмени и Екатеринбурга. Если раньше Транссибирская магистраль была вне конкуренции  по обслуживанию транспортного моста "Азиатские страны - Россия - Европа", то теперь у Транссиба появились  серьезные конкуренты. Япония в последние  годы создала очень мощный контейнерный флот, и с завершением строительства  последнего участка железной дороги между Туркменией и Ираном появилась  новая Трансазиатская магистраль. Эта  дорога начинается от побережья Тихого океана, проходит через всю территорию Китая, бывшие республики Средней Азии и в обход России доходит через  страны Передней Азии и Турцию в  Европу. Дорога готова, она короче Транссиба, и хотя пока еще не может работать как транзитная магистраль ни по техническим  условиям, ни по организации движения, ей нужно время, чтобы стать действительным конкурентом, но это время может  наступить неожиданно быстро. Необходимо сохранить преимущества готового Транссиба, который имеет хорошие выходы через Харбин и Улан-Батор в Юго-Восточную Азию. России и Сибири нужен не просто скоростной Транссиб, а Транссиб, который может быть звеном скоростной международной транспортной системой Евразии. В связи с этим, предложения Министерства путей сообщения об устранении недогруженности Транссиба, о поиске дополнительных тонн, кажутся недостаточно весомыми для уровня государственной задачи. В последнее время произошло не только ухудшение системы транспортных связей нашей страны. Есть и положительные изменения. Россия открыла воздушное пространство для прохождения иностранных судов, не только над сушей, но и над Северным Ледовитым океаном, где стали формироваться коридоры связей над нашими территориями между Америкой и Азией через Северный Полюс. До настоящего времени эти воздушные пространства были закрыты.

Основными международными транспортными коридорами в зоне непосредственного влияния Новосибирска, на развитии которых необходимо сосредоточить  усилия всех властных структур, могут  быть:

1. “Транссибирский  коридор”: Екатеринбург - Новосибирск  - Владивосток, базирующийся на  Транссибирской магистрали с  паромным, а в перспективе туннельным  выходом на Сахалин и Японию, а так же перспективой выхода  на Амуро-Якутскую магистраль  и продолжением через Берингов  пролив в Северную Америку;

2. “Среднеазиатский (железнодорожно-автомобильный) коридор”: Новосибирск - Средняя Азия с перспективой выхода на Трансазиатский транспортный коридор;

3. “Чуйский (железнодорожно-автомобильный) коридор”: Новосибирск - граница МНР на участке Республики Горный Алтай с продолжением на Китай;

4. Новосибирск  - страны Юго-Восточной Азии (авиационный);

5. Новосибирск  - Северная Америка (авиационный);

6. Новосибирск  - Западная Европа (авиационный).

Создание  этих коридоров, их техническая поддержка  является основой для развития транспортной системы Сибири, обеспечивая ее высокую  конкурентоспособность с международными транспортными коридорами стран  Азии и Ближнего Востока.

Самой широкой  географией международных перевозок  в Сибири обладает новосибирский аэропорт Толмачево — крупнейший в Азиатской части России. Он расположен на стыке трех авиационных коридоров: Новосибирск-страны Юго-Восточной Азии, Новосибирск-Северная Америка и Новосибирск-Западная Европа. Толмачево занимает шестое место в стране по числу перевезенных пассажиров и восьмое — по объему грузопотока. Ежегодно эти показатели прирастают на 8—15%, и тенденцией последних четырех лет стало устойчивое развитие аэропорта на фоне общего снижения темпов роста отечественной авиации. Практически сто процентов грузов, отправляемых по железной дороге или автотранспортом на восток России, идут через Новосибирскую область, потому что по ее территории проходят Транссибирская железнодорожная магистраль и автотрасса «Запад-Восток» (система автомобильных дорог федерального и межрегионального значения).

Еще одно немаловажное звено в цепи грузовых перевозок Новосибирска — река Обь. Здесь идет перевалка грузов (в основном щебня) с авто - и железнодорожного транспорта на грузовые баржи. Щебень отправляют по Оби на север, где он используется дорожными строителями Ханты-Мансийска, Сургута, Нижневартовска, Тюмени. Навстречу по Оби в основном идет лес. Причем, несмотря на стагнацию этого вида перевозок, связанную с сезонностью и прямой зависимостью от темпов освоения северных территорий, основные игроки рынка планируют в этом году рост грузооборота. ОАО «Новосибирский речной порт» говорит о 8% роста, а ОАО «Западно-Сибирское речное пароходство» — о 12%.

Магистраль  проходит по территории 20 субъектов  Российской Федерации и 5 федеральных  округов. На Транссибе расположено 87 городов с населением от 300 тысяч  до 15 миллионов человек. 14 городов, через  которые проходит Транссибирская магистраль, являются центрами субъектов Российской Федерации. Эти богатые природными ресурсами регионы располагают  значительным экспортным и импортным  потенциалом. В регионах, обслуживаемых  магистралью, добывается более 65% производимого  в России угля, осуществляется почти 20% нефтепереработки и 25% выпуска деловой  древесины. Здесь сосредоточено  более 80% промышленного потенциала страны и основных природных ресурсов, включая нефть, газ, уголь, лес, руды черных и цветных металлов и др.

Большую роль, в том числе для внутрирегиональных перевозок играет авиационный транспорт. Важное экономическое значение имеет  автомобильная дорога Чуйский тракт, обеспечивающий внешнеэкономические  связи с Монголией. Большое значение имеют водные пути. Велика роль Северного  морского пути.

Сейчас город  является срединной географической точкой на карте между угольным Кузбассом  с юга и нефтегазодобывающими районами с севера,  
между промышленными городами с запада и востока, располагается на перекрестке важнейших магистралей западно-восточного и южного направлений, по которым осуществляются транспортно-экономические связи российских регионов. Новосибирск стал окружным авиационным центром Сибирского федерального округа. Новосибирск (аэропорт "Толмачево") является местом базирования одной из крупнейших авиакомпаний "Сибирь". После достройки второй взлетно-посадочной полосы, которая сооружена на 60%, и действующей системы автоматизированной заправки топливом, аэропорт "Толмачево" становится единственным соответствующим нормам ИКАО за Уралом аэропортом, причем пригодным для обслуживания кросс-полярных трасс. Кроме этого, в черте города действуют еще два аэропорта - "Северный" и "Чкаловский", пригодных для использования малой авиацией и бизнес-авиацией. 

В настоящее  время Новосибирск является центром  международных автомобильных перевозок  Сибири. Здесь сосредоточено более  половины (56%) подвижного состава, эксплуатируемого на международных автомобильных  перевозках направлением в страны Западной Европы.  
По территории области проходит речная магистраль Обь с Обь-Иртышским водным бассейном. Имеется возможность для выхода на Северный морской путь, и для обеспечения как северного завоза для российских регионов крайнего Севера, так и для осуществления внутрироссийских и международных перевозок по маршруту река - море и река - море - река.  
Создание и развитие Новосибирского транспортного узла является важным шагом для транспортного развития региона. 
На протяжении 18 лет, с 1962 по 1980 год Вячеслав Яковлевич Борисовский возглавлял отдел транспортных проблем института «Новосибгражданпроект». Под его руководством были разработаны две комплексные схемы развития транспорта Новосибирска, принятые и частично реализованные. Автор большого количества аналитических статей и публикаций, он разрабатывал Генеральный план развития Новосибирска, рассчитанный до 2030 года. Исходя из своего богатейшего опыта, Вячеслав Яковлевич предложил рассмотреть развитие на более отдаленную перспективу и разработать стратегическую концепцию развития транспортной сети на период до 2050.

Информация о работе Транспортный узел города Новосибирска. История и Современность