Активные методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2012 в 17:08, реферат

Описание работы

Активность учения человека была обоснована Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном. Разработке методов, приемов, способов, организации учебной деятельности как самоизменения и саморазвития личности посвящены исследования Ш.А. Амонашвили, О.С. Анисимова, В.В. Давыдова и др.

Файлы: 1 файл

Активные методы обучения.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)


Отдел методического обеспечения

общего среднего образования УО РИПО

 

Активные методы обучения

 

Активность учения человека была обоснована Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном. Разработке методов, приемов, способов, организации учебной деятельности как самоизменения и саморазвития личности посвящены исследования Ш.А. Амонашвили, О.С. Анисимова, В.В. Давыдова и др.

Активные методы обучения – это методы, в которых созданы условия для проявления активности субъектов совместной деятельности «учение-обучение». Особенностью активных методов обучения является то, что их реализация возможна лишь через совместную деятельность педагога и учащихся.

Активные методы обучения характеризуются:

       принудительной активизацией мышления обучаемого, т.е. учащийся должен быть активным независимо от его желания;

       обеспечением постоянной вовлеченности учащихся в учебный процесс, так как их активность должна быть устойчивой и длительной;

       самостоятельной выработкой решений, повышенной степенью мотивации и эмоциональности учащихся;

       постоянным взаимодействием учащихся и преподавателей  в процессе диалогической и полилогической форм организации учебного процесса;

       проявлением рефлексивной самоорганизации деятельности преподавателя и учащегося в совместной деятельности «учение-обучение».

Условно все формы и методы разделяются на эвристические (творческие, непрограммируемые, ведущие к открытию новых путей) и программируемые (алгоритмические, выполняемые по определенным предписаниям, программам). Для программируемых форм и методов используется определенный алгоритм, или правила, а для творческих – научно обоснованная модель, или схема.

В настоящее время в основу классификации активных методов обучения положены два признака:

       наличие модели процесса труда (трудовой деятельности);

       наличие ролей.

Наиболее распространенной в современной педагогической теории является классификация активных методов обучения по Ю.С. Арутюнову.

Таблица

Классификация активных методов обучения по Ю.С. Арутюнову

Активные методы обучения

Неимитационные

Имитационные

неигровые

игровые

Проблемное обучение

анализ конкретных ситуаций

деловая игра

Лабораторная работа

Имитационные упражнения

Разыгрывание ролей

Практическое занятие

Действие по инструкции

Игровое проектирование

Эвристические лекции

Разбор документации

Стажировка с выполнением ролей

Семинар

 

 

Тематическая дискуссия

 

 

Научно-практическая конференция

 

 

Программированное обучение

 

 

Курсовая работа

 

 

Дипломное проектирование

 

 

Занятие на производстве

 

 

Данная классификация методов обучения создана в рамках традиционного образования. В основу классификации Ю.С. Арутюнова положены группы критериев которым должен соответствовать тот или иной метод.

В основу типологии О.С. Анисимова положены существенные характеристики групп методов, их функции в обеспечении условии развития.

О.С. Анимимов выделяет следующие группы методов: традиционные, новые (имитационные), новейшие (развивающие).

Традиционные формы обучения (лекции, семинары, практические занятия, лекции-тренинги и т.д.) обеспечивают накопление количества знаний и умений. Они используются там, где целью педагогического воздействия является переход от определенного уровня знаний, умений, навыков к более высокому уровню. Основной проблемой педагогической деятельности в такой ситуации является создание мотивации обучающихся которые сами получают знания. Против их воли педагог не может передать им новые знания.

Новые формы обучения (имитационные методы обучения) обеспечивают усиление роли мышления и развитие мотивации обучаемых. Данные формы используются в рамках трансляционной педагогики и в неклассической педагогике.

Новейшие формы обучения (инновационные игры, организационно-деятельностные игры (ОДИ), организационно-мыслительные игры (ОМИ)) обеспечивают формирование интеллектуальной культуры и культуры саморазвития. Используются в рамках неклассической педагогики, которая обеспечивает подготовку людей к инновационной деятельности, создает предпосылки для их быстрой адаптации в динамической социокультурной и профессиональной среде. В новейших формах обучения обучаемые реализуют сложившиеся способы действия, овладевают критериальным анализом действия (понятий, категорий, ценностей), механизмами самоорганизации саморазвития.

Активные методы обучения (сопоставление типологии по Ю.С. Арутюнову и О.С. Анисимову) – схема 1.

 

 


«Педагогическая копилка» активных методов обучения

 

Метод анализа конкретных ситуаций – служит инструментом изучения той или иной проблемы, средством оценки и выбора решений (типы ситуаций: стандартная, критическая, экстремальная).

PS.

В рамках организационно-деятельностной игры (ОДИ) стандартные ситуации имеют особую ценность, поскольку создают более сложные проблемы чем критические и экстремальные.

 

Метод дискуссий. Этот метод широко используется в деловых играх. Он дает большой эффект, так как смена ролей ставит всех участников дискуссии в равные условия, снимает конфликтные эмоциональные проявления

ДИСПУТ: ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

Выступление перед публикой для многих связано с настоящими переживаниями, а обсуждение спорного вопроса становится поистине стрессовой ситуацией. Некоторые не склонны отстаивать свои убеждения, в то время как другие чрезмерно увлекаются и теряют всякое уважение к мнению собеседника. Способность вести переговоры и спор включает в себя множество лингвистических, интеллектуальных и социальных навыков и умений.

Спор с его давно сложившимися традициями в англоязычных странах является механизмом ведения организованного обсуждения различных тем. Две группы излагают свои аргументы и контраргументы с тем, чтобы попытаться убедить выступающего в роли судьи в правоте своей точки зрения и риторических навыках. Таким образом, изучение методов ведения дискуссии предоставляет изучающим отличную возможность поднять свое умение говорить и общаться на гораздо более высокий уровень.

Дискуссия развивает:

       умение логически и критически мыслить;

       умение организовать свои мысли;

       владение устной речью;

       риторические навыки;

       сочувствие и терпимость к взглядам других;

       уверенность в собственных силах;

       способность работать в группе;

       способность сосредотачиваться на сути проблемы;

       умение держаться на публике.

В целом ведение дискуссии способствует развитию навыков, необходимых для того, чтобы слушатели были в состоянии эффективно общаться.

Единственный навык, который, как никакой другой, необходим в реальной жизни и не используется в открытую в ходе дискуссии, это умение достигать компромисса. Однако в процессе анализа темы по мере подготовки к ее обсуждению приходится взвешивать все возможные пути развития темы и ее подтексты. Этот факт может даже опосредованно способствовать развитию готовности к компромиссу.

Одним из наиболее важных навыков, формируемых в результат дискутирования, является способность мыслить критически. Научая этому умственному процессу, люди развивают у себя способность к:

       анализу сильных и слабых сторон противоположных точек зрения и умению поставить себя на место других людей;

       осознанию того, что чувства представляют собой реакцию на ситуацию и что они были бы другими, будь отношение к ситуации иным;

       осознанию границы своих познаний и склонности к предубеждению;

       общению и справедливому отношению к людям, выражающим непопулярные идеи или убеждения;

       осознанию необходимости борьбы с растерянностью и возврата к неразрешенным вопросам со временем с тем, чтобы наиболее глубоко вникнуть в них;

       тщательному анализу обобщений и поиску возможных исключений;

       осознанию, понятий и того, какие доказательства необходимы;

       оправдания применения в ситуации того или иного слова или фразы;

       пониманию важности оценки и ценностей, на которых люди основывают свои суждения;

       мобилизации всех имеющихся у них средств для решения проблемы и поиска оптимального решения, а не только для утверждения своей точки зрения;

       умению приветствовать интересные вопросы как возможность направить мысль в новое русло;

       расчленению идеи на составляющие и сведению их воедино;

       различению наблюдений и выводов;

       различению фактов, имеющих и не имеющих отношения к теме;

       распознаванию противоречий;

       оценке последствий действий, убеждений и идей.

Помимо того, что ведение дискуссий само по себе представляет популярное и увлекательное времяпрепровождение, обучение искусству спора готовит слушателей к следующему:

       разумным поступим и участию в деятельности общества;

       умению ставить перед собой и добиваться цели совершенствования своих знаний и способностей ввиду такой краткосрочной цели, как победа в дискуссии;

       умению анализировать, разбираться и докапываться до сути важных проблем современности;

       умению синтезировать знания;

       тесной работе с коллегами;

       составлению текстов речей и публичному выступлению с ними;

       достижению более высоких показателей;

       умению реагировать быстро и аналитически;

       умению мыслить критически;

       умению принимать зрелые решения;

развитию решительности, чувства безопасности и уверенности в себе.

Спор имеет великое множество разновидностей. Спор с целью отстоять свою точку зрения, неподготовленный спор – вот лишь немногие его виды из всего богатого разнообразия. Количество участников дискуссии также может варьироваться от 2 до 4 в группе. В спорах некоторых видов участники могут лишь делать выступление, в то время как в других им предоставляется еще и возможность задавать вопросы.

Формулирование темы

Предмет дискуссии формулируется по традиции следующим образом: (Предмет дискуссии) «Перо страшней ножа».

Формулировка должна быть такой, чтобы любой возможный исход ясно понимался судьями и аудиторией. Из предмета, приведенного в качестве примера, очевидно, что исходом дискуссии будет либо то, что перо более могущественно, чем нож, либо, что нож могущественнее пера.

Темы дискуссии могут:

       зависеть от ключевых слов и фраз;

       включать сравнение в той или иной форме;

       применять «следует»;

       рассматривать правдивость предположений;

       требовать толкования;

       требовать от участников беззаботности;

       провоцировать противоречивые суждения.

Принимая во внимание такие возможные направят дискуссии, очень важно, чтобы формулирование не сводилось к очень узкому толкованию, поскольку если диспут перерастает в спор по формулировке предмета, то он теряет ценность и продуктивность. Такого подхода придерживается зачастую отрицающая сторона, осваивающая формулировку доказывающей стороны, а не доводы, приводимые в ходе дискуссии.

Аналогичная ошибка отрицающей стороны заключается в оспаривании права доказывающей стороны на обсуждение данной темы в целом. (Например: Доказывающая сторона: «Эта демократия подвергается испытанию». – Отрицающая сторона: «Демократия никогда не существовала!»).

Дискуссия может быть также заведена в тупик созданием новой, не связанной с темой дискуссии линии, тем самым уводя дискуссию в сторону от ее истинного содержания. Например: говоря утверждающей стороне: «Что мы задумываемся о своих правах, когда задуматься следовало бы о своих обязанностях», отрицающая сторона утверждает, что мы должны в первую очередь следить за тем, в чем можем поступать неправильно.

Дискуссия может быть лишена смысла и утверждающей стороной, лишающей отрицающую сторону возможности представить свои аргументы (например: Отрицающая сторона: «Что, теперь нет больше государственных деятелей?», – утверждающая сторона может ответить, что таковых никогда и не было).

При доказательстве своей правоты философия каждой из сторон должна сводиться к следующему: никогда не облегчай задачу противника. Доказывающая сторона должна постараться предвидеть, таким образом отрицающая сторона будет оспаривать ее доводы (аргументы) и заранее подготовить защиту против таких возражений. Отрицающей стороне должна быть предоставлена возможность оспаривать и опровергать, однако утверждающая сторона должна быть готова к защите своих взглядов. Она одерживает победу в споре, если ее доводы не опровергнуты убедительным образом, в то время как обратный исход означает победу отрицающей стороны.

Четыре основных подхода к дискуссии отрицающей стороны:

1. Прямое отрицание. Как правило, применяется лишь в тех случаях, когда необходимо оказать серьезное давление на доказывающую сторону. Например: «Это общество в состоянии выжить без института семьи» или «Мы должны Запретить курение» Такая тактика зачастую приводит к обсуждению общепризнанных истин, и обеим сторонам надлежит делать все для того, чтобы подавить в себе предубеждение.

Информация о работе Активные методы обучения