Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2012 в 17:08, реферат
Активность учения человека была обоснована Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном. Разработке методов, приемов, способов, организации учебной деятельности как самоизменения и саморазвития личности посвящены исследования Ш.А. Амонашвили, О.С. Анисимова, В.В. Давыдова и др.
исключается критика, что позволяет высказывать любую мысль без боязни признания ее плохой;
поощряется необузданное ассоциирование: чем более «дикой» покажется идея, тем лучше;
количество предложенных идей должно быть как можно большим;
разрешается «улучшать» идеи, комбинируя и видоизменяя их.
Метод «малой и большой эстафет» - дает возможность коллективного обмена мнениями, оценками по любому вопросу.
Метод игрового проектирования – используется для имитирования или воспроизводства процесса создания или совершенствования объекта. Может быть составной частью поисково-апробационных, инновационных игр и других форм учебных занятий.
Тестирование – метод диагностики. Тест (от англ. Test – проверка) – система заданий, позволяющая измерить уровень развития определенного качества.
Метод деловой игры. Под деловой игрой рекомендуется понимать моделирование в условной обстановке объектов реального процесса. Характерные обязательные признаки деловой игры:
воспроизведение процесса...
наличие объекта игрового моделирования
распределение ролей между участниками игры
взаимодействие участников игры, исполняющих те или иные роли
различие интересов у участников игры
наличие конфликтной ситуации в игре
наличие общей цели всего игрового коллектива
реализация в процессе игры «цепочки решений»
привязка моделируемых в игре событий к определенным моментам времени
наличие разветвленной системы индивидуального или межгруппового оценивания деятельности участников игры
Игры, создаваемые для использования в учебном процессе, получали название обучающих. Обучающая игра может быть как методом обучения, так и формой организации обучения.
Классификация обучающих игр (по В.Ф. Моргуну).
По пространственно-временной ориентации: исторические игры, по методу прецедента; тактические игры, соревнования.
По потребностно-волевым переживаниям: игры-трагедии. жестокие игры; спокойные или азартные игры; возвышенные игры, комедии.
По содержательной направленности: деловые игры, организационно-деятельностные игры; ролевые игры и психосоциодрамы; игры-самораскрытия.
По уровню освоения деятельности: дидактические игры; игры-упражнения, репродуктивные; творческие (конструктивные), эвристические, исследовательские.
По форме реализации: предметно-манипуляционные игры, инструментальные игры; интеллектуальные игры.
Методы «круглого стола». Эта группа методов объединяет около полутора десятка разновидностей учебных занятий, в основе которых лежит принцип коллективного обсуждения проблем.
Методы «крутого стола» можно объединить в следующие группы.
1. Учебные семинары.
Межпредметные. На занятие выносится тема, которую необходимо рассмотреть в разных аспектах: политическом, экономическом, научно-техническом, юридическом, нравственном и др. На семинар могут быть приглашены специалисты соответствующих профессий. Между слушателями распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Такой семинар позволяет расширить кругозор обучающихся, способствует комплексному подходу к оценке проблем.
Проблемные. Перед изучением каждого раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела. Накануне обучающиеся получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. На семинаре в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара дает возможность выявить уровень знаний слушателей в определенной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.
Тематические. Эти семинары готовятся и проводятся с целью акцентировать внимание обучающихся на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара участникам дается задание – выделить существенные стороны темы, проследить их связь с практикой общественной и трудовой деятельности в масштабе страны, предприятия, коллектива. Тематические семинары углубляют знания слушателей, ориентируют их на активный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы.
Ориентационные. Предметом обсуждения на этих семинарах являются новые аспекты известных тем, способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официальные материалы, директивы.
Системные. Проводятся для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемый курс или тема, например: «Система управления и воспитания трудовой и социальной активности», «Система правового регулирования хозяйственной деятельности учреждения образования и хозрасчет», «Система культурных ценностей и духовное развитие человека» и т. п. Системные семинары раздвигают границы знаний слушателей, не позволяют замкнуться в узком кругу темы или учебного курса, помогают обнаружить причинно-следственные связи явлений, вызывают интерес к изучению разных сторон общественно-экономической жизни.
2. Учебные дискуссии.
Они могут проводиться:
по материалам лекции;
по итогам практических занятии;
по проблемам, предложенным самими слушателями;
на основе событий и фактов из практики изучаемой сферы деятельности;
по публикациям в печати.
Учебные дискуссии закрепляют знания; увеличивают объем новой информации; помогают выработать умения спорить, доказывать, защищать и отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.
3. Учебные встречи за «круглым столом».
Чрезвычайно полезны в познавательном отношении периодические встречи за «круглым столом» со специалистами – учеными, деятелями искусства, представителями общественных организаций, учебно-воспитательных и культурно-просветительных учреждений и др. Перед каждой такой встречей преподаватель предлагает учащимся выдвинуть интересующую их тему и сформулировать вопросы для обсуждения. Отобранные вопросы передаются гостю «круглого стола» для подготовки к выступлению и ответам. Одновременно на «круглый стол» могут быть приглашены несколько специалистов. Чтобы заседание «круглого стола» проходило активно и заинтересованно, необходимо настроить аудиторию на обмен мнениями и поддерживать атмосферу свободного обсуждения.
В заключение еще несколько рекомендаций по организации «круглого стола».
Для повышения активности обучающихся им можно предложить для обсуждения одну-две критические, острые ситуации в данной сфере деятельности. Для иллюстрации тех или иных мнений, положений и фактов целесообразно использовать соответствующие кино-и телефрагменты, фотодокументы, материалы из газет, записи на магнитной ленте, графики, диаграммы.
Не следует допускать, чтобы обсуждение уходило в сторону от сформулированной темы.
С приглашенными на «круглый стол» надо проводить тщательную подготовительную работу, чтобы они не выступали с докладами, а участвовали в свободном обмене мнениями по рассматриваемой проблеме.
Группу можно предварительно разделить на два «лагеря», поставить перед каждым, не сообщая другому, разнополюсные задачи. Для одной части группы, например, можно сформулировать задачу так: ничего не принимать на веру, даже очевидные факты, все должно обосновываться, аргументироваться. Другая часть группы будет придерживаться такого принципа: тратить время на обоснование очевидных истин нецелесообразно, ибо каждый образованный человек сам должен убедиться в том, что истинно, а что нет.
Метод «635» —разновидность «круглого стола».
Шесть участников игры предлагают по три идеи решения поставленной проблемы. Записывают их в свои бланки, которые по кругу передают друг другу. И так пять раз. Отсюда и название метода «635».
Бланк сбора идей
В чем заключается решение | В чем состоит проблема | |||||
В каком направлении можно развить идею | ||||||
1-й чл. | 2-й чл. | 3-й чл. | 4-й чл. | 5-й чл. | 6-й чл. | |
I идея |
|
|
|
|
|
|
II идея |
|
|
|
|
|
|
III идея |
|
|
|
|
|
|
I этап: каждый записывает в свой бланк основные идеи по решению поставленной проблемы;
II этап: все члены команды дополняют (развивают) идею, заполняя бланк.
После прохождения индивидуальных бланков через руки всех участников на них оказываются зафиксированными 109 идей.
III этап: работа аналитической группы.
ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВОК ВОСПИТЫВАЮЩИХ И РАЗВИВАЮЩИХ ЦЕЛЕЙ
учебных занятий (Бобрович Т.А.)
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ
-акцентировать внимание на … - аргументировать положение о … - вызвать интерес к … - дать необходимые сведения для формирования... - заложить основы для формирования … - оказать влияние на формирование и развитие … - объяснить необходимость … - побуждать чувства … - показать важность, значение … - пробудить стремление к … - раскрыть значение и роль … - расширить представление о … - содействовать привитию … - способствовать осознанию … - способствовать пониманию … - способствовать формированию и развитию … - устанавливать связь между … | РАЗВИВАЮЩИЕ
-способствовать овладению … - создать условия для развития … - обеспечить развитие. … - развивать … - способствовать становлению … -помочь осознать… -содействовать осознанию...
|
ЦЕЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
(по Т.И.Шамовой)
Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения обучающихся к изучаемому предмету:
- актуализировать личностный интерес обучающихся к изучению темы;
- помочь обучающимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений обучающихся к окружающей действительности:
- содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета;
- помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности.
Цели, связанные с обеспечением развития у обучающихся интеллектуальной культуры: