Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 17:56, доклад
Современная математика по-прежнему является важнейшим инструментом для естественных наук.
Математическое образование – один из важнейших факторов, определяющих уровень экономического и общественно политического развития страны. На сегодняшний день преподавание математики у нас в стране пока ещё находится на очень высоком уровне, но, к сожалению, сохранение этих достижений требует больших усилий, т.к. математика, как фундаментальная дисциплина, становится всё менее востребованной, в отличие, например, от менеджмента или права. Почему выпускники школ предпочитают экономические и юридические специальности? Потому что понимают: потом смогут хорошо зарабатывать.
изучения математики в 8-11-х классах, включая его повышенное финансирование.
Очевидна и проблема учебников. Экспертиза, организованная и проводимая
вРАН академиком В.А. Васильевым,отмечает в своем интервью А. Семенов,
построена на «принципе сотни Васильева»: учебник по математике отклоняется
после нахождения в нём сотой ошибки. При введении новых учебников по
математике участники съезда считают необходимым:
• проведение их компетентной общественной экспертизы;
• проведение продолжительной и массовой их апробации,
предшествующей замене на них грифа «допущен» грифом «рекомендован».
У современных детей гораздо шире возможности выбора привлекательной
карьеры, чем в советские годы, и карьера инженера или учёного-математика уже не
является привлекательной и престижной. В массовом сознании высокая
математика теряет смысл. Интеллектуально сильный ребёнок, который полвека
назад мечтал бы только о том, чтобы строить космические корабли, сегодня скорее
предпочтёт пойти учиться на экономиста, менеджера или юриста. У страны исчезла
цель быть ведущей научнотехнологической державой, сегодня Россия – ведущая
сырьевая держава, и в этой ситуации у подрастающего поколения совсем иные
приоритеты. Для значительной части молодых людей вообще характерна потеря
жизненных ориентиров, которая сказывается на мотивации к учению. Как
следствие, снижение познавательного интереса к математике.
В педагогике накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной
деятельности учащихся при обучении математике. Но нередко случается так, что
описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых
результатов. Причина в том, что: во-первых, у каждого конкретного класса свой
опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, во-вторых, меняются
времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей. Поэтому проблема
активизации познавательной деятельности будет существовать во все времена.
В своей работе лично я исхожу из предположения, что работа учителя по
активизации познавательной деятельности учащихся будет наиболее эффективной,
а качество знаний учащихся будет выше, если при проведении уроков
используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность
школьников и развивающие их познавательный интерес. В младшем школьном
звене хорошие результаты дает использование игровых моментов. В средних и
старших классах - создание проблемной ситуации, использование различного вида
карточек и т. д. Активизации познавательного интереса способствую современные
информационные технологии. Но для использования компьютерных технологий
необходимо наличие компьютерной техники. Проблема оснащения ею особенно
актуальна для сельских малокомплектных школ. Интерактивных досок нет,
компьютеров мало, да и имеющиеся сильно устарели. Решению данной проблемы
помогло бы централизованное финансирование школ.Одной из центральных задач, которую необходимо решить для того, чтобы
правильно выстраивать математическое образование, адекватное потребностям
инновационной экономики и модернизации общества, является принципиальное
разделение двух подходов. Условно их называют «математика для всех» и
«математика для будущих исследователей». По другой терминологии, это –
базисное, профильное и углублённое обучение. В условиях общеобразовательной
школы надо предельно жёстко определить минимальный необходимый уровень
технической подготовки. Но при этом добиваться владения основами
математической культуры как важным средством развития мышления и
ориентации в мире. Главное – научить мыслить, рассуждать, доказывать.
Одна из задач сегодня – продвинуться в понимании того, как успешно
решать профессиональные задачи нам, учителям математики, адекватно отвечая на
вызовы времени, на современные потребности государства и общества. Как
обнаружить и пробудить талант, дать ему раскрыться в полную меру, как готовить
умных и знающих, творческих и целеустремлённых, любознательных и
трудолюбивых.
Мы знаем, что это нелегко. Как говорил Лев Толстой, «чем легче учителю
учить, тем труднее ученикам учиться». Настоящий учитель математики не боится
трудностей. Он не ищет лёгких путей. Он ищет пути правильные – ведущие к
поставленной цели. Учителя математики – делегаты съезда как раз и обсуждали эти
правильные пути.
Литература:
1) Всероссийский съезд учителей математиков в МГУ: тревоги и
надежды//Математика в школе. – 2011. - №1;
2) РезолюцияВсероссийского
съезда учителей математиков//
школе. – 2011. - №1;
3) Алексей Семёнов. Разным детям нужна разная математика. Вестник
образования. – 2010. - №5
Информация о работе Актуальные проблемы преподавания математики в школе и пути их преодоления