Пути преодоления тревожности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Современная система образования предъявляет большие требования к ученикам с первого года их обучения. Высокие нагрузки в виде насыщенного уроками школьного дня, заметных объемов домашних заданий, контроля родителей и учителей – так или иначе, школьник в наши дни поставлен в жесткие условия. В случае излишних перегрузок начинаются проблемы с успеваемостью – страдает мотивация к учебе, падают результаты учебной деятельности, настроение ребенка ухудшается, проявляются различные болезни.
Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТРЕВОЖНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ………………………………..…5

1.1. Общепсихологические представления о тревоге и тревожности……...5

1.2. Причины тревожности школьников………………………………….…10

1.2.1. Причины тревожности младших школьников……………………….13

1.2.2. Причины тревожности старших школьников………………………..15

1.3 Влияние тревожности на основные психические процессы…….…….17

Выводы по 1 главе…………………………………………………………….20

ГЛАВА 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ…………….21

2.1.Преодоление..тревожности,.младшими..школьниками……………...….21 2.2.Преодоление..тревожности..учениками..старших классов……………………………………………………………………..…....24

Выводы по 2 главе……………………………………………………….….32

ГЛАВА..3…ЭКСПЕРЕСС..МЕТОДИКА..ВЫЯВЛЕНИЯ..ТРЕВОЖНОСТИ.. УЧАЩИХСЯ..В..10..КЛАССАХ..………………………………………...…..31
Выводы по 3 главе…………………………………………………………..35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....37

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольская государственная социально-педагогическая

академия им. Д.И. Менделеева»

 

 

Кафедра теоретической и практической психологии

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

Тема: Пути преодоления тревожности школьников

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Выполнил: студентка II курса 21 группы

                                                            филологического факультета

                                                             Смоленцева Александра

 

                                                           Проверил: к.п.н, доцент Бостанджиева Т.М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тобольск, 2014

                                                     СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА 1. ТРЕВОЖНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ………………………………..…5

 

     1.1. Общепсихологические представления о тревоге и тревожности……...5

 

     1.2. Причины тревожности школьников………………………………….…10

 

    1.2.1. Причины тревожности младших школьников……………………….13

 

     1.2.2. Причины тревожности старших школьников………………………..15

 

     1.3 Влияние тревожности на основные психические процессы…….…….17

 

    Выводы по 1 главе…………………………………………………………….20

 

ГЛАВА 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ…………….21

 

2.1.Преодоление..тревожности,.младшими..школьниками……………...….21 2.2.Преодоление..тревожности..учениками..старших классов……………………………………………………………………..…....24

 

       Выводы по 2 главе……………………………………………………….….32

 

ГЛАВА..3…ЭКСПЕРЕСС..МЕТОДИКА..ВЫЯВЛЕНИЯ..ТРЕВОЖНОСТИ.. УЧАЩИХСЯ..В..10..КЛАССАХ..………………………………………...…..31

       Выводы по 3 главе…………………………………………………………..35

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....37

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         ВВЕДЕНИЕ

 

Современная система образования предъявляет большие требования к ученикам с первого года их обучения. Высокие нагрузки в виде насыщенного уроками школьного дня, заметных объемов домашних заданий, контроля родителей и учителей – так или иначе, школьник в наши дни поставлен в жесткие условия. В случае излишних перегрузок начинаются проблемы с успеваемостью – страдает мотивация к учебе, падают результаты учебной деятельности, настроение ребенка ухудшается, проявляются различные болезни.

Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения.

Последствия укоренения тревожности в сознании ребенка могут быть печальными – это и проявление отвращения ко всему, что связано со школой, учебной деятельностью, потеря интереса к образованию, особенности – к самообразованию, развитие заболеваний ЦНС, психики, появление психосоматических болезней и т.д.

О причинах, симптомах, последствиях школьной тревожности важно знать как учителям, так и родителям, потому что личность ребенка, его физическое и психическое здоровье в нашем веке находятся во главе ценностей в образовательной сфере, в педагогической деятельности. Важно заметить, отследить проявление признаков тревожности на ранних стадиях учебы, т.е. у младших школьников, для более тщательного анализа ситуации и эффективной работы по устранению данного недуга. Проявляясь в подростковом возрасте, тревожность протекает иначе, имеет более тяжелые последствия для подростка, а преодоление тревожности имеет уже совершенно другой уровень сложности, чем работа с тревожностью младшего школьника – это нужно учитывать.

Цель курсовой работы: изучить понятие тревожности младших школьников и подростков, выявить пути преодоления школьной тревожности на ранних этапах учебы.

Объект курсовой работы: школьная тревожность.

Предмет курсовой работы: пути преодоления школьной тревожности.

Гипотеза исследования: профилактика и преодоление тревожности нужно проводить как можно раньше (среди младших школьников), потому что уже на ранних стадиях обучения найдутся дети, входящие в группу риска.

Задачи курсовой работы:

1. Выявить уровень школьной тревожности младших школьников.

2. Сделать анализ полученных  результатов.

Методы исследования: изучение литературы по теме, проведение экспресс-методики выявления тревожности среди младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            ГЛАВА 1. ТРЕВОЖНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

 

 1.1 Общепсихологические представления о тревоге и тревожности

 

В самом общем смысле, согласно «Краткому психологическому словарю», тревога определяется как эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Конкретизация этого определения позволяет рассматривать тревогу как неблагоприятное по своей эмоциональной окраске состояние или внутреннее условие, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий (Спилбергер Ч. Д., 1983). Состояние тревоги возникает тогда, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе элементы потенциальной или актуальной угрозы, опасности, вреда. [Микляева, А. В., Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция, 2004: с.10]

Тревога, как и любое другое психическое переживание, непосредственно связана с ведущими мотивами и потребностями личности и призвана регулировать поведение личности в потенциально опасной ситуации (Вилюнас В. К., 1990).

Соответственно, тревога — это последовательность когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций, актуализирующихся в результате воздействия на человека различных стрессоров, в качестве которых могут выступать как внешние раздражители (люди, ситуации), так и внутренние факторы (актуальное состояние, прошлый жизненный опыт, определяющий интерпретации событий и предвосхищение сценариев их развития и т. д.). Тревога выполняет несколько важнейших функций: предупреждает человека о возможной опасности и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности на основе активного исследования окружающей действительности. [Микляева, А. В., Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция, 2004: с.11]

В отличие от тревоги, тревожность в современной психологии рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги («Краткий психологический словарь», 1985).

Термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. Эта особенность напрямую не проявляется в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у человека наблюдаются состояния тревоги. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе опасность и угрозу в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности (Спилбергер Ч. Д., 1983; Ханин Ю. Л., 1976).

В этом статусе тревожность впервые была описана 3. Фрейдом (1925), который для описания «свободно витающей», разлитой тревожности, являющейся симптомом невроза, использовал термин, означающий в буквальном переводе «готовность к тревоге» или «готовность в виде тревоги».

В отечественной психологии тревожность также традиционно рассматривалась как проявление неблагополучия («Краткий психологический словарь», 1985), вызванное нервно-психическими и тяжелыми соматическими заболеваниями, либо представляющее собой последствие перенесенной психической травмы.

В настоящее время отношение к явлению тревожности в российской психологии существенно изменилось, и мнения относительно этой личностной особенности становятся менее однозначными и категоричными. Современный подход к феномену тревожности основывается на том, что последнюю не следует рассматривать как изначально негативную черту личности; она представляет собой сигнал неадекватности структуры деятельности субъекта по отношению к ситуации. Для каждого человека характерен свой оптимальный уровень тревожности, так называемая полезная тревожность, которая является необходимым условием развития личности.

К настоящему времени тревожность изучается как один из основных параметров индивидуальных различий. При этом ее принадлежность к тому или иному уровню психической организации человека до сих пор остается спорным вопросом; ее можно трактовать и как индивидное, и как личностное свойство человека.

Первая точка зрения принадлежит В. С. Мерлину и его последователям, которые анализируют тревожность как обобщенную характеристику психической деятельности, связанную с инертностью нервных процессов (Мерлин В. С, 1964; Белоус В.В., 1967), то есть как психодинамическое свойство темперамента.

Трактовка тревожности как личностного свойства во многом  опирается на идеи психоаналитиков «новой волны» (К. Хорни, Г. Салливана и др.), согласно которым она является следствием фрустрации межличностной надежности со стороны ближайшего окружения (Прихожан А. М., 1998 и др.).

Соответственно, к настоящему моменту механизмы формирования тревожности остаются неопределенными, и проблема обращения к этому психическому свойству в практике психологической помощи во многом сводится к тому, является ли она врожденной, генетически обусловленной чертой, или складывается под влиянием различных жизненных обстоятельств. Попытку примирить эти, в сущности, противоположные позиции предприняла А. М. Прихожан, описавшая два типа тревожности (1977):

□ беспредметную тревожность, когда человек не может соотнести возникающие у него переживания с конкретными объектами;

□ тревожность как склонность к ожиданию неблагополучия в различных видах деятельности и общения.

При этом первый вариант тревожности обусловлен особенностями нервной системы, то есть нейрофизиологическими свойствами организма, и является врожденным, в то время как второй связан с особенностями формирования личности в течение жизни.

В целом, можно отметить, что, вероятнее всего, у одних людей существуют генетически обусловленные предпосылки к формированию тревожности, в то время как у других данное психическое свойство является приобретенном в индивидуальном жизненном опыте.

Исследования А. М. Прихожан (2001) показали, что существуют различные формы тревожности, то есть особые способы ее переживания, осознания, вербализации и преодоления. Среди них можно выделить следующие варианты переживания и преодоления тревожности.

 Открытая тревожность—сознательно  переживаемая и проявляющаяся в деятельности в виде состояния тревоги. Она может существовать в различных формах, например:

• как острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность, чаще всего дезорганизующая деятельность человека;

• регулируемая и компенсируемая тревожность, которая может использоваться человеком в качестве стимула для выполнения соответствующей деятельности, что, впрочем, возможно преимущественно в стабильных, привычных ситуациях;

• культивируемая тревожность, связанная с поиском «вторичных выгод» от собственной тревожности, что требует определенной личностной зрелости (соответственно, эта форма тревожности появляется только в подростковом возрасте).

  Скрытая тревожность — в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем через специфические формы поведения (теребление волос, расхаживание из стороны в сторону, постукивание пальцами по столу и т. д.):

• неадекватное спокойствие (реакции по принципу «У меня все в порядке!», связанные с компенсаторно-защитной попыткой поддержать самооценку; низкая самооценка в сознание не допускается);

• уход от ситуации.

Таким образом, следует заметить, что состояние тревоги или тревожность как психическое свойство находятся в конфронтации с базовыми личностными потребностями: потребностью в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности. С этим связаны значительные трудности в работе с тревожными людьми: они, несмотря на выраженное стремление избавиться от тревожности, неосознанно сопротивляются попыткам помочь им сделать это. Причина такого сопротивления им самим непонятна и трактуется ими, как правило, неадекватно. [Микляева, А. В., Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция, 2004: с.12-14]

Таким образом, тревожность представляет собой фактор, опосредующий поведение человека либо в конкретных, либо в широком диапазоне ситуаций. Несмотря на то что существование феномена тревожности у практикующих психологов (да и не только) не вызывает сомнений, ее проявления в поведении проследить довольно сложно. Это связано с тем, что тревожность часто маскируется под поведенческие проявления других проблем, таких как агрессивность, зависимость и склонность к подчинению, лживость, лень как результат «выученной беспомощности», ложная гиперактивность, уход в болезнь и т. д. (Прихожан А. М., 2001).

Подводя итог анализу результатов исследований, посвященных проблемам тревоги и тревожности, можно отметить следующие существенные моменты.

 В современной психологии  тревога понимается как психическое состояние, а тревожность — как психическое свойство, детерминированное генетически, онтогенетически или ситуационно.

 Состояние тревоги и тревожность  как личностная черта оказывают неоднозначное воздействие на эффективность деятельности, которая определяется соответствием уровня тревоги оптимальному для конкретного человека состоянию. В целом, эффект может быть как мобилизующий, так и дезорганизующий, причем чем интенсивнее состояние тревоги, тем более вероятен дезорганизующий эффект.

Информация о работе Пути преодоления тревожности школьников