Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: условия развития альтернативных форм обучения в дошкольном образовании г. Кунгур.
Предмет: альтернативные формы обучения в дошкольном образовании.
Цель: Изучить состояние современной системы отечественного дошкольного образования и исследовать состояние развития альтернативных форм обучения в дошкольном образовании.

Файлы: 1 файл

Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

 

3 рассматриваются новые формы  предоставления услуг дошкольного  образования.

 

Губернатор Олег Черкунов поручил  краевому министерству образования  уже к 2010 году полностью решить проблему очередей в детские сады . Проект, получивший название "Дошкольное образование", сейчас находится в стадии разработки и уже выносится на суд общественности.

 

В соответствии с проектом до 2010 года в шести территориях края, где проблема с местами в детсадах стоит особенно остро, откроется сразу 11 новых садиков. Из них три на 240 мест каждый - в Перми. Ремонту подвергнутся еще 13 детских садов

 

Отчасти решит проблему, полагает губернатор, привлечение частного бизнеса. Отныне на компенсации за счет регионального бюджета могут рассчитывать и те родители, чьи дети ходят в частные детские сады .

 

Одним из самых важных периодов жизни  человека является дошкольное Детство. Чаще всего ребенок в этом возрасте посещает детский сад. Детский сад -- лучшее место для приобретения ребенком не только знаний и умений, но, самое важное, первого социального опыта. И не менее важным обстоятельством является подготовка к школе. Но, к сожалению, не у всех детей есть возможность посещать детский сад .

 

По разным причинам малыши могут  не посещать дошкольные учреждения. Мировоззрения  родителей (религия, свои взгляды на воспитание и образования), мама, которая  «все равно сидит с младшим  ребенком», бабушка, протестующая против « детской тюрьмы» и т.п.

 

В саду ребенок приобретает:

 

- умения рисовать, лепить, танцевать,  читать, играть.

 

- знания об окружающем мире, о профессиях, первые математические  понятия.

 

- навыки самообслуживания, общественного  труда ( убрать за собой постель,  отнести посуду в раковину, полить цветы и т.п.)

 

- первый социальный опыт, который  является основополагающим для  всего дальнейшего общения.

 

Таким образом, развитие ребенка в  детском саду можно назвать

 

- всесторонним: малыш развивается  как физически, так и умственно,  а также идет развитие его эмоционально-волевой сферы;

 

- гармоничным: так как программа  обучения и воспитания детей  в детском саду ведется с  учетом возрастных, психофизиологических  особенностей ребенка (то есть, в каждой возрастной группе  свои занятия по продолжительности, нагрузке и материалу).

 

Опираясь на эти требования, и  надо подбирать альтернативу детскому саду .

 

Первый вариант замены садика -- группа неполного дня.

 

Преимущества такого воспитания в  том, что это почти то же самое, что и посещение детского садика. Ребенок также с утра приходит, играет с друзьями, занимается по программе с профессиональными педагогами, гуляет. То есть удовлетворяется потребность малыша и в общении, и в движении, и в получении новых знаний, умений и навыков.

 

Негативная сторона заключается в том, что для родителей день разбит. С таким режимом трудно подобрать хорошую работу.

 

Может быть два вида группы неполного  дня:

 

- посещение специальной группы  в саду , которая так и называется  «группа неполного дня»;

 

- посещение обычной группы, но, по договоренности с воспитателем и заведующей, в таком режиме, как удобно родителям (но необходимо, чтобы посещение сочеталось и с общим режимом группы).

 

Посещение обычной группы более  предпочтительно, так как ребенка  также можно привести и после дневного сна. Например, на дополнительные занятия по ритмике или английскому языку, которые чаще бывают во второй половине дня.

 

Вариант второй: секции и кружки

 

Второй вариант замены обычного садика -- это всевозможные секции и  кружки, а также курсы для малышей. Они включают в свою программу в основном те же занятия, что и детском саду .

 

Преимущества такого вида в том, что они занимают меньше по времени, которое можно подобрать с  учетом распорядка дня. Обычно занятия  в таких кружках проходят несколько раз в разное время, что дает возможность родителям подобрать наиболее удобное для них. Также удобны эти занятия и тем, что Вы сами можете выбрать, чем именно будет заниматься Ваш малыш.

 

Но все-таки отрицательных сторон больше. Во-первых, чаще всего занятия бывают 2-3 раза в неделю, а посему представляют собой такую квинтэссенцию тех занятий, что дают в обычном садике. Только самое основное, а остальное подразумевает занятия дома.

 

Во-вторых, занятия в таких кружках  не могут удовлетворить потребность  детей в физическом развитии. Даже если в расписании стоит 1-2 занятия ритмикой или физкультурой, то это очень мало. Обычная «садиковая» программа рассчитана на 3 занятия физкультурой и 2 занятия музыкой, в которое обязательно входят танцы и подвижные игры. Так же, как правило, в большинстве садов к этим занятиям добавляется 2 занятия в неделю ритмикой. Правда, со средней группы, то есть с 4 лет.

 

Поэтому многие мамы задумываются над  тем, чтобы малыш ходил еще  в какую-нибудь секцию. А это снова  время и деньги.

 

Ну, и в-третьих, самое важное, что  упускается из виду на таких «курсах» это общение. Его практически  нет: ребенка привели, он позанимался, в перерыве (минут 20) поиграл с  другими и все. Естественно, что, как и при первом варианте, важным условием при выборе формы занятия, является его место. Оно должно быть обязательно недалеко от дома, чтобы кроха не уставал по пути.

 

Вариант третий: няни и гувернантки

 

Этот вариант хорош для детей  в принципе не приемлющих детский  сад . Это единственные в семье  и поздние дети. Дети, которых чрезмерно опекают, которые привыкли к постоянному повышенному вниманию к своей персоне, и не имеющие навыков самообслуживания. А также не уверенные в себе, и малыши с сильным чувством привязанности к маме. Как правило, это дети по темпераменту флегматики или меланхолики. К счастью, «несадовских» детей единицы.

 

Но, к сожалению, многие родители прибегают  к услугам гувернантки, не считаясь с индивидуальными особенностями, а уж тем более с желанием самого ребенка.

 

Человек, занимающийся воспитанием Вашего малыша, может быть очень опытен и дать ребенку все свои знания. Но никогда он не сможет заменить ему тот первый социальный опыт, который получают дети в детском саду .

 

Также очень важно, чтобы няня была няней, а для помощи по дому была другая женщина. Ведь очень важно, чтобы ребенку уделялось 100% внимания. Понятно, что готовка и уборка идут в счет времени, которое должно быть потрачено на малыша.

 

Как правило, дети, воспитывающиеся  дома, в школу приходят абсолютно  не готовыми к общению не только со сверстниками, но и со старшими. Это приводит к замыканию в себе, чувству одиночества, низкой самооценке и высокой тревожности. Да и сами одноклассники сразу чувствуют «одиночку», и он становится мишенью для насмешек и изгоем.

 

Также домашнее воспитание и образование не позволяет ребенку полностью удовлетворить потребность в движении. Ни прогулки, ни спортивный уголок дома никогда не заменят ребенку эстафеты или подвижной игры с детьми.

 

Вариант четвертый: Мини-центры.

 

Также продолжают сохраняться и две полярные точки зрения на вопрос целесообразности деятельности мини-центров как формы дошкольного учреждения. Хотелось бы остановиться на существенных аргументах обеих сторон. Позитивом создания и функционирования мини-центров являются следующие моменты:

 

-обеспечение низкозатратной моделью  дошкольного образования тех,  кто не может осилить родительскую  плату в дошкольном учреждении  полного дня пребывания;

 

-обеспечение равного доступа  к дошкольному образованию всех  юных граждан том числе, детей  с ограниченными возможностями;

 

- обеспечение ранней социализации  детей, их всестороннего развития  и подготовки к обучению в  школе;

 

- психолого-педагогическое просвещение  родителей в вопросах правильного  ухода за ребенком;

 

-создание условий для активизации  привлечения частного капитала в такой социальный сектор, как дошкольное образование.

 

Но есть и слабые стороны в  жизнедеятельности мини-центров, среди  них такие, как:

 

-минимализация образовательных  услуг, предоставляемых мини-центрами, обусловленная двумя факторами: низкозатратностью ухода за ребенком и отсутствием необходимого персонала;

 

- неэффективность деятельности  частных мини-центров из-за экономической  нерентабельности этой сферы  и отсутствия продуманного на  правительственном уровне механизма  налоговых послаблений для тех, кто вкладывает деньги в дошкольное образование;

 

- слабость нормативно-правовой  базы, регулирующей все аспекты  жизнедеятельности мини-центров:  есть типовые правила деятельности  мини-центров, но не урегулированы  вопросы юридического, финансового статуса данных учреждений:

 

- предвзятое отношение части  общества, в том числе и родителей,  к деятельности мини-центров,  в первую очередь, к возможности  их обеспечить качественное воспитание  и обучение детей раннего возраста.

 

Характеристика 

 

моделей образования детей старшего дошкольного возраста «Дошкольные  образовательные группы полного  дня на базе учреждений, относимых  к сфере дошкольного образования»

 

1. Образовательные группы полного  дня для детей старшего дошкольного  возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования (дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста).

 

«Дошкольные образовательные группы кратковременного пребывания детей  на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ».

 

2.Образовательные группы кратковременного  пребывания детей старшего дошкольного  возраста на базе образовательных  учреждений (дошкольных образовательных  учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования), учреждений культуры и родительских сообществ. Количество посещений от 3 до 5 дней в неделю 

 

1. Количество посеще-ний в неделю 

5 дней в неделю в течение  полного дня 

 

2. Педагогические кадры 

Воспитатели, имеющие специальную профессиональную подготовку для работы с детьми старшего дошкольного возраста 

 

3. Преемственность с более низкой  ступенью образования 

В дошкольных образовательных учреждениях  существует естественная преемственность  между образованием детей старшего дошкольного возраста и образованием в младшем дошкольном возрасте 

 

4. Преемственность с системой  начального общего образования 

Преемственность между дошкольным обра-зовательным учреждением и  начальной школой заложена на уровне реализуемых образовательных программ, которые предусматривают, что дети старшего дошкольного возраста должны быть подготовлены к систематическому школьному обучению. 

 

5. Особенности пред-метно-развивающей  среды 

Среда предполагает возможности для  организации различных видов  деятельности детей дошкольного  возраста, а'также включает условия  для их полноценного питания и  отдыха. 

 

5.1. Для обучающих занятий 

Существуют специально организованные места для проведения обучающих занятий. 

 

5.2. Для организации совместной (партнерской) деятельности взрослого  с детьми 

Пространство группы детского сада располагает возможностями для  гибкой организации предметной среды, постоянно подстраиваемой под развивающие задачи и инициативу детей. 

 

5.3. Для организации самостоятельной  деятельности детей 

Все ДОУ располагают пространством  для организации самостоятельной  деятельности детей дошкольного  возраста 

 

6. Особенности образо-вательного процесса 

Образовательный процесс строится в соответствии с существующими  образовательными программами для  детей старшего дошкольного возраста. Составляющие образо-вательного процесса в группах старшего дошкольного  возраста уравновешены и составляют гармоничное единство. 

 

6.1. Учебный блок 

Представлен обучающими занятиями, соответствующими возрасту детей и организуемыми  в соответствии с дошкольными  образовательными программами; отличается 

 

высокой технологичностью, доступностью любому профессионально обученному педагогу 

 

6.2. Блок совместной (партнерской)  деятель-ности взрослого с детьми 

Совместная деятельность занимает ведущее место в образовательном  процессе. Данный блок предъявляет  очень высокие требования к общей  культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает. 

 

6.3. Блок самостоятельной (свободной)  деятельно-сти детей 

Организация самостоятельной деятельности детей направляет усилия воспитателя  на создание предметной среды, в его  функции входит подбор развивающего материала. Данный блок ограничивает образовательную среду только предметным материалом и ставка на "саморазвитие" ребенка приводит к исчезновению систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты ребенка. При этом, данный блок образовательного процесса технологичен и не требует творческих усилий от взрослого. 

 

7. Особенности образо-вательных  программ 

Дошкольные образовательные программы, предназначенные для реализации в ДОУ. 

 

7.1. Комплексные про-граммы 

Комплексные программы определяют основное содержание образовательной  деятельности детского сада. 

 

7.2. Парциальные про-граммы 

Парциальные программы способствуют углублению образовательного процесса по определенным направлениям образования  и развития детей старшего дошкольного возраста, позволяют расширить возможности организации образовательного процесса за счет расширения форм взаимодействия воспитывающего взрослого с детьми. 

Информация о работе Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании