Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:59, курсовая работа
Объект исследования: условия развития альтернативных форм обучения в дошкольном образовании г. Кунгур.
Предмет: альтернативные формы обучения в дошкольном образовании.
Цель: Изучить состояние современной системы отечественного дошкольного образования и исследовать состояние развития альтернативных форм обучения в дошкольном образовании.
3 рассматриваются новые формы
предоставления услуг
Губернатор Олег Черкунов поручил краевому министерству образования уже к 2010 году полностью решить проблему очередей в детские сады . Проект, получивший название "Дошкольное образование", сейчас находится в стадии разработки и уже выносится на суд общественности.
В соответствии с проектом до 2010 года в шести территориях края, где проблема с местами в детсадах стоит особенно остро, откроется сразу 11 новых садиков. Из них три на 240 мест каждый - в Перми. Ремонту подвергнутся еще 13 детских садов
Отчасти решит проблему, полагает губернатор, привлечение частного бизнеса. Отныне на компенсации за счет регионального бюджета могут рассчитывать и те родители, чьи дети ходят в частные детские сады .
Одним из самых важных периодов жизни человека является дошкольное Детство. Чаще всего ребенок в этом возрасте посещает детский сад. Детский сад -- лучшее место для приобретения ребенком не только знаний и умений, но, самое важное, первого социального опыта. И не менее важным обстоятельством является подготовка к школе. Но, к сожалению, не у всех детей есть возможность посещать детский сад .
По разным причинам малыши могут не посещать дошкольные учреждения. Мировоззрения родителей (религия, свои взгляды на воспитание и образования), мама, которая «все равно сидит с младшим ребенком», бабушка, протестующая против « детской тюрьмы» и т.п.
В саду ребенок приобретает:
- умения рисовать, лепить, танцевать, читать, играть.
- знания об окружающем мире, о профессиях, первые математические понятия.
- навыки самообслуживания, общественного труда ( убрать за собой постель, отнести посуду в раковину, полить цветы и т.п.)
- первый социальный опыт, который является основополагающим для всего дальнейшего общения.
Таким образом, развитие ребенка в детском саду можно назвать
- всесторонним: малыш развивается
как физически, так и
- гармоничным: так как
Опираясь на эти требования, и надо подбирать альтернативу детскому саду .
Первый вариант замены садика -- группа неполного дня.
Преимущества такого воспитания в том, что это почти то же самое, что и посещение детского садика. Ребенок также с утра приходит, играет с друзьями, занимается по программе с профессиональными педагогами, гуляет. То есть удовлетворяется потребность малыша и в общении, и в движении, и в получении новых знаний, умений и навыков.
Негативная сторона заключается в том, что для родителей день разбит. С таким режимом трудно подобрать хорошую работу.
Может быть два вида группы неполного дня:
- посещение специальной группы в саду , которая так и называется «группа неполного дня»;
- посещение обычной группы, но, по договоренности с воспитателем и заведующей, в таком режиме, как удобно родителям (но необходимо, чтобы посещение сочеталось и с общим режимом группы).
Посещение обычной группы более предпочтительно, так как ребенка также можно привести и после дневного сна. Например, на дополнительные занятия по ритмике или английскому языку, которые чаще бывают во второй половине дня.
Вариант второй: секции и кружки
Второй вариант замены обычного садика -- это всевозможные секции и кружки, а также курсы для малышей. Они включают в свою программу в основном те же занятия, что и детском саду .
Преимущества такого вида в том, что они занимают меньше по времени, которое можно подобрать с учетом распорядка дня. Обычно занятия в таких кружках проходят несколько раз в разное время, что дает возможность родителям подобрать наиболее удобное для них. Также удобны эти занятия и тем, что Вы сами можете выбрать, чем именно будет заниматься Ваш малыш.
Но все-таки отрицательных сторон больше. Во-первых, чаще всего занятия бывают 2-3 раза в неделю, а посему представляют собой такую квинтэссенцию тех занятий, что дают в обычном садике. Только самое основное, а остальное подразумевает занятия дома.
Во-вторых, занятия в таких кружках
не могут удовлетворить
Поэтому многие мамы задумываются над тем, чтобы малыш ходил еще в какую-нибудь секцию. А это снова время и деньги.
Ну, и в-третьих, самое важное, что упускается из виду на таких «курсах» это общение. Его практически нет: ребенка привели, он позанимался, в перерыве (минут 20) поиграл с другими и все. Естественно, что, как и при первом варианте, важным условием при выборе формы занятия, является его место. Оно должно быть обязательно недалеко от дома, чтобы кроха не уставал по пути.
Вариант третий: няни и гувернантки
Этот вариант хорош для детей в принципе не приемлющих детский сад . Это единственные в семье и поздние дети. Дети, которых чрезмерно опекают, которые привыкли к постоянному повышенному вниманию к своей персоне, и не имеющие навыков самообслуживания. А также не уверенные в себе, и малыши с сильным чувством привязанности к маме. Как правило, это дети по темпераменту флегматики или меланхолики. К счастью, «несадовских» детей единицы.
Но, к сожалению, многие родители прибегают
к услугам гувернантки, не считаясь
с индивидуальными
Человек, занимающийся воспитанием Вашего малыша, может быть очень опытен и дать ребенку все свои знания. Но никогда он не сможет заменить ему тот первый социальный опыт, который получают дети в детском саду .
Также очень важно, чтобы няня была няней, а для помощи по дому была другая женщина. Ведь очень важно, чтобы ребенку уделялось 100% внимания. Понятно, что готовка и уборка идут в счет времени, которое должно быть потрачено на малыша.
Как правило, дети, воспитывающиеся дома, в школу приходят абсолютно не готовыми к общению не только со сверстниками, но и со старшими. Это приводит к замыканию в себе, чувству одиночества, низкой самооценке и высокой тревожности. Да и сами одноклассники сразу чувствуют «одиночку», и он становится мишенью для насмешек и изгоем.
Также домашнее воспитание и образование не позволяет ребенку полностью удовлетворить потребность в движении. Ни прогулки, ни спортивный уголок дома никогда не заменят ребенку эстафеты или подвижной игры с детьми.
Вариант четвертый: Мини-центры.
Также продолжают сохраняться и две полярные точки зрения на вопрос целесообразности деятельности мини-центров как формы дошкольного учреждения. Хотелось бы остановиться на существенных аргументах обеих сторон. Позитивом создания и функционирования мини-центров являются следующие моменты:
-обеспечение низкозатратной
-обеспечение равного доступа
к дошкольному образованию
- обеспечение ранней
- психолого-педагогическое
-создание условий для
Но есть и слабые стороны в
жизнедеятельности мини-
-минимализация
- неэффективность деятельности
частных мини-центров из-за
- слабость нормативно-правовой
базы, регулирующей все аспекты
жизнедеятельности мини-
- предвзятое отношение части
общества, в том числе и родителей,
к деятельности мини-центров,
в первую очередь, к
Характеристика
моделей образования детей старшего
дошкольного возраста «Дошкольные
образовательные группы полного
дня на базе учреждений, относимых
к сфере дошкольного
1. Образовательные группы
«Дошкольные образовательные группы кратковременного пребывания детей на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ».
2.Образовательные группы
1. Количество посеще-ний в
5 дней в неделю в течение полного дня
2. Педагогические кадры
Воспитатели, имеющие специальную профессиональную подготовку для работы с детьми старшего дошкольного возраста
3. Преемственность с более
В дошкольных образовательных учреждениях существует естественная преемственность между образованием детей старшего дошкольного возраста и образованием в младшем дошкольном возрасте
4. Преемственность с системой начального общего образования
Преемственность между дошкольным
обра-зовательным учреждением
5. Особенности пред-метно-
Среда предполагает возможности для организации различных видов деятельности детей дошкольного возраста, а'также включает условия для их полноценного питания и отдыха.
5.1. Для обучающих занятий
Существуют специально организованные места для проведения обучающих занятий.
5.2. Для организации совместной
(партнерской) деятельности
Пространство группы детского сада располагает возможностями для гибкой организации предметной среды, постоянно подстраиваемой под развивающие задачи и инициативу детей.
5.3. Для организации
Все ДОУ располагают пространством
для организации
6. Особенности образо-вательного процесса
Образовательный процесс строится в соответствии с существующими образовательными программами для детей старшего дошкольного возраста. Составляющие образо-вательного процесса в группах старшего дошкольного возраста уравновешены и составляют гармоничное единство.
6.1. Учебный блок
Представлен обучающими занятиями, соответствующими возрасту детей и организуемыми в соответствии с дошкольными образовательными программами; отличается
высокой технологичностью, доступностью любому профессионально обученному педагогу
6.2. Блок совместной (партнерской)
деятель-ности взрослого с
Совместная деятельность занимает
ведущее место в
6.3. Блок самостоятельной (
Организация самостоятельной деятельности детей направляет усилия воспитателя на создание предметной среды, в его функции входит подбор развивающего материала. Данный блок ограничивает образовательную среду только предметным материалом и ставка на "саморазвитие" ребенка приводит к исчезновению систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты ребенка. При этом, данный блок образовательного процесса технологичен и не требует творческих усилий от взрослого.
7. Особенности образо-вательных программ
Дошкольные образовательные
7.1. Комплексные про-граммы
Комплексные программы определяют основное содержание образовательной деятельности детского сада.
7.2. Парциальные про-граммы
Парциальные программы способствуют углублению образовательного процесса по определенным направлениям образования и развития детей старшего дошкольного возраста, позволяют расширить возможности организации образовательного процесса за счет расширения форм взаимодействия воспитывающего взрослого с детьми.
Информация о работе Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании