Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 18:12, курсовая работа
Цель: изучить особенности личности учителей начальных классов, определяющие стиль педагогического общения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Теоретико-методологический анализ изучения педагогического общения в психологии.
2. Разработка теоретико-методологической базы для эмпирического исследования.
3. Определение педагогического стиля общения учителей.
4. Исследование личностных черт и коммуникативных качеств учителей, влияющих на стиль педагогического общения.
5. Изучение особенностей эмоционально-личностной сферы учителей с разными стилями педагогического общения.
6. Исследование мотивационной структуры личности учителей с разными педагогическими стилями.
7. Изучение некоторых особенностей личности учителя, характерных для большинства представителей педагогического коллектива.
8. Изучение особенностей личности учителей, характерных для авторитарного и демократического стиля общения, проведение сравнительного анализа.
9. Составление психологического портрета учителя с авторитарным и демократическим стилем общения.
структура, эмоционально-характерологический базис, а так же стиль педагогического общения.
Введение
Глава 1: Анализ теоретико-методологических аспектов изучения педагогического общения в психологии
1.1. Психология и структура педагогического общения
1.1.1. Общая характеристика специфики педагогического общения
1.1.2. Коммуникативный, перцептивный и интерактивный аспекты педагогического общения
1.2. Личность учителя в структуре педагогического общения
1.2.1. Учитель как субъект педагогической деятельности
1.2.2. Профессионально – значимые качества личности педагога
1.3. Педагогический стиль учителя как характеристика педагогического общения
1.3.1. Общая характеристика стиля педагогического общения
1.3.2. Поведенческие различия стилей педагогического общения
Глава 2: Психологический анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения
2.1. Программа эмпирического исследования
2.1.1. Первичные сведения
2.1.2. Описание выбранных методик
2.1.3. Статистическая обработка данных
2.1.4. Психологическая характеристика педагогического коллектива в целом
2.2. Результаты исследования особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения
2.2.1. Анализ достоверности различия средних значений в группе учителей авторитарным и демократическим стилем педагогического общения (по Т-критерию Стьюдента
2.2.2. Результаты корреляционного и факторного анализа особенностей личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения
2.2.3. Психологические особенности личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения
Выводы
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Результаты Т – критерия Стьюдента
Таблица 1
Определение достоверностей различий по тесту Р.Кэттелла 16PF, между группами учителей в возрасте до 37 лет и после 37 лет.
№ |
Переменные |
До 37 лет |
После 37 лет |
Р |
1 |
MD – адекватность самооценки |
5,27+0,51 |
6,66+0,37 |
0,91 |
2 |
А - отчужденность - добросердечность |
6,45+0,59 |
6,77+0,46 |
0 |
3 |
В - конкретное мышление - абстрактное |
5,63+0,73 |
6,33+0,8 |
0 |
4 |
С – неустойчивость эмоциональная - устойчивость |
6,63+0,58 |
6,55+0,6 |
0 |
5 |
Е – подчиненность - доминантность |
4,81+0,62 |
4,88+0,75 |
0 |
6 |
F – озабоченность - беспечность |
5,45+0,65 |
4,66+0,87 |
0 |
7 |
G – безответственность - обязательность |
5,9+0,77 |
7+0,76 |
0,34 |
8 |
Н – робость - смелость |
6,09+0,62 |
3,88+0,63 |
0,95 |
9 |
I – твердость характера - мягкость |
6,27+0,43 |
6,22+0,43 |
0 |
10 |
L – доверчивость - подозрительность |
5,54+0,76 |
4,88+0,72 |
0 |
11 |
М – практичность - мечтательность |
4,63+0,58 |
6,66+0,62 |
0,94 |
12 |
N – наивность - проницательность |
3,81+0,67 |
4+0,52 |
0 |
13 |
О – безмятежность - тревожность |
7,72+0,57 |
8,11+0,63 |
0 |
14 |
Q1 - консерватизм - радикализм |
4,72+0,8 |
4,55+0,84 |
0 |
15 |
Q2 – зависимость от группы – самостоятельность |
5,27+0,76 |
6,11+0,35 |
0,27 |
16 |
Q3 – импульсивность – самоконтроль |
6,27+0,56 |
6,22+0,46 |
0 |
17 |
Q4 – расслабленность - напряженность |
5,45+0,51 |
6+0,53 |
0 |
18 |
F1: тревожность – адаптированность |
6,27+0,36 |
7,17+0,5 |
0,7 |
19 |
F2: интроверт – экстраверт |
5,77+0,68 |
4,32+0,79 |
0,64 |
20 |
F3: чувствительность - реактивная уравновешенность |
4,57+0,41 |
4,21+0,32 |
0 |
21 |
F4: конформность - независимость |
4,05+0,66 |
5,05+0,56 |
0,45 |
Определение достоверностей различий по тесту Л.П.Калинского, между группами учителей в возрасте до 37 лет и после 37 лет.
№ |
Переменные |
До 37 лет |
После 37 лет |
Р |
1 |
Направленность |
5,54+0,71 |
7+1,07 |
0,49 |
2 |
Деловитость |
7,63+0,82 |
10+0,88 |
0,87 |
3 |
Доминирование |
3+0,62 |
3,77+0,88 |
0 |
4 |
Уверенность в себе |
4,36+0,77 |
5,55+0,67 |
0,49 |
5 |
Требовательность |
4,09+0,79 |
3,55+0,67 |
0 |
6 |
Упрямство |
4,09+0,79 |
3,66+0,55 |
0 |
7 |
Уступчивость |
5,09+1,36 |
7,22+1,4 |
0,41 |
8 |
Зависимость |
4,9+1,31 |
5,55+1,21 |
0 |
9 |
Психологический такт |
8,27+1,08 |
8,11+1,44 |
0 |
10 |
Отзывчивость |
5,72+1,29 |
9,11+0,75 |
0,91 |
Определение достоверностей различий по тесту В.Э.Мильман, между группами учителей в возрасте до 37 лет и после 37 лет.
№ |
Переменные |
До 37 лет |
После 37 лет |
Р |
1 |
Жизнеобеспечение |
13,45+0,89 |
17,11+1,02 |
0,97 |
2 |
Комфорт |
13,18+0,93 |
11,44+1,32 |
0,43 |
3 |
Социальный статус |
15,27+0,99 |
11,66+1,15 |
0,94 |
4 |
Общение |
20,72+1,14 |
17,55+1,37 |
0,82 |
5 |
Общая активность |
18+1,06 |
19,11+1,38 |
0 |
6 |
Творческая активность |
19,9+1,63 |
20,66+1,83 |
0 |
7 |
Социальная полезность |
19,18+1,51 |
19,88+0,84 |
0 |
8 |
Общежитейская направленность |
62,63+2,28 |
57,77+2,63 |
0,65 |
9 |
Рабочая направленность |
57,09+3,19 |
59,66+3,47 |
0 |
Определение достоверности различий между рангами выбора цветов, между группами учителей в возрасте до 37 лет и после 37 лет.
№ |
Переменные |
До 37 лет |
После 37 лет |
Р |
1 |
Синий |
4,45+0,62 |
3,77+0,49 |
0,16 |
2 |
Зеленый |
6+0,49 |
6,44+0,65 |
0 |
3 |
Красный |
4,45+0,69 |
4,77+0,59 |
0 |
4 |
Желтый |
5,36+0,56 |
7,33+0,29 |
0,98 |
5 |
Фиолетовый |
5,63+0,65 |
5,44+0,53 |
0 |
6 |
Коричневый |
3,81+0,88 |
2,77+0,46 |
0,32 |
7 |
Черный |
2,36+0,59 |
1,88+0,56 |
0 |
8 |
Серый |
3,9+0,51 |
3,55+0,58 |
0 |
Определение достоверности различий средних значений по факторам теста М. Люшера между группами учителей в возрасте до 37 лет и после 37 лет.
№ |
Переменные |
До 37 лет |
После 37 лет |
Р |
1 |
Нестабильность выбора |
32,95+8,18 |
23,61+4,39 |
0,68 |
2 |
Отклонение от аутогенной нормы |
47,44+6,03 |
37,15+4,18 |
0,61 |
3 |
Тревожность |
22,72+5,85 |
11,11+2,95 |
0,77 |
4 |
Активность |
43,17+3,14 |
45,37+2,82 |
0,38 |
5 |
Работоспособность |
67,64+7,85 |
84,27+4,23 |
0,81 |
Результаты факторного и корреляционного анализа в группе учителей с демократическим стилем педагогического общения.
K – шкалы из теста Кэттелла; ОК – шкалы из теста Л.П. Калинского; M – шкалы из теста на определение мотивационной структуры личности; L – шкалы из теста М. Люшера; S – шкалы из теста на определение стиля общения.
В обработке участвовали следующие файлы данных:
1 )kmd 2 )ka 3 )kb 4 )kc 5 )ke 6 )kf 7 )kg 8 )kh 9 )ki 10 )kl 11 )km 12 )kn 13 )ko 14 )kq1 15 )kq2 16 )kq3 17 )kq4 18 )kf1 19 )kf2 20 )kf3 21 )kf4 22 )okn 23 )okdel 24 )okdom 25 )okyv 26 )okt 27 )okyp 28 )okys 29 )okz 30 )okp 31 )oko 32 )mzh 33 )mk 34 )mst 35 )mo 36 )ma 37 )mta 38 )msp 39 )l1 40 )l2 41 )l3 42 )l4 43 )l5 44 )l6 45 )l7 46 )l0 47 )ln 48 )lot 49 )ltr 50 )lak 51 )lr 52 )sa 53 )sp 54 )sd 55 )mno 56 )mnr
Был испольэован HELP1(0-dem;1-avt)-0. Количество испытуемых N= 32. Найдено главных компонент- 6
МАТРИЦА КОРРЕЛЯЦИЙ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56
1 1.00
2 0.09 1.00
3 -0.14 -0.53 1.00
4 0.06 0.43 -0.65 1.00
5 0.66 0.10 0.12 0.20 1.00
6 0.34 0.70 -0.56 0.24 0.20 1.00
7 0.33 0.42 0.24 -0.03 0.64 0.03 1.00
8 0.25 0.39 -0.22 0.09 0.39 0.18 0.45 1.00
9 0.14 0.08 -0.16 0.51 0.53 0.05 0.17 -0.02 1.00
10 0.10 0.00 0.27 -0.69 -0.05 0.25 0.03 0.38 -0.58 1.00
11 0.36 0.12 0.34 -0.32 0.01 0.07 0.15 0.02 -0.19 0.26 1.00
12 0.14 -0.14 0.35 -0.62 -0.10 0.01 -0.10 0.03 -0.01 0.48 0.69 1.00
13 -0.42 -0.49 0.65 -0.63 -0.54 -0.51 -0.33 -0.18 -0.61 0.41 0.42 0.42 1.00
14 0.33 -0.30 -0.06 -0.21 -0.06 -0.07 -0.37 0.40 -0.17 0.40 0.41 0.56 0.35 1.00
15 0.11 -0.76 0.50 -0.62 0.03 -0.65 -0.06 0.09 -0.12 0.34 0.03 0.42 0.41 0.50 1.00
16 0.42 0.89 -0.71 0.42 0.22 0.76 0.33 0.53 0.12 0.09 0.12 -0.04 -0.64 0.02 -0.53 1.00
17 -0.17 0.00 0.61 -0.42 0.23 -0.41 0.77 0.11 -0.10 0.10 -0.01 -0.06 0.13 -0.50 0.21 -0.22 1.00
18 -0.29 -0.54 0.79 -0.73 -0.20 -0.48 0.07 -0.53 -0.40 0.20 0.07 0.13 0.57 -0.33 0.38 -0.73 0.61 1.00
19 0.44 0.78 -0.46 0.38 0.57 0.78 0.46 0.67 0.22 0.20 0.05 -0.11 -0.60 -0.00 -0.51 0.84 -0.10 -0.65 1.00
20 0.25 -0.41 0.06 -0.38 0.08 0.17 -0.28 0.05 -0.49 0.57 -0.25 -0.10 0.14 0.27 0.32 -0.20 -0.19 0.23 0.01 1.00
21 0.43 -0.59 0.52 -0.55 0.27 -0.35 -0.01 0.13 0.04 0.34 0.51 0.72 0.39 0.71 0.78 -0.34 0.01 0.19 -0.24 0.21 1.00
22 0.35 -0.02 -0.06 0.32 0.25 -0.32 0.35 -0.19 0.36 -0.75 0.15 -0.21 -0.32 -0.20 -0.06 0.01 0.19 -0.02 -0.16 -0.49 0.05 1.00
23 0.17 0.47 -0.03 0.43 0.13 0.11 0.35 -0.20 0.28 -0.57 0.51 -0.06 -0.18 -0.33 -0.59 0.27 0.09 -0.14 0.16 -0.73 -0.22 0.66 1.00
24 0.10 0.50 -0.31 0.83 0.27 0.17 0.26 -0.13 0.57 -0.73 -0.02 -0.45 -0.55 -0.47 -0.65 0.35 -0.09 -0.44 0.29 -0.65 -0.49 0.51 0.77 1.00
25 -0.04 0.30 -0.47 0.79 -0.02 0.06 -0.09 -0.32 0.59 -0.92 -0.08 -0.34 -0.48 -0.32 -0.58 0.21 -0.31 -0.43 0.02 -0.67 -0.43 0.64 0.70 0.83 1.00
26 -0.08 0.32 -0.63 0.57 -0.31 0.23 -0.29 -0.47 0.39 -0.66 -0.18 -0.21 -0.50 -0.33 -0.49 0.32 -0.42 -0.36 -0.07 -0.50 -0.51 0.38 0.43 0.60 0.81 1.00
27 -0.43 0.12 -0.35 0.62 -0.54 -0.14 -0.48 -0.36 0.05 -0.56 -0.13 -0.38 0.05 -0.15 -0.41 -0.03 -0.42 -0.30 -0.28 -0.44 -0.51 0.12 0.35 0.57 0.64 0.63 1.00
28 -0.36 -0.38 -0.09 0.12 -0.56 -0.36 -0.50 -0.74 -0.16 -0.59 -0.25 -0.38 0.16 -0.29 -0.12 -0.47 -0.16 0.34 -0.69 -0.04 -0.31 0.40 0.15 0.09 0.45 0.48 0.51 1.00
29 -0.53 -0.26 -0.17 0.10 -0.74 -0.23 -0.61 -0.71 -0.33 -0.40 -0.34 -0.41 0.22 -0.33 -0.21 -0.39 -0.21 0.31 -0.64 0.04 -0.49 0.10 0.01 0.03 0.32 0.48 0.61 0.93 1.00
30 -0.58 0.09 0.01 0.11 -0.46 -0.07 -0.22 -0.43 -0.07 -0.44 0.05 -0.14 0.25 -0.36 -0.52 -0.23 0.03 0.23 -0.27 -0.37 -0.42 0.21 0.44 0.17 0.46 0.28 0.36 0.63 0.59 1.00
31 -0.28 0.35 -0.10 0.32 -0.27 -0.09 0.20 -0.46 0.11 -0.68 0.07 -0.31 -0.14 -0.66 -0.56 0.06 0.25 0.14 -0.19 -0.69 -0.56 0.62 0.77 0.61 0.71 0.61 0.48 0.57 0.49 0.69 1.00
32 0.13 0.50 0.18 0.15 0.23 0.04 0.64 -0.08 0.33 -0.26 0.39 0.10 -0.23 -0.47 -0.30 0.31 0.46 0.02 0.17 -0.75 -0.15 0.44 0.75 0.64 0.37 0.30 0.11 -0.21 -0.27 0.02 0.60 1.00
33 0.37 0.52 -0.42 -0.07 -0.08 0.61 0.18 -0.11 -0.23 0.19 0.09 0.00 -0.42 -0.28 -0.32 0.62 -0.03 -0.06 0.31 0.08 -0.33 0.04 0.14 0.07 0.00 0.42 -0.13 -0.03 0.07 -0.18 0.23 0.31 1.00
34 -0.16 -0.10 -0.32 0.07 -0.56 -0.01 -0.52 -0.03 -0.74 0.13 -0.16 -0.40 0.32 0.22 -0.10 -0.06 -0.39 -0.04 -0.19 0.48 -0.29 -0.22 -0.27 -0.25 -0.14 -0.03 0.38 0.44 0.59 0.15 -0.07 -0.60 0.06 1.00
35 0.36 0.06 -0.40 0.34 0.20 -0.14 0.32 0.04 0.11 -0.51 -0.37 -0.56 -0.58 -0.27 -0.01 0.22 0.16 -0.13 0.01 -0.06 -0.23 0.71 0.15 0.28 0.36 0.34 0.01 0.35 0.19 -0.10 0.36 0.10 0.33 0.11 1.00
36 0.03 0.09 -0.23 0.64 -0.01 -0.42 0.09 0.10 0.28 -0.65 -0.01 -0.35 -0.16 0.03 -0.06 0.09 -0.07 -0.42 -0.11 -0.59 -0.13 0.59 0.46 0.64 0.61 0.37 0.65 0.19 0.10 -0.01 0.39 0.34 -0.25 0.08 0.44 1.00
37 0.54 0.11 -0.25 0.36 0.03 -0.02 0.07 -0.19 -0.06 -0.48 0.39 -0.19 -0.17 0.07 -0.21 0.21 -0.21 -0.19 -0.04 -0.21 0.00 0.75 0.64 0.46 0.51 0.39 0.32 0.38 0.21 0.09 0.46 0.28 0.29 0.26 0.56 0.56 1.00
38 0.29 0.11 -0.34 0.70 0.04 -0.01 -0.12 -0.29 0.15 -0.71 0.11 -0.47 -0.25 -0.09 -0.43 0.11 -0.38 -0.33 -0.03 -0.26 -0.25 0.64 0.65 0.71 0.74 0.51 0.62 0.48 0.35 0.23 0.50 0.19 0.03 0.29 0.44 0.67 0.86 1.00
Информация о работе Анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения