Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 15:22, курсовая работа
Центральной целью психологии обучения является анализ и проектирование требований к учебной деятельности, осуществляемой учеником в педагогическом процессе. Она конкретизируется в комплексе более частных задач:
- раскрытие связи обучения и психического развития и разработка мер оптимизации педагогических воздействий процесса;
- обнаружение общесоциальных факторов педагогического воздействия, влияющих на развитие психики ребенка;
- системно-структурный анализ педагогического процесса
Введение…………………………………………………………………………………...3
Основная часть…………………………………………………………………………….6
1. Психологическая деятельность в процессе обучения……………………………….6
1.1 Проблематика психологии обучения…………………………………………...6
1.2 Психологические особенности учащихся……………………………………...7
2. Факторы успешного обучения……………………………………...………………..10
2.1 Мотивация…………….…...…………………………………………………….10
2.2 Прием информации органами чувств, восприятие……….………………….. 12
2.3 Понимание, заучивание………………………………………………………....17
2.4 Закрепление……………………………………………………………………...19
3. Сопротивление как часть успешного обучения…………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………………….23
Глоссарий………………………………………………………………………………...26
Список используемых источников……………………………………………………..28
В строении мотивации, как правило, выделяют четыре компонента:
— удовольствие от самого действия;
— значение для личности самого итога деятельности;
— мотивирующая сила поощрения за деятельность;
— принуждающее влияние на личность (Б.И. Додонов).
Мотивы делятся на внутренние и внешние. Внешние мотивы в свою очередь тоже делятся на два типа – позитивно(вознаграждение, выгода, ожидание будущих благ) и негативно подкрепляемые (угроза, требование, давление группы). Все они считаются внешними относительно непосредственной цели учения. Накопленные знания и навыки в этих случаях являются лишь инструментами для достижения других основных целей ( достижения общественных или личных успехов, карьеры, удовлетворения честолюбия, избегания неприятного или даже опасности). Зачастую же сама цель-учения бывает безразличная или даже неприятная и носит принудительный, вынужденный характер.
Мотивы, которые относятся к внутренним, побуждают индивида к учению как к своей цели (увлечение самими познаниями, любопытство, стремление расширить границы культурного или профессионального качества, потребность в активной и новой информации).
Воспитание познавательной заинтересованности проходит три основных стадии: ситуативный познавательный интерес, возникающий в условиях всего нового, неопределенности и т.д.; стабильная заинтересованность к определенному предметному содержанию деятельности; включение познавательных интересов в общую направленность личности, в систему ее жизненных планов и задач. Как весьма результативное средство активизации познавательной деятельности обучаемых стоит особо отметить новизну методов обучения, вовлеченность студентов в ее экспериментальную форму. Познавательная мотивация является не столько проявлением устойчивой черты личности, сколько «зеркалом» заданных условий деятельности; это раскрывает нам целое поле возможностей для ее развития посредством специальных дидактических воздействий, планов. Познавательная мотивация формируется в проблемных условиях, что представляет ее не только внутреннюю, но и внешнюю обусловленность, поэтому для её активации полезно применение в подготовке специалистов форм и методов активного обучения, в которых реализован принцип проблемного образования.
Зарождение и развитие познавательной мотивации во многом зависит от типа взаимодействия и общения учителя и учеников, а также самих обучаемых между собой. Не последнюю роль, в формировании познавательной мотивации обучаемых, занимает педагогическое мастерство преподавателя, его навыки сбалансированной организации деятельности студентов, побуждения их к развитию познавательной мотивации. Верное понимание мотивации служит необходимой предпосылкой эффективной работы преподавателя. Опытный педагог целенаправленно вырабатывает и стимулирует познавательный интерес студентов к изучаемому предмету. При формировании у студентов специфической мотивации, которая проявляется в решении разнообразных мыслительных задач, рекомендуется отталкиваться от той простой истины, что познания, подлежащие усвоению, не могут быть переданы студенту в готовом виде, путем простого сообщения или показа. Они могут быть усвоены только в результате выполнения определенных действий.
Прием информации человеком – сложная цепочка нервных импульсов. Первыми включаются в работу его восприятия и ощущения, потом опознание, и следом запоминание, создание ассоциаций, осмысление. Необходимым условием является ощущение органами чувств достаточно ярких, четких, не искаженных сигналов-сообщений, которые соответствуют характеристикам органов чувств, особенностям человеческого восприятия. Зачастую преподаватели забывают, что необходимо учитывать акустику помещения, в котором проводятся лекции, а также остроту зрения студентов, ведь не всегда вся информация поступает к органам чувств довольно четко для запуска процессов обработки. Острота зрения в большой степени определяется структурными особенностями зрительного анализатора. Стоит заметить, что в некоторых пределах влияние на остроту зрения учащегося находится во власти педагога. Исследования зависимости остроты зрения от степени освещенности помещения и контраста показывают нам, что с увеличением яркости фона растет острота зрения. При снижении контрастности между анализируемыми объектами и фоном, на котором они находятся, острота зрения снижается. В результате ограниченной остроты зрения человека в больших аудиториях таблицы и графики плохо читаются: они слишком малы. Размеры букв на доске также играет немаловажную роль. Так, эксперименты показали, что в случае если студенты находятся от доски на расстоянии около трех метров, то для комфортного анализа информации величина букв на доске должна быть не менее двух сантиметров. При расстоянии 6—7 метров буквы должны быть уже 5 см. Благодаря исследованиям американских психологов выяснилось, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу. Ей уделяется около трети нашего внимания. Затем идут левый верхний угол доски (27,5%), правый нижний (24%) и левый нижний углы (15,5%). Приложение А
Восприятие получаемой человеком информации зависит от удобочитаемости текста, от его расположения на странице (к примеру, текст в виде узкого столбика, считывается медленнее, чем тот же текст, напечатанный в ширину), фона страницы, способа печати, размера и разновидности шрифта. В ходе исследований выяснилось, что лучше всего воспринимается черный шрифт на белом фоне, затем черный набор на любом цвете и наконец, наименее читаемым оказался желтый на белом фоне. При выборе цвета в компьютерных программах необходимо учитывать знания о том, как цвета влияет не только на восприятие информации, но и на психику. Также было выяснено, что к взаимодополняют друг друга такие цвета как: синий-оранжевый , желтый—фиолетовый, красный-зеленый. При сочетании этих цветов не возникают новые оттенки, а происходит лишь увеличение насыщенности и яркости. К примеру, красные буквы выглядят более интенсивными на зеленом фоне, а зеленые на красном. Цветовой контраст усилится, если обвести буквы черным контуром, но ослабнет, если их очертить белым контуром. Зеленый, голубой цвета успокаивают холериков и сангвиников, клонят ко сну флегматиков, замыкают в себе меланхоликов, т. е. цвета оказывает прямое воздействие на психическое самочувствие. Самыми возбуждающими на все типы центральной нервной системы являются красный и алый цвета. Если же выделять шрифт другими цветами, то при чтении внимание фокусируется на выделенных словах и информация лучше закрепляется в долговременной памяти. Чем лаконичней и выразительнее текст, тем больше шансов на то, что его прочтут и запомнят.
Наилучшие результаты дает комбинированное воздействие визуальной и аудиоинформации. После продолжительных исследований выяснилось, что человек запоминает около 14% информации, получаемой им в речевой форме, и 26% — в зрительной, если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может одновременно воспринять до 66% содержания этой информации. Поэтому аудиовизуальные средства передачи информации настолько успешны и вовсю применяются (кино, презентации, видео-лекции). Психолог Б.Г. Ананьев подчеркивал, что через визуальную систему восприятие идет на трех уровнях: представление, восприятие и ощущение, а через слуховую систему — на одном уровне, на уровне представления. При чтении информация запоминается лучше, чем со слуха: около пятой части поступающей слуховой информации может быть просто не «услышана», по причине быстрых мозговых процессов, протекающих каждый момент и отвлекающих от объекта фокусировки. К тому же через каждые 6-9 секунд сознание как бы отключается на доли секунды от приема информации. В связи с этим требуется повторение информации разными способами коммуникации.
На успешность обработки информации также большую роль играет тип мыслительной деятельности. По данным нейропсихологов, 48% людей мыслят логическим путем и 52% — образным. 24% логически мыслящих людей переходят к образному мышлению и 26% образно мыслящих людей переходят к логическому мышлению. В связи с этим одним проще запоминать номера телефонов и квартир, других – книги, третьим – математические теории либо правила. Людей, которые мыслят логически можно разделить на две категории: одни мыслят эмпирическим путем, вторые – теоретическим. Особенности мышления индивида проявляются в том, как сохраняется материал в его логической памяти.
В подтверждение этого говорит тест, которые провели психологи среди студентов и школьников. Для определения типа мышления им дали прочитать и запомнить учебные тексты, составленные по следующей схеме:
1. Проблема — 2. Гипотеза — 3. Уточнение гипотезы —4. Определение понятия — 5. Пример — 6. Пример — 7. Вывод из примера — 8. Новая формулировка гипотезы — 9. Подтверждение гипотезы — 10. Вывод.
Непосредственно после прочтения текста, студентов попросили повторить всё то, что она запомнили. Уже при таком непосредственном воспроизведении материал, удержавшийся в памяти «теоретиков», был переработан: факты расположены «по полочкам», весь материал был разделен мозгом на существенное и несущественное, установлены смысловые связи между отдельными частями текста. «Теоретики» успешней всего воспроизводили блоки 1, 2, 4, 8, 9, 10. У «практиков», как правило, выделяют общее, но они лучше всего повторяют факты, причем принимают их в данном готовом виде, без попыток выяснить причинную связь между ними. Весь текст «практики» запоминают по частям, лучше всего остаются в памяти блоки 1, 3, 5, 6, 7, 9. Через пару дней, затем пару недель и потом через полтора года исследователи вновь опросили студентов и школьников, что они запомнили. «Теоретикам» лучше всего в память врезался абстрактный материал, он сохраняется даже через 20 месяцев. Любопытно, что когда испытуемым задавали наводящие вопросы, «теоретики» даже после такого долгого перерыва связно воспроизводили почти полный объем текста. «Практики» же помнили только отдельные факты и их описания. Сам текст, если и вспоминали, то только отрывками. Из этого следует, что «практики» запомнили гораздо меньше информации даже после наводящих вопросов. Это доказывается нам превосходство теоретического над практичным типом мышления. Важно это учитывать и развивать этот вид мышления при обучении.
Что психологической точки зрения значит осознание некого содержания? Самый простой ответ: понимать — означает суметь воспроизвести, выполнить. Это довольно простой психологический критерий понимания, но он, однако, не раскрывает всей сложности сути проблемы. К примеру, можно знать, но не понимать, т.к. понимание связано с сознанием.
Самый распространенный способ любого учения — заучивание (совокупность действий обучающегося, направленных на овладение учебным материалом). Для заучивания необходимо выделять то, что необходимо запомнить либо усвоить, от всего внешнего и внутреннего мира. Проще говоря: недостаточно смотреть — необходимо увидеть, мало слушать — надо услышать.
Рассмотрим такой термин как «установка». Установкой называют проявление решительности, «характера» в отборе, анализе и использовании неких сведений. В исследованиях было выявлено, что установка, т. е. готовность к некому происшествию, определяет время, устойчивость и характер запоминания. Если обучение проходит с установкой «до экзамена», то знания сохраняются лишь до выхода из экзаменационной аудитории, однако если изменить установку на приблизительное заучивание, на выходе остаются общая «суть» этих знаний. Обработка информации без установки на заучивание часто вообще не дает никаких знаний. Таким образом, мозг пытается избавиться от информационного мусора, выделяя для себя важные знания.
Итоги обучения
обуславливаются не только отношением
к дисциплине (субъективный фактор), но
и особенностями заучиваемого материала
(объективный фактор). Далее перечислим
все факторы успешного заучивания:
— содержание
учебного материала. (к примеру факты,
определения, умения или навыки;
— вид учебного материала (он может быть практическим, когда обучение проходит на реальных объектах или предметах, дидактическим, когда обучение осуществляется на заранее подготовленных задачах или видах деятельности; также он бывает образный, символический, речевой и образный);
— уровень сложности учебного материала;
— значение, важность учебного материала. (значимость некоторых предметов бывает познавательной (гностической), социальным (общественным), практическим (деловым), этическим (нравственным), эстетическим (художественным), воспитательным (педагогическим);
— осмысленность. Эксперименты показывают нам, что осмысленный материал запоминается и выучивается в несколько раз быстрее, с меньшим числом ошибок, точнее. Осмысление и запоминание любой информации становиться легче при структурировании и создании логических, семантических связей. Чем больше в информации связей новых знаний со старыми, чем теснее они связаны, тем проще заучивание. Именно поэтому одним из фундаментальных принципов обучения является систематичность и последовательность.
— объем учебного материала (количество входящих в него элементов). Объем материала, как правило, измеряют лишь косвенно (число новых понятий, знаний, связей, которые необходимо запомнить).
— эмоциональные особенности учебного материала (его способность вызывать некие чувства и переживания). Давно известно, что информация, вызывающая сильные эмоции, заучивается легче (особенно при положительных чувствах и эмоциях).
Процесс обучения регулируется на основе обратной связи, т. е. постоянного либо переменного учета достижений и контроля результатов. Самая простой способ контроля – действия и ответы ученика, оценка их точности, замечания к ошибкам. При этом результативность контроля учебной деятельностью в большей степени зависит от форм и вариантов их осуществления: 1) отыскивание учеником верных ответов и действий; 2) информирование учащегося о его ошибках; 3) исправление ошибок и реакция педагога на них.
Чтобы максимально успешно активировать познавательные процессы запоминания и внимания необходимо:
— соблюсти все санитарно-гигиенические нормы помещения, а студентам придерживаться нормального режима сна, питания и отдыха (без этих условий уровень активности мозговых отделов будет невысоким);
— преподносить информацию с большой избыточностью (это снижает шансы на ее искажение при передаче и восприятии);
— обеспечить освещенность аудитории и достаточную яркость и контрастность. Не забывать о размере изображений и текста в зависимости от величины помещения;
— максимально часто прибегать к устной речи в качестве контроля за вниманием и концентрацией студентов и школьников. Использовать все виды невербальной коммуникации (тембр голоса, интонация, громкость, темп, паузы);
— помнить о возможностях прямого воздействия на восприятие (в случае трудностей в понимании необходимо акцентировать внимание на наиболее значимых моментах и положениях). К примеру, показывать на какую часть таблицы или графика необходимо обратить внимание и что там надо увидеть;
— гармонично вносить разнообразие в передаче информации (пользоваться различными приемами для поддержания внимания;
— придавать значение эмоциональному характеру обучения, и пользоваться им для повышения производительности интеллектуального труда;
— уделять внимание повторению и дальнейшей разработке уже известной информации;
— пользоваться, одновременно с речевым способом передачи информации, наглядностью рисунков, графиков, схем;
— агитировать студентов на соблюдение режима сна и питания, ведь каждый «недоспанный» может снизить умственную работоспособность на 15—20%.1
Информация о работе Анализ психологических факторов успешного обучения