Анализ психологических факторов успешного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Центральной целью психологии обучения является анализ и проектирование требований к учебной деятельности, осуществляемой учеником в педагогическом процессе. Она конкретизируется в комплексе более частных задач:
- раскрытие связи обучения и психического развития и разработка мер оптимизации педагогических воздействий процесса;
- обнаружение общесоциальных факторов педагогического воздействия, влияющих на развитие психики ребенка;
- системно-структурный анализ педагогического процесса

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
Основная часть…………………………………………………………………………….6
1. Психологическая деятельность в процессе обучения……………………………….6
1.1 Проблематика психологии обучения…………………………………………...6
1.2 Психологические особенности учащихся……………………………………...7
2. Факторы успешного обучения……………………………………...………………..10
2.1 Мотивация…………….…...…………………………………………………….10
2.2 Прием информации органами чувств, восприятие……….………………….. 12
2.3 Понимание, заучивание………………………………………………………....17
2.4 Закрепление……………………………………………………………………...19
3. Сопротивление как часть успешного обучения…………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………………….23
Глоссарий………………………………………………………………………………...26
Список используемых источников……………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа, Бериглазов И.С., Педагогическая психология.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

        Следующим важным фактором успешного запоминания предмета является закрепление. Всем известно, что запомнить информацию либо понять какое-либо явление, и даже в скором времени уже испытывать трудности в связи с вспоминанием оного и его сути. Чтобы прочно закрепить в памяти требуется повторное осмысление, неоднократно вспоминать изученное и применять знания на практике. Необходимо заучить основные факты, связи, важные моменты и тонкости. Для этого в педагогике применяются различные упражнения, лабораторные занятия, а также домашние задания. Наилучшим способом закрепления является вовсе не «зазубривание», а гармоничное изучение, обогащенное аргументами, примерами, доказательствами. Закрепление происходит успешней, если более старый материал связан с новым. К примеру, для того чтобы решить задачу нового материала, необходимо использовать изученные ранее способы решения (без сложения и вычитания не научишься умножать и делить). Ценными заданиями для закрепления являются те, в которых ученику необходимо отыскать примеры изучаемых явлений и закономерностей в своей жизни и окружении. В этом случае закрепление не просто способствует крепкое запоминание, но и расширяет, углубляет знания, осуществляя их перенос на новые ситуации. (Приложение Б)

 

3.Сопротивление как часть успешного обучения

 

 

 

Сопротивление  — комплекс эмоциональных и поведенческих реакций, призванный защитить личные ценности, привычки и отношения от «чужеродного» влияния. Задачей сопротивления является предотвращение неприятных переживаний, связанных с утратой психологической безопасности и утратой устойчивой самооценки, а также снизить напряжение, которое вызывается моментом неопределенности, напрямую связанным с новой информацией (избежать «инсайта»). Функция сопротивления состоит в том, чтобы помочь «хозяину» сохранить «невозмутимое лицо при плохом раскладе» для окружающих, а самое важное – обмануть себя же, не дать увидеть собственные неприятные эмоции, опасения, трудности. Сопротивление работает на уровне подсознание и принимает разнообразные формы. Для примера возьмём семинар, на котором рассматривается проблема усвоения прохождения информации в определенной организации. Заинтересованный руководитель сравнивает события, происходящие в его организации, с материалом, который рассказывает преподаватель, и задает себе вопрос «Как организовать наилучшую систему прохождения информации в своей компании?». Чем больше различий между разбираемой и «своей» схемой — тем больше поднимается вопросов, связанных с конкретной ситуацией, тем шире поле неопределенности, тем больше сопротивление. Мысленно представляя последовательность возможных изменений (вопросы об изменении структуры работы, проблема мотивации сотрудников, технические вопросы и личные переживания, вплоть до недосыпания), руководитель сталкивается с теми осложнениями, которые придется осилить, чтобы добиться существенного результата. При нулевом сопротивлении (фантастическая ситуация) он должен сказать: «Моя схема ведения бизнеса не оптимальна, у меня огромное количество трудностей в компании, с которыми, честно говоря, я не знаю, как справиться».

Учащийся, лишенный сопротивления, становится незащищенным от критики окружающих, замечаний преподавателя, и от тревожных переживаний. Механизм сопротивления стартует в тот момент, когда собственные опасения перевешивают уверенность в себе. Новая информация на подсознании всегда выглядит отрицательной, ведь может «разрушить» сложившееся в сознании представление о вещах, явлениях, событиях, представлениях и знаниях. 
        Сопротивление же помогает в таких ситуациях, выдавая разные варианты. Новую информацию можно игнорировать, можно оспаривать, можно искать поддержку у сотрудников и прочее. Высокая вариативность сопротивления позволяет скрыться от малопонятной и, возможно, опасной для сознания информации. Самое важное, что сопротивление работает на уровне подсознания и невозможно сказать себе: «Преподаватель начал рассказывать сложную для восприятия информацию, пускай у меня заболит голова».

Это происходит при:

- при возможной угрозе самооценке (неуверенные в себе люди чаще видят такие угрозы, нежели уверенные)

- при снижении чувства психологической безопасности (если критические замечания поощряются в аудитории, то психологическая устойчивость участников группы резко снижается)

- при значительной степени новизны материала (новая информация несет изменения, тем самым разрушая ментальную устойчивость)

-  по мере взросления (чем опыт больше, тем выше сопротивляемость новой информации, хуже обучаемость).

- при равенстве статусов. Преподаватель должен больше быть похожим на уверенного, опытнейшего «гуру» изучаемого предмета, обладающего огромной репутацией в своей области. (при условии, что в процессе обучение знания и репутация находят подтверждение у слушателей). Если же учитель изначально выбрал равноправный контакт — сопротивление заведомо выше. Но есть одна важная деталь, благодаря которой равноправная позиция так популярна у успешных учителей, «тренеров» - при успешном решении всех разногласий в группе, сопротивление резко снижается.

- при наличии разногласий и сложных отношений в группе (популярный синдром присутствия в группе «страшного начальника» — ученики заняты не обучением, а постоянным подтверждением того, что они все знают и все делают правильно).

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что сопротивление  – плохое явление. Из-за него не усваиваются необходимые знания. Однако важнейшая часть работы сопротивление – отсеивать ненужную информацию и принимать актуальную. Взрослый человек без защитных механизмов подсознания будет скорее похож на  ребенка, находящегося в абсолютной зависимости от окружающих его явлений и людей: понравилась кошка, бежит за кошкой, испугался собаки — прячется; родители ругают — чувствует себя плохим; хвалят — хорошим. Именно защитные механизмы, являющимися фильтрами, и позволяют нам быть независимыми и позволяют формировать в будущем свое мнение, основываясь на опыте. Поэтому важнейшей задачей преподавателя остается формирование и модификация адекватного сопротивления. Профессиональный педагог не только умеет обходить сопротивление, дабы наполнить ученика знаниями, но и усовершенствовать модель сопротивления для крепкого закрепления материала.

Заключение

 

 

Проблема успешного обучения на протяжении всей истории развития профессии педагога была одной из приоритетных, как конкретно в педагогической психологии, так и в дидактики в частности. Являясь важнейшим институтом общества, школа тесно связана со всеми тенденциями развития науки, как с точки зрения психологических факторов, так и со стороны объективных факторов, формирующих ракурс вокруг ее решений. Этот важнейший элемент успешного государства сильно подвержен влиянию: на школу влияет политика страны в сфере образования, различные изменения в международных системах образования, статус человека в обществе и в государстве, то насколько актуально конкретное образование в современное время, а также тип и статус самого образовательного учреждения, его стабильность и схема управления. Тем не менее, история педагогики доказывает нам то, что организовывались разнообразные, нередко абсолютно противоположные, научные подходы к решению вопроса образования. Это было вызвано наличием определенных взглядов педагогов на индивидов частности и смысл бытия в целом, с помощью которых, создавались научные концепции, методики обучения и теории. Толчком для исследований в этой области послужили определенные выводы психологов о сути педагогики в целом, ее рассмотрение в праксеологическом, антропологическом, аксиологическом аспектах.

Нынешняя ситуация в системе образовании свидетельствует о том, что вопросы успешного обучения актуализировалась.

Стержнем политики государства в сфере образования является личностно-ориентированный подход к процессу обучения, рассматриваемый как схема отношений преподавателей и учеников, сосредоточенная на решении вопросов воспитания, обучения, развития, а также основанная на принятии и уважении ребенка как личности (Национальная доктрина образования в РФ, Закон РФ «Об образовании).

Благодаря этому отношению произошло видоизменение представлений о качестве и содержании образования: содержание начали рассматривать не как совокупность предметов, а как общий комплекс областей жизнедеятельности человека, в которых он должен обладать некими знаниями, развить в себе способности и навыки для решения жизненных проблем, адаптироваться к обществу. Кардинально перестроилась направленность педагогической деятельности и образовательного процессов в целом – ориентир направлен на динамику развития личности. Приняты меры для демократизации систем образования: одновременно стали развиваться разные типы образовательных учреждений, с различными программами и модулями, для всех слоев общества, однако всё делается не в ущерб индивидуализации обучения.

Вышеупомянутые изменения приводят к необходимости переосмысления традиционных методов обучения, к  поиску новых подходов, обеспечивающих качественное образование для каждого  желающего. Всем известно, что для эффективного развития государства необходимы интеллектуально развитые, образованные и творческие личности, готовые трудиться в разнообразных профессиях и вносить свой вклад в науку и культуру. Так что же происходит и почему при всех современных достижениях в области психологии обучения система образования не может удовлетворить запрос государства. Во-первых, социально-экономическая обстановка, разделившая общество по уровню достатка, что неминуемо сказалось на образовательных учреждениях, сегодня различающихся по «уровню престижа и достатка»; такой раскол в обществе внес свой оттенок в понятие успешности: успешен тот, кто состоятелен, кто занимает престижную должность, кто учится в «крутом» вузе и т.п. Во-вторых, как следствие упадка нравственных норм, произошла деформация общественного сознания, наблюдаются общий «интеллектуальный декаданс», значительное снижение уровня культуры молодежи и детей и их инфантильность, преобладание меркантилизма. Снижение культурных ценностей приводит в конечном итоге к деформации личности. 

Успешность – свойство ценности, иными словами понимания индивидом своей жизни в критериях удачная/неудачная, представление человека о смысле собственной жизни. Задача педагога – начать формировать установку на успешность еще в детстве, чтобы в юности сознание приобрело сбалансированный вид. Однако этот момент не входит в стандартные программы обучения и имеет скорее социальную направленность, воспитательный характер. Успешность – человеческая ценность, жизненный стимул, как и позиция жизни во многом зависит от того, насколько развита потребность в ней у ребенка и каким ценностным смыслом он ее наполняет. Если смотреть с этой стороны, то актуальность психологических и педагогических исследований является особо значимой.

Предельно важно отметить те процессы, которые происходят в современной системе образования: с одной стороны это демократизация и модернизация школ, с другой – формирование стандартов обучения, которые порой противоречат друг другу. В основе личностно-ориентированного подхода к образованию лежит принцип успешности каждого ученика в образовательном процессе, что требует особые педагогические навыки и средства, поиск которых активно ведется в педагогике, однако зачастую их применение оказывается невозможным или неэффективным в стереотипных системах образования.

Задачи курсовой (а именно выявление  и анализ факторов успешного обучения) выполнены.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1.

Педагогическая психология

Раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания

2.

Психология обучения

Раздел педагогической психологии, посвященный изучению психической деятельности в условиях обучения.

3.

Мотивация

Побудительные силы, движущие ученика к цели обучения

4.

Восприятие 

Познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира

5.

Заучивание

 Совокупность действий обучающегося, направленных на овладение учебным материалом

6.

Сопротивление

Комплекс эмоциональных и поведенческих реакций, призванный защитить личные ценности

7.

Обучение

 Специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование, мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

8.

Опредмечивание

Процесс превращения идеального знания в материальную форму.

9.

Учение

Процесс приобретения и закрепления (или изменения наличных) способов деятельности индивида

10.

Успешность

Раздел педагогики; теория образования и обучения


 

Список использованных источников

     1.

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия ≪Учебники и учебные пособия≫. — 2-е изд., перераб, и доп. — Ростов н/Д:≪Феникс≫, 2003.

     2.

Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

3.

Гуревич П.С. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2005.

4.

      Волкова А.А. Психология и педагогика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 

5.

Григорович Л.А. Педагогическая психология. - М.: Гардарики, 2003.

6.

Логвинов И., Сарычев С., Силаков  А. Педагогическая психология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2005.

7.

        Островский  Э.В., Чернышова Л.И. Психология  и педагогика. - М., 2006.

8.

        Реан А.А., Бордовская  Н.В., Розум С.И. Психология и  педагогика. - СПб.: Питер, 2006.

9.

Салов Ю.И., Тюнников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология. - М.: Владос, 2003.

10.

Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. - М.: Академия, 2002.

11.

www.ru.wikipedia.org/


 

Приложения

А

Б


1 Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия ≪Учебники и учебные пособия≫. — 2-е изд., перераб, и доп. — Ростов н/Д:≪Феникс≫, 2003.с.76




Информация о работе Анализ психологических факторов успешного обучения