Анализ психологических факторов успешного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Центральной целью психологии обучения является анализ и проектирование требований к учебной деятельности, осуществляемой учеником в педагогическом процессе. Она конкретизируется в комплексе более частных задач:
- раскрытие связи обучения и психического развития и разработка мер оптимизации педагогических воздействий процесса;
- обнаружение общесоциальных факторов педагогического воздействия, влияющих на развитие психики ребенка;
- системно-структурный анализ педагогического процесса

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
Основная часть…………………………………………………………………………….6
1. Психологическая деятельность в процессе обучения……………………………….6
1.1 Проблематика психологии обучения…………………………………………...6
1.2 Психологические особенности учащихся……………………………………...7
2. Факторы успешного обучения……………………………………...………………..10
2.1 Мотивация…………….…...…………………………………………………….10
2.2 Прием информации органами чувств, восприятие……….………………….. 12
2.3 Понимание, заучивание………………………………………………………....17
2.4 Закрепление……………………………………………………………………...19
3. Сопротивление как часть успешного обучения…………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………………….23
Глоссарий………………………………………………………………………………...26
Список используемых источников……………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа, Бериглазов И.С., Педагогическая психология.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Центр доступа ООО  ДПОЦ «Новейшие технологии»

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Педагогическая психология

Тема

Анализ психологических  факторов успешного обучения

Фамилия студента

Бериглазов

Имя студента

Игорь

Отчество студента

Сергеевич

№ контракта

26900090701012


 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

Основная  часть…………………………………………………………………………….6

1. Психологическая деятельность в процессе обучения……………………………….6

      1.1 Проблематика психологии обучения…………………………………………...6

       1.2 Психологические особенности  учащихся……………………………………...7

2. Факторы успешного обучения……………………………………...………………..10

       2.1 Мотивация…………….…...…………………………………………………….10

       2.2 Прием информации органами чувств, восприятие……….………………….. 12

       2.3 Понимание, заучивание………………………………………………………....17

       2.4 Закрепление……………………………………………………………………...19

3. Сопротивление как часть успешного обучения…………………………………….20

Заключение……………………………………………………………………………….23

Глоссарий………………………………………………………………………………...26

Список  используемых источников……………………………………………………..28

Приложения………………………………………………………………………………29

Введение

 

 

Термин «педагогическая психология» содержит в себе название сразу двух разных наук. Одна из них, являясь базовой наукой, представляет ветвь психологии, которая изучает сущность и факторы самого процесса воспитания и обучения. Однако, также, под названием «педагогическая психология» подразумевается и прикладная наука, задачи которой заключаются в использовании методик и приемов всех доступных разделов психологии для успешной организации педагогической практики. Зачастую эту часть в западных странах называют школьной психологией. Сам же процесс воспитания и обучения стали изучать как часть многих отдельных наук: не только в педагогике и педагогической психологии, но и в теории управлениях, физиологии и социологии.

Понятие «школьная психология» , как  правило, обращает нас к специалистам, изучавшим особенности психологии образования и предоставляющим психологические услуги не только подросткам и детям, но и целым семьям, тем самым подкрепляя фундамент правильного воспитания.

Обучение и воспитание представляет собой высокоорганизованный и контролируемый процесс, который направлен на оптимизацию  усвоения навыков, умений, познаний, на формирование адекватного мировоззрения и развитие потенциальных способностей обучаемых. Не принимать во внимание основы педагогики во время процесса обучения – рискованный процесс, ведь в таком случае у подрастающего индивида возможны не только серьезные социальные и интеллектуальные отклонения в общении, но и первые проявления девиантного поведения, которые могут привести в будущем к серьезным последствиям.

Обучение является своеобразной формой систематизации процесса передачи знаний, «социальной системой», задачей которой является передать имеющиеся познания и навыки от старшего к младшему поколению. В процессе обучения, обучающий и учащийся активно взаимодействуют, использую общение как основной прием. Дабы закрепить накопленные знания и навыки, общество прибегает к дополнительным инструментам, таким как книги, орудия труда, разнообразные предметы. Этот процесс, называемый опредметчиванием, является превращением знания в материальную форму и имеет довольно важное значение для систематизации обучения. Для этого общество должно изучить и закрепить идею в некий предмет познания либо в орудие труда. Данный процесс носит название распредмечивания. К примеру, немало усилий и особых навыков  потребовало изобретение парового двигателя. В свою очередь для его использования требуется понимание его работы и осознание идеи, для чего он создавался. Иными словами, поколение, которое стало использовать паровые двигатели, должно понять принцип устройства – «распредметить» идею создателя. Учебная деятельность является инструментом, с помощью которого распредмечивается идеальное знание и образуется общественный опыт. Познавательный характер обучения является его ключевой характеристикой. Именно он формирует все остальные компоненты учебной деятельности, создает ее направление: мотивы и потребности; цели и поступки; действия и средства. Компоненты учебной деятельности зачастую превращаются друг в друга. Например, само действие может стать потребностью, операция выполнения ключевой работы превратиться в цель, стимулирующей дальнейшее обучение и т.д. Динамика учебной деятельности заключается именно в таких превращениях.

Психологическое знание всех составляющих учебной деятельности содержится в разделе педагогической психологии – «психологии обучения».

Психология обучения – это  особое направление, изучающее психологические механизмы и закономерности усвоения познаний, умений и навыков, факторы научения и учебной деятельности, возрастные изменения, обусловленные процессом научения. Целью психологии обучения является поиск возможностей контроля процесса обучения. При этом само обучение рассматривается как особый вид деятельности, включающий мотивы, цели и учебные действия. Учение же является  универсальным процессом, составляющим основу овладения любой другой деятельностью. Центральной целью психологии обучения является анализ и проектирование требований к учебной деятельности, осуществляемой учеником в педагогическом процессе. Она конкретизируется в комплексе более частных задач:

- раскрытие связи обучения и психического развития и разработка мер оптимизации педагогических воздействий процесса;

- обнаружение общесоциальных факторов педагогического воздействия, влияющих на развитие психики ребенка;

- системно-структурный анализ педагогического  процесса;

- выявление характерных особенностей природы индивидуальных проявлений психического развития, обусловленных особенностями учебной деятельности.

       Основная часть

 

  1. Психическая деятельность в процессе обучения

 

           1.1 Проблематика  психологии обучения

 

 

Психологией обучения называют область педагогической психологии, посвященной исследованию психической деятельности в условиях обучения. Сам процесс обучения во всей его сложности, его индивидуальные и возрастные особенности, его специфика в подчиненности от предметности изучаемой дисциплины составляют основной объект исследований психологии обучения. В связи с этим, психологию обучения можно поделить на общую и специальную, которая посвящена психологии обучения отдельным учебным предметам: чтению и письму, орфографии и грамматике, физике, математике, географии и пр. В общей же части психология обучения неразрывно связана с дидактикой, а в специальных разделах — с определенными  методиками.

Основной принципиальной задачей  психологии обучения является раскрытие тех изменений, которые происходят в психической деятельности учащихся в процессе обучения: длительный переход от неведения к знанию, последовательные стадии и ступени, через которые проходит учащийся, овладевая навыками и умениями, способами или приемами, с помощью которых выполняются задания, те качественные сдвиги, которые происходят в умственных операциях или умственных действиях в ходе обучения.

Одной из основных задач в проблематике психологии обучения занимает анализ и исследование самого процесса усвоения знаний. Этот процесс изучается неразрывно с изучением применения знаний на практике, поскольку необходимым условием оптимального усвоения является самостоятельное оперирование учащимися приобретенными знаниями. Использование познаний, являясь составной частью их усвоения, имеет в то же время и свои специфические особенности, так как учащемуся не только необходимо использовать имеющиеся у них знания в пределах одного и того же учебного предмета, но и уметь переносить приобретенные знания и умения в другие области науки и новые виды практической деятельности. Именно эти упражнения в переносе умений, навыков и знаний осуществляются учениками в тех случаях, когда перед ними ставятся принципиально новые задачи-проблемы, что играет довольно важную роль в умственном развитии учащегося. Баланс процессов обучения и развития формирует одну из важных теоретических проблем психологии обучения.

 

           1.2 Психологические  особенности учащихся

 

 

Говоря о процессе обучение, мы подразумеваем  не только влияние оного на умственное развитие учащихся, но и его способность ускорить прохождение соответствующих этапов общего развития или даже видоизменение  последовательности. Стоит также отметить, что результат и процесс учебной деятельности, в свою очередь, напрямую зависят от уже достигнутого учащимся уровня развития и овладения им приемами умственной деятельности. Проведенные исследования показывают нам, что при гармоничной организации обучения удается в значительной степени форсировать формирование ценных свойств психической деятельности, например, выработать уже у младших школьников произвольные формы памяти и концентрации внимания, ослабить у них подражательность, расширить осмысленное запоминание за счет механического, развить элементы творческого мышления, и так далее. Заметно можно расширить познавательные возможности детей. В ходе ряда исследований, выяснилось, что даже относительно трудный абстрактный материал благополучно усваивается младшими школьниками, если он подается при определенном построении программы и при соответствующих условиях и методах обучения. Стоит заметить, что характер усвоения знаний, его легкость и быстрота, с которой он усваиваются, пространность его переноса на решение новых задач определяется непосредственно уровнем умственного развития учащихся, проявляющимся, прежде всего в развитых у них качествах ума — самостоятельности, критичности и других, то есть в определенных особенностях его личности.

Чуть ли не центральную роль в  эффективности усвоения знаний занимает отношение обучаемого к учебной деятельности, к предмету изучения, его мотивации. Изучение проблемы мотивов является стержневой частью психологии обучения. Раскрытие этой проблемы позволяет нам узнать причины, способствующие успешному усвоению одних знаний и противодействующие усвоению других. Также к этой проблеме можно отнести исследование роли контроля и оценки преподавателями (или контрольным устройством обучающей машины) школьных достижений ученика. Система оценок играет роль «подкрепления» (положительного либо отрицательного) учебной деятельности школьника. Помимо  внешнего контроля преподающим составом, огромным влиянием на процесс усвоения материала имеет самоконтроль и самооценка, когда ученик осознает важность изучаемого предмета и вследствие этого самостоятельно контролирует ход своей работы, сравнивая результаты своего обучения с образцом и, при необходимости, корректируя его.

При исследовании индивидуально-психологических отличий в процессе обучения нужно учитывать как особенности познавательных процессов, мотивации, так и присущие для того или иного ученика черты интеллектуальной деятельности. С помощью анализа исследуется общее умственное развитие учащегося, напрямую влияющее на его «обучаемость», а также его отличительные способности (гуманитарные, творческие, технические и др.). Проведенные исследования в этой области отмечают пути развития особых навыков и способностей при условии сочетания их со всеобщим (всесторонним) развитием личности ученика, формируя тем самым предпосылки для дифференцированного метода обучения.

Следующий раздел психологии обучения заключается в разработке самих  вопросов психологии преподавателя  как то: его склонность с преподавательской деятельности, манера общения и взаимодействия с учащимися, персональный стиль работы педагога и др.

Довольно широко изучены интеллектуальные процессы в области психологии обучения. Благодаря выявлению закономерностей усвоения знаний, навыков и умений и вырабатыванию у учащегося умения учиться, создается возможность вносить изменения в методику обучения, тем самым усовершенствуя ее. Вместе с этим почти не изучены проблемы психологии обучения, связанные с психологией восприятия: превращение знаний в убеждения, проблема стимуляции учебной деятельности, формирование научного мировоззрения и пр. Прорабатывая проблемы всестороннего развития личности в процессе обучения, психологи-педагоги дают возможность дальнейшего развития психологии обучения. Весомое значение имеет также применение достижений других наук, прежде всего логики: это необходимо для анализа структуры операций, которые служат эталоном учебной деятельности. Проблема внедрения достижений математики и кибернетики требует длительных и точных исследований по построению учебных алгоритмов, разработки диагностических методик (для определения степени усвоения учащимся знаниями, умениями, навыками и для анализа достигнутого им уровня умственного развития) на основе применения статистики. Необходимо также дальнейшее сближение трудов по психологии обучения с исследованиями в области программированного обучения. Осуществление этого требования является одной из необходимых предпосылок разработки путей увеличения эффективности обучения в учебном заведении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Факторы успешного обучения

 

        2.1 Мотивация

 

 

        Для успешной преподавательской деятельности, педагогу необходимо представлять себе характеристики и особенности обучаемого — его способность адекватно воспринимать материал, анализировать, перерабатывать, запоминать и использовать его при решении будущих задач. Какой бы не был предмет, педагог обращается, прежде всего, к органам чувств и восприятия студента. «В сознании нет ничего, чтобы не прошло предварительно через органы чувств». Читает ли студент лекцию или слушает преподавателя, следит ли за действиями лаборанта во время научных экспериментов — прежде всего, включаются в работу его чувства и восприятие, и только затем — процессы закрепления в памяти, установление ассоциаций, осознание, творческая переработка и т. д.

        Психологи-педагоги вывели особую «формулу успешного обучения», которая выглядит так: M + 4П + C, где M — мотивация, 1П — прием (либо поиск) информации, 2П — понять информацию, ЗП — помнить, 4П — применять информацию, C — систематичность занятий. Мотивацией выступают в данном случае побудительные силы, движущие ученика к цели обучения. В роли мотивов могут выступать объекты внешнего мира, суждения, идеи и чувства, словом, все то, в чем потребность нашла свое воплощение (Л.И. Божович). В понятии мотивации включены все виды побуждений: мотивы, стремления, идеалы, интересы, влечения, цели и т.д. Все они непосредственно детерминируют человеческую деятельность (Е.В. Шорохова).

Информация о работе Анализ психологических факторов успешного обучения