Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 08:26, контрольная работа
В практике современной школы перед психологической службой возникает множество практических задач. Это задачи выяснения уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.
Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические.
Введение.
Методологические основы использования деятельностного подхода в психолого – педагогическом исследовании.
1.1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях.
1.2. Психолого–педагогическое исследование: понятие, общая
характеристика, виды.
Методологические принципы психолого–педагогического исследования.
1.4. Методы педагогического исследования
1.5. Основные методологические подходы в педагогике:
1.6. Использование деятельностностного подхода в психолого –
педагогическом исследовании.
Анкетирование как метод психолого – педагогического исследования.
2.1. Методика ОЦЕНКИ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ
КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.
2.2. Практическая работа.
Методика ОЦЕНКИ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ
КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.
Заключение.
Литература.
Минобрнауки России
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Вятский
государственный гуманитарный
Факультет педагогический
Контрольная работа
по дисциплине «Методология и методика психолого-педагогических исследований»
название дисциплины
Выполнила студентка 3 курса
Группа – ПОНД 31
факультета педагогики
направления подготовки
педагогическое образование
Русских Ирина Васильевна
Проверил преподаватель:
Вылегжанина И.В. _____(подпись)
Отметка______(_________)
Дата « 4 » января 2014 г.
КИРОВ
2014
Содержание.
Введение.
1.1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях.
1.2. Психолого–педагогическое исследование: понятие, общая
характеристика, виды.
1.4. Методы педагогического исследования
1.5. Основные методологические подходы в педагогике:
1.6. Использование деятельностностного подхода в психолого –
педагогическом исследовании.
2.1. Методика ОЦЕНКИ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ
КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.
2.2. Практическая работа.
Методика ОЦЕНКИ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ
КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.
Заключение.
Литература.
Приложение.
Введение.
Педагогика
— наука развивающаяся. Она продолжает
заниматься более углубленной разработкой
всех основных научных проблем, а
также определением конкретных научных
прогнозов в развитии отдельных
звеньев системы народного
В практике
современной школы перед
Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические.
Для ведения педагогических исследований применяются особые научные методы, знание которых необходимо всем участвующим в индивидуальном и коллективном научном поиске.
Предметом психолого-педагогического исследования является сложная система взаимоотношений развивающегося человека с окружающей средой, все многообразие социальных связей развивающегося человека. При этом сам растущий и развивающийся человек входит в этот предмет как субъект воспитания.
В каждом исследовании
Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в науковедении название методологических.
1.Методологические основы использования деятельностного подхода в психолого – педагогическом исследовании.
1.1.Понятие о методологии педагогики и ее уровнях.
В современном науковедении под методологией понимают прежде всего учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
В.В. Краевский дает такое определение: «Методология педагогики есть система знаний о структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики, методов и оценке качества исследовательской работы»
Методология науки дает характеристику компонентов исследования — его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения в процессе решения исследовательских задач.
Исходя из этого, методологию в педагогике следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.
В структуре методологического знания Э.Г.Юдин выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания. Второй уровень — общенаучная методология — представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин. Третий уровень — конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, как, например, проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях. Четвертый уровень — технологическая методология — составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.
Все уровни методологии
Таким образом, методология есть не что иное, как применение общих принципов, теорий при решении исследовательских задач.
1.2.Психолого–педагогическое исследование: понятие, общая характеристика, виды.
В силу сложности, многогранности педагогического процесса в образовании необходимы очень разные – и по своей тематике, и по предметной направленности исследования. Очень важны психологические исследования. В психологических исследованиях ведется поиск наиболее эффективных для конкретной ситуации механизмов психического развития, психологической реабилитации воспитанников, умножения их творческого потенциала, условий самореализации, определяются исходные позиции для индивидуального и личностно-ориентированного подходов, для слежения за результатами обучения и воспитания.
Усиливается потребность в социологических исследованиях, чтобы выявить запросы населения, отношение родителей и общественности к тем или иным новшествам, оценки деятельности образовательного учреждения или образовательной системы.
Весьма разноплановы и многофункциональны педагогические исследования. Это исследования историко-педагогического, философско-педагогического, социально-педагогического, психолого-педагогического, методического характера.
Однако практически все
прикладные исследования, связанные
с функционированием и
В последнее десятилетие, когда задачи развития личности стали приоритетными, любое продуктивное исследование в образовательной области должно быть психолого-педагогическим, раскрывать и исследовать единство внешних и внутренних факторов образования, педагогические условия и способы формирования мотивации, установок, ценностных ориентаций, творческого мышления, интуиции, убеждений личности, условия ее здорового психического и физического развития.
При этом педагогическое исследование всегда сохраняет свою специфику: в нем идет речь о педагогическом процессе, об обучении и воспитании, об организации и управлении процессом, в котором обязательно участвуют педагог и воспитанник, функционируют и развиваются педагогические отношения, решаются педагогические задачи.
Известные (стандартные) психологические
подходы, методы и методики могут
использоваться для определения
позиций, диагностики, интерпретации
результатов. Тогда вернее определять
исследование как педагогическое с
использованием психологических знаний
и методов. Если же идет поиск личностно-
Успех любого исследования во многом определяется общими и конкретно-научными подходами и принципами, составляющими содержание общенаучной и специальной (психолого-педагогической) методологии. Эти принципы составляют ядро методологической культуры педагога или психолога-исследователя.
1.3. Методологические принципы психолого–педагогического исследования. В методологическом знании особенно важную роль играют принципы
и требования
к исследовательской
в единый поток теорию и практику, дают практике научно обоснованные
ориентиры.
Разница между принципом и требованием усматривается в том, что
принцип должен иметь более глубокое и развернутое научное обоснование
(выражать способ достижения социально значимых целей на основе учета
объективных закономерностей) и носить более обобщенный характер
(быть применимым к исследованию всех ситуаций в данной сфере). Прин-
цип всегда обязателен для исполнения. Требование же может относиться
к исследованию части педагогических или психолого-педагогических си-
туаций и не быть столь глубоко обосновано в теоретическом плане. Кон-
кретные требования, как правило, вытекают из того или иного принципа,
но их использование во многом диктуется особенностями ситуации, до-
пускаются отдельные исключения из общих правил, даже невыполнение
каких-то требований с учетом конкретных обстоятельств.
Основополагающий принцип – принцип объективности. Он выражается во всестороннем учете порождающих то или иное явление факторов и условий, в которых они развиваются; адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте; предполагает исключение субъективизма, односторонности, предвзятости в подборе и оценке фактов. Это не означает, что полностью исключается субъективный взгляд человека-исследователя на объективный мир, его творческая индивидуальность.
Принцип объективности предполагает соблюдение требования доказательности, обоснованности исходных посылок, логики исследования и его выводов; учета всех фактов, относящихся к изучаемым явлениям, их правильное истолкование. Требование доказательности предполагает альтернативный характер научного поиска. Необходимо выделить и оценить все возможные варианты решения, все существующие точки зрения на исследуемый вопрос, скрытые, неочевидные решения. При определении логики исследования нужно проанализировать возможности иных логических вариантов его построений.
Второй принцип – сущностного анализа. Суть его в том, что в ходе исследования необходимо соотнести общее, особенное и единичное в изучаемом явлении; проникнуть в его внутреннюю структуру; раскрыть законы существования и функционирования явления; выявить факторы и условия развития, возможности целенаправленного изменения. Этот принцип предполагает движение исследовательской мысли от описания к объяснению, а далее к прогнозированию развития педагогического явления или процесса.
Информация о работе Анкетирование как метод психолого – педагогического исследования