Анкетирование как метод психолого – педагогического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 08:26, контрольная работа

Описание работы

В практике современной школы перед психологической службой возникает множество практических задач. Это задачи выяснения уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.
Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические.

Содержание работы

Введение.

Методологические основы использования деятельностного подхода в психолого – педагогическом исследовании.
1.1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях.
1.2. Психолого–педагогическое исследование: понятие, общая
характеристика, виды.
Методологические принципы психолого–педагогического исследования.
1.4. Методы педагогического исследования
1.5. Основные методологические подходы в педагогике:
1.6. Использование деятельностностного подхода в психолого –
педагогическом исследовании.

Анкетирование как метод психолого – педагогического исследования.
2.1. Методика ОЦЕНКИ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ
КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.
2.2. Практическая работа.
Методика ОЦЕНКИ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ
КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

+ контрольная психолого - педагогическое исследование.docx

— 89.76 Кб (Скачать файл)

--- 12 учащихся класса считают,  что все – таки хотят и  должны обучатся в своем классе.

Проводя данное исследование можно выделить тех учащихся, на которых необходимо обратить внимание, и помочь им как можно быстрее влиться в коллектив.

Из всего вышесказанного следует, что необходимо работать над сплочением классного коллектива через вовлечение детей в общие мероприятия, которые  будут способствовать сплочению, будут  активизировать деятельность учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Каждый педагог должен быть хорошим  исследователем (диагностом). Педагогическое исследование направлено на результаты развития личности учащегося, поиск  причин этих результатов, характеристику целостного педагогического процесса. Из инструмента познания она превращается в инструмент формирования и развития личности.

Выбор методов во многом определяется уровнем, на котором ведется работа (эмпирический или теоретический) характером исследования (методологическое, теоретическое прикладное) содержанием его конечных и промежуточных задач.

Ряд характерных ошибок при выборе методов:

-- шаблонный подход к выбору метода, трафаретное его использование без учета конкретных задач и условий исследования; универсализация отдельных методов или методик, например, анкетного опроса и социометрии;

-- игнорирование или недостаточное использование теоретических методов, особенно идеализации, восхождения от абстрактного к конкретному;

-- неумение из отдельных мётодов составить целостную методику, оптимальным образом обеспечивающую решение задач научного поиска.

 Любой метод сам по себе  представляет полуфабрикат, заготовку,  которую нужно модифицировать, конкретизировать  применительно к задачам, предмету  и конкретно к условиям поисковой  работы.

 Необходимо подбирать такое сочетании исследовательских методов, чтобы они удачно дополняли друг друга, раскрывая предмет исследования полнее и глубже, чтобы была возможность результаты, полученные одним методом, перепроверить, используя другой. Например, результаты предварительных наблюдений и бесед с учащимися полезно уточнить, углубить, проверить, анализируя результаты контрольных работ или поведение учащихся в специально созданных ситуациях.

Критерии правильности выбора метода исследования:

1. Адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования. Накопленному  материалу.

 

2. Соответствие современным принципам  научного исследования.

 З. Научная перспективность,  т. е. обоснованное предположение  о том, что выбранный метод  даст новые и надежные результаты.

4. Соответствие логической структуре  (этапу) исследования.

5. Возможно более полная направленность на всестороннее и гармоническое развитие личности обучаемых, потому что исследовательский метод во многих случаях становится методом образования и воспитания, т. е. «инструментом прикосновения к личности».

6. Гармоническая взаимосвязь с  другими методами в единой  методической системе.

 Все составные элементы методики  и методику в целом нужно  проверить на соответствие задачам  исследования, достаточную доказательность,  полное соответствие принципам  педагогического исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1.  Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие

2.  Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований:  

    Учебное пособие для студентов психолого-педагогических факультетов высших

     учебных заведений. - Великий Новгород: НовГУ, 2010. – 114 с.

3.  Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. – М., 1996. – С.30

4.  Крысанова, О. А. Методология психолого-педагогических исследований:

    учеб. пособие / О.А.Крысанова; Федер. агентство по образованию. –

     Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. – 40 с.

5  И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан,  

    С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010

6. Шипилина Л.А. «Методология психолого-педагогических исследований: учебное

    пособие»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 

Внимательно  послушайте  каждый вопрос и выберите  один  из ответов, наиболее точно  соответствующий  Вашему мнению.

Меньшикова Олеся

1. Как бы вы оценили  свою принадлежность к своему  классу?

    1. Чувствую себя членом, частью коллектива (5).                             +

    2. Участвую  в большинстве  видов деятельности (4).

    3. Участвую в одних   видах деятельности и   не  участвую в других (3).

    4. Не чувствую, что являюсь  членом коллектива (2).

    5. "Существую" отдельно  от других членов коллектива (1).

    6. Не знаю,  затрудняюсь   ответить (1).

2.Перешли бы вы учиться  в другой класс, если бы  представилась такая возможность?

     1. Да, очень хотел  бы перейти (1).

     2. Скорее бы  перешел,  чем остался (2).

     3. Не вижу никакой  разницы (3).

     4. Скорее всего,  остался  бы в своем классе (4).                                +

     5. Очень хотел бы  остаться в своем классе (5).                                

     6. Не знаю,  трудно  ответить (1).

3.а)  Каковы взаимоотношения  между  учениками  в Вашем  классе на уроках?

     1.Лучше, чем в большинстве   классов (3).

     2. Примерно такие же, как в большинстве классов (2).                  +

     3. Хуже, чем  в большинстве  классов (1).

     4. Не знаю (1)

    б) На различных  мероприятиях ( "огоньках",  культпоходах,  экскурсиях и т.п.)

     1. Примерно такие же, как в большинстве классов (2). 

     2. Лучше, чем в большинстве  классов (3).

     3. Хуже, чем в большинстве  классов (1).                                             +

     4. не знаю (1).

     в) Вне школы:

     1. Лучше, чем в большинстве  классов (3).

     2. примерно такие же, как и в других  классах (2) 

     3.Хуже, чем в других  классах (1).                                                          +

     4. Не знаю (1).

4. Каковы взаимоотношения  с классным руководителем?

      1. Лучше, чем в  большинстве классов (3). +

      2. Примерно такие же, как в других классах (2).

      3. Хуже, чем в других  классах (1).

      4. Не знаю (1).

5. Каково отношение к  делу на уроках и различных  мероприятиях?

     1. Лучше, чем в большинстве  классов (3).

     2. Примерно такие же, как в других классах (2).

     3. Хуже, чем в других  классах (1). +

     4. Не знаю (1).

Итог: 17     баллов

Средний уровень групповой сплоченности

Внимательно  послушайте  каждый вопрос и выберите  один  из ответов, наиболее точно  соответствующий  Вашему мнению.

Кулябина Светлана

1. Как бы вы оценили  свою принадлежность к своему  классу?

    1. Чувствую себя членом, частью коллектива (5). +

    2. Участвую  в большинстве  видов деятельности (4).

    3. Участвую в одних   видах деятельности и   не  участвую в других (3).

    4. Не чувствую, что являюсь  членом коллектива (2).

    5. "Существую" отдельно  от других членов коллектива (1).

    6. Не знаю,  затрудняюсь   ответить (1).

2.Перешли бы вы учиться  в другой класс, если бы  представилась такая возможность?

     1. Да, очень хотел  бы перейти (1).

     2. Скорее бы  перешел,  чем остался (2).

     3. Не вижу никакой  разницы (3).

     4. Скорее всего,  остался  бы в своем классе (4). 

     5. Очень хотел бы  остаться в своем классе (5). +

     6. Не знаю,  трудно  ответить (1).

3.а)  Каковы взаимоотношения  между  учениками  в Вашем  классе на уроках?

     1.Лучше, чем в большинстве   классов (3). +

     2. Примерно такие же, как в большинстве классов (2).

     3. Хуже, чем  в большинстве  классов (1).

     4. Не знаю (1)

    б) На различных  мероприятиях ( "огоньках",  культпоходах,  экскурсиях и т.п.)

     1. Примерно такие же, как в большинстве классов (2). 

     2. Лучше, чем в большинстве  классов (3). +

     3. Хуже, чем в большинстве  классов (1).

     4. не знаю (1).

     в) Вне школы:

     1. Лучше, чем в большинстве  классов (3). +

     2. примерно такие же, как и в других  классах (2)

     3.Хуже, чем в других  классах (1).

     4. Не знаю (1).

4. Каковы взаимоотношения  с классным руководителем?

      1. Лучше, чем в  большинстве классов (3). +

      2. Примерно такие же, как в других классах (2).

      3. Хуже, чем в других  классах (1).

      4. Не знаю (1).

5. Каково отношение к  делу на уроках и различных  мероприятиях?

     1. Лучше, чем в большинстве  классов (3). +

     2. Примерно такие же, как в других классах (2).

     3. Хуже, чем в других  классах (1).

     4. Не знаю (1).

Итог: 25     баллов

 

Высокий уровень групповой сплоченности

 

Внимательно  послушайте  каждый вопрос и выберите  один  из ответов, наиболее точно  соответствующий  Вашему мнению.

Нелюбин Влад

1. Как бы вы оценили  свою принадлежность к своему  классу?

    1. Чувствую себя членом, частью коллектива (5).

    2. Участвую  в большинстве  видов деятельности (4).

    3. Участвую в одних   видах деятельности и   не  участвую в других (3). 

    4. Не чувствую, что являюсь  членом коллектива (2).                                          +

    5. "Существую" отдельно  от других членов коллектива (1).

    6. Не знаю,  затрудняюсь   ответить (1).

2.Перешли бы вы учиться  в другой класс, если бы  представилась такая возможность?

     1. Да, очень хотел  бы перейти (1). +

     2. Скорее бы  перешел,  чем остался (2).

     3. Не вижу никакой  разницы (3).

     4. Скорее всего,  остался  бы в своем классе (4).

     5. Очень хотел бы  остаться в своем классе (5).

     6. Не знаю,  трудно  ответить (1).

3.а)  Каковы взаимоотношения  между  учениками  в Вашем  классе на уроках?

     1.Лучше, чем в большинстве   классов (3).

     2. Примерно такие же, как в большинстве классов (2). +

     3. Хуже, чем  в большинстве  классов (1).

     4. Не знаю (1)

    б) На различных  мероприятиях ( "огоньках",  культпоходах,  экскурсиях и т.п.)

     1. Примерно такие же, как в большинстве классов (2).

     2. Лучше, чем в большинстве  классов (3).

     3. Хуже, чем в большинстве  классов (1).

     4. не знаю (1). +

     в) Вне школы:

     1. Лучше, чем в большинстве  классов (3). 

     2. примерно такие же, как и в других  классах (2) 

     3.Хуже, чем в других  классах (1).                                                                         +

     4. Не знаю (1).

4. Каковы взаимоотношения  с классным руководителем?

      1. Лучше, чем в  большинстве классов (3).

      2. Примерно такие же, как в других классах (2).

      3. Хуже, чем в других  классах (1). +

      4. Не знаю (1).

5. Каково отношение к  делу на уроках и различных  мероприятиях?

     1. Лучше, чем в большинстве  классов (3).

     2. Примерно такие же, как в других классах (2).

     3. Хуже, чем в других  классах (1).                                                                        +

     4. Не знаю (1).

Итог: 9     баллов

Низкий  уровень групповой сплоченности

Сводная таблица.

ТАБЛИЦА 1. Таблица результатов исследования уровня сплоченности классного коллектива.

Испытуемый(код или инициалы)

Оценка групповой сплоченности коллектива испытуемыми  (в баллах)

1

Баюнов Андрей

1-3(5) 3а-2(2) 4-1(3)

2-5(5)  3б-1(2) 5-2(2)

3в-2(2)

2

Ившин Дима

1-3(3) 3а-2(2) 4-1(3)

2-5(5) 3б-1(2) 5-3(1)

     3в-4(1)

3

Коростелёв Алеша

1-2(4) 3а-2(2) 4-1(3)

2-4(4) 3б-1(2) 5-2(2)

3в-2(2)

4

Кулябина Света

1-1(5) 3а-1(3) 4-1(3)

2-5(5) 3б-2(3) 5-1(3)

     3в-1(3)

5

Кутергин Саша

1-3(3) 3а-2(2) 4-1(3)

2-4(4) 3б-2(3) 5-4(1)

3в-2(2)

6

Лимонова Надежда

1-1(5) 3а-2(2) 4-1(3)

2-5(5) 3б-1(2) 5-2(2)

     3в-2(2)

7

Мальшакова Наталья

1-3(3) 3а-2(2) 4-1(3)

2-5(5) 3б-1(2) 5-4(1)

3в-2(2)

8

Мамаева Ксения

1-3(3) 3а-2(2) 4-1(3)

2-4(4) 3б-3(1) 5-2(2)

     3в-3(1)

9

Меньшикова Олеся

1-1(5) 3а-2(2) 4-3(3)

2-4(4) 3б-3(1) 5-3(1)

3в-3(1)

10

Нелюбин Андрей

1-1(5) 3а-2(2) 4-1(3)

2-5(5) 3б-1(2) 5-2(2)

     3в-1(2)

11

Нелюбин Влад

1-4(2) 3а-2(2) 4-3(1)

2-1(1) 3б-4(1) 5-3(1)

3в-3(1)

12

Нечаева Лиза

1-2(4) 3а-2(2) 4-1(3)

2-5(5) 3б-1(2) 5-3(1)

     3в-3(1)

13

Плетенев Михаил

1-4(2) 3а-2(2) 4-1(3)

2-2(2) 3б-1(2) 5-4(1)

3в-3(1)

14

Саламатов Вадим

1-3(3) 3а-2(2) 4-1(3)

2-3(3) 3б-1(2) 5-2(2)

     3в-2(2)

15

Чаниева Дали

1-3(3) 3а-2(2) 4-1(3)

2-4(4) 3б-3(1) 5-3(1)

3в-3(1)

16

Чернявский Валер

1-3(3) 3а-2(2) 4-1(3)

2-3(3) 3б-1(2) 5-3(1)

     3в-3(1)

Информация о работе Анкетирование как метод психолого – педагогического исследования