Анкетирование как метод психолого – педагогического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 08:26, контрольная работа

Описание работы

В практике современной школы перед психологической службой возникает множество практических задач. Это задачи выяснения уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.
Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические.

Содержание работы

Введение.

Методологические основы использования деятельностного подхода в психолого – педагогическом исследовании.
1.1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях.
1.2. Психолого–педагогическое исследование: понятие, общая
характеристика, виды.
Методологические принципы психолого–педагогического исследования.
1.4. Методы педагогического исследования
1.5. Основные методологические подходы в педагогике:
1.6. Использование деятельностностного подхода в психолого –
педагогическом исследовании.

Анкетирование как метод психолого – педагогического исследования.
2.1. Методика ОЦЕНКИ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ
КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.
2.2. Практическая работа.
Методика ОЦЕНКИ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ
КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

+ контрольная психолого - педагогическое исследование.docx

— 89.76 Кб (Скачать файл)

Второй принцип  необходимо выполнять, соблюдая ряд  требований. Одно из них – учет непрерывности  изменений, развитие исследуемых элементов  и педагогической системы в целом. Другой момент – на психолого-педагогический процесс воздействуют многие факторы. Необходимо выделить основные. Третье требование связано с необходимостью раскрытия противоречивости изучаемого предмета, его количественной и качественной определенности.

Третий принцип  – генетический. Он означает, что изучение фактов следует вести на основе анализа условий их возникновения, смены одного уровня функционирования другим. Хорошим примером является возрастная психология с ее этапами, стадиями развития здоровой личности в онтогенезе.

С генетическим подходом связан принцип единства логического и исторического. Он означает сочетание в каждом исследовании изучения истории объекта (генетический аспект) и теории (структуру, функции, связи объекта с его современным состоянием), а также перспектив его развития. Из принципа вытекает требование преемственности, учета накопленного опыта, традиций, научных достижений прошлого.

Принцип концептуального единства – общенаучный принцип. Он означает, что если исследователь создает свою теорию или присоединяется к одной из существующих, то его действия должны быть логически связаны, непротиворечивы. При этом надо иметь в виду, что принцип концептуальности есть единство принятого, определенного и нового, неопределенного, изменчивого. Исследователю важно не скатиться на позицию эклектики.

Принцип целостности, его соблюдение особенно важно при изучении сложных объектов. При их исследовании вычленяются отдельные элементы, отношения, которые и подвергаются анализу. Делать это надо так, чтобы не потерять из вида все явление, соотносить результат с ходом всего процесса, понимая, что движение, изменение любого элемента подчинено закономерностям движения, изменения целого.

Важное значение в психолого-педагогическом исследовании принадлежит категориям диалектики: сущность и явление; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; содержание и форма; общее, особенное, единичное и др. Они служат надежным методологическим средством исследователя.

Категория сущности представляет собой  устойчивую совокупность всех необходимых  связей, отношений, сторон, свойственных рассматриваемому объекту, явлению, процессу. Явление позволяет увидеть отдельные  стороны, отношения процесса, лежащие  на поверхности. Обращаем читателя к  философии, в которой представлены все названные выше категории диалектики.

Важные методологические требования к психолого-педагогическому исследованию вытекают из законов диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей проявляется через действие противоречий, которые исследователь раскрывает в актуальности темы исследования и, исходя из которых, формулирует проблему.

Закон перехода количественных изменений в качественные требует изучать любые психолого-педагогические явления в единстве качественных и количественных характеристик. Многочленные примеры из дидактики и психологии развития личности демонстрируют проявления этого закона.

Закон отрицания отрицания постоянно обнаруживается в жизни людей как устранение старого и утверждение нового в процессе поступательного развития, при котором сохраняются «в снятом виде» отдельные стороны, элементы предшествующего явления, процесса.

Методологические требования к проведению психолого-педагогических исследований:

а) исследовать процессы и явления  такими, какие они есть на самом  деле, со всеми позитивами и негативами, успехами и трудностями; вести не описание явлений, а их критический  анализ;

б) оперативное реагирование на новое  в теории и практике психологии и  педагогики;

в) усиление практической направленности, весомости и добротности рекомендаций;

г) надежность научного прогноза, видение  перспективы развития исследуемого процесса, явления;

д) строгая логика мысли, чистота  психологического или педагогического  эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.   Методы педагогического исследования

Методами  педагогического исследования называют способы, с помощью которых изучаются  педагогические явления и решаются задачи совершенствования и прогресса  в области воспитания и обучения. В их число входят как формы  логического мышления экспериментатора (общие способы, алгоритмы умственных действий), так и внешние действия и процедуры, обеспечивающие выполнение задач эксперимента.

Почти каждому  виду эксперимента соответствует своя группа методов. Так, имеются методы дидактического, воспитательного, частнометодического, управленческого, лабораторного и естественного, ограниченного и массового, качественного и количественного экспериментов и т. д. К методам педагогического эксперимента примыкают (и взаимопроникают) методы психологического, физиологического, медицинского, социологического, экономического и других исследований.

Внутри эксперимента, понимаемого как комплексный  метод исследования, используются теоретические  методы: анализ и синтез, индукция и  дедукция, сравнение, аналогия, идеализация, мысленный эксперимент и др.

Группируют  методы изучения личности, коллектива (социометрические), окружающей среды.

Наконец, методы педагогического эксперимента дифференцируются по этапам поиска. В этой классификации выделяются методы: 1) педагогического диагностирования; 2) педагогического прогнозирования, в том числе планирования; 3) организации эксперимента, в том числе научной организации труда; 4) формирующего, констатирующего и контролирующего экспериментов, в том числе параллельного и перекрестного; 5) сбора и получения информации, в том числе методы наблюдения, работы с документами, результатами деятельности учащихся; 6) обработки экспериментальных данных, в том числе различные математические методы; 7) внедрения результатов исследований в практику.

Совокупность  и последовательность применяемых  методов и приемов образует систему  методов, или методику эксперимента.

В психолого - педагогическом исследовании термин «методика» часто применяется в более узком значении «процедуры» – совокупности действий экспериментатора, позволяющей получить ту или иную информацию об объекте. Например, социометрические методики – это система процедур опроса, предназначенных для определения характеристик групп и коллективов.

При проведении психолого - педагогического эксперимента следует различать методы обучения и воспитания (как объекты исследования) и методы познания и изучения педагогических процессов и объектов (как средства эксперимента). Они могут быть тесно связаны, переплетены и даже совмещаться. Так, проведение контрольной работы может выполнять функцию контроля (метод контроля знаний) в учебном процессе и одновременно быть методом измерения уровня знаний в эксперименте.

Выбор методов  определяется содержанием и характером поставленных целей и задач, методологическими  установками и конкретными условиями  эксперимента.

Гипотеза  проверяется на истинность с помощью  специально выбранных (адекватно цели и предмету) методов исследования. Метод исследования – это путь, способ познания объективной реальности.

В.И. Журавлев выделяет два основных принципа выбора методов педагогических исследований: 1) принцип совокупности методов  исследования, согласно которому для  решения любой научной проблемы используется на один, а несколько  методов. При этом сами методы реконструируются ученым в расчете на согласование их с природой исследуемого явления; 2) принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и тому конкретному  продукту, который должен быть получен.

Методы исследования разделяются на теоретические и эмпирические.

Основные  мыслительные операции, применяемые в теоретических методах исследования, – это анализ, синтез, сравнение, ранжирование, обобщение, абстрагирование, конкретизация, систематизация, формализация.

Анализ – это разложение исследуемого целого на составляющие элементы, выделение отдельных признаков и качеств явления. Например, действия учителя на уроке можно расчленить на отдельные компоненты (приемы общения, побуждения, объяснения) и проанализировать их порознь. Анализ осуществляется на разных уровнях: социально-педагогическом, организационно-дидактическом, личностном, деятельностном и др. (в философском, психологическом, педагогическом, дидактическом, методическом аспектах).

Виды  анализа: классификационный, структурный (выявляются отношения и взаимосвязи), функциональный (определяются функциональные зависимости), причинный (раскрывается причинная обусловленность явлений).

Синтез  – это воссоединение элементов в целостную структуру. Так, наблюдая урок, исследователь выясняет, какие изменения в действиях учащихся происходят при изменении действий учителя.

Анализ и  синтез тесно взаимосвязаны, поэтому  у исследователя должны быть в  равной степени развиты навыки владения ими.

Сравнение состоит в определении сходства или различия между явлениями. При сравнении исследователь должен прежде всего определить его основу – критерий.

Ранжирование – это способ, с помощью которого исключают все второстепенное, существенно не влияющее на исследуемое явление. Ранжирование дает возможность выявить главное и отделить второстепенные факты.

Обобщение. Исследуя явление, необходимо не только выделять главные его особенности, но и обобщать их. Чем большее количество существенных признаков явлений подверглось сравнению, тем доказательнее обобщение.

Абстрагирование. Эта операция позволяет выделить из явления определенную сторону в «чистом виде», т. е. в таком, в каком она в действительности не встречается. Например, при изучении мотивации учения школьников исследователя интересуют их мотивы, потребности, интересы, но другие качества (параметры тела, цвет волос и глаз) не берутся во внимание.

Конкретизация – это нахождение частного, отвечающего общему критерию, подведение под понятие. Конкретизация позволяет лучше понять общее.

Систематизация. Эта операция необходима, чтобы систематизировать и классифицировать явления, т. е. распределять их в смысловые группы по определенным (задаваемым исследователем) основаниям.

Формализация. Истинная наука возможна лишь на основании абстрактного мышления, последовательных рассуждений человека, протекающих в логической и языковой формах в виде понятий, суждений, выводов.

К эмпирическим методам следует отнести: наблюдение, педагогический эксперимент, методы педагогических измерений, анализ результатов учебной деятельности студентов или школьников, анализ и обобщение передового педагогического опыта и др.

Эмпирические  данные в большинстве случаев  обрабатываются методами математической статистики, которые по определению  не являются собственно методами педагогического  исследования.

Метод наблюдения. Научное наблюдение – это специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Отличие научного наблюдения от житейского, обыденного состоит в следующем:

• определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается  схема наблюдения;

• результаты обязательно фиксируются;

• полученные данные обрабатываются.

Для повышения  эффективности наблюдение должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным, массовым.

Основные  требования к наблюдению: целенаправленность, плановость, систематичность, объективность, обязательность фиксации результатов.

Выделяют  следующие виды наблюдений:

– непосредственное и опосредованное. Наряду с непосредственным прослеживанием хода наблюдаемых процессов  практикуется и опосредованное, когда  сам процесс скрыт, а его реальная картина может фиксироваться по каким-либо показателям;

– сплошное и дискретное. Первым охватываются процессы в целостном виде, от начала до конца, вторые представляют собой  пунктирное, выборочное фиксирование изучаемых явлений, процессов;

– открытое и конспиративное. Первое означает, что испытуемым известен факт их научной  подконтрольности, а деятельность исследователя  воспринимается визуально. Конспиративное наблюдение предполагает факт скрытого прослеживания действий испытуемых;

– лонгитюдное (продольное, длительное) и ретроспективное (обращенное к прошлому).

Исследовательское наблюдение организуется с трех позиций:

1) нейтральной,  с позиции руководителя педагогического  процесса и при включении исследователя в реальную естественную деятельность;

2) исследователь  сам ведет урок, сочетая практические  цели с исследовательскими задачами;

3) исследователь  включается в структуру действия  испытуемых в качестве рядового  исполнителя всех познавательных  операций вместе с учащимися.

Средствами  фиксации материалов наблюдения могут  быть протокольные, дневниковые записи, видео– и кинорегистрация, фонографические записи и др.

Информация о работе Анкетирование как метод психолого – педагогического исследования