Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 08:26, контрольная работа
В практике современной школы перед психологической службой возникает множество практических задач. Это задачи выяснения уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.
Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические.
Введение.
Методологические основы использования деятельностного подхода в психолого – педагогическом исследовании.
1.1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях.
1.2. Психолого–педагогическое исследование: понятие, общая
характеристика, виды.
Методологические принципы психолого–педагогического исследования.
1.4. Методы педагогического исследования
1.5. Основные методологические подходы в педагогике:
1.6. Использование деятельностностного подхода в психолого –
педагогическом исследовании.
Анкетирование как метод психолого – педагогического исследования.
2.1. Методика ОЦЕНКИ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ
КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.
2.2. Практическая работа.
Методика ОЦЕНКИ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ
КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.
Заключение.
Литература.
Второй принцип необходимо выполнять, соблюдая ряд требований. Одно из них – учет непрерывности изменений, развитие исследуемых элементов и педагогической системы в целом. Другой момент – на психолого-педагогический процесс воздействуют многие факторы. Необходимо выделить основные. Третье требование связано с необходимостью раскрытия противоречивости изучаемого предмета, его количественной и качественной определенности.
Третий принцип – генетический. Он означает, что изучение фактов следует вести на основе анализа условий их возникновения, смены одного уровня функционирования другим. Хорошим примером является возрастная психология с ее этапами, стадиями развития здоровой личности в онтогенезе.
С генетическим подходом связан принцип единства логического и исторического. Он означает сочетание в каждом исследовании изучения истории объекта (генетический аспект) и теории (структуру, функции, связи объекта с его современным состоянием), а также перспектив его развития. Из принципа вытекает требование преемственности, учета накопленного опыта, традиций, научных достижений прошлого.
Принцип концептуального единства – общенаучный принцип. Он означает, что если исследователь создает свою теорию или присоединяется к одной из существующих, то его действия должны быть логически связаны, непротиворечивы. При этом надо иметь в виду, что принцип концептуальности есть единство принятого, определенного и нового, неопределенного, изменчивого. Исследователю важно не скатиться на позицию эклектики.
Принцип целостности, его соблюдение особенно важно при изучении сложных объектов. При их исследовании вычленяются отдельные элементы, отношения, которые и подвергаются анализу. Делать это надо так, чтобы не потерять из вида все явление, соотносить результат с ходом всего процесса, понимая, что движение, изменение любого элемента подчинено закономерностям движения, изменения целого.
Важное значение в психолого-педагогическом исследовании принадлежит категориям диалектики: сущность и явление; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; содержание и форма; общее, особенное, единичное и др. Они служат надежным методологическим средством исследователя.
Категория сущности представляет собой
устойчивую совокупность всех необходимых
связей, отношений, сторон, свойственных
рассматриваемому объекту, явлению, процессу.
Явление позволяет увидеть
Важные методологические требования
к психолого-педагогическому
Закон единства и борьбы противоположностей проявляется через действие противоречий, которые исследователь раскрывает в актуальности темы исследования и, исходя из которых, формулирует проблему.
Закон перехода количественных изменений в качественные требует изучать любые психолого-педагогические явления в единстве качественных и количественных характеристик. Многочленные примеры из дидактики и психологии развития личности демонстрируют проявления этого закона.
Закон отрицания отрицания постоянно обнаруживается в жизни людей как устранение старого и утверждение нового в процессе поступательного развития, при котором сохраняются «в снятом виде» отдельные стороны, элементы предшествующего явления, процесса.
Методологические требования к проведению психолого-педагогических исследований:
а) исследовать процессы и явления такими, какие они есть на самом деле, со всеми позитивами и негативами, успехами и трудностями; вести не описание явлений, а их критический анализ;
б) оперативное реагирование на новое в теории и практике психологии и педагогики;
в) усиление практической направленности,
весомости и добротности
г) надежность научного прогноза, видение перспективы развития исследуемого процесса, явления;
д) строгая логика мысли, чистота психологического или педагогического эксперимента.
1.4. Методы педагогического исследования
Методами педагогического исследования называют способы, с помощью которых изучаются педагогические явления и решаются задачи совершенствования и прогресса в области воспитания и обучения. В их число входят как формы логического мышления экспериментатора (общие способы, алгоритмы умственных действий), так и внешние действия и процедуры, обеспечивающие выполнение задач эксперимента.
Почти каждому виду эксперимента соответствует своя группа методов. Так, имеются методы дидактического, воспитательного, частнометодического, управленческого, лабораторного и естественного, ограниченного и массового, качественного и количественного экспериментов и т. д. К методам педагогического эксперимента примыкают (и взаимопроникают) методы психологического, физиологического, медицинского, социологического, экономического и других исследований.
Внутри эксперимента, понимаемого как комплексный метод исследования, используются теоретические методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, идеализация, мысленный эксперимент и др.
Группируют методы изучения личности, коллектива (социометрические), окружающей среды.
Наконец, методы педагогического эксперимента дифференцируются по этапам поиска. В этой классификации выделяются методы: 1) педагогического диагностирования; 2) педагогического прогнозирования, в том числе планирования; 3) организации эксперимента, в том числе научной организации труда; 4) формирующего, констатирующего и контролирующего экспериментов, в том числе параллельного и перекрестного; 5) сбора и получения информации, в том числе методы наблюдения, работы с документами, результатами деятельности учащихся; 6) обработки экспериментальных данных, в том числе различные математические методы; 7) внедрения результатов исследований в практику.
Совокупность и последовательность применяемых методов и приемов образует систему методов, или методику эксперимента.
В психолого - педагогическом исследовании термин «методика» часто применяется в более узком значении «процедуры» – совокупности действий экспериментатора, позволяющей получить ту или иную информацию об объекте. Например, социометрические методики – это система процедур опроса, предназначенных для определения характеристик групп и коллективов.
При проведении психолого - педагогического эксперимента следует различать методы обучения и воспитания (как объекты исследования) и методы познания и изучения педагогических процессов и объектов (как средства эксперимента). Они могут быть тесно связаны, переплетены и даже совмещаться. Так, проведение контрольной работы может выполнять функцию контроля (метод контроля знаний) в учебном процессе и одновременно быть методом измерения уровня знаний в эксперименте.
Выбор методов
определяется содержанием и характером
поставленных целей и задач, методологическими
установками и конкретными
Гипотеза проверяется на истинность с помощью специально выбранных (адекватно цели и предмету) методов исследования. Метод исследования – это путь, способ познания объективной реальности.
В.И. Журавлев выделяет два основных принципа выбора методов педагогических исследований: 1) принцип совокупности методов исследования, согласно которому для решения любой научной проблемы используется на один, а несколько методов. При этом сами методы реконструируются ученым в расчете на согласование их с природой исследуемого явления; 2) принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и тому конкретному продукту, который должен быть получен.
Методы исследования разделяются на теоретические и эмпирические.
Основные мыслительные операции, применяемые в теоретических методах исследования, – это анализ, синтез, сравнение, ранжирование, обобщение, абстрагирование, конкретизация, систематизация, формализация.
Анализ – это разложение исследуемого целого на составляющие элементы, выделение отдельных признаков и качеств явления. Например, действия учителя на уроке можно расчленить на отдельные компоненты (приемы общения, побуждения, объяснения) и проанализировать их порознь. Анализ осуществляется на разных уровнях: социально-педагогическом, организационно-дидактическом, личностном, деятельностном и др. (в философском, психологическом, педагогическом, дидактическом, методическом аспектах).
Виды анализа: классификационный, структурный (выявляются отношения и взаимосвязи), функциональный (определяются функциональные зависимости), причинный (раскрывается причинная обусловленность явлений).
Синтез – это воссоединение элементов в целостную структуру. Так, наблюдая урок, исследователь выясняет, какие изменения в действиях учащихся происходят при изменении действий учителя.
Анализ и синтез тесно взаимосвязаны, поэтому у исследователя должны быть в равной степени развиты навыки владения ими.
Сравнение состоит в определении сходства или различия между явлениями. При сравнении исследователь должен прежде всего определить его основу – критерий.
Ранжирование – это способ, с помощью которого исключают все второстепенное, существенно не влияющее на исследуемое явление. Ранжирование дает возможность выявить главное и отделить второстепенные факты.
Обобщение. Исследуя явление, необходимо не только выделять главные его особенности, но и обобщать их. Чем большее количество существенных признаков явлений подверглось сравнению, тем доказательнее обобщение.
Абстрагирование. Эта операция позволяет выделить из явления определенную сторону в «чистом виде», т. е. в таком, в каком она в действительности не встречается. Например, при изучении мотивации учения школьников исследователя интересуют их мотивы, потребности, интересы, но другие качества (параметры тела, цвет волос и глаз) не берутся во внимание.
Конкретизация – это нахождение частного, отвечающего общему критерию, подведение под понятие. Конкретизация позволяет лучше понять общее.
Систематизация. Эта операция необходима, чтобы систематизировать и классифицировать явления, т. е. распределять их в смысловые группы по определенным (задаваемым исследователем) основаниям.
Формализация. Истинная наука возможна лишь на основании абстрактного мышления, последовательных рассуждений человека, протекающих в логической и языковой формах в виде понятий, суждений, выводов.
К эмпирическим методам следует отнести: наблюдение, педагогический эксперимент, методы педагогических измерений, анализ результатов учебной деятельности студентов или школьников, анализ и обобщение передового педагогического опыта и др.
Эмпирические данные в большинстве случаев обрабатываются методами математической статистики, которые по определению не являются собственно методами педагогического исследования.
Метод наблюдения. Научное наблюдение – это специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Отличие научного наблюдения от житейского, обыденного состоит в следующем:
• определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения;
• результаты обязательно фиксируются;
• полученные данные обрабатываются.
Для повышения эффективности наблюдение должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным, массовым.
Основные требования к наблюдению: целенаправленность, плановость, систематичность, объективность, обязательность фиксации результатов.
Выделяют следующие виды наблюдений:
– непосредственное и опосредованное. Наряду с непосредственным прослеживанием хода наблюдаемых процессов практикуется и опосредованное, когда сам процесс скрыт, а его реальная картина может фиксироваться по каким-либо показателям;
– сплошное и дискретное. Первым охватываются процессы в целостном виде, от начала до конца, вторые представляют собой пунктирное, выборочное фиксирование изучаемых явлений, процессов;
– открытое и конспиративное. Первое означает, что испытуемым известен факт их научной подконтрольности, а деятельность исследователя воспринимается визуально. Конспиративное наблюдение предполагает факт скрытого прослеживания действий испытуемых;
– лонгитюдное (продольное, длительное) и ретроспективное (обращенное к прошлому).
Исследовательское наблюдение организуется с трех позиций:
1) нейтральной,
с позиции руководителя
2) исследователь
сам ведет урок, сочетая практические
цели с исследовательскими
3) исследователь
включается в структуру
Средствами фиксации материалов наблюдения могут быть протокольные, дневниковые записи, видео– и кинорегистрация, фонографические записи и др.
Информация о работе Анкетирование как метод психолого – педагогического исследования