Аспект развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическое и опытно-экспериментальное изучение способов развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: коммуникативные навыки у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирования коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретический аспект развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 6
1.1 Проблема развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста 6
1.2 Средства развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 12
1.3 Игровая деятельность – особый вид деятельности детей дошкольного возраста в процессе развития коммуникативных навыков 16
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 22
2.1. Изучение коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 22
2.2 Организация и проведение исследования по развитию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 27
Выводы по второй главе 30
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 36

Файлы: 1 файл

kursovaya_1.docx

— 91.92 Кб (Скачать файл)

Анализ речевых средств. Наблюдают за уровнем общей речевой  активности ребенка, какие виды коммуникативных высказываний имеют наибольшую частотность, имеют ли вопросы познавательную направленность.

По результатам наблюдения и анализа коммуникативного поведения  по вышеуказанным параметрам воспитатель  выделяет детей «группы риска», а затем психолог, логопед и другие специалисты проводят их более тщательное полное, комплексное обследование.

При анализе коммуникативного поведения ребенка специально проводят анализ самой структуры общения («схемы беседы»). Коммуникация (беседа) протекает по свойственным ей определенным законам, имеет строгую структуру, является своеобразной процедурой, которая не зависит от того, какими средствами пользуются собеседники для обмена информацией. Суть этой процедуры («схемы» беседы) заключается в следующем:

Установление контакта в  процессе игровой деятельности: инициатор  общения (собеседник 1) привлекает внимание другого человека (собеседник 2) взглядом, прикосновением, жестом  или другим сигналом. Благодаря этому устанавливается визуальный контакт, который сохраняется (у детей – обязательно) на протяжении всего времени общения.

Передача информации: когда  инициатор общения убеждается в  принятии и готовности «собеседника 2 (С-2)» к общению, он передает тому информацию и обязательно ожидает ответ от С-2.

Прием информации партнером  С-2, её обработка и передача ответной информации партнеру С-1 и ожидание  от него ответа.

Завершение беседы. Это  происходит по взаимному соглашению или в одностороннем порядке. Прекращается визуальный контакт, прекращается разговор, обмен жестами и другими коммуникативными средствами. 

Внимательное изучение «схемы беседы» дает материал для суждения об устойчивости внимания детей к  собеседникам (взрослым и сверстникам), о  месте сверстника в системе социального взаимодействия каждого ребенка, о качестве каждого структурного звена в целостном коммуникативном действии, умении ожидать ответную информацию и в соответствии с ней строить дальнейшее коммуникативное поведение.

Специальная работа по коррекции  коммуникативного поведения в процессе игровой деятельности дошкольников имеет три основных направления.

Первое направление реализуется  по линии развития у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия. Другими словами, проводится специальная работа по формированию восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе, развитию делового сотрудничества с ним и общих игровых интересов.

 Второе направление  состоит в развитии у ребенка  способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства (визуальные, эмоционально-мимические, пантомимические, жестовые, словесные) в процессе организации игровой деятельности.

 Третье направление  обеспечивает формирование у  детей социальных представлений, которые возникают не только в результате ознакомления детей с профессиями людей, но, главное, вычленения, осознания и воссоздания и игре различных видов социальных отношений. 

 

 

Выводы  по второй главе

Опытно-экспериментальная  работа включала в себя констатирующий эксперимент.

Известно, что коммуникативная  функция речи рассматривается как  исходная, основополагающая. С помощью  диалога удовлетворяется потребность ребенка в общении (хотя в диалоге и присутствуют элементы монолога в виде нескольких предложений, соответствующих единой смысловой программе). Только на основе диалога формируется  монологическая, связная речь. Поэтому низкий уровень связной речи очень часто является следствием недостаточности базовой, исходной формы речи – диалогической.

Результаты наблюдения за коммуникативным развитием позволяют  выявить его проблемные стороны,  в соответствии с этим  конструировать индивидуальную программу коммуникативного развития.

Проведенные исследования доказали, что уровень сформированности коммуникативных навыков детей дошкольного возраста недостаточен и требуется организация коммуникативного пространства, позволяющая корректировать и развивать коммуникативные навыков дошкольников.

 

Заключение

Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных  навыков в развитии ребенка дошкольного  возраста и значимость педагогической деятельности в руководстве этим процессом.

Наша работа была посвящена  теоретическому и экспериментальному изучению развития коммуникативных  навыков детей среднего дошкольного возраста. В первой главе мы раскрыли сущность коммуникативных навыков, условия, необходимые для развития коммуникативных навыков (игровая деятельность, общение на занятиях, организация общения с взрослыми и детьми); раскрыта сущность основных навыков педагога.

Под коммуникативными навыкими понимают навыки общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации. Традиционно коммуникативные навыки — это навыки правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Соглашаясь с вышеназванными мнениями, будем считать, что коммуникативные навыки это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований, как в сфере интеллекта, так и в сфере доминирующих значимых характеристик.

В ряде исследований отмечается, что коммуникативные навыки способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин).

Развитие коммуникативных  навыков у детей среднего дошкольного возраста протекает в соответствии с психолого-педагогическими особенностями их возраста.

Коммуникативные навыки дошкольников развиваются в процессе общения  с взрослыми и детьми. Содержание формируемых коммуникативных навыков дошкольника определяется с учетом функций и структуры коммуникативной деятельности, и объединяет в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные, аффективно-коммуникативные навыки и навыки ориентироваться в условиях внешней ситуации общения, планировать содержание акта общения, реализовывать задуманное, подбирать вербальные и невербальные средства, оценивать результативность общения и отвечать адаптацией своего коммуникативного поведения.

На развитие коммуникативных  навыков дошкольников влияет много  факторов. Одним из таких является педагогическая деятельность воспитателя ДОУ. В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнения. Таким образом, целенаправленное воспитание становится одним из факторов формирования планируемых качеств личности и существенная роль по развитию коммуникативных навыков детей отводится воспитателям дошкольных образовательных учреждений, так как их деятельность является профессиональной. 

Во второй главе мы экспериментально методические аспекты развития коммуникативных навыков ребенка среднего дошкольного возраста, изучили уровень сформированности навыков и предложили способы их развития в процессе организации педагогического процесса в МДОУ.

Таким образом, мы считаем, что  поставленная цель выполнена, задачи решены.

 

Список  литературы

1. Батаршев А.В. Диагностика  способности к общению. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.: ил. – (Серия «Практическая психология

2. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 136 с.

3. Болотина, Л.Р., Баранов,  С.П., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект: Культура, 2005. – 240 с.

4. Бычкова, С.С. Формирование  навыки общения со сверстниками  у старших дошкольников: Методические  рекомендации для воспитателей  и методистов дошкольных образовательных  учреждений. – 2-е изд.,  испр. и  доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. (Развитие  и воспитание дошкольника).

5. Возрастная и педагогическая  психология / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1979.

6. Детство: Программа развития  и воспитания детей в детском  саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева,  Н.А. Ноткина и др.; Под ред.  Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М.  Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – 244 с. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.

7. Дошкольное воспитание. Ежемесячный научно-методический  журнал. №10, 2005. С.26.

8. Дубина, Л.А. Коммуникативная  компетентность дошкольников: Сборник  игр и упражнений. – М.: Книголюб, 2006. – 64 с.

9. Журнал, «Справочник старшего  воспитателя дошкольного учреждения». № 6, июнь/2008. Парамонова Л.А. «Качество современного дошкольного образования», с. 4-19.

10. Зимняя, И.А. Педагогическая  психология: Учебник для вузов.  Изд. второе, доп. и перераб.  – М.: Логос, 2003. -384 с.

11. Калинина, Р.Р.Психолого-педагогическая  диагностика в детском саду. –  СПб.: Речь, 2003. – 144с.

12. Канн-Калик, В.А. Учителю  о педагогическом общении. М., 1987.

13. Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. – 382 с.

14. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров,  А.Ю. Словарь по педагогике. –  Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д:  Издательский центр «МарТ», 2005. –  448 с.

15. Козлова, С.А. Дошкольная  педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова,  Т.А. Куликова. – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.

16. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А., Игумнов, С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. -  СПб.: Питер, 2004. – 480с.: ил.

17. Кулагина, И.Ю. Возрастная  психология (Развитие ребенка от  рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. – М.: Издательство УРАО, 1999. – 176 с.

18. Лисина, М.И. Общение,  личность и психика ребенка. / Под редакцией Рузской А.Г. – М.: Издателство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 384 с.

19. Маркова, А.К. Психология  труда учителя: Кн. Для учителя.  – М.: Просвещение, 1993. – 192 с. –  (Психол. Наука – школе).

20. Митина, Л.М. Психология  профессионального развития учителя.  – М.: Флинта; Московский психолого-социальный  институт, 1998. – 200 с.

21. Никитина, Н.Н. Введение  в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб. пособие  для студ. высш. пед. учеб. заведений  / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.

22. Реан, А.А., Бордовская, Н.В., Розум, С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

23. Сидоренко, Е В. Методы  математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2007. – 350 с., ил.

24. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.  Исаев, Е.Н. Шиянова; Под ред.  В.А. Сластенина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 576 с.

25. Смирнова, Е.О. Межличностные  отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.: ил.

26. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.

27. Управление дошкольным  учреждением: Словарь-справочник / Сост.С.Д.  Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с.  – (Приложение к журналу «Управление  ДОУ»).

28. Урунтаева, Г.А. Детская  психология: учебник для студ. сред. Учеб. Заведений /Г.А. Урунтаева.  – 6-е изд., перераб. И доп.  – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.

29. Целуйко, В.М. Психологические  основы педагогического общения: [пособие для студентов и педагогов] / В.М. Целуйко. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007 – 295 с.: ил.

30. Шаповаленко, И.В. Возрастная  психология / Под ред. И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

31. Шипицина, Л.М., Защиринская,  О.В., Воронова, А.П., Нилова, Т.А. Азбука  общения: Развитие личности ребенка,  навыков общения со взрослыми  и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 1998. – 384 с.

 

Приложение 1.

Коммуникативные умения, которыми должен владеть каждый ребенок

 Родители  маленьких деток будут знать,  на что стоит равняться, родители большеньких деток проведут ревизию (кстати, неплохо проверить и себя - все ли мы поголовно владеем нижеперечисленными навыками?) Итак:

Приветствие.

Для приветствия  существуют специальные слова и  жесты, которые используются при  встрече, они подразумевают: я тебя увидел, я тебя узнал, я готов к  контакту и хорошо к тебе отношусь – неслучайно же формулы приветствия  обычно подразумевают пожелания  добра и здоровья. Формулировки эти всем нам знакомы: «Здравствуйте», «Доброе утро/день/вечер», «Привет!» - и важно, чтобы ребенок делал различие, кому можно бросить приятельский «привет», а с кем стоит поздороваться более почтительно. Наш речевой этикет требует, чтобы на приветствие тоже отвечали приветствием. Дети редко осваивают приветственные жесты (легкий поклон, кивок головы, улыбка), сопутствующие словесному «здравствуйте», но хорошо, если они могут распознать эти жесты в чужом исполнении: вот тетя развела в сторону руки, чуть отвела и развернула голову и обрадованно-удивленно смотрит на детку – это она так здоровается. Поздороваемся с нею тоже.

Информация о работе Аспект развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста