Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:31, курсовая работа
Целью исследования является теоретическое и опытно-экспериментальное изучение способов развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: коммуникативные навыки у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирования коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава I. Теоретический аспект развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 6
1.1 Проблема развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста 6
1.2 Средства развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 12
1.3 Игровая деятельность – особый вид деятельности детей дошкольного возраста в процессе развития коммуникативных навыков 16
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 22
2.1. Изучение коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 22
2.2 Организация и проведение исследования по развитию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 27
Выводы по второй главе 30
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 36
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретический аспект развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 6
1.1 Проблема
развития коммуникативных
1.2 Средства
развития коммуникативных
1.3 Игровая
деятельность – особый вид
деятельности детей
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 22
2.1. Изучение
коммуникативных навыков у
2.2 Организация
и проведение исследования по
развитию коммуникативных
Выводы по второй главе 30
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 36
В разнообразных видах своей деятельности человек ежедневно вступает в многочисленные, разнообразные отношения и взаимоотношения с другими людьми. Чтобы эти отношения были эффективными человек должен обладать высоким уровнем коммуникативных навыков.
В обществе стремительно развиваются новые информационные технологии, создающие специфическую коммуникативную среду (компьютерная сеть, телевизионные мосты и многое другое), возрастает роль диалога при решении задач международного значения и внутриполитического характера, интенсифицируются межнациональные контакты. В этом контексте коммуникативные навыки и их значение для развития личности - важная проблема научных исследований. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных навыков с дошкольного возраста.
Средний дошкольный возраст является важным для развития коммуникативных навыков, так как в этом возрасте возрастает интерес не только к взрослому, как источнику получения разных знаний, но и к сверстнику, как к партнеру в различных видах деятельности, к желанию сотрудничать, действовать вместе. Именно в среднем дошкольном возрасте закладываются основы коммуникативного поведения между взрослыми и сверстниками. От уровня сформированности коммуникативных навыков зависит характер поведения и положение ребенка в группе сверстников (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, М.И. Лисина).
На развитие коммуникативных навыков дошкольников влияет много факторов. Одним из таких является дошкольное образовательное учреждение. В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнения. Таким образом, целенаправленное воспитание становится одним из факторов формирования планируемых качеств личности и существенная роль по развитию коммуникативных навыков детей отводится воспитателям дошкольных образовательных учреждений, так как их деятельность является профессиональной. Сущность педагогической деятельности отражена в работах Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, А.К. Марковой, Е.А. Панько и других авторов. Деятельность по формированию коммуникативных навыков рассматривалась в работах В. Девятко, Ю.Н. Емельянова, Ю.М. Жукова,В.А. Кан-Калика, В.Н. Куницыной, А.А.Леонтьева, А.В. Мудрика, Л.А. Петровской и других.
Именно развитие коммуникативных
навыков является приоритетным основанием
обеспечения преемственности
Выше сказанное позволяет выделить противоречие между признанием в теории значимости коммуникативных навыков в воспитании личности ребенка и недостаточным вниманием на практике к развитию коммуникативных навыков у детей в педагогической деятельности воспитателя ДОУ.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы обусловили выбор темы курсовой работы: «Формирование коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста».
Целью исследования является теоретическое и опытно-экспериментальное изучение способов развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: коммуникативные навыки у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирования коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что специальные игры и ситуации будут способствовать формированию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
На основе выдвинутой гипотезы определена необходимость постановки и решения следующих задач:
Поставленные задачи решались с использованием комплекса методов: изучение психолого-педагогической литературы и других источников, анализ, обобщение; изучение документации, беседы, наблюдение, тестирование, диагностические ситуации, экспертная оценка.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 369 (МБДОУ ЦРР Д/С № 369).
Структура работы: введение, 2 главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение.
В современном мире технических достижений, где любую информацию можно легко получить в интернете, умение общаться становится всё более ценным навыком. Развитая коммуникабельность помогает успешно продавать товары, вести переговоры, выступать перед публикой, понимать собеседника и быть понятым им.Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития вообще, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой, а также позволяют самовыражаться через творчество.
Трудности в общении могут возникать при недостаточной развитости того или иного коммуникативного навыки. Жизненный опыт учит нас решать многие проблемы путем переговоров, однако иногда обстоятельства складываются так, что накопленных знаний для решения проблемы не хватает.
Также мы поддаёмся стереотипам поведения, наработанными нами в течение жизни и когда они не производят желаемого эффекта.
Суметь совладать с растерянностью и взять ситуацию под контроль помогает развитие коммуникативных навыков. Их наработка в игровой форме, когда тренер искусственно создаёт условия, затрудняющие эффективное общение и достижение целей переговоров, помогает расширить коммуникативный опыт.
Преимуществом отработки модели жизненной ситуации в рамках тренинга является и то, что ошибки при контактировании не повлекут за собой непоправимых последствий, как это бывает в жизни. Обучаемый освобожден от ответственности за неуспех диалога и может творчески подходить к решению коммуникативных задач, испытывать различные способы влияния на собеседника. Важно, что другие участники тренинга в доброжелательной манере помогут заметить явные просчеты в управлении разговором, оценят эффективность поведения, так как, увлекшись беседой, следить за собственными ошибками подчас сложно.
Развитие коммуникативной деятельности дошкольников со сверстниками протекает не так как с взрослыми (М.И.Лисина). Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка коммуникативных навыков для ее выполнения. Группа детского сада – первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения– дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в коммуникативной деятельности [31, с.14]. Согласно концепции А.В. Петровского группа детского сада является для ребенка референтной, в которой процесс адаптации преобладает над процессом индивидуализации.
В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М.И. Лисиной, Т.А. Репиной,А.Г. Рузской, согласно которой «общение»и «коммуникативная деятельность»рассматриваются как синонимы. Данные учены отмечают, что «развитие общения дошкольников со сверстником, как и со взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности» [12, с.199 ].
М.И. Лисиной в структуре общения, как коммуникативной деятельности выделены следующие компоненты:
По мнению М.И. Лисиной, подход к общению как деятельности имеет ряд преимуществ по сравнению с рассмотрением его как особого рода поведения, или взаимодействия, или совокупности условных реакций человека на сигналы, поступающие от другого лица.
Специфика коммуникативной деятельности дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения с взрослыми и включает в себя следующие компоненты:
Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразные (управляет действием партнера, контролирует их, делая замечание, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнения других детей с собой). В среде ровесников ребенок демонстрирует свои способности и навыки.
На протяжении дошкольного возраста развиваются, сменяя друг друга, три формы общения со сверстниками: эмоционально – практическая (2 года), ситуативно-деловая (4 года), внеситуативно-деловая (6-7 лет). В младенческом и раннем детстве наиболее распространенными причинами конфликтов со сверстниками выступают обращение с другим ребенком как с неодушевленным объектом и неумение играть рядом даже при наличии достаточного количества игрушек. К 5-6 годам число конфликтов снижается. Ребенку становится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстника. Дети чаще говорят с позиции «мы». Приходит понимание того, что у товарища могут быть другие занятия, игры, хотя дошкольники по-прежнему ссорятся, а нередко и дерутся. При недостатке общения со взрослыми общение с ровесниками выполняет компенсаторную функцию. Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний. Ситуативно-деловая создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества. Внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время она позволяет ребенку уточнить представления о самом себе [28, с. 144-151].
Коммуникативные навыки – это характеристика особенностей ориентации человека в коммуникационных процессах, отражающая степень адекватности понимания им интенциональности (основных смысловых доминант) коммуникатора.
В соответствии с принятой в психологии классификацией, особенности понимания и интерпретирования (респондентом) авторской интенциональности дифференцируются как адекватные (высокий уровень коммуникативных навыков),частично адекватные (средний уровень коммуникативных навыков) и неадекватные(низкий уровень коммуникативных навыков).
К среднему дошкольному возрасту, возможно, сформировать следующие коммуникативные навыки, которые необходимы для эффективного взаимодействии с взрослыми и сверстниками:
Информация о работе Аспект развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста