Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:31, курсовая работа
Целью исследования является теоретическое и опытно-экспериментальное изучение способов развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: коммуникативные навыки у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирования коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава I. Теоретический аспект развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 6
1.1 Проблема развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста 6
1.2 Средства развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 12
1.3 Игровая деятельность – особый вид деятельности детей дошкольного возраста в процессе развития коммуникативных навыков 16
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 22
2.1. Изучение коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 22
2.2 Организация и проведение исследования по развитию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 27
Выводы по второй главе 30
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 36
Занятия-игры помогут воспитателю сформировать у детей дошкольного возраста следующие коммуникативные способности и качества:
- умение распознавать
эмоции других и владеть
- позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие».
- умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.
- умение выражать свои
потребности и чувства с
- умение взаимодействовать и сотрудничать.
В свою очередь о воспитателя
во время непосредственно-
- терпение (оно вообще, как никакое другое качество, необходимо педагогу);
- желание играть и верить в игру так, как верит в нее ребенок;
- умение принимать всех детей такими, какие они есть;
- умение выслушивать любой
ответ, любое предложение,
- способность к импровизации [3, c.68].
Проанализировав условия
развития коммуникативных
Анализ психолого-
Педагогическая деятельность воспитателя ДОУ состоит из следующих функциональных компонентов: гностического, конструктивного, организаторского, коммуникативного. Знание и владение функциональными компонентами педагогической деятельности является одним из условий развития коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста.
К коммуникативным навыкам детей среднего дошкольного возраста выделенным на основе функций коммуникативной деятельности относят: вербальные навыки - умение вести диалог (обмен информацией); умение сотрудничать – умение взаимодействовать (обмен действиями); перцептивные навыки - умение различать эмоциональное состояние партнера (восприятие партнерами друг друга и установление на этой основе взаимопонимания).
Из обязательного минимального содержания образовательной программы, реализуемой дошкольным образовательным учреждением, коммуникативная компетентность дошкольника включает умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого, в среднем дошкольном возрасте ребенок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией.
В процессе коммуникативной деятельности складываются субъектно-субъективные отношения, поскольку каждый его участник выступает субъектом, проявляет активность, адресующуюся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе.
Целью опытно-экспериментальной
работы является изучение уровня развития
коммуникативных навыков
Для изучения уровня развития
коммуникативных навыков
Экспериментальное изучение проводилось в течение двух месяцев на базе МБДОУ ЦРР Д/С № 369 города Челябинска.
Работа проводилась в группе № 7 с детьми 4-5 лет (средняя группа). Воспитатели: Рамазанова Ольга Лизмовна и Лычагина Алёна Сергеевна.
В ходе опытно-экспериментальной работы участвовало 18 детей среднего дошкольного возраста.
Для реализации цели констатирующего эксперимента были использованы методики:
Метод наблюдения за речью ребенка в процессе игры парами, с телефоном [2, с. 121]. Данный метод позволяет описать конкретную картину речевых навыков детей. При наблюдении изучались следующие аспекты диалогической речи: умение задавать вопросы, умение отвечать на вопросы, умение поддерживать тему разговора и соблюдать очередность. Оценка речевых навыков проводилась по пятибалльной системе. При обработке результатов определялся уровень освоения навыки: 0-2 балла – низкий уровень; 3-5 баллов – средний уровень; 6-7 баллов – достаточный уровень; 8 - 9 баллов – высокий уровень освоения навыки.
Таблица 1.
Результаты констатирующего эксперимента по определению уровня развития коммуникативных навыков
№ п/п, Имя ребенка |
1.Умение задавать |
2.Умение отвечать на вопрос развернуто |
3.Культура диалога |
Средний балл |
Уровень освоения навыки |
1. Полина А. |
0 |
0 |
0 |
0 |
низкий |
2.Вика А. |
1 |
1 |
0 |
2 |
низкий |
3. Сережа В. |
1 |
1 |
1 |
3 |
средний |
4. Даниил Е. |
0 |
0 |
0 |
0 |
низкий |
5. Алина З. |
1 |
0 |
0 |
1 |
низкий |
6. Руслан З. |
0 |
0 |
0 |
0 |
низкий |
7. Ваня З. |
2 |
2 |
1 |
5 |
средний |
8. Софья К. |
2 |
1 |
1 |
4 |
средний |
9. Ярослав К. |
2 |
2 |
1 |
5 |
средний |
10. Артём К. |
0 |
0 |
0 |
0 |
низкий |
11. Даша М. |
2 |
1 |
2 |
5 |
средний |
12. Аня П. |
2 |
2 |
1 |
5 |
средний |
13. Стёпа П. |
1 |
1 |
1 |
3 |
средний |
14. Саша Р. |
1 |
2 |
2 |
5 |
средний |
15. Никита С. |
1 |
1 |
1 |
3 |
средний |
16. Маша С. |
1 |
2 |
1 |
4 |
средний |
17. Лера Т. |
0 |
1 |
1 |
2 |
низкий |
18. Аделина Х. |
1 |
1 |
1 |
3 |
средний |
Низкий уровень диалогической речи – 39%; средний уровень – 61%
Для исследования навыки сотрудничать и навыки различать эмоциональное состояние партнера мы использовали естественный эксперимент, в котором ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстником, оценить его действия, разрешить конфликт). Для этого мы выбрали игру «Мозаика». В игре участвуют двое детей. Взрослый дает каждому поле для выкладывания мозаики и коробку с цветными элементами. Детям предлагается выложить на своем поле солнышко. При этом элементы разного цвета распределены не поровну: в коробке одного ребенка преимущественно лежат желтые детали, а в коробке другого – синие. Таким образом, возникает ситуация, в которой ребенок вынужден обращаться за помощью к своему сверстнику, просить нужные для его солнышка желтые элементы. После того как оба солнышка готовы, взрослый просит сделать над солнышком небо. На этот раз необходимых элементов не оказывается в коробочке другого ребенка.
При обработке результатов определялся уровень освоения навыки: 0-1 баллов – низкий уровень; 2-3 баллов – средний уровень; 4-5 баллов – достаточный уровень; 6 баллов – высокий уровень освоения навыки.
С помощью метода проблемных ситуаций мы определяли умение сотрудничать и умение различать эмоциональное состояние партнера.
Таблица 2.
Результаты констатирующего эксперимента по определению уровня навыки сотрудничать у детей дошкольного возраста
№ п/п, Имя ребенка |
1.Интерес к сверстнику |
2.Характер участия в действиях сверстника |
Средний балл |
Уровень освоения навыки |
1. Полина А. |
1 |
0 |
1 |
низкий |
2.Вика А. |
1 |
0 |
1 |
низкий |
3. Сережа В. |
1 |
2 |
3 |
средний |
4. Даниил Е. |
0 |
0 |
0 |
низкий |
5. Алина З. |
0 |
1 |
1 |
низкий |
6. Руслан З. |
0 |
0 |
0 |
низкий |
7. Ваня З. |
2 |
2 |
4 |
достаточный |
8. Софья К. |
2 |
0 |
2 |
средний |
9. Ярослав К. |
2 |
3 |
5 |
достаточный |
10. Артём К. |
0 |
0 |
0 |
низкий |
11. Даша М. |
3 |
0 |
3 |
средний |
12. Аня П. |
2 |
3 |
5 |
достаточный |
13. Стёпа П. |
1 |
2 |
3 |
средний |
14. Саша Р. |
3 |
0 |
3 |
средний |
15. Никита С. |
2 |
0 |
2 |
средний |
16. Маша С. |
0 |
1 |
1 |
низкий |
17. Лера Т. |
0 |
1 |
1 |
низкий |
18. Аделина Х. |
3 |
0 |
3 |
средний |
Низкий уровень – 44%; средний – 39%; достаточный – 17%; высокий уровень отсутствует
Таблица 3.
Результаты констатирующего эксперимента по определению уровня навыки различать эмоциональное состояние партнера у детей дошкольного возраста
№ п/п, Имя ребенка |
1.Степень выраженности сопереживания |
2.Степень проявления просоциальных форм поведения |
Средний балл |
Уровень освоения навыки |
1. Полина А. |
0 |
1 |
1 |
низкий |
2.Вика А. |
1 |
0 |
1 |
низкий |
3. Сережа В. |
2 |
1 |
3 |
средний |
4. Даниил Е. |
0 |
1 |
1 |
низкий |
5. Алина З. |
0 |
0 |
0 |
низкий |
6. Руслан З. |
1 |
1 |
2 |
средний |
7. Ваня З. |
3 |
1 |
4 |
достаточный |
8. Софья К. |
2 |
1 |
3 |
средний |
9. Ярослав К. |
2 |
2 |
4 |
достаточный |
10. Артём К. |
0 |
1 |
1 |
низкий |
11. Даша М. |
3 |
2 |
5 |
достаточный |
12. Аня П. |
3 |
2 |
5 |
достаточный |
13. Стёпа П. |
2 |
1 |
3 |
средний |
14. Саша Р. |
1 |
1 |
2 |
средний |
15. Никита С. |
0 |
2 |
2 |
средний |
16. Маша С. |
0 |
0 |
0 |
низкий |
17. Лера Т. |
0 |
1 |
1 |
низкий |
18. Аделина Х. |
0 |
2 |
2 |
средний |
Низкий уровень – 39%; средний – 39%; достаточный – 22%; высокий – нет.
Таким образом, использование
данных методов дает достаточно полную
картину коммуникативных
Как уже говорилось, чтобы проводить специальную работу по преодолению недостатков коммуникативного поведения у дошкольников, необходимы предварительные наблюдения за детьми.
Наблюдения за детьми ведутся
во время наивысшей речевой
Коммуникативное поведение в процессе наблюдений за ребенком подвергается анализу по следующим параметрам.
Характеристика
Предпочитаемый адресат общения. Выявляют, направлен ли ребенок преимущественно на взрослого, либо на сверстника. Отмечают, занял ли сверстник ведущее положение по сравнению с взрослыми в поле восприятия дошкольника (начиная со среднего дошкольного возраста), имеется ли предпочтение сверстников (по эмоциональному, деловому, игровому, познавательному принципу).
Содержание общения. Внимательно наблюдают за содержанием общения ребенка с взрослым (о чем спрашивает, сообщает). Преобладает ли предметное, внеситуативно-познавательное или внеситуативно-личностное содержание. То же и в отношении со сверстником – отражаются ли в общении игровые и личностные отношения.
Степень сформированности «схемы беседы».
Характеристика используемых в процессе общения неречевых средств. Проводят анализ неречевых коммуникативных средств (естественных и изобразительных жестов, мимических движений). Отмечают, используются ли они более активно при недостатке речевых средств.
Информация о работе Аспект развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста