Аспект развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическое и опытно-экспериментальное изучение способов развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: коммуникативные навыки у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирования коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретический аспект развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 6
1.1 Проблема развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста 6
1.2 Средства развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 12
1.3 Игровая деятельность – особый вид деятельности детей дошкольного возраста в процессе развития коммуникативных навыков 16
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 22
2.1. Изучение коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 22
2.2 Организация и проведение исследования по развитию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 27
Выводы по второй главе 30
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 36

Файлы: 1 файл

kursovaya_1.docx

— 91.92 Кб (Скачать файл)

Основой в развитии коммуникативной  деятельности является способность к согласованным действиям с учётом позиции другого. Формирование этой способности у детей - длительный процесс, начинающийся ещё в раннем детстве и активно протекающий на протяжении всего школьного периода. Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности. В своей развитой форме коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать мнообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, умение оценивать ситуацию, учитывать намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к регуляции собственного речевого поведения и т.д.

 

1.2 Средства  развития коммуникативных навыков  у детей среднего дошкольного возраста

Особо значимым аспектом деятельности воспитателя детского учреждения является коммуникативный аспект. С профессионально значимой целью воспитатель вступает во взаимодействие с отдельными детьми и со всей группой. Условиями успешности взаимодействия с детьми является наличие у воспитателя внутренней готовности действовать совместно и желание найти подход к каждому ребенку. Психология доверия, так необходима в совместной деятельности с детьми, дети ждут от воспитателя проявления внимания, тепла, любви, и важно оправдать эти ожидания. Без этого трудно рассчитывать на взаимное сотрудничество. Воспитатель должен стремиться, чтобы его педагогическое общение с детьми было эффективным и в наибольшей степени способствовало их психическому развитию [16, с. 317].

Таким образом, первое условие, предъявляемое к педагогической деятельности воспитателя ДОУ, работающего  с детьми дошкольного возраста – это знание и владение функциональными компонентами педагогической деятельности.

Гностический компонент  мы будем рассматривать, как знание воспитателем своей деятельности по развитию коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста, психологических особенностей воспитанников, их потребностей.

Конструктивный компонент  мы будем рассматривать, как конструирование педагогом своей деятельности и деятельности воспитанников по развитию коммуникативных навыков с учетом ближних целей воспитания и способов их реализации (занятия, совместная деятельность).

Организаторский компонент  – создание мотивации у воспитанников  к предстоящей деятельности, организация  совместной деятельности с помощью разнообразных форм и методов, стимулирование познавательной активности воспитанников.

Коммуникативный компонент  – построение межличностных взаимодействий и отношений на основе восприятия психологического состояния детей, установление психологического климата с группой и каждым воспитанником, управление процессом совместной деятельности.

Все компоненты педагогической деятельности часто описываются  через систему соответствующих  навыков педагога (А.А. Реан). Представленные компоненты не только взаимосвязаны, но и в значительной степени пересекаются [22, с. 217-218].

Спецификой обучения детей  в детском саду является то, что  оно осуществляется в разных формах. Адекватный подбор форм и методов  в деятельности воспитателя является вторым условием организации педагогической деятельности воспитателя по развитию коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста.

Основной формой организации  обучения детей в детском саду является образовательная деятельность. В режиме дошкольного учреждения для каждой возрастной группы, определяется время проведения образовательной деятельности, как правило, это утренние часы. В процессе образовательной деятельности дошкольники не изучают основы наук. Они лишь включаются в учебную деятельность, чтобы научиться учиться. Это, прежде всего, необходимо уметь слушать воспитателя, воспринимать задание и выполнять его, словом понимать учебную задачу. В образовательной деятельности у них формируются не только знания и навыки осуществлять ту или иную деятельность, но и способность контролировать и оценивать свои действия. В непосредственно-образовательной деятельности дети систематически усваивают знания, формируют умения и навыки. У воспитанников формируется отношение к людям, к миру.

Непосредственно-образовательная  деятельность – специально организованная форма обучения. Для дошкольного возраста принципиально отличается от урока тем, что проводится на основе игры (подвижной, сюжетной, игры с правилами и др.), а также других специфических для дошкольника видов деятельности: изобразительной, конструктивной и пр. [9, с.43].

Непосредственно-образовательная  деятельность не является единственной формой обучения. В обучении детей дошкольного возраста используются и другие формы. Обучение в детском саду может осуществляться в дидактических играх, которые могут использоваться как самостоятельная форма, а могут включаться в качестве составной части непосредственно-образовательная деятельность.

Межпредметные связи в  процессе обучения могут рассматриваться  не только с точки зрения общности методов, приёмов, форм преподнесения знаний, выработки умений и навыков, но и с точки зрения общности между предметами в плане развития умственных способностей учащихся, воспитания их творческой активности и самостоятельности.

Так, средствами формирования коммуникативных навыков в непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи являются:

  • Умение раскрывать тему, основную мысль;
  • Находить материал к высказыванию;
  • Систематизировать материал собранный к высказыванию;
  • Строить высказывания в определённой композиционной форме правильно, точно, ясно и по возможности ярко;
  • Определять авторскую позицию;
  • Высказывать собственное отношение.

Учащиеся, работая с текстом, не только отрабатывают навык чтения, но и учатся пользоваться чтением  как средством получения информации и обогащения своего читательского  опыта

Важное средство – знакомство с дополнительной литературой: словарём, энциклопедией, справочниками.

Большое внимание должно уделяться  диалогу. Это способствует  умственному поиску, заставляет ребенка быть внимательным, собранным, быстро и чётко отвечать на вопросы. Поэтому работу по формированию речевой деятельности необходимо проводить по таким направлениям:

  • работа над развитием речевого аппарата;
  • уточнение и обогащение словарного запаса;
  • формирование грамматического навыка;
  • работа над связной речью;
  • формирование навыков воспринимать высказывания.

Для создания эмоционально-благоприятной  ситуации в непосредственно-образовательной деятельности используют:

  • игровые приёмы;
  • занимательный текстовой материал;
  • задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения.

Обновление и инновации  в процессе обучения способствуют развитию коммуникативных способностей дошкольников, развитию личностного творческого потенциала, поэтому должны преобладать в работе педагога [6, c.13].

 

1.3 Игровая деятельность – особый  вид деятельности детей дошкольного возраста в процессе развития коммуникативных навыков

Одним из условий развития коммуникативных навыков является создание игровой среды для ребенка. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и  самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка. Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие  на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.

С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать, что воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.

В игре эффективно воспитывается  умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.

В процессе развития игры ребенок  переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были [14, c.55].

Педагогическая работа по руководству игрой в качестве условия развития коммуникативных навыков отражается в перспективных планах в нескольких аспектах: 

- приемы педагогического  влияния на содержание игр; 

- помощь детям при реализации  игры; 

- развитие сюжета; 

- формирование  взаимоотношений  между участниками игры.

Перед знакомством с новой  игрой должна проводится предварительная работа:

- чтение, 

- экскурсии, 

- показ наглядного материала, 

- изготовление атрибутов  к игре.

Особое значение в правильном планировании игры является постоянный анализ и оценка воспитателями  своих действий и действий детей в игре. Воспитатели в своих записях отражают результаты целенаправленных наблюдений за игровой деятельностью.

В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между  собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с  интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в формировании и развитии коммуникативных способностей и взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика. Необходимо помнить, что при организации и проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку, в зависимости от его интересов и способностей. Поэтому необходимым условием является поддержка и развитие  всего лучшего, что может быть в ребенке [19, c.76].

Театрализованная игра как  один из ее видов является эффективным  средством коммуникативного развития и создает благоприятные условия  для развития чувства партнерства  и освоения способов позитивного  взаимодействия. Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий  потенциал театрализованной игры используется недостаточно.

Театрализованные игры применяются  главным образом в качестве некоего  «зрелища» на праздниках. В каждой возрастной группе имеются разнообразные виды театров (настольные, кукольные, пальчиковые), которые используются в различных видах деятельности. Дети свободно владеют техникой исполнения, проявляют творчество, распределяют роли, инсценируя знакомую сказку. Совместно с воспитателями изготавливают необходимые атрибуты.

Театрализованные игры свободны в импровизации, не подчиняются жестким  правилам и условиям. Дети разыгрывают  различные сюжеты, ситуации, беря на себя чьи-то роли. Тем самым  вступают в разнообразные контакты между собой  и по собственной инициативе имеют возможность строить взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.  Эти игры особенно полезны для развития образной и выразительной речи.

Вторая группа игр –  игры с правилами. К ним относятся  дидактические, настольные, подвижные игры. Четкими правилами эти игры способствуют познавательному, двигательному развитию. Основной  компонент игры – правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Правило открыто, т.е. адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. Поэтому оно может стать средством осознания своего поведения и овладения им. Игра с правилами развивает у ребенка необходимые способности: во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, несмотря на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться [18, c.77].

Игру необходимо  использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Такие занятия-игры предусматривают  формирование у детей знаний и  навыков, необходимых для доброжелательного  общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения.

Игровые задания подбираются  по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие  детям расслабиться.

Информация о работе Аспект развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста