Белорусская народная творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определение содержания, форм и методов воспитания любви к родному краю у детей среднего дошкольного возраста на основе ознакомления с произведениями белорусского народного творчества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..……….3
Теоретические основы исследования ……………………………………..5
1.1Воспитание у дошкольников любви к родному краю как педагогическая проблема……………………………………………………………….5
1.2 Возможности народного творчества в воспитании любви к родному краю…………………………………………………………………………………….8
Вывод по главе 1 ……………………………………………………………………………16
Экспериментальная часть …………………………………………………….18
2.1 Выявление и характеристика представлений и отношений к родному краю детей среднего дошкольного возраста……………18
2.2 Методика воспитания любви к родному краю у детей среднего дошкольного возраста на основе ознакомления с произведениями белорусского народного творчества……………..22
Вывод по главе 2 …………………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………………………..28
Список использованной литературы………………………………………….30
Приложения……………………………………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Курсовая Прохор (4).docx

— 94.34 Кб (Скачать файл)

Воспитание в детях чувства любви к Родине с использованием элементов народного творчества предполагает, прежде всего, организацию такой атмосферы, в которое разученные произведения народного творчества становятся частью жизни ребенка, используются в разных ситуациях. Для этого воспитателю следует начинать знакомство с фольклором с постижением местных (региональных) народных традиций и опираться на такие виды деятельности детей, как исполнительство, творчество, слушание и музыкальное образование.

Специфика образовательного процесса заключается в опоре на импровизацию, как единый творческий процесс развития ребенка, активное включение в работу аудиовизуального восприятия фольклорных традиций детьми, построения обучения на основе игровой деятельности и мотивации детей.

Сказки. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Точно также как песни матери, сказки открывают ребенку в мир в окно, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои. Сказки волную, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по-своему передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любить его народ.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок.

Пословицы и поговорки

Поговорка не несёт нравоучительного смысла и является частью суждения. Поговорка, как правило, служит для характеристики лица (“денег (у него) куры не клюют”), действия (“убил двух зайцев”, ), обстоятельства (“когда рак на горе свистнет”).

Пословица – краткое изречение, приноровляемое к разным случаям жизни. Поговорка очень близка к пословице, но в отличие от неё не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него. Пословицы и поговорки могут использоваться в воспитательных целях ребенка. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Пословица – прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой - оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности - положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых пренебрегающих своими священными обязанностями – педагогическим и т.д.

Пословицы и поговорки – это жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть, и глубокая любовь к человеку, к Отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране.

Былины

Былины являются тем самым элементом устного народного творчества, по которому можно судить о значении фольклора в жизни народности и нации. Следует отметить, что эпосный материал (былины) редко пользовался вниманием воспитателей-дошкольников. Возможно, это связано из-за их трудной читаемости и нежелания педагогов понять тот глубокий смысл и исторический реализм, заложенный в каждой из них.

Рядом с былинами стоят только сказки и песни, но если вспомнить, что былины одновременно и сказывались и пелись, то их своеобразие в фольклоре станет очевидным. Однако, и пелись и сказывались былины по-особому. От песен они отличаются торжественностью тона, а от сказок величавостью, грандиозностью рассказывания. Все эти качества передаются ёмким греческим словом "эпос": это и повествование, и речь, и стих. Былины говорят о любви к родине, о доблести и беззаветной храбрости, о бескорыстии верности долгу. Пафос былин, возникших много веков назад и несущих в себе черты давно отшумевших событий, не может не волновать.  Былинный эпос воплотил в себе кодекс героического поведения, явил образец для подражания, обладал влекущей силой примера. Даже враг представал могучим, чтобы подвиг героя становился ещё более значительным. Всё противостоящее богатырской этике воссоздавалось как несоответствующее героическому идеалу. Так что в целом масштаб героической идеализации остаётся непременной приметой эпоса.

Историки культуры находят в былинном эпосе многие достоверные черты старинного быта. Из былины можно узнать о свадебном чине и о правилах древнего благочестия, Об устройстве городских стен и ворот, о росписи и украшениях в теремах, о воинском оружие, составе дружины, об игре на гуслях, об устройстве ладьи и сохи. Множество примет исчезнувшего древнего быта делают былины ценным источником историко-культурных знаний о жизни наших предков.

Вывод по главе 1

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.  
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке.  Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. 
         Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. 
       Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома; труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. 
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

 

 

 

 

Глава 2 Экспериментальная часть исследования

2.2 Изучение уровня знаний детей о Беларуси и о белорусских произведениях искусства

В исследовании принимали участие 16 детей среднего дошкольного возраста, посещающих ясли-сад аг. Лядно, Слуцкого района, Минской области. Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе, с целью выявления знаний детей о Беларуси и белорусских произведениях искусства, был проведен опрос детей по специально составленному опроснику. Первая часть была направлена на определение общих представлений дошкольников о своей стране, вторая - на выяснение знаний о белорусской национальной одежде.

На первом этапе педагогического эксперимента мы определи уровень знаний испытуемых дошкольников о белорусском народном творчестве. С этой целью нами было подобрано 10 вопросов согласно программным требованиям к уровню знаний детей по белорусскому народному творчеству детей среднего дошкольного возраста (Приложение 1).Эти вопросы были заданы детям средней группы.

Правильность ответов каждого испытуемого оценивалось баллам по следующей системе:

3 балла – полный правильный  ответ;

2 балла – недостаточно полный, с незначительными ошибками ответ;

1 балл – ответ неправильный. 

Уровень знаний о белорусском народном творчестве:

3 балла – высокий уровень;

2 балла – средний уровень;

1 балл – низкий уровень.   

На основании проведенного исследования были получены следующие данные:

- почти все ребята могут назвать  страну, в которой они живут; но  не знают, как называют людей, проживающих в Беларуси;

- меньшая часть детей (7 человек) сумела назвать президента страны, некоторые только после подсказки (в основном знают только фамилию). Были и те, кто не знает слова  «президент».

- не совсем понятным оказалось  для некоторых слово «столица».

- большая часть детей не понимает  слова «сінявокая» (15), объясняют  это как «много людей с синими  глазами», много «синего неба», «много рек».

- только несколько из ребят  сумели назвать белорусские народные  сказки («Лиса, петух и кот», «Лиса  и заяц» и др.). В основном  называли авторские сказки.

- большинство детей (13) из серии  представленных картинок не сумело  выбрать белорусский национальный  костюм.

- основным отличием белорусской  национальной одежды ребята считают  орнамент, узор, некоторые - материал, из  которого она сделана.

- половина ребят (8 человек) сумели  правильно показать символику  страны.

- дети практически не знают  пословиц и поговорок на белорусском  языке. Это во многом может  быть обусловлено и развитием  речи.

- дошкольники знают песни на  белорусском языке. В основном  это те, которые были подготовлены  к «Калядкам» и «Масленице».

Следует отметить, что практически все дошкольники были в затруднении, когда было необходимо выбрать произведения белорусского декоративно-прикладного искусства. Они не отличают их от произведений других народов.

Таким образом, исходя из анализа опроса детей, можно сделать вывод, что у детей сформированы представления о своей стране, но практически отсутствуют знания о белорусском народном творчестве. Это может быть обусловлено упущением в планировании педагогического процесса, несерьезного отношения к данному вопросу.

На 2 этапе исследования мы провели работу, которая заключается в формировании у детей среднего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родной деревни аг. Лядно, Слуцкого района, Минской области, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее средствами белорусского декоративно-прикладного искусства и фольклором. Педагогическая работа на протяжении месяца проводилась с учетом полученных данных диагностики. Помимо групповых занятий проводились подгрупповые, игры, индивидуальная работа с детьми; также давались устные рекомендации родителям дошкольников.

Целью нашей работы было увеличение интереса к родной деревне, ее истории и культуре.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

- развивать у детей эмоционально - ценностное отношение к своему  краю.

- формировать интерес каждого  дошкольника к настоящему и  прошлому страны, умение видеть  историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т.д.), воспитывать  уважение и гордость.

- познакомить детей с культурным  наследием аг. Лядно, Слуцкого района, Минской области.

- предоставить возможность дошкольникам  почувствовать себя маленькими  участниками жизни деревни.

- просвещать молодых родителей  через детей, оказывать личный  пример своим детям, приобщая  их посильно беречь и приумножать  богатство родной деревни.

В процессе работы по формированию представлений о родном крае детей решались также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, фольклор, национальная музыка, изобразительное искусство.

Слушая песни и стихи о Родине и родном городе, о подвигах, о труде, о природе родной страны, истории об исторических местах ребята более полноценно усваивали материал. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

Были использованы следующие формы работы: рассказы, экскурсии, развлечения, беседы и т.д.

С целью формирования у детей знаний о родном крае нами был разработан план коррекционной работы, в соответствии с требованиями учебной программой дошкольного образования [Приложение 3]. Обучение велось по следующим направлениям:

- учебная деятельность (включала  в себя подобранный комплекс  занятий). Некоторые занятия заканчивались  продуктивным видом деятельности (рисование, аппликация), что позволило  закрепить знания детей на  практике.

- общение (как правило, это были  познавательные беседы, которые  проводились в первой и во  второй половине дня, вне занятий). Беседы чаще всего проходили  в форме диалога и сопровождались  иллюстрациями.

Цель познавательных бесед – закрепить полученные на занятиях знания расширить представления о родной деревне и ее исторических местах. Дети с удовольствием слушали истории о родном крае.

- познавательно практическая деятельность  включала в себя целевые прогулки, мини-экскурсии, рассматривание альбомов  с иллюстрациями («Белорусский альбом»)

- игровая деятельность включат  ряд игр, дидактических игр, цель  которых закрепить знания о  достопримечательностях деревни.

- художественная деятельность  включает сочинение творческих  рассказов, рисунки, беседы

В дошкольном учреждении в группе оформлен небольшой уголок по знакомству с родным краем, где собраны книги с иллюстрациями, которые дети могут свободно рассматривать в удобное для них время.

Музыкальный руководитель планирует разучивание с детьми песни на белорусском языке, что позволит закрепить ранее полученные знания.

Таким образом, в результате проведенной нами целенаправленной работы, были углублены знания детей о культуре и истории родного края и вместе с тем, о белорусском народном творчестве.

Таким образом, осознанный выбор методов ознакомления детей с родным краем, при комплексном подходе к данному вопросу способствует повышению познавательной и эмоциональной активности. Создание развивающей среды, способствующей развитию личности ребёнка на основе народной культуры. Организация работы с родителями закрепляет полученные на занятиях сведения. Результативность проведенной работы: сформирование у детей знания о родном крае; развитие познавательного интереса к городу, восхищение им; воспитание любви к родному краю, желание беречь и охранять его; воспитание детей на лучших традициях культуры.

Информация о работе Белорусская народная творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей среднего дошкольного возраста