Белорусская народная творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определение содержания, форм и методов воспитания любви к родному краю у детей среднего дошкольного возраста на основе ознакомления с произведениями белорусского народного творчества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..……….3
Теоретические основы исследования ……………………………………..5
1.1Воспитание у дошкольников любви к родному краю как педагогическая проблема……………………………………………………………….5
1.2 Возможности народного творчества в воспитании любви к родному краю…………………………………………………………………………………….8
Вывод по главе 1 ……………………………………………………………………………16
Экспериментальная часть …………………………………………………….18
2.1 Выявление и характеристика представлений и отношений к родному краю детей среднего дошкольного возраста……………18
2.2 Методика воспитания любви к родному краю у детей среднего дошкольного возраста на основе ознакомления с произведениями белорусского народного творчества……………..22
Вывод по главе 2 …………………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………………………..28
Список использованной литературы………………………………………….30
Приложения……………………………………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Курсовая Прохор (4).docx

— 94.34 Кб (Скачать файл)

На третьем этапе исследования мы провели повторную диагностику знаний дошкольников об истории родного края. Результаты констатирующего и контрольного эксперимента занесены в таблицы (Приложение 4).

При повторной диагностике в группе увеличилось количество ребят с высоким уровнем развития с 25% до 38.5%, то есть на 15.5%. В то время как с низким уровнем развития количество детей уменьшилось с 31.5% до 12.5%.

Таким образом, мы убедились в том, что при правильно организованной, целенаправленной работе, даже за короткий промежуток времени можно улучшить показатели детей по уровню знаний о родном крае и белорусских произведениях искусства. Следует отметить, что подобную работу необходимо вести постоянно, чтобы закреплять полученные навыки.

 

2.2 Методика воспитания любви к родному краю у детей среднего дошкольного возраста на основе ознакомления с произведениями белорусского народного творчества

В современных дошкольных учреждениях организовываются различные виды детской деятельности, которые помогают развитию интересов и способностей дошкольников. Работу по ознакомлению дошкольников с родным краем целесообразнее вести по следующим направлениям:

· знакомство с природой родного края;

· знакомство с профессиями и людьми труда;

· знакомство с историей и культурой народа.

В данной работе важен и выбор формы работы с детьми. Педагог находит для детей такой способ деятельности, чтобы содержание ее согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступна каждому ребенку. Наиболее эффективны следующие формы:

-специально-организованные  занятия по ознакомлению с  народным

искусством (например “Народныя майстры Беларусі”, “Знаёмства з працай ганчара” и др.);

-создание музейных экспозиций;

-выставки, организованнные  в детском саду;

-встречи с народными  умельцами и посещение мастерской  художника;

-праздники и развлечения;

-рассматривание иллюстраций  к белорусским народным сказкам, изделий декоративно-прикданого  искусства, ремесленных изделий;

-дидактические и сюжетно  – ролевые игры (“Упрыгожым ляльцы  хату да свята”);

-чтение произведений  и инсценировки;

-прослушивание белорусских  мелодий, исполнение песен, народных  танцев и др. 
          Выше перечисленные формы и методы реализуются через разнообразные виды деятельности детей в дошкольном учреждении.

Большую роль в приобщении дошкольников к национальной культуре

Беларуси занимают организация этнографических выставок, работа в музеях, созданных в дошкольных учреждениях, проведение праздников, ознакомление дошкольников с произведениями декоративно-прикладного искусства.

В планирование образовательной работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, необходимо включать такие темы: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Я и мое имя», «Наша Родина – Беларусь», «Наши защитники», «Милые мамы», «Великий праздник – День Победы», «Корма—мой родной городской посёлок».

Воспитателям необходимо так организовать работу с детьми по расширению и пополнению знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. 

С этой целью необходимо использовать разнообразные виды организации игровой деятельности. 

1) Ролевые игры, основанные на моделировании  социального содержания деятельности, традициях проведения праздников  и обрядов: «Бабулін падворак», «Калядныя  вечары», «Свята беларускіх гульняў».

2) Подвижные игры, отражающие национальные  обряды, праздники: «Лянок», «Проса», «Гарлачыкі», «Млынок», «Пастух і статак»,  
«Работнікі», «Мак», «Запляціся, пляцень». 

3) Игры-драматизации  по мотивам белорусских песенок  и сказок: «Зіма з летам сустракаецца, пра здаровейка пытаецца», «Дамавік», «Як варона салаўём прыкінулася».

4) Игры-путешествия: «Экскурсия по городу», «Путешествие  по Белоруссии (Курган Славы, Хатынь, Брестская крепость)», «Поездка в  Минск», «Путешествие по рекам  и озёрам Беларуси», «Азёры роднага  краю», «Рэкі роднага краю», «Буйныя  гарады Беларусі», «Запаветныя мясціны  Беларусі».

5) Дидактические  игры: «Отбери картинки, где изображены  животные, встречающиеся в наших  лесах», «С какого дерева листок», «Тайны запаведнага лесу», «Магазин  сувениров» др. Закреплению знаний  детей о республике способствуют  дидактические игры типа: «Хто  дзе жыве» (Хто жыве ў Віцебску, Гомелі іг.д.), «Рэкі і азёры  Беларусі», и «Расскажи мальчику  из другой республики о своей  стране», «Узнай и назови знаменитые  места г. Минска», «Что за место, в каком городе оно находится», «Что бы ты рассказал о Минске, если бы был экскурсоводом», «Путешествие  по карте Беларуси» и др. Материалом  для игр служат фотографии, открытки, альбомы, гербарий, рисунки детей, значки, предметы белорусского декоративно-прикладного  искусства.

6) Игры соревновательного  характера, стимулирующие активность  детей в приобретении и демонстрации  знаний национальных особенностей, традиций, фактов истории: конкурс-викторина «Спадчына», «Па сукенцы бачаць, хто такі ідзе» (знатакі беларускага адзення), «Што, дзе, калі», конкурс «Вытокі», «Крыжаванкі».  
Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог, прежде всего, сам должен хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только данной местности, доступно показать связь родного города (села) со всей страной. Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе много заводов, фабрик, высотных домов, широких проспектов. Другой город славен своим революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялись в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря [14, с. 39].

В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.

Важно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

- люди работают  на заводах, фабриках, стройках, в  разных учреждениях, в магазинах, на фермах, на полях и т.д. (в  зависимости от специфики области). Они всегда готовы помочь друг  другу, результаты труда людей  этого края необходимы не только  тем, кто живет в данной местности:

- в родном  городе, районе, селе, как и в других  местах, соблюдают народные традиции; отмечают общенародные знаменательные  даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу  в армию, чествуют знаменитых  людей, ветеранов труда и т.д.;

- в родном  краю могут жить люди разных  национальностей. Они вместе трудятся, отдыхают;

- здесь, как  и по всей нашей стране, люди  должны беречь и охранять природу;

- каждый  человек, любящий Родину, должен  проявить уважение к труду, интерес  к культуре родного народа [13, с. 42].

Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путём простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город или поселок является частью страны, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории страны - рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.

При ознакомлении детей с родным городом эффективным методом является моделирование. Работая с планом города, дети придумывают, как обозначить известные достопримечательности города

Таким образом, знакомство дошкольников с родным краем является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному - город, страна. Знакомство с двором, улицей, на которой живет ребенок, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Для этого необходимо использовать походы, во время которых дети знакомятся с местностью.

По словам А.П. Усовой "словесное народное творчество заключает в себе поэтические ценности" [15, с. 54]. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Все вышеперечисленные формы работы указывают на это, остается разработать комплексную методику их применения.

Рассмотрим педагогические возможности использования некоторых малых форм детского фольклора:

Загадка – это иносказательное изображение какого-нибудь предмета или явления, которое нужно отгадать, узнать. Загадки рассчитаны на сообразительность, на нестандартность мышления. Загадка основана на иносказании. Соответственно загадка способствует умственному развитию.

Пословица – синтаксически законченная конструкция, как правило, состоящая из двух (иногда более) частей. Эти части, как правило, соединены причинно-следственной связью и выражают нравоучение, назидание: “Без труда” – если не будешь трудиться, “не выловишь и рыбку из труда” – ничего не добьёшься.

Поговорка, в отличие от пословицы, не несёт нравоучительного смысла и является частью суждения. Поговорка, как правило, служит для характеристики лица (“денег (у него) куры не клюют”), действия (“убил двух зайцев”, ), обстоятельства (“когда рак на горе свистнет”).

Пословица – краткое изречение, приноровляемое к разным случаям жизни. Поговорка очень близка к пословице, но в отличие от неё не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него. Пословицы и поговорки могут использоваться в воспитательных целях ребенка.

С одной стороны, детский фольклор связан с магической силой воздействия слова, с другой - это способ развития ребёнка (так, «Ладушки», например, связаны с координацией движения, скороговорки – с развитием речи), и, кроме того, это музыкально-поэтическая среда, в которой формировалось внимание к слову, умение владеть им.

В самих названиях жанров детского фольклора (колыбельная, пестушка, потешка, закличка, приговорка, прибаутка, дразнилка, считалка, скороговорка) выражается их цель. И об этом легко догадаются сами ребята.

Потешка – от глаг. потешать. Потешка – всякая детская игрушка. Потешливый – забавный, занимательный, смешной, увеселяющий. Потешник, потешитель – тот, кто потешает; актёр, скоморох.

Пестушка –от глаг. пестовать, нянчить, носить, воспитывать, растить, холить, ходить за ним. Потешки и пестушки призваны развлечь или отвлечь ребенка. В процессе повторения их развивается речь малыша. Если задеуствованы действия с пальчиками, то это способствует развитию мелкой моторики.

Колыбельная –от колыбель. “Колыбать” – “качать, укачивать”. Так же способствует развитию речи, интонации, ритма [4, с.11].

Таким образом, использования форм малого фольклора может идти как для развития психических процессов: памяти, мышления, воображения, так и развитию речи. Широко использование детского фольклора на учебных занятиях, занятиях музыкой и физкультурой. Так же можно использовать малые формы фольклора, сопровождая режимные процессы в дошкольном учреждении. Вывод: Таким образом, ознакомление дошкольников с народным творчеством - важная и актуальная педагогическая проблема. Через него идет развитие позновательных процессов, воображения, формирование чувства гордости за свою страну. Воспитывается старательность, аккуратность, инициативность. Также, через близкое и родное творчество своего народа дети понимают и творчество других народов, а в целом научаются чувствовать общее, человеческое.

Таким образом, знакомство дошкольников с родным краем является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному - город, страна. Знакомство с двором, улицей, на которой живет ребенок, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Для этого необходимо использовать походы, во время которых дети знакомятся с местностью.

Вывод по главе 2

Белорусский фольклор – душа белорусского искусства. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство. 

Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

  Пестушки, колыбельные песни, пословицы, загадки, сказки играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, воспитатели в своей работе используют народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, пословицы, загадки, сказки. Всё это богатство белорусского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что в последние годы повысился интерес исследователей к разработке вопросов, связанных с ознакомлением дошкольников с различными сторонами окружающей действительности и воспитанием у них на этой основе любви к родному краю, стране.

Информация о работе Белорусская народная творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей среднего дошкольного возраста