Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 22:52, курсовая работа
Цель исследования – определение содержания, форм и методов воспитания любви к родному краю у детей среднего дошкольного возраста на основе ознакомления с произведениями белорусского народного творчества.
Введение………………………………………………………………………………..……….3
Теоретические основы исследования ……………………………………..5
1.1Воспитание у дошкольников любви к родному краю как педагогическая проблема……………………………………………………………….5
1.2 Возможности народного творчества в воспитании любви к родному краю…………………………………………………………………………………….8
Вывод по главе 1 ……………………………………………………………………………16
Экспериментальная часть …………………………………………………….18
2.1 Выявление и характеристика представлений и отношений к родному краю детей среднего дошкольного возраста……………18
2.2 Методика воспитания любви к родному краю у детей среднего дошкольного возраста на основе ознакомления с произведениями белорусского народного творчества……………..22
Вывод по главе 2 …………………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………………………..28
Список использованной литературы………………………………………….30
Приложения……………………………………………………………………………………..32
Цель нашего исследования заключалась в определении содержания, форм и методов воспитания любви к родному краю у детей среднего дошкольного возраста на основе ознакомления с произведениями белорусского народного творчества.
В связи с этим были решены следующие задачи:
1) Теоретически обоснованы возможности белорусского народного творчества в воспитании любви к родному краю у детей среднего дошкольного возраста.
2) Выявлены и охарактеризованы уровни развития представлений и отношения к родному краю у детей среднего дошкольного возраста.
3) Разработана и апробирована методика воспитания любви к родному краю у детей среднего дошкольного возраста на основе ознакомления с произведениями белорусского народного творчества.
В результате проведенного исследования мы выяснили, что знания детей в данной области не прочные и не глубокие.
Благодаря проведенной работе у детей расширились представления о родной деревне, появился интерес к познанию нового в данном направлении, расширился словарный запас. Ознакомление дошкольников с родным краем должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы.
Таким образом, у детей среднего дошкольного возраста можно сформировать чувство любви к родному краю под воздействием произведений белорусского народного творчества, если правильно осуществить подбор произведений, которые способствую воспитанию патриотических чувств, когда знакомство с народным творчеством является составляющей частью общей системы ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. М., 1999.
2. Бодрова Е. Народное творчество в воспитании детей //Дошкольное воспитание. - 1989. - №10. - С. 12-14.
3. Братская Т.Б. Ознакомление старших
дошкольников с белорусским
4. Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Козлова С.А. Родной край. - М., 1990.
5. Виноградова Н.Ф., Файзулина Р.Ш.
Народное творчество как
6. Далучэнне дзяцей да
7. Дубінін Дз.У., Дубініна Дз.М. Мая родная старонка: Дапам. для педагогаў дашк. устаноу. - Мн.: Полымя, 2000.
10. Князева О.Л., Маханева М.Д., Приобщение
детей к истокам русской
11. Максимов Ю.В. Роль народного
прикладного искусства в
12. Музей старажытнабеларускай культуры / Пад рэд. Н.М. Тарасевич, Мн.,1988.
13. Наш край беларускі: Дапаможнік для выхавацеляў дзіцячага сада / Уклад. Т.А. Шаблоўская. - Мазыр, 2002.
14. Нетрадиционные формы
15. Никонова Л.Е. Патриотическое
воспитание детей старшего
16. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание. 2003. - №6.- С .25-27
17. Пантелеев Г.Н. Декоративное искусство - детям. М., 1976.
18. Панцялей Р.М. і інш. Як адзначаць з дзецьмі народныя святы. - Мн.,.1993.
19. Пралеска. Воспитание и обучение
детей в дошкольном учреждении.
Базисная программа и
21. Рондели Л.Д. Народное декоративно-
22. Сахута М.Я. Фарбы роднай зямли. - М.,1985.
23. Сахута Я.М. Беларускае народнае мастацтва. Мн., 1980.
24. Сасонюк Н.Ф. Народные пословицы
в патриотическом воспитании
детей старшего дошкольного
25. Сілівон В.А. Навучанне дашкольнікаў дэкаратыунай творчасці: Кн. Для выхавацеляу дзіцячых садоў. - Мн.,1989.
26. Сулимханова Х.И. Влияние образцов
устного народного творчества
на формирование нравственных
качеств детей дошкольного
27. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. М., 1985.
28. Халикова Р.Ш. Народное творчество
как средство воспитания любви
к родному краю у детей
29. Цітоў В.С. Народная спадчына:
Матэрыяльная культура у
30. Шылько Т.М. З роднай мовай па Беларусі: Дапаможнік для настаўнікаў. - Мн.,2002.
Вопросы для определения уровня знаний дошкольников о Белорусском народном творчестве:
1.Ребята, в какой стране мы живем?
2.Кто является президентам Белоруссии?
3.Как вы считаете что такое «столица»?
4.Какой город является столица Белоруссии?
5.Как вы думаете почему Белоруссию называют синеглазой?
6.Назавите Белорусские народные сказки.
7.Какие вы знаете пословицы и поговорки на белорусском языке?
8.Какие песни вы можете спеть на белорусском языке?
9.Что является символикой Белоруссии?
10.Выберите на картинках белорусский народный костюм?
Приложение 2
Результаты опроса дошкольников средней группы.
№ П/П |
Фамилия и имя ребенка |
Баллы за ответы |
Средний балл |
Уровень | |||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | ||||||||
1 |
Ачаповская Мария |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1.4 |
низкий | ||||
2 |
Барисевич Даша |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1.9 |
средний | ||||
3 |
Бордак Алина |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2.7 |
высокий | ||||
4 |
Залужный Женя |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1.3 |
низкий | ||||
5 |
Вечер Алина |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1.4 |
низкий | ||||
6 |
Гордиевич Ксения |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2.9 |
высокий | ||||
7 |
Канонович Марина |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2.3 |
средний | ||||
8 |
Макавкина Лиза |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2.3 |
средний | ||||
9 |
Матусевичь Илья |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2.6 |
высокий | ||||
10 |
Носава Виктория |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2.3 |
средний | ||||
11 |
Писарик Максим |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2.3 |
средний | ||||
12 |
Радюк Александра |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1.7 |
средний | ||||
13 |
Синькевич Максим |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1.2 |
низкий | ||||
14 |
Холод Даша |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2.8 |
высокий | ||||
11 15 |
Щасновичь Илья |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2.4 |
средний | ||||
16 |
Анципвич Палина |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1.8 |
низкий |
Высокий уровень – 4 человек – 25 %
Средний уровень – 7 человек – 43.75 %
Низкий уровень – 5 человек – 31.25 %
Результаты повторного опроса дошкольников средней группы.
№ п/п |
Фамилия и имя ребенка |
Баллы за ответы |
Средний балл |
Уровень | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | ||||
1 |
Ачаповская Мария |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1.7 |
Средний |
2 |
Барисевичь Даша |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2.4 |
Средний |
3 |
Бордак Алина |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2.8 |
Высокий |
4 |
Залужый Женя |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1.4 |
Низкий |
5 |
Вечер Алина |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1.7 |
Средний |
6 |
Гордиевич Ксения |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2.9 |
высокий |
7 |
Канановичь Марина |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2.6 |
высокий |
8 |
Макавкина Лиза |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2.5 |
Средний |
9 |
Матусевичь Илья |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2.7 |
Высокий |
10 |
Носава Вика |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2.5 |
Средний |
11 |
Писарик Максим |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2.8 |
Высокий |
12 |
Радюк Александра |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1.6 |
Средний |
13 |
Синькевичь Максим |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1.4 |
Низкий |
14 |
Холод Даша |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2.9 |
Высокий |
15 |
Щасновичь Илья |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2.5 |
средний |
16 |
Анципович Палина |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1.9 |
средний |
Высокий уровень – 6 человек – 38.5 %
Средний уровень – 8 человек – 50 %
Низкий уровень – 2 человек – 12.5 %
Приложение 3
Знакомство детей с устным народным творчеством
Средняя группа
№ п/п |
тема |
Содержание и задачи |
Совместная деятельность |
1 |
«Как люди жили раньше» |
Конкретизировать представление о традиционном убранстве Белорусской избы. Закрепить знание правил гостеприимства, приобщать к бытовой и семейной культуре предков. |
Познавательная деятельность: Знакомство с белорусской народной сказкой «Каза-манюка» Игровая деятельность: игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям» Экскурсия в музей «Белорусская хатка» Музыкальные игры «Встречаем гостей» Дидактические игры «Что лишнее?» Рисование:«Ковры и половики наших бабушек». Лепка: «Миска» |
2 |
«Каза-манюка» |
Разыгрывание представления по мотивам белорусской народной сказки «Каза-манюка». Узнавание знакомых сказок по определенным фразам из них. |
Познавательная деятельность: Рассматривание деревянных ложек Музыкальная деятельность: Игра на ложках Театрализованная деятельность: Инсценировка сказки «Каза-манюка». Лепка: «Дорога ложка к обеду» |
3 |
Знакомство с предметами быта |
Познакомить с прялкой и веретеном. Прививать интерес к культуре родного народа. |
Познавательная деятельность: Беседа о предметах белорусского обихода и их назначениях. Художественная литература: Белорусская народная сказка: «Курачка-Рабка», Дидактическая игра: «Разрезная картинка», Подвижная игра «Кто быстрее накрутит нить на веретено». Лепка: «Клубочек из бабушкиного сундучка» |
4 |
«Колыбельная песня» |
Знакомство с новыми колыбельными песнями, исполнение детьми уже знакомых песен |
Художественная литература: Чтение колыбельных песенок с рассматриванием иллюстраций Музыкальная деятельность: слушание колыбельных песен |
5 |
«Старинная белорусская одежда» |
Конкретизировать представления о традиционном народном костюме, развивать интерес к нему. Учить классифицировать предметы одежды, использовать в речи соответствующие собирательные существительные |
Познавательная деятельность: Рассказ воспитателя «Что носили раньше?» Рассматривание иллюстраций (рубашка, сарафан, лапти, лента). Аппликация: «Укрась сарафан» Художественная литература: Чтение белорусской народной сказки «Аленка» с рассматриванием иллюстраций Игровая деятельность: Дидактическая игра: «Сложи узор», «Укрась платочек» |
6 |
«Зимние святки» |
Формировать мировоззрение на лучших традициях белорусской национальной культуры, побуждать к импровизации с использованием различных выразительных средств |
Познавательная деятельность: Рассказ воспитателя о обычаях колядования. Разучивание загадок о зиме, примет, колядок. Рисование «Новогодняя елка» Трудовая деятельность: Коллективный
труд по оформлению группы к празднику
Нового года |
7 |
«Масленица» |
Познакомить детей со старинным белорусским праздником Масленица. Углубить интерес к культуре своего народа. На музыкальных развлечениях познакомить с малыми формами фольклора, хороводными играми, народной музыкой, стимулировать запоминание малых форм фольклора, привлекать к изготовлению атрибутов для театрализованных представлений |
Познавательная деятельность: Рассказ воспитателя «Масленица дорогая» Беседа «Зима весну пугает, а сама тает» Ответы детей на вопросы воспитателя. Рассматривание альбомов «Весна» Разучивание закличек, загадок о весне. Участие в празднике детского сада «Масленица» Художественная литература: А.Дзеружынскі «Пралеска» Рисование «Первые проталинки» Аппликация «Первые весенние цветы» |
8 |
«Роспись силуэтов дымковской игрушки» |
Продолжить знакомство с дымковской игрушкой. Использование на занятии русских народных костюмов. |
Познавательная деятельность: Рассказ воспитателя о славных дымковских мастерах, Техникой ее изготовления. Рассматривание узоров. |