Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:23, курсовая работа
Слабовидящие дети - дети, страдающие значительным снижением остроты зрения (от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией) либо расстройствами периферического зрения. Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется неточностью, фрагментарностью, замедленностью, что значительно обедняет чувственный опыт таких детей, препятствует познанию ими окружающего мира. Обучение и воспитание слабовидящих детей осуществляется в специальных дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушениями зрения.
Педагогический процесс строится с учетом возможностей этих детей и их своеобразия. При этом необходимо соблюдение специальных педагогических и гигиенических требований: рациональное распределение учебных занятий, обеспечение соответствующего уровня освещенности, применение корригирующих и тифлотехнических средств, организация специальных занятий по коррекции отклонений в психологическом развитии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
I. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ…………………………………………………………………..….…5
2.СОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ) В ДЕТСКОМ САДУ…..........................................................................................12
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА (ВИДА) СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ…………………………………………….……17
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ(КОНСУЛЬТАЦИИ)………………………………………..…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…..24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..……………..25
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
I. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА С
2.СОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯ
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА
(ВИДА) СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)
ШКОЛЫ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ…………………………
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Роль зрения в жизни человека неоспорима. Зрение это самая ценная и самая хрупкая из систем человеческого организма. С рождения в течение всей жизни человека зрение не только развивается, но и изменяется под воздействием колоссальных нагрузок. Ведь именно при помощи глаз человек получает почти 90% информации об окружающем мире. Хрупкость и ранимость зрения особенно заметны в детском возрасте – юный организм еще не достаточно укреплен, а значит, подвержен различным вредным влияниям. Факторов ведущих к значительному снижению или даже потере зрения великое множество. Это и инфекции, и травмы, и чрезмерные нагрузки.
В России, по данным
Министерства здравоохранения,
При нарушениях зрения у ребенка страдает чувственное (визуальное)
восприятие окружающего
мира - основа познания окружающей
действительности. Снижается двигательная
и познавательная активность, что
может привести к задержке
психофизического развития. Поэтому
так важно как можно раньше,
с первых дней жизни, обследова
Ведь резкое снижение остроты зрения ограничивает процесс познания окружающего мира, влияет на развитие речи, памяти, воображения.
Поэтому очень важно
помочь ребенку эффективно
Для предупреждения появления возможных отклонений в развитии большое значение имеет правильно и своевременно организованная система коррекционно-педагогических воздействий. Для дошкольников имеются специальные детские сады; детей, ослепших в школьном возрасте, направляют для обучения в школы слепых детей.
Слабовидящие дети
- дети, страдающие значительным
снижением остроты зрения (от 0,05
до 0,2 на лучше видящем глазу
с оптической коррекцией) либо
расстройствами
Педагогический процесс
строится с учетом
I. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
Характеристика зрительных нарушений
Как известно, зрение
играет важную роль при
Категория детей, имеющих зрительный дефект, по состоянию нарушений зрения весьма разнообразна и неоднородна как по остроте центрального зрения, так и по характеру глазных заболеваний.
К детям с нарушением зрения относятся:
- слепые с полным
отсутствием зрения и дети
с остаточным зрением, при
- слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией; - дети с косоглазием и амблиопией.
Слабовидящие дети - дети, страдающие значительным снижением остроты зрения (от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптич. коррекцией) либо расстройствами периферич. зрения. Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется неточностью, фрагментарностью, замедленностью, что значительно обедняет чувственный опыт таких детей, препятствует познанию ими окружающего мира.
При всех глазных
патологиях чаще всего
предметов, нарушается восприятие формы и величины предметов, расстояние восприятия.
Различают врожденные
и приобретенные формы глазной
патологии. При этом
Нарушение зрения
определяет слабое развитие
По степени сохранности остаточного зрения различают абсолютную (тотальную) и практическую слепоту. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью выключены зрительные ощущения. При практической слепоте наблюдается остаточное зрение, при котором сохраняется Светоощущение или форменное зрение. Светоощущение позволяет отличать свет от тьмы. При остаточном форменном зрении имеется возможность сосчитать пальцы вблизи лица, воспринимать свет, цвета, контуры, силуэты предметов на близком расстоянии. Остаточное зрение (по определению А.И. Каплан) - это своеобразное свойство глубоко поврежденного зрения в зависимости от различных клинических характеристик заболевания глаза, обусловленных ведущим и сопутствующим патологическим процессом, общим состоянием организма, нейропсихической сферы. Остаточное зрение характеризуется разностью возможностей зрительных функций, уровнем их сохранности, степенью устойчивости, взаимодействием и возможностью взаимной компенсации.
Дети, имеющие остроту центрального зрения 0,05-0,08 и более высокую, в процессе обучения могут пользоваться зрением. Однако функциональные возможности зрения зависят от состояния зрения лучше видящего глаза и других
зрительных функций,
таких как: цветовое и
У детей с врожденной
катарактой может быть
Слабовидение - это значительное снижение остроты зрения, при котором центральное зрение на лучше видящем глазу находится в пределах 0,05-0,2 или выше - 0,3 при использовании оптической коррекции.
Слабовидение возникает
вследствие глазных болезней
на фоне общего заболевания
организма. Чаще всего
Одной из причин
слабовидения является также
астигматизм - аномалия преломляющей
способности глаза, при
Таким образом, слабовидение характеризуется разнообразием нарушений зрительных функций, уровнем их сохранности, степенью выраженности патологии и возможностью взаимной компенсации.
В отличие от
остаточного зрения
Одной из распространенных
глазных патологий является
Термин «косоглазие» объединяет различные по происхождению и локализации поражения зрительной и глазодвигательной систем, вызывающее периодическое или постоянной отклонение (девиацию) глазного яблока. Различают мнимое, скрытое и истинное косоглазие.
Содружественное косоглазие характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного из глаз от совместной точки фиксации и нарушением функции бинокулярного зрения. Подвижность глаз во всех направлениях при этом свободна, угол отклонения правого и левого глаз равен как по величине, так и по направлению: косит чаще один глаз или оба глаза поочередно. В зависимости от того, куда отклонен глаз, наблюдается внутреннее или сходящееся и наружное или расходящееся косоглазие, а также косоглазие кверху и книзу. В ряде случаев может быть одновременно горизонтальное и вертикальное отклонение глаз.
Сходящееся косоглазие
(глаз косит в сторону носа)
встречается в 10 раз чаще, чем
расходящееся. Оно в 70-80% случаев
сочетается с дальнозоркой
Поэтому принято считать,
что не корригированная
Расходящееся косоглазие
соглазие бывает
При альтернирующем
Поэтому в процессе лечения необходимо «перевести» монолатеральное косоглазие в альтернирующее.
Успех в этом случае зависит
от времени выявления
Термином «амблиопия»
В зависимости от степени
понижения остроты зрения
Различают следующие виды
амблиопии: дисбинокулярная,
Дисбинокулярная амблиопия
возникает вследствие
Дисбинокулярная амблиопия
может быть двух видов:
амблиопия с неправильной (нецентральной) фиксацией (фиксирующим становится любой другой участок сетчатки).
Информация о работе Цели и задачи психолого-медико-педагогических комиссий