Цели и задачи психолого-медико-педагогических комиссий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Слабовидящие дети - дети, страдающие значительным снижением остроты зрения (от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией) либо расстройствами периферического зрения. Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется неточностью, фрагментарностью, замедленностью, что значительно обедняет чувственный опыт таких детей, препятствует познанию ими окружающего мира. Обучение и воспитание слабовидящих детей осуществляется в специальных дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушениями зрения.
Педагогический процесс строится с учетом возможностей этих детей и их своеобразия. При этом необходимо соблюдение специальных педагогических и гигиенических требований: рациональное распределение учебных занятий, обеспечение соответствующего уровня освещенности, применение корригирующих и тифлотехнических средств, организация специальных занятий по коррекции отклонений в психологическом развитии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
I. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ…………………………………………………………………..….…5
2.СОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ) В ДЕТСКОМ САДУ…..........................................................................................12
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА (ВИДА) СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ…………………………………………….……17
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ(КОНСУЛЬТАЦИИ)………………………………………..…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…..24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..……………..25

Файлы: 1 файл

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

I. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ  ЗРЕНИЯ…………………………………………………………………..….…5

2.СОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ  И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ) В ДЕТСКОМ САДУ…..........................................................................................12

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА (ВИДА) СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)  ШКОЛЫ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ  С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ…………………………………………….……17

II.  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ(КОНСУЛЬТАЦИИ)………………………………………..…22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…..24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..……………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

 Роль зрения в  жизни человека неоспорима. Зрение это самая ценная и самая хрупкая из систем человеческого организма. С рождения в течение всей жизни человека зрение не только развивается, но и изменяется под воздействием колоссальных нагрузок. Ведь именно при помощи глаз человек получает почти 90% информации об окружающем мире. Хрупкость и ранимость зрения особенно заметны в детском возрасте – юный организм еще не достаточно укреплен, а значит, подвержен различным вредным влияниям. Факторов ведущих к значительному снижению или даже потере зрения великое множество. Это и инфекции, и травмы, и чрезмерные нагрузки.

 

 В России, по данным  Министерства здравоохранения, более  миллиона детей страдают различными  заболеваниями глаз и нарушениями  зрения: близорукостью, дальнозоркостью,  нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет. Поэтому особое значение специалисты придают ранней диагностике нарушений зрения.

 

 При нарушениях  зрения у ребенка страдает  чувственное (визуальное)

 восприятие окружающего  мира - основа познания окружающей  действительности. Снижается двигательная  и познавательная активность, что  может привести к задержке  психофизического развития. Поэтому  так важно как можно раньше, с первых дней жизни, обследовать состояние зрительной системы ребенка, внимательно наблюдать за ходом ее развития, а при первых признаках неблагополучия обратиться за медицинской и психолого-педагогнческой помощью.

 

 Ведь резкое снижение  остроты зрения ограничивает  процесс познания окружающего мира, влияет на развитие речи, памяти, воображения.

 Поэтому очень важно  помочь ребенку эффективно использовать  осязание, слух, двигательно-тактильную  чувствительность, что в какой-то  мере компенсирует недостаток  зрения.

 Для предупреждения появления возможных отклонений в развитии большое значение имеет правильно и своевременно организованная система коррекционно-педагогических воздействий. Для дошкольников имеются специальные детские сады; детей, ослепших в школьном возрасте, направляют для обучения в школы слепых детей.

 Слабовидящие дети - дети, страдающие значительным  снижением остроты зрения (от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу  с оптической коррекцией) либо  расстройствами периферического  зрения. Зрительное восприятие при  слабовидении характеризуется неточностью, фрагментарностью, замедленностью, что значительно обедняет чувственный опыт таких детей, препятствует познанию ими окружающего мира. Обучение и воспитание слабовидящих детей осуществляется в специальных дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушениями зрения.

 Педагогический процесс  строится с учетом возможностей  этих детей и их своеобразия.  При этом необходимо соблюдение  специальных педагогических и  гигиенических требований: рациональное  распределение учебных занятий,  обеспечение соответствующего уровня освещенности, применение корригирующих и тифлотехнических средств, организация специальных занятий по коррекции отклонений в психологическом развитии.

 

 

 

 

 

 

I. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.

 

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

 

Характеристика зрительных нарушений

 Как известно, зрение  играет важную роль при ориентации  человека в окружающей действительности  и осуществлении многих сторон  его жизнедеятельности. Именно  с помощью зрительного анализатора ребенок получает информацию об окружающем мире. С самого рождения все движения и предметно-практические действия ребенка осуществляются при участии и под контролем зрения. Глубокое поражение зрения или полная слепота значительно ограничивают чувственное познание. Но каким бы низким не было зрение, сохранять его, а в некоторых случаях и улучшить его - важнейшая задача, в решении которой большая роль принадлежит родителям.2

 

 Категория детей,  имеющих зрительный дефект, по  состоянию нарушений зрения весьма разнообразна и неоднородна как по остроте центрального зрения, так и по характеру глазных заболеваний.

 

 К детям с нарушением  зрения относятся:

- слепые с полным  отсутствием зрения и дети  с остаточным зрением, при котором  острота зрения равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу;

- слабовидящие со  снижением зрения от 0,05 до 0,2 на  лучше видящем глазу с очковой  коррекцией; - дети с косоглазием  и амблиопией.

 Слабовидящие дети - дети, страдающие значительным  снижением остроты зрения (от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптич. коррекцией) либо расстройствами периферич. зрения. Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется неточностью, фрагментарностью, замедленностью, что значительно обедняет чувственный опыт таких детей, препятствует познанию ими окружающего мира.

 

 При всех глазных  патологиях чаще всего поражается  центральное зрение - острота зрения, в результате чего затрудняется  процесс рассматривания мелких 

 

 предметов, нарушается  восприятие формы и величины  предметов, расстояние восприятия.

 Различают врожденные  и приобретенные формы глазной  патологии. При этом наблюдаются  и наследственные заболевания  глаз. При заболевании глаз с  рождения ребенка осложняется  формирование определенного запаса  зрительных впечатлений, возникают трудности овладения ходьбой, предметно-практической деятельностью, ориентировкой в пространстве.

 

 Нарушение зрения  определяет слабое развитие психомоторной  сферы, запаздывает формирование  целенаправленных предметно-игровых  действий, появляются навязчивые стереотипные движения: раскачивание головы, туловища, размахивание руками. Все это объясняется обеднением чувственного опыта ребенка, разрывом связи между ребенком и окружающей действительностью.

 

 По степени сохранности  остаточного зрения различают абсолютную (тотальную) и практическую слепоту. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью выключены зрительные ощущения. При практической слепоте наблюдается остаточное зрение, при котором сохраняется Светоощущение или форменное зрение. Светоощущение позволяет отличать свет от тьмы. При остаточном форменном зрении имеется возможность сосчитать пальцы вблизи лица, воспринимать свет, цвета, контуры, силуэты предметов на близком расстоянии. Остаточное зрение (по определению А.И. Каплан) - это своеобразное свойство глубоко поврежденного зрения в зависимости от различных клинических характеристик заболевания глаза, обусловленных ведущим и сопутствующим патологическим процессом, общим состоянием организма, нейропсихической сферы. Остаточное зрение характеризуется разностью возможностей зрительных функций, уровнем их сохранности, степенью устойчивости, взаимодействием и возможностью взаимной компенсации.

 

 Дети, имеющие остроту  центрального зрения 0,05-0,08 и более  высокую, в процессе обучения  могут пользоваться зрением. Однако функциональные возможности зрения зависят от состояния зрения лучше видящего глаза и других

 зрительных функций,  таких как: цветовое и периферическое  зрение, а, прежде всего от остроты  центрального зрения. Известно, что  при атрофии зрительного нерва хуже видящий глаз не принимает участия в акте зрения.

 

 У детей с врожденной  катарактой может быть относительно  сохранное зрение, но отмечается  нарушение поля зрения, которое  характеризуется не только сужением  границ при определении формы и цвета объекта, но и при фиксации движущихся объектов.

 Слабовидение - это  значительное снижение остроты  зрения, при котором центральное  зрение на лучше видящем глазу  находится в пределах 0,05-0,2 или  выше - 0,3 при использовании оптической  коррекции. 

 Слабовидение возникает  вследствие глазных болезней  на фоне общего заболевания  организма. Чаще всего причиной  слабовидения является аномалия  рефракции. Наиболее распространенной  формой является миопия, затем  гиперметропия (дальнозоркость) и  астигматизм.

 

 Одной из причин  слабовидения является также  астигматизм - аномалия преломляющей  способности глаза, при которой  в одном глазу наблюдается  сочетание различных видов рефракции.  Астигматизм не всегда корригируется  очками, полная коррекция удается  в случаях несложного астигматизма. Иногда астигматизм бывает весьма сложным и не поддается корригированию очками, поэтому у детей возникают трудности овладения чтением, письмом и другими видами работ, где необходимо бинокулярное зрение.

 

 Таким образом,  слабовидение характеризуется разнообразием нарушений зрительных функций, уровнем их сохранности, степенью выраженности патологии и возможностью взаимной компенсации.

 В отличие от  остаточного зрения слабовидение  дает больше возможностей для  использования зрительного анализатора как ведущего в познании окружающего мира.

 Одной из распространенных  глазных патологий является косоглазие  и развивающаяся на его фоне  амблиопия. Косоглазие возникает  вследствие понижения остроты  зрения одного или обоих глаз  из-за нарушения рефракции (преломляющей способности глаза), расстройства аккомодации (приспособления глаза к рассматриванию предметов на разных расстояниях) и конвергенции (сведении осей глаз для видения предметов на близком расстоянии).

 

 Термин «косоглазие»  объединяет различные по происхождению и локализации поражения зрительной и глазодвигательной систем, вызывающее периодическое или постоянной отклонение (девиацию) глазного яблока. Различают мнимое, скрытое и истинное косоглазие.

 

 Содружественное косоглазие  характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного из глаз от совместной точки фиксации и нарушением функции бинокулярного зрения. Подвижность глаз во всех направлениях при этом свободна, угол отклонения правого и левого глаз равен как по величине, так и по направлению: косит чаще один глаз или оба глаза поочередно. В зависимости от того, куда отклонен глаз, наблюдается внутреннее или сходящееся и наружное или расходящееся косоглазие, а также косоглазие кверху и книзу. В ряде случаев может быть одновременно горизонтальное и вертикальное отклонение глаз.

 

 Сходящееся косоглазие (глаз косит в сторону носа) встречается в 10 раз чаще, чем  расходящееся. Оно в 70-80% случаев  сочетается с дальнозоркой рефракцией.

 Поэтому принято считать,  что не корригированная дальнозоркость является фактором, способствующим возникновению сходящегося косоглазия.

 Расходящееся косоглазие сопровождается  примерно в 60 % случаев близорукой  рефракцией. Есть основание полагать, что близорукость может быть  одним из факторов, способствующих возникновению расходящегося косоглазия.

 соглазие бывает односторонним  (монолатеральным) - косит постоянно  один глаз - и двусторонним (альтернирующим) - попеременно косят оба глаза.

 При альтернирующем косоглазии  зрение, как правило, достаточно  высокое и одинаковое в обоих глазах. Монолатеральное, постоянное косоглазие сложнее альтернирующего (то косит, то не косит), так как при нем в результате постоянного отклонения одного глаза, отсутствия фузии, довольно быстро развивается выраженная амблиопия.

 Поэтому в процессе лечения необходимо «перевести» монолатеральное косоглазие в альтернирующее.

 Успех в этом случае зависит  от времени выявления косоглазия, степени амблиопии и начала  восстановительного лечения. Чем  раньше оно начато, тем больше  возможностей для получения положительных результатов, что, однако удается сделать весьма нечасто потому, что сами родители не в состоянии заметить дефект. Острота зрения отклоненного глаза понижается, развивается амблиопия этого глаза. Функции зрения выполняет один глаз.

 Термином «амблиопия» обозначают  такие формы понижения зрения, которые не имеют видимой анатомической  или рефракционной основы. Наиболее  частой причиной амблиопии у  детей бывает косоглазие или  страбизм - не параллельность оптических  осей глаза, при этом к 85-90 % случаев косоглазия наблюдается разная степень снижения зрения, т.е. появление амблиопии.

 В зависимости от степени  понижения остроты зрения различают  амблиопию слабой (острота зрения 0,8 - 0,4), средней (острота зрения 0,3 - 0,2), высокой (острота зрения 0,1-0,05) и очень высокой (острота зрения 0,04 и ниже) степени.

 

 Различают следующие виды  амблиопии: дисбинокулярная, обскурационная, рефракционная, истерическая.

 Дисбинокулярная амблиопия  возникает вследствие расстройства  бинокулярного зрения. Понижение зрения развивается вследствие косоглазия.

 Дисбинокулярная амблиопия  может быть двух видов: амблиопия  с правильной (центральной) фиксацией  (фиксирующий участок - центральная  ямка сетчатки) и 

 амблиопия с неправильной (нецентральной)  фиксацией (фиксирующим становится любой другой участок сетчатки).

Информация о работе Цели и задачи психолого-медико-педагогических комиссий