Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:23, курсовая работа
Слабовидящие дети - дети, страдающие значительным снижением остроты зрения (от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией) либо расстройствами периферического зрения. Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется неточностью, фрагментарностью, замедленностью, что значительно обедняет чувственный опыт таких детей, препятствует познанию ими окружающего мира. Обучение и воспитание слабовидящих детей осуществляется в специальных дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушениями зрения.
Педагогический процесс строится с учетом возможностей этих детей и их своеобразия. При этом необходимо соблюдение специальных педагогических и гигиенических требований: рациональное распределение учебных занятий, обеспечение соответствующего уровня освещенности, применение корригирующих и тифлотехнических средств, организация специальных занятий по коррекции отклонений в психологическом развитии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
I. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ…………………………………………………………………..….…5
2.СОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ) В ДЕТСКОМ САДУ…..........................................................................................12
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА (ВИДА) СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ…………………………………………….……17
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ(КОНСУЛЬТАЦИИ)………………………………………..…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…..24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..……………..25
Рефракционная амблиопия
Причиной возникновения этого
вида амблиопии является
Обскурационная амблиопия
Истерическая амблиопия
Таким образом, понимание структуры зрительного дефекта позволяет организовать не только соответствующую медицинскую помощь, но правильно осуществлять психолого-педагогическую коррекционную работу. Но при этом необходимо знать и систему лечения зрения детей, с тем, чтобы способствовать активизации и упражнению нарушенных функций зрения. Зрительный дефект обусловливает ход психического развития ребенка при отсутствии специального обучения и воспитания, то есть коррекционных методов и средств помощи. Без этого дефект у ребенка может привести к целому ряду вторичных отклонений, сдерживающих процесс социальной адаптации и интеграции детей с нарушением зрения.
2.СОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ) В ДЕТСКОМ САДУ.
В настоящее время
существует сеть специальных
дошкольных учреждений
Целью данных учреждений является обеспечение лечения, возможного восстановления зрения и предупреждение ухудщения его состояния, а также создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью предупреждения появления вторичных отклонений при раннем выявлении глазной паталогии, и преодоление, ослабление или устранение недостатков познавательной деятельности, физических отклонений.
Дошкольное учреждение для
детей с нарушением зрения
работают по специальной
Эффективная работа детского
сада возможна при
Основными принципами
Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;
Комплексный (клинико-
Модификация учебных планов
и программ, увеличение сроков
обучения, перераспределение учебного
материала и изменение
Дифференицированный подход к детям в зависимости от состояния зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальнях методов и форм работы с детьми;
Обеспечение стандарта
Система работы по специально-
Создание офтальмологических
условий в групповых комнатах
и специального распорядка
Детис нарышением зрения
ограничены в непосредственном
зрительном восприятии
Чтобы обеспечить детям обстановку, благоприятствующую процессу обучение необходимо:
1.создать соответстующие
2. оптимально использовать
3. применять специальные методы
обучения и вести коррекционно-
4. подходить к обучению
Для зрительного восприятия благоприятны такие условия: достаточная освещенность помещения, удобное размещение детей за столами, расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения.
В детском саду для детей с нарушением зренияупражнения для глаз должны быть включены в структуру каждого занятия.
В игровой форме
Зачем нужно развивать
осязание и мелкую моторику
у детей со зрительной
Учеными давно доказано,
что осязание имеет тот же
механизм, что и зрение. Ведь если
зрячий человек рассматривает
какой-то большой предмет,
Рука чувствует плотность
тела, его гладкость или
В детском саду используются игры на развитие мелкой моторики .
Таким образом, мелкая моторика
- помогают ребенку
с нарушением зрения
-навыки тонкой моторики позволяют ребенку обслуживать себя;
-позволяют ребенку
на равных со зрячими
-способствуют повышению
самооценки ребенка, т.к. дают
возможность приобрести
Развитие ребенка
дошкольного возраста
В зависимости от
целей, задач, программного
Образовательную (формирование специальных знаний, обучение разнообразным двигательным умениям);
Коррекционно-развивающую
(развитие и коррекция
Оздоровительную (коррекция
осанки, плоскостопия, профилактика
соматических заболеваний,
Лечебную (лечение,
восстановление и компенсация
утраченных или нарушенных функ
Спортивную (совершенствование
физической, технической, тактической,
психической, волевой,
Рекреационную (организация досуга, отдыха, игровой деятельности)
В системе общих
занятий адаптивной физической
культурой в детском саду
Подвижные игры вырабатывают и прививают также навыки, необходимые в трудовой деятельности и повседневной жизни. Они развивают и укрепляют такие качества, как воля, настойчивость, активность, инициатива, чувство и спортивных играх способствует овладению пространством, приобретению свободы и легкости в движениях и уверенности в себе, развивают координацию, быстроту, силу, смелость, слух, осязание.
Для, слепых с
остаточным зрением и
Желательно использовать подвижные игры разных народов. Народные игры, как известно, являются достоянием многих поколений, в них представлены образ жизни разных народов, национальные традиции и обычаи, понятия о чести, патриотизме, мужестве
Чтобы у ребенка с нарушением зрения развивались познавательная деятельность, речь, представления об окружающем мире и умение общаться, необходимо играть с ним в сюжетные игры, в которых отражаются события из жизни семьи. Эти игры помогут ребенку закрепить знания только в том случае, если кто-то из взрослых станет активным их участником.
Такие совместные игры очень полезны не только для развития ребенка, но и для налаживания эмоционально положительного контакта со взрослым.
Одной из важных
потребностей развития
Для ребенка с
нарушением зрения игра
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА (ВИДА) СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.
Система образования
для слепых и слабовидящих
носит как бы двухмерный
Система коррекционно-
Отбор детей в
специальные коррекционно-
Дошкольные учреждения:
Консультационно-практический
Дошкольные учреждения,
наряду с воспитанием,
Школьные учреждения
- это обычно школы-интернаты
Незрячие и слабовидящие
получают среднее образование
за 12 лет обучения. Наполняемость
классов в таких школах
Информация о работе Цели и задачи психолого-медико-педагогических комиссий