Цели и задачи психолого-медико-педагогических комиссий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Слабовидящие дети - дети, страдающие значительным снижением остроты зрения (от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией) либо расстройствами периферического зрения. Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется неточностью, фрагментарностью, замедленностью, что значительно обедняет чувственный опыт таких детей, препятствует познанию ими окружающего мира. Обучение и воспитание слабовидящих детей осуществляется в специальных дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушениями зрения.
Педагогический процесс строится с учетом возможностей этих детей и их своеобразия. При этом необходимо соблюдение специальных педагогических и гигиенических требований: рациональное распределение учебных занятий, обеспечение соответствующего уровня освещенности, применение корригирующих и тифлотехнических средств, организация специальных занятий по коррекции отклонений в психологическом развитии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
I. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ…………………………………………………………………..….…5
2.СОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ) В ДЕТСКОМ САДУ…..........................................................................................12
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА (ВИДА) СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ…………………………………………….……17
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ(КОНСУЛЬТАЦИИ)………………………………………..…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…..24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..……………..25

Файлы: 1 файл

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

 

 Основные задачи  специальной школы - становление  полноправной личности, коррекция  нарушений зрения, обеспечение образования, соответствующего по объему и уровню образованию, предлагаемому массовыми школами, развитие способностей ребенка и осуществление трудовой подготовки.

 

 Возраст детей,  обучающихся в классах охраны  зрения, 7-11 лет. Наполняемость классов составляет 15-17 человек, а при наличии детей с нарушениями психического развития - 10-12 человек. Обучение в таких специальных классах продолжается от одного до четырех лет. По ходу обучения педагоги решают, в какой тип учреждения и куда следует направить ребенка для дальнейшего обучения (в специальную школу, в массовую школу, в школу для детей с задержками психического развития и др.). Основные цели специальных классов охраны зрения для детей с амблиопией и косоглазием - достижение учащимися общей образовательной готовности, а также готовности к продолжению образования на следующих ступенях без специальной тифлопедагогической и медицинской поддержки.

 

 Существует и такая  форма школьного образования,  как гимназия-интернат для слепых  и слабовидящих детей (Москва, Харьков). Выбор гуманитарного или естественно-математического направления в дальнейшем дает возможность детям с нарушениями зрения реализовать свои интеллектуальные возможности. Однако подобных учреждений недостаточно, и расширение сферы углубленного среднего специального образования для слепых и слабовидящих детей – актуальный вопрос.

 

 Профессиональное  образование. Специальных профессиональных  учреждений для инвалидов по  зрению существует немного. Это  музыкальное училище для слепых  в г. Курске, медучилища в Санкт-Петербурге, Кисловодске и Геническе, где незрячие могут освоить специальность массажиста, богословский курс обучения в Санкт-Петербурге. Существует единственное в России высшее учебное заведение для слепых и слабовидящих - Институт культуры и искусства в Москве. Многие инвалиды по зрению сегодня получают образование в лучших вузах страны совместно с нормально видящими студентами.

 

 Школы восстановления  трудоспособности слепых (ШВТС): это  реабилитационные центры для  инвалидов по зрению, которым трудно адаптироваться в социальную среду или для тех, кто потерял зрение в более позднем возрасте. ШВТС существуют в Санкт-Петербурге, Волоколамске, Бийске.

 

 ШВТС занимаются  подготовкой слепых и слабовидящих  к трудовой деятельности. Эта  подготовка включает 1)обучение самостоятельной ориентировке в большом и малом пространстве, самообслуживанию, культурным навыкам поведения, чтению и письму по системе Брайля, плоскопечатному письму на машинке и рукоделию 2)физическое воспитание 3) проведение профилактических мероприятий по формированию зрительного восприятия и 4)обучение навыкам гигиены зрения. В ШВТС инвалиды по зрению получают информацию о деятельности ВОС, им оказывается психологическая помощь, цель которой снять депрессию и сформировать адекватное отношение к своему дефекту и т. п. Данный тип учреждений находится на попечении ВОС.

 

 ВОС - это организация,  осуществляющая связь между инвалидами  по зрению и обществом. Организация  ВОС была создана по инициативе  самих инвалидов по зрению. ВОС  оказывает содействие в образовании, трудовой подготовке и повышении культурного уровня инвалидов по зрению. Таким образом, ВОС на практике пытается осуществлять процесс интеграции инвалидов по зрению в общество нормально видящих. Сегодня ВОС не может в полной мере осуществлять свои функции в связи с изменениями последних лет в социально-экономической и политической сферах страны.

 

 Учебно-производственные  предприятия (УПП). После Великой  Октябрьской Социалистической Революции  и окончания Гражданской войны  остро встал вопрос о трудоустройстве инвалидов по зрению. Несколько попыток создать трудовые учреждения для слепых в 20-30 годы закончились неудачно и лишь в 1943 году УПП передали ВОС, которая начала проводить активную работу по расширению сети УПП. К 1963 году проблема трудоустройства незрячих была полностью решена путем создания предприятий для слепых, которые могли быть самоокупаемыми. Некоторые категории незрячих (с дополнительной патологией, сельские жители) обеспечивались работой на дому. УПП не только обеспечивали инвалидов по зрению работой, но и занимались их реабилитацией и интеграцией (обучение ориентировке в пространстве, самообслуживанию, организация досуга, ознакомление с правами инвалидов, обучение письму и чтению по системе Брайля, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий). Сегодня многие УПП закрыты, а оставшиеся по существу являются медико-психолого-реабилитационными центрами. Причина закрытия УПП состоит в том, что в нынешних условиях эти предприятия не могут себя окупать, не имея никакой поддержки со стороны государства. Благодаря техническому прогрессу автоматизирована ручная работа, которую мог предложить незрячий, и стало невыгодно содержать таких работников. Труд человека гораздо медленнее и дороже труда машин, к тому же, для эффективного труда незрячих необходимо вводить и дополнительный обслуживающий персонал (нормально видящие мастера, специалисты по реабилитации и пр.). На сегодняшний день многие инвалиды по зрению остаются нетрудоустроенными.

 

 Другие специальные  учреждения: клубы по интересам для слепых и слабовидящих (например, при ДК им. Шелгунова в Санкт-Петербурге), специальные библиотеки слепых и компьютерные центры

 

 

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ(КОНСУЛЬТАЦИИ).

 

Целью деятельности психолого-медико-педагогической комиссии является создание целостьной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

 

Задачи ПМПК:

Раннее выявление и  предупреждение отклонений в развитии, затрудняющих социальную адаптацию  ребенка.

Достоверная комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика  нарушений развития ребенка и  его резервных возможностей.

Определение специальных  образовательных потребностей детей  и подростков с отклонениями в  развитии.

Определение специальных  условий обучения и воспитания детей  и подростков с отклонениями в  развитии в соответствии с диагностированной  структурой дизонтогенеза.

Разработка и апробация  индивидуально ориентированных  методов диагностико-коррекционной  работы с детьми, проходящими обследование, отражение в рекомендациях способов внедрения наиболее эффективных  из этих методов с последующим  отслеживанием динамики и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в соответствующие образовательные условия

Контроль эффективности  разработанных рекомендаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей  страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет. Поэтому особое значение специалисты придают ранней диагностике нарушений зрения.

 

 Однако основными  новыми средствами познания становятся  слух и осязание. Дети должны  заново обучаться процессам самообслуживания, ориентировки в пространстве, новым  способам овладения знаниями. Для  предупреждения появления возможных отклонений в развитии большое значение имеет правильно и своевременно (сразу же после утраты ребенком зрения) организованная система коррекционно-педагогических воздействий. Для дошкольников имеются специальные детские сады;

 Слабовидящие дети - дети, страдающие значительным снижением остроты зрения (от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией) либо расстройствами периферического зрения. Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется неточностью, фрагментарностью, замедленностью, что значительно обедняет чувственный опыт таких детей, препятствует познанию ими окружающего мира. Обучение и воспитание слабовидящих детей осуществляется в специальных дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушениями зрения.

 Педагогический процесс строится с учетом возможностей этих детей и их своеобразия. При этом необходимо соблюдение специальных педагогических и гигиенических требований: рациональное распределение учебных занятий, обеспечение соответствующего уровня освещенности, применение корригирующих и тифлотехнических средств, организация специальных занятий по коррекции отклонений в психологическом развитии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Алексеева Л.С. Влияние  внутрисемейных отношений на  формирование личности ребенка. - М., 1994.

2. Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения./ Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. М., 1985.

3. Выгодский Л.С. Эмоции  и их развитие в детском  возрасте // Собр. соч. - М., 1982. - Т. 2.

4. Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье. Сб. науч. тр./под ред. Солнцевой Л.И. и Ермакова В.П.-М., 1979.

5. Гудрих Дженет Детское  зрение. Авторская методика естественного  восставления зрения. Спб., 2004.

6. Дети - инвалиды: защита  прав интересов. / Сборник, составитель Котова С.Ю.М., 2002.

7. Ермаков В.П., Якунин  Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей  с нарушением зрения: Учеб. Пособие  для студ. высш. учеб. заведений.-М., 2000.

8. Захаров А.И. Как  предупредить отклонение в поведении  ребенка. М., 1986.

9. Кричевец А.Н. Математика  для психологов: А.Н. Кричевец, е.В.  Шикин, А.Г. Дьячков/ Под ред.  А.Н. Кричевец - М.: Флинта: Московский  психологический институт, 2003. - 376 с. (ст. 335)

10. Ковалев С.К. Психология  современной семьи. М., 1988.

11. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг/ Художник А.А. Селиванов. Ярославль. 2002.

12. Кей Алисин Феррел  Дошкольное воспитание в семье.  Советы по воспитанию слепых  и слабовидящих детей. Спб.  Городская Библиотека для слепых. 1995.

13. Лесгафт П.Ф. Семейное  воспитание ребенка и его значение. - М., 1990.

14. Мастюкова Е.М., Московкина  А.Г. Семейное воспитание детей  с отклонениями в развитии / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/  Под.ред. В.И. Селиверстова. - М., 2003.

15. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М, 2000.

16. Подколзина Е.Н. Некоторые  особенности коррекционного обучения  дошкольников с нарушением зрения // Дефектология, 2001. - №2.

17. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / редактор - составитель Райгородский Д.Я. - Самара, 1998.

18. Прейслер Гунилла.  Несколько замечаний о развитии  слепых детей / Спб. библиотека  для слепых 1994 г.

19. Советы для тех,  кто воспитывает детей с тяжелыми  нарушениями зрения. Заочная школа  для родителей./рецензент-составитель Коваленко Г.П.-М., 2001.

20. Спиваковская А.С.  Как быть родителем. М., 1986.

21. Солнцева Л.Н и  Хорош С.М. Советы родителям  по воспитанию слепых детей  раннего возраста. М., 1988.

22. Солнцева Л.И. Тифлопсихология  детства. - М.: Полиграф сервис, 2000.

23. Смурова Т.С. Социально-педагогическая  реабилитация инвалидов по зрению  в процессе их физической подготовки  и обучении танцам. Автореф. Канд. Дис. М., 1999

24. Специальная педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. пед.  Учеб. Заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. - второе издание. - М., 2002 г.

25. Феоктистовой В.А.  «Семья слепого ребенка». Журнал  «Школьный вестник», №1, 2003




Информация о работе Цели и задачи психолого-медико-педагогических комиссий