Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:23, курсовая работа
Слабовидящие дети - дети, страдающие значительным снижением остроты зрения (от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией) либо расстройствами периферического зрения. Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется неточностью, фрагментарностью, замедленностью, что значительно обедняет чувственный опыт таких детей, препятствует познанию ими окружающего мира. Обучение и воспитание слабовидящих детей осуществляется в специальных дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушениями зрения.
Педагогический процесс строится с учетом возможностей этих детей и их своеобразия. При этом необходимо соблюдение специальных педагогических и гигиенических требований: рациональное распределение учебных занятий, обеспечение соответствующего уровня освещенности, применение корригирующих и тифлотехнических средств, организация специальных занятий по коррекции отклонений в психологическом развитии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
I. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ…………………………………………………………………..….…5
2.СОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ) В ДЕТСКОМ САДУ…..........................................................................................12
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА (ВИДА) СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ…………………………………………….……17
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ(КОНСУЛЬТАЦИИ)………………………………………..…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…..24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..……………..25
Основные задачи специальной школы - становление полноправной личности, коррекция нарушений зрения, обеспечение образования, соответствующего по объему и уровню образованию, предлагаемому массовыми школами, развитие способностей ребенка и осуществление трудовой подготовки.
Возраст детей, обучающихся в классах охраны зрения, 7-11 лет. Наполняемость классов составляет 15-17 человек, а при наличии детей с нарушениями психического развития - 10-12 человек. Обучение в таких специальных классах продолжается от одного до четырех лет. По ходу обучения педагоги решают, в какой тип учреждения и куда следует направить ребенка для дальнейшего обучения (в специальную школу, в массовую школу, в школу для детей с задержками психического развития и др.). Основные цели специальных классов охраны зрения для детей с амблиопией и косоглазием - достижение учащимися общей образовательной готовности, а также готовности к продолжению образования на следующих ступенях без специальной тифлопедагогической и медицинской поддержки.
Существует и такая
форма школьного образования,
как гимназия-интернат для
Профессиональное
образование. Специальных
Школы восстановления трудоспособности слепых (ШВТС): это реабилитационные центры для инвалидов по зрению, которым трудно адаптироваться в социальную среду или для тех, кто потерял зрение в более позднем возрасте. ШВТС существуют в Санкт-Петербурге, Волоколамске, Бийске.
ШВТС занимаются
подготовкой слепых и
ВОС - это организация,
осуществляющая связь между
Учебно-производственные
предприятия (УПП). После Великой
Октябрьской Социалистической
Другие специальные учреждения: клубы по интересам для слепых и слабовидящих (например, при ДК им. Шелгунова в Санкт-Петербурге), специальные библиотеки слепых и компьютерные центры
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-
Целью деятельности психолого-медико-
Задачи ПМПК:
Раннее выявление и предупреждение отклонений в развитии, затрудняющих социальную адаптацию ребенка.
Достоверная комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика нарушений развития ребенка и его резервных возможностей.
Определение специальных образовательных потребностей детей и подростков с отклонениями в развитии.
Определение специальных условий обучения и воспитания детей и подростков с отклонениями в развитии в соответствии с диагностированной структурой дизонтогенеза.
Разработка и апробация
индивидуально ориентированных
методов диагностико-
Контроль эффективности разработанных рекомендаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет. Поэтому особое значение специалисты придают ранней диагностике нарушений зрения.
Однако основными
новыми средствами познания
Слабовидящие дети - дети, страдающие значительным снижением остроты зрения (от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией) либо расстройствами периферического зрения. Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется неточностью, фрагментарностью, замедленностью, что значительно обедняет чувственный опыт таких детей, препятствует познанию ими окружающего мира. Обучение и воспитание слабовидящих детей осуществляется в специальных дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушениями зрения.
Педагогический процесс строится с учетом возможностей этих детей и их своеобразия. При этом необходимо соблюдение специальных педагогических и гигиенических требований: рациональное распределение учебных занятий, обеспечение соответствующего уровня освещенности, применение корригирующих и тифлотехнических средств, организация специальных занятий по коррекции отклонений в психологическом развитии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Алексеева Л.С. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. - М., 1994.
2. Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения./ Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. М., 1985.
3. Выгодский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч. - М., 1982. - Т. 2.
4. Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье. Сб. науч. тр./под ред. Солнцевой Л.И. и Ермакова В.П.-М., 1979.
5. Гудрих Дженет Детское
зрение. Авторская методика
6. Дети - инвалиды: защита прав интересов. / Сборник, составитель Котова С.Ю.М., 2002.
7. Ермаков В.П., Якунин
Г.А. Основы тифлопедагогики:
8. Захаров А.И. Как
предупредить отклонение в
9. Кричевец А.Н. Математика для психологов: А.Н. Кричевец, е.В. Шикин, А.Г. Дьячков/ Под ред. А.Н. Кричевец - М.: Флинта: Московский психологический институт, 2003. - 376 с. (ст. 335)
10. Ковалев С.К. Психология современной семьи. М., 1988.
11. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг/ Художник А.А. Селиванов. Ярославль. 2002.
12. Кей Алисин Феррел
Дошкольное воспитание в семье.
13. Лесгафт П.Ф. Семейное
воспитание ребенка и его
14. Мастюкова Е.М., Московкина
А.Г. Семейное воспитание
15. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М, 2000.
16. Подколзина Е.Н. Некоторые
особенности коррекционного
17. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / редактор - составитель Райгородский Д.Я. - Самара, 1998.
18. Прейслер Гунилла.
Несколько замечаний о
19. Советы для тех,
кто воспитывает детей с
20. Спиваковская А.С. Как быть родителем. М., 1986.
21. Солнцева Л.Н и Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. М., 1988.
22. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. - М.: Полиграф сервис, 2000.
23. Смурова Т.С. Социально-
24. Специальная педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. пед. Учеб. Заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. - второе издание. - М., 2002 г.
25. Феоктистовой В.А. «Семья слепого ребенка». Журнал «Школьный вестник», №1, 2003
Информация о работе Цели и задачи психолого-медико-педагогических комиссий