Ценности молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 00:44, дипломная работа

Описание работы

Рeклама – знaчимый культурный фенoмен повседневнoсти несмотря на нaсыщенность ею социaльного пространства. Мнoжество разноoбразных видoв коммeрческой рeкламной инфoрмации на улицaх городoв и в торгoво-развлекательных цeнтрах, кинотеaтрах и кафe, общественном транспoрте и лифте, мeстах активного oтдыха (боулинг-клубы, бассейны, пейнтбол-клубы), на телевидении, радио, в Интернете и т.д. Рeклама характеризует культурный ландшафт информационного обществa.
Цель исследования – изучить влияние рекламы на формирование ценностей здоровья.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретический анализ формирования ценностей здоровья у старшеклассников…………………………………………………………………7
Подходы к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности……………………………………………...……………………………7
Формирование ценностей здоровья у старшеклассников……….14
Влияние рекламы на формирование ценностей здоровья……….20
Глава II. Экспериментальное исследование по определению влияния рекламы на представление о ценностях здоровья………………………………………..35
2.1. Организация исследования по определению влияния рекламы на представление о ценностях здоровья…………………………………………..35
2.2. Анализ и обработка результатов исследования………………….38
Заключение……………………………………………………………………..54
Библиографический список литературы…………………………………….57

Файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 242.54 Кб (Скачать файл)

Философско-культурологический подход имеет два направления. Первое направление рассматривает ценности с точки зрения их субъектно-объектного характера. Второй аспект рассматривает ценности в их межсубъектных отношениях. В философии ценностные ориентации определяются как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, всего человечества в целом, которые существуют в виде общественного идеала. Ценностные ориентации преломляются через призму индивидуальной жизнедеятельности и входят в структуру личности, являясь одним из источников мотивации ее поведения. Они служат важным фактором поведения отдельного человека и социальной регуляции взаимоотношений между людьми. Особое внимание уделяется взаимодействию субъекта и объекта ценностного отношения. Это область рассмотрения объективной истинности и отношения к ней человека. Часть философов придерживается определения ценностей как материальных и духовных объектов или их свойств, способных удовлетворять материальные и духовные потребности субъекта (общества, класса, личности). С этой точки зрения ценность появляется в процессе общения человека с окружающим миром, в котором предметы или явления удовлетворяют материальные и духовные потребности человека.

Классик западной аксиологической мысли Р.Перри в своих работах называл ценностями все то, что служит реализации потребностей и интересов. Любой объект интереса представляется ценностным фактом. Таким образом, ценность определяется интересом, который сам детерминирован ожиданием результата. В свою очередь ожидание результата – это субъективное обоснование ценности. [11, с. 85].

Большой вклад в изучение ценностей в рамках марксистского подхода внес В.П.Тугаринов. Его считают основоположником советской философской теории ценностей. «Ценности, — писал В.П. Тугаринов, — это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала. [11, с. 85-86].

В изучении ценностных ориентаций можно выделить пять направлений и теорий им соответствующих. Первое. Натуралистический психологизм (А. Мейнонг, Р. Б. Перри, Дж. Дьюи и К. И. Льюис), утверждающий, что источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых фактов. Второе. Трансцендентализм, который разрабатывался в Баденской школе неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) и связан с представлением о ценности как об идеальном бытии, соотносящимся не с эмпирическим, но с «чистым», или трансцендентальным, сознанием. Будучи идеальными, ценности не зависят от человеческих потребностей. Тем самым возникает проблема онтологической природы «нормативного сознания». Идеальное бытие, т. е. ценности, должны каким-то образом быть связаны с реальностью. И тут возможно либо вернуться к субъективному эмпирическому сознанию, идеализирующей абстракцией, от которого и выступает чистая нормативность, либо встать на позиции чистого спиритуализма, постулирующего сверхчеловеческий «логос». Третье. Персоналистический онтологизм, ярким представителем которого был М. Шелер. Он развил вторую из двух вышеназванных возможностей, связанную с идеей «логоса». Реальность ценностного мира, согласно Шелеру, гарантирована «вневременной аксиологической серией в Боге», несовершенным отображением которой служит структура человеческой личности [11, с. 87]. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует онтологическую основу личности. Н. Гартман попытался освободить аксиологию от религиозных предпосылок, но это снова поставило его перед проблемой независимого существования сферы ценностей. Четвертое. Культурно-исторический релятивизм, у истоков которого стоял В. Дильтей. Для него характерна идея аксиологического плюрализма, т. е. множественности равноправных ценностных систем, опознаваемых с помощью исторического метода. Для многих последователей Дильтея был характерен интуитивистский подход к истолкованию ценностного смысла культур (например, у О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина и др.). Пятое. Социологизм, который связан с такими именами, как М. Вебер, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс и др. Так, М. Вебер в своей «понимающей социологии» воспринял у неокантианцев представление о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта, и применил его к интерпретации социального действия и социального знания. В дальнейшем у Ф. Знанецкого и, особенно в школе структурнофункционального анализа Т. Парсонса, понятие ценности приобрело обобщенно методологический смысл как средство выявления социальных связей и функционирования социальных институтов.

Таким образом, ценности по своей природе идеальны, то есть им бессмысленно приписывать пространственно-временные качества, однако они немыслимы без их отношения к миру, к действительности, к бытию. Данное отношение ценности к бытию выражается в долженствовании. Положительная ценность – это ценность, которая должна быть. Отрицательная ценность – это ценность, которая должна быть устранена. Эта направленность на бытие является неотъемлемой чертой ценности. Ценности - это идеальные определенности, реализация которых служит разумному устройству действительности.

При смене системы ценностей и ценностных ориентаций возникает противоречие между различными смыслами и значениями старого и нового, традиционного и инициируемого. Ценностное противоречие переживается и осознается как трудность выбора и принятия решения. Оно разрешается в процессе ценностно-ориентировочной деятельности, ощущения удовлетворенности собой и ситуацией, сопоставления ценности целей и средств их достижения в новом опыте деятельности.

    1. Формирование ценностей здоровья у старшеклассников

Учебные заведения — школы, лицеи, гимназии, университеты и прочие — играют важнейшую роль в жизнедеятельности общества. Они занимают ключевое место в процессе вторичной социализации людей. Наряду с передачей знаний, умений и навыков подрастающим поколениям они формируют также определенные ценностные ориентации. Формирование этих ориентаций становится все более актуальным в последнее время в связи с обострением многих молодежных проблем (наркомания, преступность, физическое и духовное здоровье). Не в последнюю очередь названные проблемы обусловлены ущербностью ценностного мира современной молодежи и, следовательно, сбоями в процессе формирования ее ценностей.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива и самого ребенка.

Здоровье – основа формирования личности. Вспомним слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание» [45, с. 309].

Ребенок  должен осознавать, что быть здоровым – его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своем здоровье, психологически ущербен и не адаптирован в реальной жизни. Школьникам, испытывающим  проблемы со здоровьем, труднее учиться. И в первую очередь педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями.

На современном этапе в системе образования происходят сложные и неоднозначные процессы обновления. Наряду с бесспорными достижениями, связанными, например, с возможностью свободы выбора программ, технологий обучения, появлением инновационных, альтернативных образовательных учреждений, в последние годы остро встал вопрос о здоровье школьников. В многочисленных исследованиях медиков, физиологов, психологов, педагогов убедительно доказывается негативное влияние существующей системы обучения на здоровье и развитие подрастающего поколения.

Среди патогенных факторов риска, влияющих на рост заболеваний школьников, ученые отмечают неблагоприятную окружающую среду, личностные, поведенческие, физиологические факторы, а также сложившуюся систему организации образовательного процесса в школе. Основными негативными сторонами образовательного процесса считаются напряженный характер учебы, значительный объем учебных нагрузок,  нерациональное питание, снижение физических нагрузок. Значительную роль в ухудшении здоровья учащихся играет приобретение все в более раннем возрасте пагубных для здоровья привычек: курение, употребление спиртных напитков, наркомания.

По-мнению ученых, здоровье человека более чем на 50 % зависит от образа жизни, поведения человека, которое определяется уровнем общей культуры и культуры здоровья в частности [45, с. 311]. Как уже сказано, уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением.

Поэтому нет ничего важнее для школы, чем формирование у школьников потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих, стремления вести здоровый образ жизни. Школа сегодня  призвана не только сохранить здоровье ребенка, но и вселить в него уверенность в себе, научить его постоянно работать над своим совершенствованием.

Человеческое общество основывается на вечных ценностях, среди которых – здоровье, образование, творчество. Эти ценности являются ресурсом и залогом успешного развития общества и человека. Между тем, ресурсы здоровья в современной школе уменьшаются. Причина этого – длительное стрессогенное влияние учебного процесса. Поэтому перед школой возникла насущная проблема – забота о сохранении здоровья учеников как условия повышения качества жизни детей и качества работы школы. Актуальным стало сложившееся противоречие между потребностью общества и самой формирующейся личности в здоровье, здоровом образе жизни, с одной стороны, и в недостаточной ориентированности образовательного процесса школы на формирование культуры здоровья учащихся.

Состояние здоровья человека, его здоровый образ жизни, понимание (или непонимание) ценности здоровья во всем мире связывается с понятием культура личности, формирование которой в значительной степени приходится на детские годы. В связи с этим на первый план выдвигается роль педагога, обучающего и воспитывающего детей. Если педагог сам является убежденным сторонником здорового образа жизни и при этом считает своей миссией его пропаганду – он может добиться хороших результатов. Педагог должен не только хорошо представлять процессы формирования ценности здоровья у подрастающего поколения, но и сам обладать достаточно высоким уровнем здоровья.

Основные идеи, лежащие в основе принципов обучения и воспитания, формирующих культуру здоровья, стремление к здоровому образу жизни, достаточно просты, они вытекают из естественных проявлений и закономерностей жизнедеятельности организма старшеклассника [49, с. 431]:

  • доброжелательное и уважительное отношение к каждому ребенку;
  • объяснение учебного материала до полного понимания;
  • дифференцированный подход;
  • насыщенность занятий и соблюдение всех норм, методов, требований современного урока.

Современный старшеклассник понимает важность сохранения и укрепления здоровья для творческой, активной, социально полезной, а также для будущей трудовой деятельности. Учащиеся понимают, что и выбор профессии определяется особыми требованиями к состоянию здоровья.

Процесс формирования отношения к здоровью как ценности может осуществляться по трем взаимосвязанным направлениям:

  • усвоение знаний о здоровье и его значимости;
  • внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий;
  • организация оздоровительной работы.

Ценностное отношение к своему здоровью, культуру здоровья невозможно сформировать только на специальных уроках здоровья. Необходима целостная система учебно-воспитательной работы. Хотелось бы остановиться на вопросах использования материала учебных предметов для формирования культуры здоровья.

Есть много возможностей использования учебного материала для формирования культуры здоровья. Практически каждая дисциплина учебного плана обладает большими потенциальными возможностями для формирования ценности здоровьеориентированного сознания личности школьника.

Так, предметы гуманитарного цикла позволяют формировать духовное здоровье учащихся на основе общечеловеческих ценностей.

Большие возможности для формирования культуры здоровья у таких предметов как биология, математика, физика. Учителя математики используют на своих уроках исторический материал, связанный с возникновением и развитием олимпийского движения, составляя всевозможные вычислительные и логические задачи, способствующие воспитанию потребности в здоровом образе жизни.

Учителям начальных классов на каждом уроке следует включать материал о здоровом образе жизни, дают детям положительную установку, при организации внеклассной воспитательной работы широко применяют метод рисунков и символов, которые отражают настроение детей.

Очень важно прививать детям мысль, что они сами творцы своего здоровья. Заботясь о нравственном здоровье своих учеников, учителя включают в содержание уроков «Минутки для души» [45, с. 313].

Для вовлечения детей в здоровьесберегающую деятельность необходимы знания по вопросам сохранения и укрепления здоровья. С этой целью необходимо знакомить учащихся с различными естественными системами оздоровления. Говорить о соблюдении законов природы, двигательной активности, закаливании, роли позвоночника, биологических ритмах, коррекции зрения.

Говоря о здоровьесберегающих технологиях, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С начала учебного года у многих детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность, стресс. Поскольку стрессовые ситуации сопровождают человека всю жизнь, то бесполезно стараться оградить от них ребенка. Гораздо полезнее научить школьника их преодолевать, то есть осуществлять профилактическую работу. Сегодня учащегося важнее научить защищаться от стресса. Он должен уметь осознавать свои неприятности, напряжение, уметь обращаться за помощью, находить ее в себе самом, использовать специальные упражнения и приемы. При работе с детьми необходимо использовать методики формирования положительной мотивации, обучения школьников способам саморазвития стрессоустойчивости на уроках и во внеурочное время.

Таким образом, если общество действительно заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого невозможно, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а также всем миром. И определяющая роль в этом отводится школе. Ответственность за то, что менее 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, приняла на себя российская школа. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

Информация о работе Ценности молодежи