Сегодня трудно подвергнуть сомнению
актуальность проблем здорового образа
жизни. Здоровый образ жизни в настоящее
время широко пропагандируется среди
различных слоев населения в связи с заботой
о профилактике различных заболеваний,
контроля над весом, омоложения. Данная
пропаганда направлена на распространение
различных биологических добавок, медицинских
приборов, косметических и гигиенических
средств и т.д. и является частью прибыльного
бизнеса.
Нами было проведено исследование
по определению влияния рекламы на представление
о ценностях здоровья у старшеклассников
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 1» г. Малоярославца с октября 2012 г. по
май 2013 г. В нем принимали участие учащиеся
девятых, десятых и одиннадцатых классов.
По результатам методики «Диагностика
реальной структуры ценностных ориентаций
личности» С.С. Бубнова, можно сделать
вывод о том, что отношение к здоровью
как ценности присуще 69 старшеклассникам
(53,9%) 9-х, 10-х и 11-х классов СОШ № 1 г. Малоярославца.
Также к значимым ценностям испытуемые
отнесли следующие: помощь и милосердие
к другим людям (53,1%); приятное времяпровождение,
отдых (52,3%); общение (51,6%) и любовь (39,8%).
Результаты диагностики по
методике «Ценностные ориентации» М. Рокича
показали, что для учащихся 9-х, 10-х и 11-х
классов СОШ № 1 г. Малоярославца наиболее
значимой терминальной ценность является
ценность здоровья 25 человек (19,4%). Также
испытуемыми выделяются такие ценности,
как интересная работа (17 человек - 13,3%);
счастливая семейная жизнь (15 человек
- 11,7%); любовь (14 человек - 10,9%) и наличие
хороших и верных друзей (11 человек - 8,6%).
Из списка инструментальных
ценностей актуальными являются воспитанность
(17 учащихся - 13,3%), смелость в отстаивании
своего мнения, взглядов (13 учащихся - 10,2%),
жизнерадостность (12 учащихся - 9,4%), терпимость
(12 учащихся - 9,4%), образованность (11 учащихся
- 8,6%) и ответственность (11 учащихся - 8,6%).
По разработанному нами опроснику,
позволяющему выявить влияние рекламы
на формировании представлений о ценности
здоровья, мы получили следующие результаты.
В 9-х, 10-х и 11-х классах СОШ №
1 г. Малоярославца результаты опросника
показали, что 63,3% учащихся не нравится
смотреть рекламу. Более половины (75,8%)
испытуемых не заинтересованы в просмотре
рекламных роликов. 52,3% опрошенных считают,
что реклама не оказывает на них никакого
влияния. 71% учащихся считают, что среди
рекламных роликов мало, направленных
на пропаганду здорового образа жизни.
Лишь у 32% учащихся после просмотра рекламных
роликов о здоровом образе жизни возникает
желание заниматься спортом. Однако 98%
учеников утверждают, что в современном
обществе нужна реклама, пропагандирующая
здоровый образ жизни. А 57,8% испытуемых
предполагают, что реклама является одним
из факторов, влияющим на формирование
ценностей людей.
Лишь 28,9% учащихся утверждают,
что просмотр рекламных роликов вызывает
у них позитивное чувство. Однако 69,5% испытуемых
считают, что реклама в целом оказывает
негативное влияние на молодежь. Также
74% учеников чаще всего смотрят коммерческую
рекламу, нежели социальную.
Также на вопрос «Какой рекламный
ролик, по Вашему мнению, является самым
запоминающимся?» большинство (98%) старшеклассников
вспомнили коммерческую рекламу. Наиболее
популярными оказались реклама «Tele 2»,
«МТС», «Мистер Пропер» и реклама «Coca-Cola».
Лишь 2% опрошенных выделили социальную
рекламу («Всемирный день отказа от курения»,
реклама профилактики ВИЧ-инфекции).
Основным и наиболее значимым
изменением, которое учащиеся хотели бы
внести в рекламу является уменьшение
времени показа рекламы на телевидении,
увеличение количества социальных рекламных
роликов, а также пропаганда здорового
образа жизни и других жизненных ценностей.
Таким образом, реклама оказывает
значительное влияние на формирование
представления о ценностях здоровья. Однако
сейчас это влияние имеет больше негативную
направленность. Для того чтобы это изменить
необходимо увеличить количество социальных
рекламных роликов и прежде всего, посвященных
пропаганде здорового образа жизни.
Таким образом, поставленная
нами цель была достигнута. Задачи выполнены.
Библиографический
список литературы
- Абишев, Р.Э. Социальная ценность здоровья [Текст] / Р.Э. Абишев // Сборники конференций НИЦ «Социосфера» - 2012 - №18 – с.6-8.
- Андреева, Ю.В. Миссия и идеология
современной рекламы: концепции, технологии,
стратегии эффективности [Текст] / Ю.В. Андреева / - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. – 356 с.
- Антипов, К.В. Реклама и экономический
рост [Текст] / К.В. Антипов // Этап: экономическая теория,
анализ, практика. 2010. - № 2. – С. 134-147.
- Актуальные проблемы социальной
психологии [Текст] / редкол.: Р.М. Шамеонов и [др.]// Материалы Международной научно-практической
конференции Актуальные проблемы социальной
психологии.– Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО
ВАГС, 2010. – 218 с.
- Белова, Н.И. Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодежи [Текст] / Н.И. Белова // Социологические исследования.
2010. - № 4(288). - С. 84-86.
- Беспалова, Ю.М., Герцен, С.М.
Ценностные ориентации молодежи современной
России (межпоколенный подход) [Текст] / Ю.М. Беспалова, С.М. Герцен // Вестник Тюменского государственного
университета. 2009. - № 4. – С. 117-126.
- Бубнова, С.С., Сытин, А.Н. Ценностные ориентации молодежи различных регионов России: принципы, методы, результаты исследования // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_3_a/bubnova_ss.html
- Горбачева, Н.Б. Формирование
ценностных ориентаций городской молодежи [Текст] / Н.Б. Горбачева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2009. - № 2. – С. 236-248.
- Девятых, С.Ю. Педагогические
условия развития ориентаций учащейся
молодежи на семейные ценности [Текст] / С.Ю. Девятых// Современные проблемы науки и образования. – 2012. - №4. – с. 255 – 257.
- Дикун, Н.А. Ценностные ориентации в процессе развития молодежи [Текст] / Н.А. Дикун // Власть и управление на Востоке России. - 2011. – №2. – с. 213 – 216.
- Елишев, С.О. Изучение понятий «ценность», «ценностные ориентации» в междисциплинарном аспекте [Текст] / С.О. Елишев // Ценности и смыслы.- 2011. – №2. – С. 82-96.
- Епифанова, А.И. Реклама в структуре
институтов социализации России [Текст] / А.И. Епифанова // Научная мысль Кавказа. 2011. -
№ 4. – С. 154-157.
- Ермакова, М.А., Сократов, Н.В.,
Меерзон, Т.И. Теоретико-практические аспекты
формирования индивидуального опыта здоровья
сбережения у учащихся [Текст] / М.А. Ермакова, Н.В. Сократов,
Т.И. Меерзон // Вестник Южно-Уральского государственного
университета. Серия: Образование. Педагогические
науки. 2010. - № 12 (188). – С. 112-116.
- Журавлева, Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. [Текст] / Н.А. Журавлева / М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. – 335 c.
- Заславская, Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция [Текст] / Т.И. Заславская / - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2003. – 568с.
- Землянская, Е.А. Рекламная деятельность: проблемы и перспективы [Текст] / Е.А. Землянская // Вестник КрасГАУ. 2010. - № 5. – С. 170-173.
- Зуляр, Ю.А. Идеология и реклама [Текст] / Ю.А. Зуляр // Известия Иркутского государственного
университета. Серия: Политология. Религиоведение.
2011. - № 1. – С. 150-164.
- Илюшина, И.Н. Проблема ценностей и ценностных ориентаций в психологии [Текст] / И.Н. Илюшина // Вестник Государственного университета
управления. 2012. - № 1. - С. 136-138.
- Кабаченко, Н.А. Восприятие телевизионной рекламы детьми разных возрастных групп [Текст] / Н.А. Кабаченко // Вестник Московского государственного
областного университета. Серия: Психологические
науки. 2011. - № 4. – С. 76-81.
- Калмыков, С.Б. Социальная реклама
здорового образа жизни (К вопросу о теоретических
основах исследования. Статья 1) [Текст] / С.Б. Калмыков // Управление мегаполисом. 2012.
- № 1. – С. 109-116.
- Ковалевская, А.Ф. Проблема здоровья человекак в контекстве ценностного подхода [Текст] / А.Ф. Ковалеская // Гуманитарный вектор. – 2009. - №2. – с. 40 - 45.
- Козырь, П.В. Проблема ценности здоровья в историческом аспекте [Текст] / П.В. Козырь // Вестник Томского государственного университета. – 2010. - №30. – 20 - 22 .
- Кокорина, О.Р. Технологии здоровьесбережения в образовательном процессе педагогического вуза [Текст] / О.Р. Кокорина // Высшее образование в России.
2011. - № 10. - С. 163-165.
- Константиновский, Д. Молодежь: интересы и судьбы, проблемы и надежды [Текст] / Д. Константиновский // Власть. 2010. - № 2. - С. 154-158.
- Красова, Е.Ю., Стукалова, В.В. Молодежь в ценностном потоке рекламной информации [Текст] / Е.Ю. Красова, В.В. Стукалова // Вестник Воронежского государственного
университета. Серия: История. Политология.
Социология. 2010. - № 2. – С. 33-40.
- Кривошеина, И.В. Формирование у учащейся молодежи ценностей Здорового образа жизни [Текст] / И.В. Кривошеина // Среднее профессиональное образование.
2009. - № 4. - С. 56-58.
- Кудашов, В.И. Ценности здоровья в техногенном мире [Текст] / В.И. Кудашов // Сибирское медицинское обозрение. – 2010. – Т.43. – №2. – с. 89 – 91.
- Куликова, А.В. Реклама как социальный феномен [Текст] / А.В. Куликова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. – 2009. - № 1 (13). - С. 25–29
- Курбацкая, Т.Б. Психология труда. Психология журналистики. Психология рекламы. Часть 3. Психология рекламы: Интенциональность в экспертной оценке реципиента иллюстративной рекламы. Учебное пособие. [Текст] / Т.Б. Курбацкая / – Набережные Челны: 2009, - 389 с.
- Лапин, Н.И. Функционально-ориентирующие
кластеры базовых ценностей населения
России и ее регионов [Текст] / Н.И. Лапин // Социология культуры. 2010. - № 1. - С. 28.
- Лебедев-Любимов, А. Психология рекламы [Текст] / А. Лебедев-Любимов / - СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
- Лебедева, Н.М. Базовые ценности
русских на рубеже XXI века [Текст] / Н.М. Лебедева // Психологический журнал. 2010. - Т. 21. - № 3. - С. 73-87.
- Лисовский, В.Т. Гадкие лебеди:
Жизненные ценности современной молодежи
[Текст] / В.Т. Лисовский // Культура. – 2010.
- № 16. – С.4.
- Мамедова, Ж.С. Исследование
ценностных ориентаций личности в контексте
временной перспективы. [Текст] / Ж.С. Мамедова // Психология индивидуальности. Материалы Всероссийской конференции. Москва, 2008. - С. 379-382 (тезисы).
- Молодежь – позитивная сила
развития российского общества [Текст] // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (24-25 сентября 2009 г.). СПб., 2009. – 428 с.
- Мокшанцев, Р.И. Психология рекламы [Текст] / Р.И. Мокшанцев / - М., 2009. – 229 с.
- Неделяева, Н.Н. Ценностные представления
о здоровье в массовом сознании [Текст] / Н.Н. Неделяева // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 219-222.
- Некрасова, Т.А. Социально-психологические факторы отношения человека к своему здоровью [Текст] / Т.А. Некрасова // Сервис plus. 2010. - № 1. – С. 84-88.
- Осипов, Н.Е. Генезис и историческая эволюция ментальных ценностей человека от первобытности к новому времени (Западноевропейский контекст) [Текст] / Н.Е. Осипов // Философия и общество. – 2009. - №1. – с.124 – 137.
- Панькова, И.И. Культурно – исторические основы воспитания здорового поколения [Текст] / И.И. Панькова // Известия Южного федерального университета. – 2008. - №4. – с. 19 – 25.
- Петров, А. В. Ценностные предпочтения
молодежи: диагностика и тенденции изменений [Текст] / А. В. Петров // Социальные исследования. – 2008. – № 4. – С. 83 – 90.
- Рахимова, Е.А. Отношение к здоровью
учащейся молодежи [Текст] / Е.А. Рахимова
// Ученые записки университета им. П.Ф.
Лесгафта. 2012. - Т 91. - С. 134-139.
- Ритцер, Дж. Современные социологические теории [Текст] / Дж. Ритцер / – СПб. : Питер, 2002. – 333 с.
- Ромат, Е.В. Реклама [Текст] / Е.В. Ромат / 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
- Савельева, Т.А. Формирование здорового образа жизни у школьников в учебном процессе [Текст] // «Правовое регулирование и профилактика злоупотребления психоактивными веществами и пропаганда здорового образа в образовательных учреждениях»: материалы Всерос. Науч.-практ. Конф. (Белгород, 4 декабря 2009 г.) / под ред. Е.Е. Тонкова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. – 400с.
- Сериков, А.В., Низумутдинова, К.А. Потенциал социальной рекламы в формировании ценностного мира молодежи на юге России [Текст] / А.В. Сериков, К.А. Низумутдинова // Историческая и социально-образовательная
мысль. 2010. - № 2. – С. 86-91.
- Семенов, В.Е. Ценностные ориентации
современной молодежи [Текст] / В.Е. Семенов
// Социологические исследования . – 2008.
- № 4. – С.37-43.
- Скороход, Т.В. Формирование у молодежи навыков здорового способа жизни [Текст] / Т.В. Скороход // Физическое воспитание студентов
творческих специальностей. 2008. - № 6. –
С. 94-105.
- Смирнов, Ф.П. Роль коммуникации в процессе формирования ценностей подрастающего поколения [Текст] // Инновации и образование. Сборник
материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское
общество, 2003. - С.429-436.
- Соколова, Т.Б. Социальное здоровье в системе мотивационно-ценностных ориентаций личности [Текст] / Т.Б. Соколова // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2011. - №6. – с. 225 – 231.
- Сочнев, А.В. Поведенческие факторы здоровья молодежи [Текст] / А.В. Сочнев // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2007. - №1. – с. 113 – 117.
- Суетина, Н.М. Ценность и ценностные
ориентации: концептуализация различных
подходов [Текст] / Н.М. Суетина // Вестник Адыгейского
государственного университета. Серия
1: Религиоведение: философия, история,
социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. - № 8. - С. 165-169.
- Тузиков, А.Р. Масс-Медиа: идеология видимая и невидимая [Текст] / А.Р. Тузиков // Полис (Политические исследования).
2012. - № 5. – С. 123-133.
- Федоткина, С.А., Яцковская, Л.Н. Ценности здоровья в структуре ценностей студентов и учащихся колледжей [Текст] / С.А. Федоткина, Л.Н. Яцковская // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2011. - Т. 7. - № 3. - С. 52.
- Федотова, Л.Н. Социология рекламной деятельности. [Текст] / Л.Н. Федотова / – М.: Гардарики, 2002. – 272 с.
- Финогенов, В.В. Здоровье как социальная ценность и здоровьесберегающие технологии [Текст] / В.В. Финогенов // Вестник Московского государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. – 2012. - №5. – с. 180 – 186.
- Цветкова, И.В. Здоровье в контексте проблем качества жизни молодежи [Текст] / И.В. Цветкова // Вестник Волжского университета
им. В.Н. Татищева. 2009. - № 2. – С. 274-288.
- Чернова, С.А. Понятие здоровья:
естественно - научные и философские аспекты [Текст] / С.А. Чернова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2012. - №7. – с. 136 – 139.
- Шмойлова, Н.А., Калачев, Г.А.
Ценность здоровья личности как фактор самоактуализации будущих педагогов [Текст] / Н.А. Шмойлова, Г.А. Калачев // Известия Алтайского государственного университета. – 2011. - №22. – с. 73 – 75.
- Яницкий, М.С. Модификация методики Р. Инглхарта для изучения ценностной структуры массового сознания [Текст] / М.С. Яницкий // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - С. 189-195.
- Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Текст] / М.С. Яницкий / - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204с.