Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 00:44, дипломная работа
Рeклама – знaчимый культурный фенoмен повседневнoсти несмотря на нaсыщенность ею социaльного пространства. Мнoжество разноoбразных видoв коммeрческой рeкламной инфoрмации на улицaх городoв и в торгoво-развлекательных цeнтрах, кинотеaтрах и кафe, общественном транспoрте и лифте, мeстах активного oтдыха (боулинг-клубы, бассейны, пейнтбол-клубы), на телевидении, радио, в Интернете и т.д. Рeклама характеризует культурный ландшафт информационного обществa.
Цель исследования – изучить влияние рекламы на формирование ценностей здоровья.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретический анализ формирования ценностей здоровья у старшеклассников…………………………………………………………………7
Подходы к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности……………………………………………...……………………………7
Формирование ценностей здоровья у старшеклассников……….14
Влияние рекламы на формирование ценностей здоровья……….20
Глава II. Экспериментальное исследование по определению влияния рекламы на представление о ценностях здоровья………………………………………..35
2.1. Организация исследования по определению влияния рекламы на представление о ценностях здоровья…………………………………………..35
2.2. Анализ и обработка результатов исследования………………….38
Заключение……………………………………………………………………..54
Библиографический список литературы…………………………………….57
Как видно из таблицы 7, в 11-х классах ценностное отношение к здоровью характерно для 7 учащихся (17,2%). Также выделяются следующие ценности: счастливая семейная жизнь (14,6%), интересная работа (12,2%) и любовь (12,2%).
Наиболее значимыми среди инструментальных ценностей являются жизнерадостность (12,2%) и смелость в отстаивании своего мнения, взглядов (12,2%) (таблица 3 Приложение 4).
Таблица 7. Результаты диагностики по методике М. Рокича учащихся 11-х классов (список А)
Терминальные ценности |
Количество испытуемых |
Процентное выражение |
Общее количество: 41 человек | ||
|
2 |
4,9% |
|
- |
- |
|
7 |
17,2% |
|
5 |
12,2% |
|
- |
2,2% |
|
5 |
12,2% |
|
1 |
2,4% |
|
3 |
7,3% |
|
2 |
4,9% |
|
1 |
2,4% |
|
2 |
4,9% |
|
1 |
2,4% |
|
- |
- |
|
1 |
2,4% |
|
6 |
14,6% |
|
1 |
2,4% |
|
2 |
4,9% |
|
2 |
4,9% |
Таким образом, результаты диагностики по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича показали, что для учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов СОШ № 1 г. Малоярославца наиболее значимой терминальной ценность является ценность здоровья 25 человек (19,4%) (таблица 8). Также испытуемыми выделяются такие ценности, как интересная работа (17 человек - 13,3%); счастливая семейная жизнь (15 человек - 11,7%); любовь (14 человек - 10,9%) и наличие хороших и верных друзей (11 человек - 8,6%).
Из списка инструментальных ценностей актуальными являются воспитанность (17 учащихся - 13,3%), смелость в отстаивании своего мнения, взглядов (13 учащихся - 10,2%), жизнерадостность (12 учащихся - 9,4%), терпимость (12 учащихся - 9,4%), образованность (11 учащихся - 8,6%) и ответственность (11 учащихся - 8,6%) (таблица 4 Приложение 4).
Таблица 8. Результаты диагностики по методике М. Рокича учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов (список А)
Терминальные ценности |
Количество испытуемых |
Процентное выражение |
Общее количество: 128 человек | ||
|
6 |
4,7% |
|
1 |
0,8% |
|
25 |
19,4% |
|
17 |
13,3% |
|
2 |
1,6% |
|
14 |
10,9% |
|
7 |
5,5% |
|
11 |
8,6% |
|
2 |
1,6% |
|
1 |
0,8% |
|
7 |
5,5% |
|
5 |
3,9% |
|
1 |
0,8% |
|
1 |
0,8% |
|
15 |
11,7% |
|
3 |
2,3% |
|
6 |
4,7% |
|
4 |
3,1% |
Диагностика также проводилась по разработанному нами опроснику, позволяющему выявить влияние рекламы на формировании представлений о ценности здоровья.
Составленный опросник состоит из 14 вопросов. Вопросы 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 и 13 относятся к закрытому типу и предполагают следующие варианты ответов:
3 и 4 вопросы относятся
к открытому типу и
Рисунок 1. Результаты опросника среди учащихся 9-х классов (вопросы 1, 2, 4, 6, 7, 8, 11, 12, 13)
Согласно результатам, представленным на рисунке 1, более половины (55,6%) учащихся 9-х классов говорят о том, что им не нравится рекламные ролики. 71,1% опрошенных не заинтересованы в просмотре рекламных роликов. 51,1% испытуемых считают, что реклама не оказывает на них никакого влияния. Относительно к проблеме влияния рекламы на представление о ценностях здоровья у старшеклассников 80% учащихся 9-х классов считают, что среди рекламных роликов мало, направленных на пропаганду здорового образа жизни. А у 66,7% учащихся после просмотра рекламных роликов о здоровом образе жизни не появляется желания заниматься спортом. Однако 100% опрошенных утверждают, что в современном обществе нужна реклама, направленная на пропаганду здорового образа жизни. 55,6% испытуемых предполагают, что реклама относится к факторам, влияющим на формирование ценностей людей.
Рисунок 2. Результаты опросника среди учащихся 9-х классов (вопросы 5 и 10)
Более половины (62,2%) учащихся 9-х классов утверждают, что просмотр рекламных роликов вызывает у них негативное чувство. А 57,8% испытуемых считают, что реклама в целом оказывает негативное влияние на молодежь (рисунок 2).
Однако 82% учеников чаще всего смотрят коммерческую рекламу, нежели социальную (рисунок 3).
Рисунок 3. Результаты опросника среди учащихся 9-х классов (вопрос 9)
В 10-х классах результаты опросника показали, что 71,4% учащихся не нравится смотреть рекламу. Более половины (81%) испытуемых не заинтересованы в просмотре рекламных роликов. 59,5% опрошенных считают, что реклама не оказывает на них никакого влияния. 64% учащихся 10-х классов считают, что среди рекламных роликов мало, направленных на пропаганду здорового образа жизни. Лишь у 38,1% учащихся после просмотра рекламных роликов о здоровом образе жизни возникает желание заниматься спортом. 95% учеников 10-х классов утверждают, что в современном обществе нужна реклама, пропагандирующая здоровый образ жизни. А 59,5% испытуемых предполагают, что реклама является одним из факторов, влияющим на формирование ценностей людей.
Лишь 23,8% учащихся 10-х классов утверждают, что просмотр рекламных роликов вызывает у них позитивное чувство. Однако 69% испытуемых считают, что реклама в целом оказывает негативное влияние на молодежь. Также 76% учеников чаще всего смотрят коммерческую рекламу, нежели социальную. Результаты представлены на рисунках 4-6.
Рисунок 4. Результаты опросника среди учащихся 10-х классов (вопросы 1, 2, 4, 6, 7, 8, 11, 12, 13)
Более половины (62,2%) учащихся 9-х классов утверждают, что просмотр рекламных роликов вызывает у них негативное чувство. А 57,8% испытуемых считают, что реклама в целом оказывает негативное влияние на молодежь (рисунок 2).
Однако 82% учеников чаще всего смотрят коммерческую рекламу, нежели социальную (рисунок 3).
Рисунок 5. Результаты опросника среди учащихся 10-х классов (вопросы 5 и 10)
Рисунок 6. Результаты опросника среди учащихся 10-х классов (вопрос 9)
Согласно результатам, представленным на рисунке 7, более половины (63,4%) учащихся 11-х классов говорят о том, что им не нравится рекламные ролики. 70,7% опрошенных не заинтересованы в просмотре рекламных роликов. 51,1% испытуемых считают, что реклама не оказывает на них никакого влияния. Относительно к проблеме влияния рекламы на представление о ценностях здоровья у старшеклассников 80% учащихся 9-х классов считают, что среди рекламных роликов мало, направленных на пропаганду здорового образа жизни. А у 75,6% учащихся после просмотра рекламных роликов о здоровом образе жизни не появляется желания заниматься спортом. Однако 100% опрошенных утверждают, что в современном обществе нужна реклама, направленная на пропаганду здорового образа жизни. 70,7% испытуемых предполагают, что реклама относится к факторам, влияющим на формирование ценностей людей.
Рисунок 7. Результаты опросника среди учащихся 11-х классов (вопросы 1, 2, 4, 6, 7, 8, 11, 12, 13)
Более половины (75,6%) учащихся 11-х классов утверждают, что просмотр рекламных роликов вызывает у них негативное чувство. А 82,9% испытуемых считают, что реклама в целом оказывает негативное влияние на молодежь (рисунок 8).
Однако 63% учеников чаще всего смотрят коммерческую рекламу, нежели социальную (рисунок 9).
Рисунок 8. Результаты опросника среди учащихся 11-х классов (вопросы 5 и 10)
Рисунок 9. Результаты опросника среди учащихся 11-х классов (вопрос 9)
Таким образом, в 9-х, 10-х и 11-х классах СОШ № 1 г. Малоярославца результаты опросника показали, что 63,3% учащихся не нравится смотреть рекламу. Более половины (75,8%) испытуемых не заинтересованы в просмотре рекламных роликов. 52,3% опрошенных считают, что реклама не оказывает на них никакого влияния. 71% учащихся считают, что среди рекламных роликов мало, направленных на пропаганду здорового образа жизни. Лишь у 32% учащихся после просмотра рекламных роликов о здоровом образе жизни возникает желание заниматься спортом. Однако 98% учеников утверждают, что в современном обществе нужна реклама, пропагандирующая здоровый образ жизни. А 57,8% испытуемых предполагают, что реклама является одним из факторов, влияющим на формирование ценностей людей.
Лишь 28,9% учащихся утверждают, что просмотр рекламных роликов вызывает у них позитивное чувство. Однако 69,5% испытуемых считают, что реклама в целом оказывает негативное влияние на молодежь. Также 74% учеников чаще всего смотрят коммерческую рекламу, нежели социальную. Результаты представлены на рисунках 10-12.
Рисунок 10. Результаты опросника среди учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов (вопросы 1, 2, 4, 6, 7, 8, 11, 12, 13)
Рисунок 11. Результаты опросника среди учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов (вопросы 5 и 10)
Рисунок 12. Результаты опросника среди учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов (вопрос 9)
Также на вопрос «Какой рекламный ролик, по Вашему мнению, является самым запоминающимся?» большинство (98%) старшеклассников вспомнили коммерческую рекламу. Наиболее популярными оказались реклама «Tele 2», «МТС», «Мистер Пропер» и реклама «Coca-Cola». Лишь 2% опрошенных выделили социальную рекламу («Всемирный день отказа от курения», реклама профилактики ВИЧ-инфекции).
Основным и наиболее значимым изменением, которое учащиеся хотели бы внести в рекламу является уменьшение времени показа рекламы на телевидении, увеличение количества социальных рекламных роликов, а также пропаганда здорового образа жизни и других жизненных ценностей.
Таким образом, реклама оказывает значительное влияние на формирование представления о ценностях здоровья. Однако сейчас это влияние имеет больше негативную направленность. Для того чтобы это изменить необходимо увеличить количество социальных рекламных роликов и прежде всего, посвященных пропаганде здорового образа жизни.
Заключение
Реклама (от лат. reclamo — выкрикиваю) — это целенаправленная, оплачиваемая информация о товарах или услугах и об их производителях, распространяемая известным источником, которая служит для неценового стимулирования сбыта продукции и формирования спроса на нее.
А.Н. Лебедев-Любимов рассматривает рекламную деятельность «как сложную форму общения, взаимодействия и взаимовлияния людей, в результате которой они приобретают некие средства для последующей коммуникации с другими людьми, представителями референтных групп», как «коммуникацию для коммуникации» [31, с. 7]. Реклама в этом случае выполняет ту же задачу, что и внешность человека. С помощью внешних атрибутов человек стремится рассказать окружающим о своем внутреннем мире или, наоборот, скрыть свои недостатки.
В настоящее время рекламу следует рассматривать как элемент национальной культуры, один из основных механизмов ее формирования. Возникая как феномен массовой культуры, реклама способна в своих наилучших творческих проявлениях формировать духовную культуру в самом высоком смысле. Однако чтобы это произошло, общество должно внимательно относиться к рекламной деятельности, регулировать и совершенствовать ее с помощью эффективных законов, свободно выражаемого общественного мнения, поддерживать социально полезные и ограничивать деструктивные тенденции.