Ценностные ориентации педагога как условие развития межличностных отношений детей в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования явилось: Изучение влияния ценностных ориентаций педагога детского сада на развитие межличностных отношений детей в группе.
Задачи нашего исследования:
1. Рассмотреть понятие «межличностных отношений» в дошкольном возрасте;
2. Определить динамику межличностных отношений и условия их развития в дошкольном возрасте;
3. Изучить понятие ценностных ориентаций педагога;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения межличностных отношений в психолого-педагогической науке
1.1 Проблема межличностных отношений в детской группе и ее развитие в психологической науке
1.2 Динамика и условия развития межличностных отношений в детской группе
Глава 2. Ценностные ориентации педагога как условие развития межличностных отношений детей в группе
2.1 Понятие «ценности» и «ценностных ориентаций» педагога
2.2 Влияние ценностных ориентаций педагога на развитие межличностных отношений детей в группе детского сада
Глава 3. Экспериментальное исследование влияния ценностных ориентаций воспитателей на развитие межличностных отношений детей в группе детского сада
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

дипломмммммммммммммммммммм.docx

— 149.62 Кб (Скачать файл)

Основываясь на концепции замечательного педагога и психолога П. П. Блонского, который указывал на то, что «воспитатель должен сам создавать свою технику воспитания применительно к индивидуальным условиям данной обстановки и к личности своей и воспитанника», усваивая «технику педагогического дела», развивая «педагогическую интуицию», автор статьи «Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы» Арушанова А. разработала стратегию педагогического взаимодействия «не как средство деятельности учителя» (педагога), а «как средство реализации личности» педагога и ребенка [4, 70-79].

На первом этапе стратегии педагог и ребенок выбирают позиции для установления психологического контакта и, развивая совместные действия (чувства принятия и симпатии, доверие друг к другу, эмоциональное сопереживание, взаимопонимание и согласованность взаимодействия), «переводят» психологический контакт в эмоционально-личностный.

Второй этап стратегии базируется на эмоционально-личностном контакте между взаимодействующими сторонами и направлен на удовлетворение потребности ребенка в психологической поддержке, которая проявляется в формах обращений, просьб и жалоб с целью получения конкретно-эмоционального, практически действенного и познавательно-этического контакта в общении со взрослыми (Л.Н. Абрамова, А.И. Волкова, И.Б. Котова, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.Н. Шиянов и др.). Психологическая поддержка развития личности ребенка - это понимание, принятие, признание проблем ребенка и помощь в их решении. Основная цель психологической поддержки личности ребенка заключается в развитии эмоционально-личностных отношений взрослого и ребенка в повседневных актах педагогического общения (А.И. Волкова, 1998).

Для создания и развития эмоционально-личностных отношений педагог реализует стратегии психологической поддержки: стратегии авансирования, стратегии предвосхищающей оценки, стратегии психологической защиты, стратегии организации трансакта.

Осуществляя стратегии психологической поддержки, взрослый выступает основным источником развития личности воспитанника, принимая на себя ответственность за условия, характер и перспективы развития, а воспитанник, в свою очередь, рефлексирует отношение взрослого и оказывает ему психологическую поддержку.

Таким образом, осуществление психологической поддержки приводит к развитию эмоционально-личностных отношений педагога и ребенка. В поисках эмоционально-личностной поддержки ребенок вступает во взаимодействие с педагогом, в процессе которого он узнает взрослого со стороны того качества, которое было проявлено в ходе общения, и в следующий раз он вступает в контакт ради этого качества, заранее рассчитывая на него. Как следствие у ребенка формируется эмоционально-положительное самоощущение, переживание своей значимости для окружающих (Т.В. Гуськова, М.И. Лисина и др.).

Итак, определив условия, влияющие на развитие личности ребенка в ансамбле межличностных отношений, и выяснив, каков может быть характер взаимодействия ребенка с социальной действительностью (уровень его социальной активности), мы можем подвести итог и перейти к рассмотрению вопросов, связанных с понятием ценностных ориентаций, основных подходов к изучению этой проблемы, а также перейти к основной теме нашего исследования - оценить влияние ценностных ориентаций педагога на формирование межличностных отношений детей в группе.

 

 

Глава 2. Ценностные ориентации педагога как условие развития межличностных отношений детей в группе

 

2.1 Понятие «ценности» и «ценностных ориентаций» педагога

 

Формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений. Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

Интерес к ценностным основам личности и общества всегда возрастал на рубеже эпох. XX век ввел проблему осмысления ценностей человеческого бытия на первый план научного познания. Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, социологии, педагогики и психологии на всех этапах их становления и развития как определенных отраслей знания. Так, философы европейской античности анализировали различные аспекты соотношения ценностей и целей человека. Восточная философия уделяла значительное внимание вопросам соотношения внутренних и внешних источников происхождения этических ценностей и норм [54, 467]. В новое время сама возможность использования ценностных категорий ставится под сомнение, и попытка вновь придать научное значение этическим ценностям личности была предпринята И. Кантом. Он полагал, что мораль и долг существуют в разуме и не нуждаются ни в какой божественной цели. Из морали вытекает цель, которая сама по себе имеет «абсолютную ценность» - личность каждого отдельного человека. Любое разумное создание «существует как цель сама по себе, а не только как средство» в отличие от предметов. С чувства долга начинается моральная высшая ценность [56, 340].

В отечественной философии первые исследования в этой области, посвящены социальной обусловленности ценностей личности (В. А. Василенко, В.П. Тугаринов, О.Г. Дробницкий). На Западе положение об общественно-историческом характере ценностей получило развитие в работах классиков социологической традиции (П.А. Сорокин, Э. Дюркгейм, М. Вебер, У. Томас и Ф. Знанецкий, Т. Парсонс) [53, 14].

В научных исследованиях по педагогике и психологии, как указывает Н.М. Мухамеджанова, проблема ценностей личности и общества с самого начала заняла важное место, став предметом ее «высшей» области. В то же время, для большинства теорий ценности не являются научными, т.е. эмпирически верифицируемыми категориями (3. Фрейд, Б. Скиннер).

Теория З.Фрейда представляет собой набор как бессознательных, так и социально обусловленных моральных установлений этических ценностей и норм поведения, которые служат своего рода судьей, или цензором деятельностей и мыслей Эго, устанавливая для него определенные границы [30].

Наибольшее значение ценностные ориентации личности занимают в гуманистической педагогике и психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, В. Франкл).

Н.М. Мухамеджанова также обращает внимание на мнение А. Маслоу о том, что «выбранные ценности и есть ценности» при этом действительно правильный выбор – это тот, который ведет к самоактуализации. Выбор человеком высших ценностей предопределен самой его природой, а не божественным началом или чем-либо другим, находящимся за пределами человеческой сущности. При наличии свободного выбора человек сам «инстинктивно выбирает истину, а не ложь, добро, а не зло».

Г. Олпорт, полагая, что источником большинства ценностей личности является мораль общества, выделяет ряд ценностных ориентаций, не продиктованных моральными нормами (любознательность, эрудиция, общение). Моральные нормы и ценности формируются и поддерживаются посредством внешнего подкрепления. Они выступают скорее в качестве, условий достижения внутренних ценностей, являющихся целями личности. Ребенок осознает ценность всякий раз, когда смысл имеет для него принципиальную важность [30].

Таким образом, можно сказать о том, что ценностные ориентации личности, как и любое другое многозначное междисциплинарное научное понятие, по-разному интерпретируются в произведениях различных авторов. В ряде исследований понятие «ценностные ориентации личности» по существу совпадает с терминами, характеризующими мотивационно-потребностную либо смысловую сферу. Так, А. Маслоу фактически не разделяет понятия «ценности», «потребности» и «мотивы», В. Франкл - «ценности» и «смыслы» [30].

Так что же такое ценностные ориентации? Приведем несколько определений, которые, на наш взгляд, наиболее полно отражают содержание и функции ценностных ориентаций в жизни человека.

Ценностные ориентации - это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека, определяющий его взаимоотношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самой себе, являющий существо образа жизни индивида [15, 187].

В выше приведенном определении, на наш взгляд, наиболее полно отражено содержание ценностных ориентаций человека, их динамичный характер, их функции и значение в жизни человека, в развитии его личности. Однако нам кажется интересным и полезным и иное определение:

Ценностные ориентации - интегральное (информативно-эмоционально-волевое) свойство и состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое местоположение во времени и пространстве природной и социальной среды, избрать стиль поведения и направление деятельности, основываясь на личном опыте и в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации [3]. В этом определении отмечается важнейшая роль ценностных ориентаций человека в качестве одного из регуляторов его поведения и деятельности.

Приведем еще несколько определений, которые, так или иначе, дополняют предложенные выше.

Ценностные ориентации – это компонент направленности личности. Это разделяемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Ценностные ориентации служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения [38, 406].

Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Совокупность устоявшихся, устоявшихся ценностных ориентаций образуют своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов [54, 400].

Однако, определяя понятие ценностных ориентаций нельзя, не обратить внимание и на понятие того, что же такое «ценность».

Ценность – понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений и свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон данного [38, 406].

Ценность – функция явлений служить деятельности людей, быть ее целью и средством, определенная общественно-индивидуальная значимость явлений [21, 201].

Ценности - это обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненнозначимых ситуациях. Система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей [21, 201].

Ценность – термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значимое определение явлений действительности. По существу все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенность в их круг природных явлений может выступать в качестве «предметов ценности» как объектов ценностного отношения, то есть оценивается в плане добра и зла, истины или неистины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого [14, 197].

Ценности - это материальные или идеальные предметы, обладающие значимостью для данного социального субъекта с позиций удовлетворения его потребностей и интересов. Таким образом, в такой обобщенной формулировке можно представить те многочисленные определения ценностей, которые существуют в отечественной науке [15, 188].

Итак, мы определили, что ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не предполагающее ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включенное в систему.

Систему ценностных ориентации личности, как утверждает Е. Б. Манузина, можно рассматривать как подсистему более широкой системы, описываемой различными авторами как «жизненный мир человека», «образ мира» и т.п., и имеющую, в свою очередь, сложный и многоуровневый характер. Принцип иерархии ценностей, многоуровневость, является важнейшей характеристикой системы ценностных ориентации личности. Принятие личностью ценностей автоматически предполагает построение индивидуальной ценностной иерархии.

Структурный характер системы ценностных ориентации личности, ее многоуровневость и многомерность определяют возможность реализации ей разноплановых функций. Система ценностных ориентации личности, занимая промежуточное положение между внутренними установками и нормами социальной среды, между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов, обеспечивает взаимодействие этих элементов более общей системы «человек». Двойственный характер системы ценностей, обусловленных одновременно индивидуальным и социальным опытом, определяет ее двойное функциональное значение.

С одной стороны, система ценностных ориентации является важным регулятором активности человека, поскольку она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами социума (К. Роджерс, А.Г. Здравомыслов, Ф.Е. Василюк, В.Г. Алексеева). С другой стороны, система ценностных ориентации личности не только определяет формы и условия реализации побуждений человека, но и сама становится источником его целей (А.И. Донцов, Н.Ф. Наумова). Поэтому система ценностных ориентации определяет жизненную перспективу, «вектор» развития личности, являясь важнейшим внутренним его источником и механизмом [4].

Информация о работе Ценностные ориентации педагога как условие развития межличностных отношений детей в группе