Ценностные ориентации педагога как условие развития межличностных отношений детей в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования явилось: Изучение влияния ценностных ориентаций педагога детского сада на развитие межличностных отношений детей в группе.
Задачи нашего исследования:
1. Рассмотреть понятие «межличностных отношений» в дошкольном возрасте;
2. Определить динамику межличностных отношений и условия их развития в дошкольном возрасте;
3. Изучить понятие ценностных ориентаций педагога;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения межличностных отношений в психолого-педагогической науке
1.1 Проблема межличностных отношений в детской группе и ее развитие в психологической науке
1.2 Динамика и условия развития межличностных отношений в детской группе
Глава 2. Ценностные ориентации педагога как условие развития межличностных отношений детей в группе
2.1 Понятие «ценности» и «ценностных ориентаций» педагога
2.2 Влияние ценностных ориентаций педагога на развитие межличностных отношений детей в группе детского сада
Глава 3. Экспериментальное исследование влияния ценностных ориентаций воспитателей на развитие межличностных отношений детей в группе детского сада
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

дипломмммммммммммммммммммм.docx

— 149.62 Кб (Скачать файл)

Далее мы определили понятие ценностных ориентаций личности и в частности педагога в структуре педагогической культуры, и выделили преобладающие жизненные сферы (сфера профессиональной жизни; сфера обучения и образования; сфера семейной жизни; сфера общественной жизни; сфера увлечений.) и ценностные ориентации воспитателя (собственный престиж; высокое материальное положение; креативность; активные социальные контакты; развитие себя; достижения; духовное удовлетворение; сохранение собственной индивидуальности).

В экспериментальной части исследования осуществлялась проверка выдвинутой нами гипотезы о том, что доминирование определенных ценностных ориентаций педагога влияет на характер межличностных отношений в детской группе, то есть:

- на стабильность  статусных отношений определенных  категорий детей;

- на определение  мотивов своего отношения к  сверстнику;

- на развитие  просоциальности действий и эмоциональной  причастности к сверстнику;

- на стабильность  и устойчивость объединений детей.

Наше исследование состояло из обширного констатирующего эксперимента, который позволил нам выделить основные ценностные ориентации педагогов старшей и подготовительной групп, определит уровень развития межличностных отношений у детей этих групп, и проанализировать полученные данные, сопоставив доминирующие ценностные ориентации педагогов и особенности развития межличностных отношений детей в старшей и подготовительной группах.

Таким образом, результаты эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу и доказали, что на те ценностные ориентации педагога, которыми он руководствуется в своей общественной, профессиональной и семейной жизни, очень четко реагируют дети и большей частью в соответствии с этим выстраивают свои отношения в группе сверстников.

 

Список литературы

 

  1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе//www.infant-school/ru

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624 с.

  1. Антончик Н.М. Некоторые философские аспекты проблемы ценностных ориентаций: Проект Ахей//www.mmj.ru.

  1. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: сценарии// Дошкольное воспитание. – 1998. - № 8. – С. 96-107.

  1. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: сценарии// Дошкольное воспитание. – 1998. - № 11. – С. 70-79.

  1. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения// Вопросы психологии. – 1994. - № 1. – С. 122-127.

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 72 с.

  1. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

  1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М.: Академия, 2000. – 624 с.

  1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Академия, 1998. – 320 с.

  1. Выгодский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1991.- 190 с.

  1. Детская практическая психология: Учебник/ Под ред. Т. П. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.

  1. Ежова Н. Диагностика ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста// Детский сад от А до Я. – 2006. - № 5. – С. 152-156.

  1. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат. – 1986. – 223 с.

  1. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности// Социология в СССР. – М.: Мысль, 1996. – т. 2. – С. 187-207.

  1. Иванова Н. О детской субкультуре // Дошкольное воспитание. - 2001. - №4. - С.34-38.

  1. Исмагилова А. Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада// Вопросы психологии. – 2000. - № 5. – С. 65-72.

  1. Истошин И. Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения// психологические механизмы регуляции социального поведения. – М.: Наука. – 1979. – С. 252-267.

  1. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению: Характер, коммуникабельность: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с., ил.

  1. Коломинский Я. Л., Плескачева Н. М., Заяц И. И., Митрахович О. А. Психология педагогического взаимодействия: Учебное пособие/ Под ред. Я. Л. Коломинского. – СПб.: Речь, 2007. – 240 с.

  1. Краткий философский словарь/ А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев; Под ред. А. П. Алексеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2006. – 496 с.

  1. Лисина М. И. Генезис форм общения у детей// Принцип развития в психологии/ Пол ред. Л. Анцыферовой. – М.: Педагогика, 1978. – 168 с.

  1. Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: Общее и различное// Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии/ Под ред. М. И. Лисиной. – М.: Просвещение, 1980. – 190 с.

  1. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модэк, 1997.-384с.

  1. Манузина Е. Б. Развитие системы ценностных орипентаций у будущих педагогов//www.history.yar.ru.

  1. Марцинковская Т, Д. История детской психологии: Учебник для студентов педагогических вузов. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 272 с.

  1. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004. – 320 с.

  1. Моральный выбор/ Под общ. ред. А. И. Титаренко. – М.: МГУ, 1980. – 344 с.

  1. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320с.

  1. Мухамеджанова Н. М. Ценностные ориентации личности как результат приобщения к культуре//www.bank.orenipk.ru

  1. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – 3 – изд., стереотип. – М.: Академия, 1998. – 456 с.

  1. Ольшанский В. Б. Личность и социальные ценности// Социология в СССР. – М.: Мысль. – 1966. – т. 1. – С. 470-530.

  1. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия / Сост. А. В. Мардахаев. - М.: Академия, 2003. - 384 с.

  1. Павленко Т. Развитие общения со сверстниками у детей младшего дошкольного возраста// Детский сад от А до Я. – 2005. - № 5. – С. 88-94.

  1. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Н. В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.

  1. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – 96 с.

  1. Психологическая подготовка к педагогической деятельности: Практикум: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В. Н. Борисов, О. Г. Ковалев, С. А. Лузгин, А. И. Ушатиков. – М.: Академия, 2002. – 144 с.

  1. Психологический словарь/ авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л. М. Балабанова; под ред. Ю. Л. Неймера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 640 с.

  1. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ Под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1989.- 240 с.

  1. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с., ил.

  1. Репина Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. – М.: Педагогика, 1988. – 148 с.

  1. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада// Дошкольное воспитание. – 1977. - № 2. – С. 22-28.

  1. Смирнова Е.О., Калягина Е. А. особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников// Вопросы психологии. – 1988. - № 3. – С.14-19.

  1. Смирнова Е.О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. -

  1. М.: ВЛАДОС, 2003. – 160 с.

  1. Снайдер М., Снайдер Р. Ребенок как личность: Становление культуры справедливости и воспитание совести. – М.: Смысл, 1994. – 237 с.

  1. Солдатова Е.Л., Лаврова Г. Н. Психология развития и возрастная психология: Онтогенез и дизонтегенез. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 384 с.

  1. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – 2-е изд., перераб. И доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 544 с.

  1. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1998. – 288 с.

  1. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: МГППУ, 2006. – 204 с.

  1. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1998. – 304 с.

  1. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4 – е изд., стереотип. – М.: Академия, 1999. – 336 с.

  1. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада/ В. А. Петровский, А. М. Виноградова, А. М. Кларина и др. – М.: Просвещение, 1993. – 191 с.

  1. Филосифия: Экзаменационные ответы, словарь терминов/ Сост. С. П. Сергеев. – М.: БУКЛАЙН, 2003. – 240 с.

  1. Философский энциклопедический словарь/ Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. – М.: Современная энциклопедия, 1983. – 840 с.

  1. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993. – 415 с.

  1. Хомелев Г.В. Философия. – СПб.: Нева, 2005. – 448 с.

  1. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 368 с.

  1. Шмелева И.А. Введение в профессию. Психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 256 с., ил.

Информация о работе Ценностные ориентации педагога как условие развития межличностных отношений детей в группе