Далее
мы определили понятие ценностных ориентаций
личности и в частности педагога в структуре
педагогической культуры, и выделили преобладающие
жизненные сферы (сфера профессиональной жизни; сфера
обучения и образования; сфера семейной
жизни; сфера общественной жизни; сфера
увлечений.) и ценностные
ориентации воспитателя (собственный престиж; высокое
материальное положение; креативность;
активные социальные контакты; развитие
себя; достижения; духовное удовлетворение;
сохранение собственной индивидуальности).
В экспериментальной
части исследования осуществлялась проверка
выдвинутой нами гипотезы о том, что доминирование определенных
ценностных ориентаций педагога влияет
на характер межличностных отношений
в детской группе, то есть:
- на стабильность
статусных отношений определенных
категорий детей;
- на определение
мотивов своего отношения к
сверстнику;
- на развитие
просоциальности действий и эмоциональной
причастности к сверстнику;
- на стабильность
и устойчивость объединений детей.
Наше
исследование состояло из обширного констатирующего
эксперимента, который позволил нам выделить
основные ценностные ориентации педагогов
старшей и подготовительной групп, определит
уровень развития межличностных отношений
у детей этих групп, и проанализировать
полученные данные, сопоставив доминирующие
ценностные ориентации педагогов и особенности
развития межличностных отношений детей
в старшей и подготовительной группах.
Таким образом, результаты
эксперимента подтвердили выдвинутую
гипотезу и доказали, что на те ценностные ориентации
педагога, которыми он руководствуется
в своей общественной, профессиональной
и семейной жизни, очень четко реагируют
дети и большей частью в соответствии
с этим выстраивают свои отношения в группе
сверстников.
Список
литературы
Абраменкова
В.В. Половая дифференциация и межличностные
отношения в детской группе//www.infant-school/ru
Абрамова
Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие
для студентов вузов. – М.: Академический
проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
– 624 с.
Антончик
Н.М. Некоторые философские аспекты проблемы
ценностных ориентаций: Проект Ахей//www.mmj.ru.
Арушанова
А. Коммуникативное развитие: проблемы
и перспективы: сценарии// Дошкольное воспитание.
– 1998. - № 8. – С. 96-107.
Арушанова
А. Коммуникативное развитие: проблемы
и перспективы: сценарии// Дошкольное воспитание.
– 1998. - № 11. – С. 70-79.
Бодалев
А.А. О взаимосвязи общения и отношения//
Вопросы психологии. – 1994. - № 1. – С. 122-127.
Веракса
Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном
детстве: Пособие для педагогов дошкольных
учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. –
72 с.
Возрастная
и педагогическая психология: Учебное
пособие для студентов педагогических
институтов/ М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик,
Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо
и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
Возрастная
психология: Детство, отрочество, юность:
Хрестоматия: Учебное пособие для студентов
педагогических вузов/ Сост. и науч. ред.
В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М.: Академия,
2000. – 624 с.
Возрастная
и педагогическая психология: Хрестоматия:
Учебное пособие для студентов средних
педагогических учебных заведений/ Сост.
И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин.
– М.: Академия, 1998. – 320 с.
Выгодский
Л. С. Педагогическая психология. – М.:
Просвещение, 1991.- 190 с.
Детская
практическая психология: Учебник/ Под
ред. Т. П. Марцинковской. – М.: Гардарики,
2000. – 255 с.
Ежова
Н. Диагностика ценностных ориентаций
детей старшего дошкольного возраста//
Детский сад от А до Я. – 2006. - № 5. – С. 152-156.
Здравомыслов
А. Г. Потребности. Интересы. Ценности.
– М.: Политиздат. – 1986. – 223 с.
Здравомыслов
А. Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные
ориентации личности// Социология в СССР.
– М.: Мысль, 1996. – т. 2. – С. 187-207.
Иванова Н. О детской субкультуре
// Дошкольное воспитание. - 2001. - №4. - С.34-38.
Исмагилова
А. Г. Стиль педагогического общения воспитателя
детского сада// Вопросы психологии. –
2000. - № 5. – С. 65-72.
Истошин
И. Ю. Ценностные ориентации в личностной
системе регуляции поведения// психологические
механизмы регуляции социального поведения.
– М.: Наука. – 1979. – С. 252-267.
Клюева
Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению:
Характер, коммуникабельность: Популярное
пособие для родителей и педагогов. –
Ярославль: Академия развития, 1997. – 240
с., ил.
Коломинский
Я. Л., Плескачева Н. М., Заяц И. И., Митрахович
О. А. Психология педагогического взаимодействия:
Учебное пособие/ Под ред. Я. Л. Коломинского.
– СПб.: Речь, 2007. – 240 с.
Краткий
философский словарь/ А. П. Алексеев, Г.
Г. Васильев; Под ред. А. П. Алексеева. –
2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект,
2006. – 496 с.
Лисина
М. И. Генезис форм общения у детей// Принцип
развития в психологии/ Пол ред. Л. Анцыферовой.
– М.: Педагогика, 1978. – 168 с.
Лисина
М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками:
Общее и различное// Исследования по проблемам
возрастной и педагогической психологии/
Под ред. М. И. Лисиной. – М.: Просвещение,
1980. – 190 с.
Лисина М. И. Общение, личность
и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской.
- М.: Институт практической психологии,
Воронеж: Модэк, 1997.-384с.
Манузина
Е. Б. Развитие системы ценностных орипентаций
у будущих педагогов//www.history.yar.ru.
Марцинковская
Т, Д. История детской психологии: Учебник
для студентов педагогических вузов. –
М.: ВЛАДОС, 1998. – 272 с.
Митина
Л. М. Психология труда и профессионального
развития учителя: Учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия,
2004. – 320 с.
Моральный
выбор/ Под общ. ред. А. И. Титаренко. – М.:
МГУ, 1980. – 344 с.
Мудрик А.В. Общение в процессе
воспитания. - М.: Педагогическое общество
России, 2001. - 320с.
Мухамеджанова
Н. М. Ценностные ориентации личности как
результат приобщения к культуре//www.bank.orenipk.ru
Мухина
В. С. Возрастная психология: Феноменология
развития, детство, отрочество: Учебник
для студентов вузов. – 3 – изд., стереотип.
– М.: Академия, 1998. – 456 с.
Ольшанский В. Б. Личность и социальные
ценности// Социология в СССР. – М.: Мысль.
– 1966. – т. 1. – С. 470-530.
Отечественная социальная педагогика:
Хрестоматия / Сост. А. В. Мардахаев. - М.:
Академия, 2003. - 384 с.
Павленко Т. Развитие общения
со сверстниками у детей младшего дошкольного
возраста// Детский сад от А до Я. – 2005.
- № 5. – С. 88-94.
Педагогическая психология:
Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под
ред. Н. В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
– 400 с.
Петерина С. В. Воспитание культуры
поведения у детей дошкольного возраста:
Книга для воспитателя детского сада.
– М.: Просвещение, 1986. – 96 с.
Психологическая подготовка
к педагогической деятельности: Практикум:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений/ В. Н. Борисов, О. Г. Ковалев,
С. А. Лузгин, А. И. Ушатиков. – М.: Академия,
2002. – 144 с.
Психологический словарь/ авт.-сост.
В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева,
Л. М. Балабанова; под ред. Ю. Л. Неймера.
– Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 640 с.
Развитие общения дошкольников
со сверстниками/ Под ред. А.Г. Рузской.
– М.: Педагогика, 1989.- 240 с.
Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум
С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер,
2000. – 432 с., ил.
Репина Т. А. Отношения между
сверстниками в группе детского сада.
– М.: Педагогика, 1988. – 148 с.
Рояк А.А. Эмоциональное благополучие
ребенка в группе детского сада// Дошкольное
воспитание. – 1977. - № 2. – С. 22-28.
Смирнова Е.О., Калягина Е. А.
особенности отношения к сверстнику у
популярных и непопулярных дошкольников//
Вопросы психологии. – 1988. - № 3. – С.14-19.
Смирнова Е.О., Холмогорова В.
М. Межличностные отношения дошкольников:
Диагностика, проблемы, коррекция. -
М.: ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
Снайдер
М., Снайдер Р. Ребенок как личность: Становление
культуры справедливости и воспитание
совести. – М.: Смысл, 1994. – 237 с.
Солдатова
Е.Л., Лаврова Г. Н. Психология развития
и возрастная психология: Онтогенез и
дизонтегенез. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
– 384 с.
Столяренко
Л.Д. Педагогическая психология. – 2-е изд.,
перераб. И доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
– 544 с.
Талызина
Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб.
пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.
– М.: Академия, 1998. – 288 с.
Телегин М.В. Теория и практика
диалогического воспитания детей старшего
дошкольного и младшего школьного возраста.
– М.: МГППУ, 2006. – 204 с.
Урунтаева
Г.А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной
психологии: пособие для студентов высш.
и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия,
1998. – 304 с.
Урунтаева
Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие
для студ. сред. пед. учеб. заведений. –
4 – е изд., стереотип. – М.: Академия, 1999.
– 336 с.
Учимся
общаться с ребенком: Руководство для
воспитателя детского сада/ В. А. Петровский,
А. М. Виноградова, А. М. Кларина и др. –
М.: Просвещение, 1993. – 191 с.
Филосифия:
Экзаменационные ответы, словарь терминов/
Сост. С. П. Сергеев. – М.: БУКЛАЙН, 2003. –
240 с.
Философский
энциклопедический словарь/ Гл. ред. Л.
Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев,
В. Г. Панов. – М.: Современная энциклопедия,
1983. – 840 с.
Фромм
Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика,
1993. – 415 с.
Хомелев
Г.В. Философия. – СПб.: Нева, 2005. – 448 с.
Шаграева
О.А. Детская психология: Теоретический
и практический курс: Учебное пособие
для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС,
2001. – 368 с.
Шмелева
И.А. Введение в профессию. Психология:
Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 256
с., ил.