Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:54, курсовая работа
Цель: изучить методику организации и использование деловых игр в обучении учащихся.
Объект исследования: процесс обучения информатике и ИКТ.
Предмет исследования: деловая игра как метод активного обучения на уроках информатики и ИКТ.
Гипотеза: если использовать такой метод активного обучения как деловая игра на уроках информатики и ИКТ, то это позволит за короткий срок в несколько приёмов добиться целей, на достижение которых при традиционном обучении уходят без особенной эффективности многие часы и огромные усилия преподавателя, поспособствует повышению интереса к изучаемому предмету.
Введение
Каким должно быть обучение школьников, чтобы у них одновременно формировались знания, умения и навыки, отвечающие основным целям образования по информатике, потребность в новых знаниях и заинтересованность в изучении данного предмета?
Очевидно, что обучение любому предмету в школе должно быть организовано таким образом, чтобы они сами стремились получать новые знания, и учителю не приходилось бы заставлять их усваивать учебный материал. Предмет «Информатика», с одной стороны, находится в более выгодном положении, нежели другие школьные предметы, так как использование на уроках компьютера само по себе уже привлекательно для ребят. Но, с другой стороны, многие ученики связывают компьютер исключительно с играми, а детей нужно научить использовать компьютер не только для игровых целей, но и для рабочих. Кроме того, даже на уроках информатики ученикам приходится воспринимать «сухую», ненужную, на их взгляд, теорию.
Решение этих проблем связывается с применением методик развивающего характера. Чтобы ученики продуктивно и деятельно работали на уроках, требуется использовать активные методы обучения. Подобные методы отличаются высокой вовлечённостью обучаемых в учебный процесс, побуждают школьников быть активными. На уроках с использованием этих методов учащиеся самостоятельно принимают решения (известно, что знания, которые ученики добывают самостоятельно, запоминаются на более длительное время, чем знания, преподнесённые им как факт). Указанные методы обучения обеспечивают направленную активность психических процессов обучаемых: стимулируют мышление при использовании проблемных ситуаций, обеспечивают запоминание главного на уроках, возбуждают интерес к изучаемому предмету и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.
Одной из наиболее эффективных форм подготовки специалистов становятся деловые игры и уроки с конкретными деловыми ситуациями. Игра известна еще с древнейших времен как способ проверки знаний и умений применять их на практике.
Игры дают возможность моделировать типичные производственные ситуации, в ходе которых её участники ведут напряжённую умственную работу, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт.
Эта форма позволяет использовать самую древнюю форму обучения и воспитания молодого поколения методом игры. Она позволяет соединить знания из предпосылки действий в сами действия. Деловые игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят учащихся в сферу производственной деятельности, вырабатывают у них способность к критической оценке действующего производства, к умению находить решение по его совершенствованию и является мощным стимулом активизации самостоятельной работы учащихся по приобретению профессиональных знаний и навыков.
Тема курсовой работы «Деловая игра как метод активного обучения на уроках информатики и ИКТ» исходя их вышесказанного, является в настоящее время актуальной.
Цель: изучить методику организации и использование деловых игр в обучении учащихся.
Объект исследования: процесс обучения информатике и ИКТ.
Предмет исследования: деловая игра как метод активного обучения на уроках информатики и ИКТ.
Гипотеза: если использовать такой метод активного обучения как деловая игра на уроках информатики и ИКТ, то это позволит за короткий срок в несколько приёмов добиться целей, на достижение которых при традиционном обучении уходят без особенной эффективности многие часы и огромные усилия преподавателя, поспособствует повышению интереса к изучаемому предмету.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
Научная
новизна и теоретическая
Практическая значимость исследования заключается в том, что её результаты и выводы можно использовать при конструировании и использовании разных типов деловых игр в образовательном процессе.
В ходе написания курсовой работы использовались следующие методы:
Курсовая работа была выполнена в несколько этапов:
1 этап: сентябрь 2011 г. – выбор темы курсовой работы. Подбор литературы.
2 этап: октябрь-ноябрь 2011г. – составление плана и изучение основной литературы по теме.
3 этап: декабрь 2011г. – теоретический анализ отобранных источников и их реферирование.
4 этап: январь-февраль 2012г. – написание курсовой работы (теоретическая часть).
5 этап: март 2012г. – планирование исследовательской работы, подготовка материала к практической части курсовой работы.
6 этап: апрель 2012г. – оформление курсовой работы.
7 этап: май 2012г. – защита курсовой работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава I. Теоретические основы методов активного обучения через применение деловых игр
Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.
Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей [2;97].
Сущность методов обучения рассматривается
как целостная система
Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
1. Пассивные методы.
2. Интерактивные методы.
3. Активные методы.
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчинённых директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока.
Интерактивный метод.
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов [12;204].
Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.
Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других). Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.
Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского и других. Из числа отечественных психологов к идее активности в разное время обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и другие.
Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей и тренеров активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению.
При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека [8;165].
Активное обучение представляет собой
такую организацию и ведение
учебного процесса, которая направлена
на всемерную активизацию учебно-
Обучение в системе «активный метод обучения» не выступает как исключительная обязанность и право педагога (обучающего). Здесь обучение – результат встречной активности группы учащихся (участников «активного метода обучения»). Именно в группе возникают эффект взаимостимулирования, эффекты соревнования и поддержки, участники сопереживают успехам и неудачам друг друга, осуществляют анализ и оценку действий партнеров, делятся с ними опытом, выступают в роли и обучающих и обучаемых попеременно. В этом и проявляется эффект группы [9;149].
Первоначально «активный метод обучения» получили распространение в системе переподготовки специалистов. Здесь особое значение имеют ускоренные сроки подготовки, поэтому «активный метод обучения», особенно игровые методы обучения, завоевали широкую популярность и признание. Затем АМО стали использоваться в подготовке специалистов высшей школы. И в последнюю очередь стали применяться в системе общего образования, где классические методы традиционного обучения обосновались особенно прочно [8;169].
Организация учебного процесса, использующего «активным метод обучения», опирается на ряд принципов, к числу которых можно отнести принципы индивидуализации, гибкости, элективности, контекстности, сотрудничества.
Принцип индивидуализации предполагает создание системы многоуровневой подготовки специалистов, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям образования.
Индивидуализация обучения может осуществляться по:
Принцип гибкости требует сочетания
вариативной подготовки, основанной
на учете запросов заказчиков и пожеланий
обучающихся, с возможностью оперативного,
реализуемого непосредственно в
процессе обучения, изменения её направленности.
Варианты подготовки должны появляться
и изменяться в соответствии с
изменениями на рынке труда, что
позволяет снизить
Принцип элективности – предоставление слушателям максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов – элективных (кратких, обзорных или узко-специализированных) курсов, получением на этой основе уникального набора знаний или нескольких смежных специальностей, отвечающих индивидуальным склонностям обучающихся, его познавательным интересам.
Информация о работе Деловая игра как метод активного обучения на уроках информатики и ИКТ