Деловая игра как метод активного обучения на уроках информатики и ИКТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить методику организации и использование деловых игр в обучении учащихся.
Объект исследования: процесс обучения информатике и ИКТ.
Предмет исследования: деловая игра как метод активного обучения на уроках информатики и ИКТ.
Гипотеза: если использовать такой метод активного обучения как деловая игра на уроках информатики и ИКТ, то это позволит за короткий срок в несколько приёмов добиться целей, на достижение которых при традиционном обучении уходят без особенной эффективности многие часы и огромные усилия преподавателя, поспособствует повышению интереса к изучаемому предмету.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 119.99 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Примеры деловых игр на уроках информатики и ИКТ

 

Рассмотри такой пример. В деловой  игре имитируется работа фирмы по продаже компьютерной техники. Изучаемая  тема – «Архитектура ЭВМ». В игре присутствуют роли продавца и покупателя, и учащихся, выступающих в игре в качестве продавца и покупателя, есть цели, определяемые этими ролями: продавец стремится повыгоднее продать тот или иной товар, а покупатель - как можно выгоднее купить этот товар. В то же время они остаются учениками, изучающими определенную тему курса информатики, и у них есть единая цель – изучить архитектуру ЭВМ. В игре действующие лица порознь имеют игровые цели, а вместе они имеют общую дидактическую цель, которая отвечает цели всей игры. Это о двуплановости деловых игр: в них одновременно присутствуют и игровая, и дидактическая цели. Эти цели должны быть уравновешены:  если предположить, что это не так, то при преобладании игровой цели деловая игра вырождается в салонную игру,  где появляется стремление выиграть любой ценой, при преобладании дидактической цели игровой момент становится помехой учебной работе и игра исчезает. Различие между общей и личными целями порождает конфликтную ситуацию, которая разрешается в течение игрового этапа или всей игры.      

Исполнение ролей происходит во взаимодействии игроков между собой, что способствует диалогическому общению, в процессе которого развивается  речь учащихся, что очень важно. Традиционный учебный процесс строится как передача информации от учителя к ученику, в результате учащийся не учится грамотно говорить и правильно выражать свои мысли, и, в конце концов, став квалифицированным специалистом, он будет плохо формулировать свои мысли, не сумеет грамотно, понятно, по существу задавать вопросы, толково на них отвечать – кратко, точно и именно на тот вопрос, который был поставлен. Активные методы обучения, в том числе деловые игры, способствуют важной задаче развития речи учащихся.

 

Заключение

 

Результаты исследований показывают, что использование деловых игр  позволяет уменьшить отводимое  на изучение некоторых дисциплин  время на 30-50% при большем эффекте  усвоения учебного материала. Процесс  обучения становится более творческим, увлекательным. Активность в деловых играх у учащихся проявляется так ярко, носит настолько продолжительный характер, что говорят даже о вынужденной активности.

Деловая игра представляет собой коллективное мероприятие, где взаимодействуют  несколько игроков, принимающих  решения  ситуации, моделирующей реальную, а ведущий направляет игру, анализирует и оценивает действия игроков. Каждый из участников играет некоторую роль, он принимает решения и может быстро увидеть результат, приобретая таким образом свой собственный опыт. Основным элементом игры является  механизм имитации, т.е. моделирование ситуации, близкой к реальной.

Главная задача этого метода –  развить умение анализировать поставленные задачи, вырабатывать решения самостоятельно.

Таким образом, особенности активных методов обучения заключаются в  решении психологических проблем  в коллективе, высоком уровне мыслительной (интеллектуальной), аналитической  деятельности, как преподавателя, так  и школьников. К тому же практическая деятельность способствует более прочному усвоению знаний у учащихся. Повышает интерес к занятию, что сопряжено  с положительными эмоциями и даёт эмоционально-интеллектуальный отклик на обучение. Наблюдается высокий  уровень мотивации, самоуправления. Развиваются творческие и коммуникативные  способности.

С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объём информации, обязательной для усвоения. Установлено, что информация быстро устаревает и  нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое  ориентировано главным образом  на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям. Активные методы обучения решают проблему формирования в учащемся таких качеств мышления, которые позволили бы  самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию. Развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечат человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса. Роль педагога направить, указать путь, но не давать все в готовом виде, подвести итог проделанной самостоятельной работы школьника, указать на ошибки.

Интерес к изучению информатики  во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлечённости предметом. Урок информатики нужен и интересен, когда урок – это искусство. Учитель  должен быть художником своего урока, т.е. сценаристом, режиссёром, актёром  и критиком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Бадаев, А.А. Активные методы обучения / А.А. Бадаев. – М.: Профиздат, 1986. – 303 с.
  2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М.:Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с.
  3. Габрусевич, С.А. От деловой игры – к профессиональному творчеству: учеб. Пособие / С.А. Габрусевич, Г.А. Зорин.  – М.: Университетское, 1989. – 125 с.
  4. Геронимус, Ю.В. Игра, модель, экономика / Ю.В. Геронимус. – М.: Знание, 1989. – 208 с.
  5. Запольский, И. А. Деловая игра как способ развития ключевых компетенций учащихся / И. А.  Запольский // Информатика и образование. – 2008. – №2. С. 35-43.
  6. Коджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. – М.:ВЛАДОС,  2004. – 352 с.
  7. Кочеткова, А.И. Сборник методических разработок по проведению семинара «Деловая игра» / А.И. Кочеткова. – М.: Профиздат, 2000. – 150 с.
  8. Кукушин, В. С.   Теория и методика обучения: учебное пособие / В. С. Кукушин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 474 с.
  9. Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб.- метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.А. Орлов.- М.: Академия, 2004. – 281с.
  10. Платов, В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: учебник. – М.: Профиздат, 1991. – 156 с.
  11. Польщикова, О.Н. Деловая игра на уроке информатики / О.Н. Польщикова // Информатика и образование. – 2003. – №3. – С. 39-40.
  12. Сластёнин, В.А.  Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
  13. Смолкин, А.М. Методы активного обучения: науч. метод. Пособие / А.М. Смолкин. – М.: Высш. шк., 1991. –176 с.
  14. Третьяков, В. Деловая игра как средство творения образа / В. Третьяков // Almamater. – 2001. – №3. – С. 8-11.
  15. Хруцкий, Е.А. Организация проведения деловых игр: учеб. пособие для преподавателей сред. спец. учеб. Заведений / Е.А. Хруцкий. – М.: Высш. шк., 1991. – 320 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Активные  методы обучения


 

Неимитационные

 

Имитационные



Проблемное обучение

 

Неигровые

 

Игровые



Семинар-дискуссия

Анализ конкретной ситуации


Разыгрывание

ролей

 

Деловая игра

 

Игровое проектирование



Мозговой штурм

 

Тренинг



Круглый стол


 

Рис. 1. Схема. Классификация активных методов обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Урок – игра «Сборка компьютера»

 

Тип урока: урок знакомства с новым материалом и закрепления вновь узнанного.

Цели урока:

  1. В игровой форме познакомить учащихся с основными устройствами компьютера, их функциями;
  2. Приобретение учащимися навыков общения при совместной работе; активизация их творческого мышления; усиление личностной заинтересованности учеников; привитие ученикам навыков самообразования и самовоспитания.
  3. Научить учащихся составлять кроссворд, искать информацию в книгах.

Идея урока. Учащимся предлагается следующая ситуация деловой игры: « В городе работают несколько фирм – обществ с ограниченной ответственностью (ООО) – по сборке компьютеров на заказ. Работа каждой из фирм в течение одного конкретного дня протекает следующим образом. Начинается рабочий день. С утра еще нет заказов и можно чем нибудь заняться на досуге, например, составлением кроссвордов из тех слов, которые используются в работе. Затем поступает заказ: заказчик хочет купить компьютер, но точно не знает, какой конфигурации должен он быть и какое дополнительное оборудование к компьютеру ему понадобится. Надо ему в этом помочь».

Имитационной  моделью в данном случае выступает  работа фирмы по сборке и продаже  компьютеров. Игровой моделью является рабочий день такой фирмы.

Урок  содержит два основных этапа, на каждом из которых выполняется определенное задание.

Задание 1. – Составление кроссворда. На этом этапе учащиеся знакомятся с новыми понятиями темы и составляют кроссворд с использованием данных понятий.

Задание 2. – сборка компьютера (определение конфигурации компьютера). Выполняя данное задание, учащиеся узнают новые понятия, функциональные возможности составляющих частей компьютера, разновидности этих комплектующих. В конце выполнения задания ученики должны представить вариант конфигурации компьютера с обоснованием, почему они предлагают именно этот вариант.

Организация урока

Рабочая группа разбивается на несколько  игровых групп по 2-4 человека в  каждой. Один из членов группы выбирается на роль инженера (капитана команды), остальные  выступают в роли техников. Необходимо за


Информация о работе Деловая игра как метод активного обучения на уроках информатики и ИКТ