Деловая игра как метод активного обучения на уроках информатики и ИКТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить методику организации и использование деловых игр в обучении учащихся.
Объект исследования: процесс обучения информатике и ИКТ.
Предмет исследования: деловая игра как метод активного обучения на уроках информатики и ИКТ.
Гипотеза: если использовать такой метод активного обучения как деловая игра на уроках информатики и ИКТ, то это позволит за короткий срок в несколько приёмов добиться целей, на достижение которых при традиционном обучении уходят без особенной эффективности многие часы и огромные усилия преподавателя, поспособствует повышению интереса к изучаемому предмету.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 119.99 Кб (Скачать файл)

Теоретические разработки в области  активных групповых методов ассенизировали положения теории установки Д.Н. Узнадзе, теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, указывающие на закономерности переноса знаний и умений, полученных в игре, в реальную действительность. Проведение активных групповых методов требует целостного концептуального осмысливания, которое еще далеко не завершено [10;47].

В СССР игры снова стали применяться  в 60-е годы. Было разработано около 800 игр, однако применялось очень  малое их количество. Такое положение  объясняется тем, что многие из учтенных игр устарели морально, некоторые  включенные в каталоги, не соответствуют  требованиям, предъявленным к деловым  играм, сконструированы без учета  психологических закономерностей.

В 1950-е-70е годы возрождение игротехнической  культуры в России связано, прежде всего, с именем Г.П. Щедровицкого. В 1950-е  годы им был организован Московский методологический междисциплинарный  семинар, который носил закрытый характер. Идеи и методы, разработанные  Г.П. Щедровицким, легли в основу хорошо отпиаренной практической работы его сторонников и учеников, которые  провозгласили новую эпоху игр  под названием организационно-деятельностные (ОДИ). Сочетание жёстко структурированной деятельности с сильнейшим давлением на личность каждого участника давало невиданные плоды: разрабатывались варианты развития ситуаций с высокой степенью неопределенности. Метод стал применяться как средство решения сложных межпрофессиональных комплексных проблем.

В 1970-80 годы в стране произошел всплеск  деловых игр, различных по методике проведения. Это было связано с  появлением понятия «человеческий  фактор» как ведущего в эффективной  организации производства, что где-то на 10 лет отстало от фундаментального западного понятия «человеческий  ресурс». Введение целевого менеджмента, группового обучения рабочих, проведение игр в виде совещаний, а затем  иных форм привлечения сотрудников к управлению организацией берет своё начало в модели «человеческие отношения».

В этот период появляются целые школы  обучающих игр: школа В.К.Тарасова (Таллин), эмоционально-игровая методика Е.В.Гильбо (Ленинград), ролевые игры в тренинге, деловые игры в педагогике. Новаторами в методике преподавания деловых игр явились ВУЗы. Насчитывается более 1000 различных видов обучающих игр [15;107].

В 1980-90годы в России наступил этап экономических реформ, связанный  с введением новых форм хозяйствования, а затем появлением различных  форм собственности. С помощью деловых  игр выявлялись пути развития промышленных предприятий, варианты решения крупных  региональных проблем, например, сохранения экологии озера Байкал. Игра проходила  в течение 10 дней с участием специалистов разных профилей – биологов, экономистов, геологов и др. Эпоха выборов руководителей  также не обошлась без игрового подхода, например, выборы руководителя на ВАЗе. Стали проводиться игры по поиску и решению конкретных проблем  на предприятиях Севастополя, Омска, Владивостока, Северодвинска и др.

С наступлением эпохи компьютеризации  широкое распространение получили компьютерные игры, позволяющие получить необходимые навыки по различным  специальностям, развить скорость мышления и реакцию [4;105].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Методика применения деловых игр на уроках информатики и ИКТ.

2.1. Организация деловых игр

 

Для осмысленного применения деловых  игр необходимо выяснить их сущность, понять отличие детской игры и  игры деловой. Если в первой следование правилу занимает главное место, то во второй правила являются лишь исходным моментом, на основе которого строится свободное игровое поведение. Игра присутствует там, где необходимо выйти за пределы схем. Кроме того, неутилитарный характер детской  игры не согласуется с деловой  игрой. Это противоречие зафиксировано  уже в самом названии, соединяющим  «дело» и «игру».

Когда дело становится условным, оно  происходит по логике возможного. Таким образом, игра становится средством моделирования (на уровне понятия и на уровне действия) новых условий профессиональной действительности (включая экстремальные), методом поиска новых способов выполнения деятельности. Игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия [14;9].

Поскольку игра самодостаточна, соединение понятий «игра» и «имитация» также  заключает противоречие. При такой  имитации знаковым материалом помимо прочего являются люди. Данная модель не может быть строгой, но она предполагает большую свободу и, следовательно, открывает новые возможности. Трудно согласовать также понятия «игра» и «управление». Однако они взаимосвязаны, чем лучше осуществляется управление, тем более выражен игровой  компонент.

Сложность понятия «деловая игра»  привела к несогласованности  в многочисленных попытках его определения. В настоящее время деловую  игру можно рассматривать и как  область деятельности и научно-технического знания, и как имитационный эксперимент, и как метод обучения, исследования, решение практических задач. Однако всё это многообразие недостаточно представлено в существующих определениях деловой игры [7;83].

Предлагается проанализировать несколько  дефиниций:

    1. Деловая игра – это анализ ситуации, в которую включены обратная связь и фактор времени.
    2. Деловая игра – устройство для воспроизведения процессов согласования хозяйственных интересов.
    3. Деловая игра – это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку.
    4. Управленческая имитационная игра – это имитационная модель функционирования организации.
    5. Имитационная игра – игра, являющаяся имитационной моделью, которая предназначена для изучения процессов функционирования организационно-экономических систем.
    6. Деловая игра – это своеобразная система воспроизведения управленческих процессов, имеющих место в прошлом или возможных в будущем, в результате которой устанавливается связь и закономерности существующих методов выработки решении на результаты производства в настоящее время и в перспективе.
    7. Деловая игра – это творение игрового образа в ходе имманентного преодоления добровольно принятых правил.

 

 В литературе нет  однозначного определения понятия  «деловая игра», но анализ различных его трактовок показывает, что во всех них отмечается главная особенность деловой игры – наличие ситуации или имитационной модели, которая представляет технологию производства каких-то работ (заключение договора, составление плана работы и т. д.) [1;25].

 

 

 

  Для деловой игры характерно наличие:

  • имитационной модели  профессиональной деятельности и производственных отношений;
  • проблемной ситуации;
  • ролей;
  • ролевых целей и общей цели всего коллектива;
  • взаимодействия участников, исполняющих те или иные роли;
  • коллективной деятельности,
  • цепочки решений.

Рассмотрим подробнее все эти  компоненты.

В любой деловой игре имитируется  деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например конструкторского бюро, строительной фирмы и т. д. Могут имитироваться  события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т. д.). В деловых  играх для школьников имитационная модель представляется в упрощенном виде, не затрагивая мелочи, которые важны для профессионалов, чтобы не отвлекать внимание учеников на несущественные вопросы. Модель имитации является  отправным моментом в конструировании игры.

После того как модель определена, ставится проблемная ситуация, которая  будет решаться в игре.

В любых производственных отношениях задействованы люди тех или иных специальностей. Поэтому вводятся  роли специалистов, например бухгалтера, строители, программиста и т.д. Для каждой характерной роли существует цели: что тот или иной специалист должен выполнять в процессе игры и чего добиться. В свою очередь, у всего игрового коллектива также есть цель.

Для деловых игр характерно наличие  нескольких этапов: в начале игры ставится проблемная ситуация; затем она разбивается  на подзадачи, каждая из которых решается на одном из этапов; последний этап игры выводит на разрешение исходной проблемы. Таким образом, в процессе игры образуется цепочка решений.

Деловые игры помогают приблизить учебный  курс к реальной жизни. Но это возможно при условии, если эти игры моделируют реальные ситуации, а не схемы из учебника. Эффект от обучения по методу деловых игр усиливается также  за счет перевоплощения участников игры в конкретных действующих лиц.

Почему необходимы деловые игры? Игра оживляет повседневность учебного процесса, усиливает интерес ребят к изучаемой дисциплине, повышает степень усвоения или материала.

Для чего необходимы деловые игры? Игра порождает мощное игровое психологическое поле,  которое вовлекает в действие всех участников,  вызывая большой эмоциональный подъем. Игра предоставляет возможность каждому ее участнику проявить творческие способности, что является  удовлетворением  потребности в самореализации; даёт возможность посоревноваться, подтвердить или изменить статус в группе [1;200]. 

Игра – идеальный инструмент для развития продуктивного мышления и человеческих качеств вообще. Недаром  игра – основное времяпрепровождение  любого ребёнка. Именно ранняя подсознательная память толкает взрослого человека к такому методу личностного развития, которое доставляет большую радость и эмоциональный подъём. Кроме того, игра позволяет на определенное время побыть в чужой роли, творить другую линию поведения и одновременно отдыхать от самого себя [11;39].

Что можно получить в результате проведения игры?

  • понимание и усвоение материала любой степени сложности;
  • развитие умений и навыков работы в команде, наблюдения и принятия решения, способностей контактировать и слушать других, риторических способностей, лидерских качеств;
  • развитие продуктивного мышления, наблюдательности, памяти, творческих способностей, настойчивости, упорства, умения доказывать и отстаивать свою точку зрения, организаторских способностей [5;40].

 

Классификация деловых  игр

  1. По времени проведения:
    • без ограничения времени;
    • с ограничением времени;
    • игры, проходящие в реальное время;
    • игры, где время сжато.
  2. По оценке деятельности;
    • балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
    • оценка того, кто как работал, отсутствует.
  3. По конечному результату:
    • жёсткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;
    • свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.
  4. По конечной цели:
    • обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
    • констатирующие - конкурсы профессионального мастерства;
    • поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.
  5. По методологии проведения:
    • луночные игры – любая салонная игра (шахматы, «Озеро», «Монополия»). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;
    • ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;
    • групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии;
    • имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условия;
    • организационно-деятельностные игры (Г.П.Щедровицкий) – не имеют жёстких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;
    • эмоционально-деятельностные игры (Е.В.Гильбо, 1980-е) – избегают жёстких правил, имитируют конкурентные или зависимые отношения, раскрывают личностный потенциал, ориентированы на обучение и личностный рост. По сути, представляют собой форму тренингов;
    • инновационные игры (В.С.Дудченко) – формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;
    • ансамблевые игры (Ю.Д.Красовский) - формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации партнёрского делового сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб;
    • комбинированные интерактивно-деятельностные стратегические игры (Е.В.Гильбо, 2000-е) – сочетают ансамблевость и конкуренцию, пролонгированно имитируют реальное развитие ситуации, направлены на коллективное конструирование будущего.
  6. Одномерные классификации проводились по следующим критериям:
    • по моделируемому объекту – общие управленческие и функциональные (имитация производственной, финансовой деятельности);
    • по наличию взаимодействия – интерактивные и неинтерактивные;
    • по конструктивным особенностям – простые и сложные;
    • по однозначности выигрыша – жёсткие и нежёсткие;
    • по наличию случайных событий – детерминированные и стохастичные.

Существует трехмерная классификация, в которой учтены основные параметры  деловых игр. Первая ось представляет собой континуум от реальной производственной деятельности до учебного занятия (отсутствует  распределение ролей, команды независимы). Вторая ось отражает степень наличия  взаимодействия. Крайние её проявления – луночная игра и совещание с кулуарами. Третья ось отражает характер отклика, (обратной связи). На ней могут быть варианты от бальной оценки до оценки системой показателей, присущих моделируемой системе [1;268].

Преимущества игрового метода.

Цели игры в большей степени  согласуются с практическими  потребностями обучающихся. Данная форма организации учебного процесса снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежности разным дисциплинам.

Метод позволяет соединить широкий  охват проблем и глубину их осмысливания.

Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального  взаимодействия, готовит к профессиональному  общению.

Игровой компонент способствует большей  вовлеченности обучаемых.

Деловая игра насыщена обратной связью, причём более содержательной по сравнению  с применяемой в традиционных методах.

В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.

Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность.

Метод провоцирует включение рефлексивных процессов, представляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов.

Опыт, полученный в игре, может оказаться  даже более продуктивным в сравнении  с приобретенным в профессиональной деятельности. Это происходит по нескольким причинам. Деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, наглядно представляют последствия принятых решений, дают возможность проверить альтернативные решения. Информация, которой пользуется человек в реальности, неполная, неточная. В игре ему предоставляется хотя и неполная, но точная информация, что повышает доверие к полученным результатам и стимулирует процесс принятия ответственности. Рассмотренные преимущества определили успешность применения данного метода в учебном процессе [1;230].

Информация о работе Деловая игра как метод активного обучения на уроках информатики и ИКТ