Деловая игра в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 01:29, курсовая работа

Описание работы

Многие учителя в наше время ищут разнообразные формы проведения уроков, новые построения учебных занятий, которые отличаются от стандартных. Ежедневно педагог сталкивается с различными ситуациями, в которых он не может быть только исполнителем, а в каждом конкретном случае должен принимать самостоятельные решения, быть творцом учебно-воспитательного процесса. Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество. Среди различных активных методов, которые используются в учебной практике, хочется выделить деловую игру, так как именно она активизирует мыслительную деятельность старших школьников, развивает творческие способности будущих учителей.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Деловая игра как один из методов обучения старшеклассников

1.1 Понятие деловая игра

1.2 История возникновения деловой игры

1.3 Психолого-педагогические принципы деловой игры

1.4 Признаки деловой игры

1.5 Структура деловой игры

Глава 2. Методические рекомендации к проведению деловой игры

2.1 Особенности организации деловой игры

2.2 Деловая игра «Журналист»

2.3 Деловая игра: Создание журнала «Экономика в бисерном рукоделии»

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Деловая игра в обучении.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Деловая игра в обучении

 

 Курсовая работа

 

Деловая игра в обучении

 

Содержание

 

 

 Введение

 

 Глава 1. Деловая игра как  один из методов обучения старшеклассников

 

1.1 Понятие деловая игра

 

1.2 История возникновения деловой  игры

 

1.3 Психолого-педагогические принципы деловой игры

 

1.4 Признаки деловой игры

 

1.5 Структура деловой игры

 

 Глава 2. Методические рекомендации  к проведению деловой игры

 

2.1 Особенности организации деловой  игры

 

2.2 Деловая игра «Журналист»

 

2.3 Деловая игра: Создание журнала «Экономика в бисерном рукоделии»

 

 Заключение

 

 Список литературы

 

Введение

 

 

 Игра - это неотъемлемая часть  человеческой жизни. Знаменитый  ученый Йохан Хёйзинг даже  написал книгу в 1938 году «Homo ludens» («Человек играющий»), в которой  он размышляет о роли игры в жизни отдельного человека и в жизни всей человеческой цивилизации. Существует огромное разнообразие игр - спортивные, интеллектуальные, компьютерные и др[5].

 

 Сравнительно недавно в нашу  жизнь вошли деловые игры. Деловая  игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить.

 

 Многие учителя в наше  время ищут разнообразные формы проведения уроков, новые построения учебных занятий, которые отличаются от стандартных. Ежедневно педагог сталкивается с различными ситуациями, в которых он не может быть только исполнителем, а в каждом конкретном случае должен принимать самостоятельные решения, быть творцом учебно-воспитательного процесса. Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество. Среди различных активных методов, которые используются в учебной практике, хочется выделить деловую игру, так как именно она активизирует мыслительную деятельность старших школьников, развивает творческие способности будущих учителей.

 

 В деловых играх на основе  игрового замысла моделируются  жизненные ситуации: игра представляет  участнику возможность побывать  в роли экскурсовода, учителя,  судьи, директора и т.п. Использование деловых игр значительно укрепляет связь (ученик-учитель), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. Опыт проведения деловой игры показал, что в ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.

 

Актуальность выбранной нами темы мы видим в том, что, во-первых, деловая  игра выступает как форма, в которой  наиболее успешно могут осваиваться  содержание новой деятельности, во-вторых, это эмоциональная опора личности, в-третьих, как элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности в среде сверстников. Все это в совокупности дает толчок в самоутверждении и самореализации взрослеющего человека.

 

 Разработкой и применением  деловых игр для учащихся занимались Лихачев Б.Т., Выготский Л.С., Селевко Г.К., Платов В.Я. и другие.

 

 В работах Абрамовой Г.С., Степановича В.А., Кулешовой И.В., Алапьевой В.Г. рассматривается  идея о том, что деловая игра  является как формой, так методом  обучения учащихся, в которой моделируется предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Потому что именно форма активного обучения – это первый шаг к любознательности.

 

 Выготскй Л.С., Платов В.Я., Эльконин  Д.Б. и другие утверждали, что деловая игра выступает как педагогическое средство и активной формой обучения, которая формирует учебную деятельность и отрабатывает профессиональные умения и навыки.

 

 Идею о том, что деловая  игра является средством развития  не только профессиональных умений и навыков, но и профессионального творческого мышления, в ходе которой учащиеся приобретают способность анализировать специфические ситуации и решать для себя новые задачи, прослеживается в работе Хруцкого Е.А.

 

Объектом нашего исследования являются учащиеся.

 

Предметом нашего исследования является деловая игра как средство обучения учащихся.

 

Целью нашей работы является изучение деловой игры как метода обучения.

 

 Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие  задачи:

 

1.Дать понятие деловой игры.

 

2.Выяснить психолого-педагогические  принципы организации деловой  игры.

 

3.Выявить роль деловой игры  в процессе обучения старшеклассников.

 

4.Определить цели использования  деловой игры в процессе обучения.

 

 Для решения поставленных  задач использован комплекс методов исследования: теоретический (анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы) и эмпирические (личностно-ориентированный подход, при помощи которого создаётся основа для признания приоритета личности учащихся в образовательном процессе, и позволяет строить содержание образования с учётом его индивидуальных интересов и способностей; аналогия, моделирование).

 

Глава 1. Деловая игра как один из методов обучения старшеклассников

 

 

Понятие деловая игра

 

 

 Деловая игра - форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Предназначена для отработки профессиональных умений и навыков. В деловой игре развертывается квазипрофессиональная деятельность обучающихся на имитационно-игровой модели, отражающей содержание, технологии и динамику профессиональной деятельности специалистов, ее целостных фрагментов [2].

 

 Деловая игра — метод имитации  принятия решений руководящих  работников или специалистов  в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989)[5].

 

 Деловые игры является  педагогическим средством и активной формой обучения, которая интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и дает возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем. При проведении, например, деловых игр учащиеся входят в роль менеджера, банкира, бухгалтера и т.д., что приближает обучение к реальной действительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать постоянный высокий интерес у учащихся к содержанию курса, активизирует их самостоятельную деятельность, формирует и закрепляет практические навыки.

 

 Деловая игра - это средство  развития профессионального творческого  мышления, в ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи.

 

 Деловая игра является наилучшим  из активных методов проведения  занятий. Деловые игры в отличие  от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации. Достоинством деловых игр является то, что они позволяют: рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени; освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем; работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях; концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; развивать взаимопонимание между участниками игры [16].

 

 Деловые игры - дело совсем  не шуточное. Вот уже несколько десятилетий этот метод активно используется во всем мире для обучения серьезных и взрослых людей. Этот метод имеет серьезные преимущества по сравнению со многими другими методами обучения. Участие в деловых играх может дать не только знания, но и бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того, с помощью деловых игр можно учить и учиться не только тому, как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации, можно тренировать не только отдельных людей, но и команду. Учить быть командой[9].

 

 Нужно ли это все в школе? Школе деловые игры совершенно необходимы. Ведь основной задачей нашей школы считается не просто обучение - получение и накопление знаний, а приобретение умения наиболее успешно использовать все, что накоплено. И знания, и особенности 7

 

 характера, и личностные качества. Цель современной школы - человек успешный. И потому, мы играем! И сами создаем деловые игры...

 

 

История возникновения деловой  игры

 

 

 Первая деловая игра была  разработана и проведена в  СССР в 1932 году М.М. Бирштейн. В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие). Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределенности и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе школ, вузов, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.

 

 Первоначально деловые игры  создавались с целью помочь  руководителям принимать наиболее  рациональные решения на производстве. В игре имитируется рабочая  обстановка, которая имеет место в действительности. Ставится актуальная проблемная ситуация. Среди участников распределяются роли должностных лиц, имеющих отношение к разбираемой проблеме. Различие ролевых целей и наличие общей цели игрового коллектива способствует созданию атмосферы реальных отношений между коллегами и той обстановке, в которой предстоит принимать решения настоящим работникам[11].

 

 

Психолого-педагогические принципы деловой  игры

 

 

 Одной из приоритетных задач  современной школы является создание  необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения, например, деловой игры, является основой развития познавательной компетентности школьника. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Когда учащийся не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания. Эти знания более прочные.

 

 Именно форма активного обучения - это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным [3].

 

 Эффективность использования деловой игры как развивающего активного метода во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем обучения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми, знание реальных возможностей учащихся. А также следует отметить необходимость системности в использовании активных форм, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности уменьшении различных видов учительской помощи.

 

 Для продуктивной деятельности  школьника, безусловно, требуется:

 

1. Сформированность ряда коммуникативных  умений.

 

2. Развитие мышления учащихся.

 

3. Опыт оценочной деятельности [10].

 

 Существует несколько принципов  организации деловой игры:

 

-принцип имитационного моделирования  конкретных условий. Моделирование  реальных условий деятельности  человека во всем многообразии  служебных, социальных и личностных  связей является основой методов  активного обучения;

 

-принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции;

 

-принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип  требует реализации посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия лиц;

 

-принцип диалогического общения.  В этом принципе заложено необходимое  условие достижения учебных целей.  Только диалог, дискуссия с максимальным  участием всех играющих способна  породить поистине творческую  работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности;

 

-принцип двуплановости. Принцип  двуплановости отражает процесс  развития реальных личностных  характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях. Разработчик ставит перед обучающимся двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности.

 

-принцип проблемности содержания  имитационной модели и процесса  её развертывания в игровой деятельности [4].

 

 Что даёт деловая игра  её участникам?

Информация о работе Деловая игра в обучении