Деловая игра в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 01:29, курсовая работа

Описание работы

Многие учителя в наше время ищут разнообразные формы проведения уроков, новые построения учебных занятий, которые отличаются от стандартных. Ежедневно педагог сталкивается с различными ситуациями, в которых он не может быть только исполнителем, а в каждом конкретном случае должен принимать самостоятельные решения, быть творцом учебно-воспитательного процесса. Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество. Среди различных активных методов, которые используются в учебной практике, хочется выделить деловую игру, так как именно она активизирует мыслительную деятельность старших школьников, развивает творческие способности будущих учителей.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Деловая игра как один из методов обучения старшеклассников

1.1 Понятие деловая игра

1.2 История возникновения деловой игры

1.3 Психолого-педагогические принципы деловой игры

1.4 Признаки деловой игры

1.5 Структура деловой игры

Глава 2. Методические рекомендации к проведению деловой игры

2.1 Особенности организации деловой игры

2.2 Деловая игра «Журналист»

2.3 Деловая игра: Создание журнала «Экономика в бисерном рукоделии»

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Деловая игра в обучении.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

 

-Игра дает свободу деятельности.

 

-Игра дает перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее  монотонностью, с ее жесткой  детерминацией образа жизни. Игра  это неординарность.

 

-Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.

 

-Игра дает порядок. Система  правил в игре абсолютна и  несомненна. Невозможно нарушать  правила и быть в игре. Это  качество порядок, очень ценно  сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.

 

-Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.

 

-Игра дает увлеченность. В игре  нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.

 

-Игра дает возможность создать  и сплотить коллектив. Привлекательность  игры столь велика и игровой  контакт людей друг с другом  столь полон и глубок, что игровые  содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.

 

-Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует  ум, настраивает на поиск оптимальных  решений.

 

-Игра дает понятие о чести.  Она противостоит корыстным и  узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.

 

-Игра дает компенсацию, нейтрализацию  недостатков действительности. Противопоставляет  жесткому миру реальности иллюзорный  гармоничный мир - антипод. Игра  дает романтизм.

 

-Игра дает физическое совершенствование,  поскольку в активных своих  формах она предполагает обучение  и применение в деле игрового  фехтования, умения ориентироваться  и двигаться по пересеченной  местности, причем в доспехах  и с игровым оружием.

 

-Игра дает возможность проявить  или совершенствовать свои творческие  навыки в создании необходимой  игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты,  обереги и прочее.

 

-Игра дает развитие воображения,  поскольку оно необходимо для  создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.

 

-Игра дает стойкий интерес  к хорошей литературе, поскольку  ролевая игра создается методом  литературного моделирования. Чтобы  создать свой мир нужно прочитать  предварительно о других.

 

-Игра дает возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее.

 

-Игра дает развитие остроумия,  поскольку процесс и пространство  игры обязательно предполагают  возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов.

 

-Игра дает развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.

 

-Игра дает радость общения  с единомышленниками.

 

-Игра дает умение ориентироваться  в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели[17].

 

 Деловая игра как форма  деятельности в условных ситуациях  направлена на воссоздание и  усвоение общественного и социального  опыта, она позволяет осваивать  социально-значимые способности  личности.

 

 К социально-значимым способностям (социально-коммуникативным) относятся:

 

-Способность сотрудничества и  взаимодействия;

 

-Психологическая совместимость  как способность адаптации к  различным темпераментам и характерам;

 

-Умение работать в составе  малой группы;

 

-Умение пользоваться различными средствами коммуникации, компьютером;

 

-Способность эффективно разрешать  конфликты;

 

-Способность устанавливать долговременные  горизонтальные и вертикальные  связи;

 

-Умение эффективно обучать  в своей профессиональной области  и т.д. Использование деловой игры в ходе учебных занятий позволяет:

 

-Преодолевать традиционные подходы  в преподавании дисциплин общественного  блока;

 

-Овладеть социально-коммуникативными  способностями;

 

-Формировать чувства коллективной  ответственности за подготовку и уровень знаний каждого ученика;

 

-Освоить определенные умения, навыки, качества, которые не могут  быть отработаны иными методами  обучения[15];

 

 Деловую игру следует выбирать  для реализации следующих педагогических  задач:

 

-приобретение будущими специалистами как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений;

 

-развитие профессионального, теоретического  и практического мышления;

 

-создание познавательной мотивации  как условия появления профессиональной мотивации[7].

 

 Деловую игру можно проводить  перед учебными занятиями, после  прочтения тематического цикла  или же осуществлять организацию  всего учебного процесса на  основе сквозной деловой игры.

 

 В первом случае деловая  игра опирается только на личный опыт играющих и должна обнаружить проблемы в знаниях, восполнение которых будет происходить в процессе обучения по данному разделу, что вызовет к ним дополнительный интерес.

 

 Во втором случае деловая  игра опирается на знания, полученные в процессе уроков. Эти знания не только закрепляются в игре, но и приобретут качественно новую форму "существования", поскольку войдут в структуру опыта регуляции познавательной, профессиональной деятельности.

 

 Эффективность деловой игры  можно проанализировать по следующим моментам:

 

-Деловая игра как источник  экономии учебного времени.

 

-Деловая игра как форма контроля.

 

-Деловая игра как условие  для овладения деятельностно-коммуникативными  способностями [4].

 

 

Признаки деловой игры

 

 

 Характерные признаки деловой игры можно представить следующим перечнем:

 

-Моделирование процесса труда  (деятельности) руководящих работников  и специалистов предприятий и  организаций по выработке управленческих  решений.

 

-Реализация процесса «цепочки  решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т.д.

 

-Распределение  ролей между участниками игры.

 

-Различие  ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.

 

-Наличие  управляемого эмоционального напряжения.

 

-Взаимодействие  участников, исполняющих те или  иные роли.

 

-Наличие  общей игровой цели у всего  игрового коллектива.

 

-Коллективная  выработка решений участниками  игры.

 

-Многоальтернативность  решений.

 

-Наличие  системы индивидуального или  группового оценивания деятельности  участников игры[5].

 

 

1.5 Структура  деловой игры

 

 

 В соответствии  с представлением об общей структуре методов активного обучения, ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и т. п. В сочетании со средой (внешним окружением имитационной модели), имитационная модель формирует проблемное содержание игры.

 

 Действующими лицами в деловой  игре являются участники, организуемые  в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами.

 

 Систему воздействия участников  на имитационную модель в процессе  их взаимодействия можно рассматривать как модель управления. Все игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровую модель деятельности, систему оценивания, действия игротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры[3].

 

Глава 2. Методические рекомендации к  проведению деловой игры

 

 

2.1 Особенности организации деловой  игры

 

 

 Игровое обучение отличается  от других педагогических технологий  тем, что игра:

 

-хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.

 

-одно из наиболее эффективных  средств активизации, вовлекающее  участников в игровую деятельность  за счет содержательной природы  самой игровой ситуации, и способное  вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.

 

-мотивационна по своей природе.  По отношению к познавательной  деятельности, она требует и вызывает  у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.

 

-позволяет решать вопросы передачи  знаний, навыков, умений; добиваться  глубинного личностного осознания  участниками законов природы  и общества; позволяет оказывать  на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.

 

-многофункциональна, её влияние  на человека невозможно ограничить  каким-либо одним аспектом, но  все её возможные воздействия  актуализируются одновременно.

 

-преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).

 

-нивелирует значение конечного результата. В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.

 

-в обучении отличается наличием  четко поставленной цели и  соответствующего ей педагогического  результата[2].

 

 Таким образом, деловая игра  должна включать в себя  все эти качества. Только тогда она может по праву называться эффективным методом обучения.

 

 В настоящее время деловую  игру можно рассматривать и  как область деятельности и  научно-технического знания, и как  имитационный эксперимент, и как  метод обучения, исследования, решение практических задач.

 

 Деловая игра должна иметь  основные атрибуты:

 

1. Игра имитирует тот или  иной аспект целенаправленной  человеческой деятельности.

 

2. Участники игры получают роли, которые определяют различие  их интересов и побудительных стимулов в игре.

 

3. Игровые действия регламентируются  системой правил.

 

4. В деловой игре преобразуются  пространственно-временные характеристики  моделируемой деятельности.

 

5. Игра носит условный характер.

 

6. Контур регулирования игры  состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией[15].

 

 Методика проведения деловых  игр включает следующие этапы:

 

1. Составление плана игры.

 

2. Написание сценария, включая (руководство для ведущего, правила и рекомендации для игры), инструкции для игроков.

 

3. Подбор информации; средств обучения.

 

4. Разработка способов оценки  результатов игры[3].

Информация о работе Деловая игра в обучении