Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 01:29, курсовая работа
Многие учителя в наше время ищут разнообразные формы проведения уроков, новые построения учебных занятий, которые отличаются от стандартных. Ежедневно педагог сталкивается с различными ситуациями, в которых он не может быть только исполнителем, а в каждом конкретном случае должен принимать самостоятельные решения, быть творцом учебно-воспитательного процесса. Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество. Среди различных активных методов, которые используются в учебной практике, хочется выделить деловую игру, так как именно она активизирует мыслительную деятельность старших школьников, развивает творческие способности будущих учителей.
Введение
Глава 1. Деловая игра как один из методов обучения старшеклассников
1.1 Понятие деловая игра
1.2 История возникновения деловой игры
1.3 Психолого-педагогические принципы деловой игры
1.4 Признаки деловой игры
1.5 Структура деловой игры
Глава 2. Методические рекомендации к проведению деловой игры
2.1 Особенности организации деловой игры
2.2 Деловая игра «Журналист»
2.3 Деловая игра: Создание журнала «Экономика в бисерном рукоделии»
Заключение
Список литературы
-Игра дает свободу
-Игра дает перерыв в
-Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.
-Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.
-Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.
-Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
-Игра дает возможность
-Игра дает элемент
-Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.
-Игра дает компенсацию,
-Игра дает физическое
-Игра дает возможность
-Игра дает развитие
-Игра дает стойкий интерес
к хорошей литературе, поскольку
ролевая игра создается
-Игра дает возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее.
-Игра дает развитие остроумия,
-Игра дает развитие психологич
-Игра дает радость общения с единомышленниками.
-Игра дает умение
Деловая игра как форма
деятельности в условных
К социально-значимым способностям (социально-коммуникативным) относятся:
-Способность сотрудничества и взаимодействия;
-Психологическая
-Умение работать в составе малой группы;
-Умение пользоваться различными средствами коммуникации, компьютером;
-Способность эффективно
-Способность устанавливать
-Умение эффективно обучать
в своей профессиональной
-Преодолевать традиционные
-Овладеть социально-
-Формировать чувства
-Освоить определенные умения,
навыки, качества, которые не могут
быть отработаны иными
Деловую игру следует
-приобретение будущими специалистами как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений;
-развитие профессионального,
-создание познавательной
Деловую игру можно проводить
перед учебными занятиями,
В первом случае деловая игра опирается только на личный опыт играющих и должна обнаружить проблемы в знаниях, восполнение которых будет происходить в процессе обучения по данному разделу, что вызовет к ним дополнительный интерес.
Во втором случае деловая игра опирается на знания, полученные в процессе уроков. Эти знания не только закрепляются в игре, но и приобретут качественно новую форму "существования", поскольку войдут в структуру опыта регуляции познавательной, профессиональной деятельности.
Эффективность деловой игры можно проанализировать по следующим моментам:
-Деловая игра как источник экономии учебного времени.
-Деловая игра как форма
-Деловая игра как условие
для овладения деятельностно-
Признаки деловой игры
Характерные признаки деловой игры можно представить следующим перечнем:
-Моделирование процесса труда
(деятельности) руководящих работников
и специалистов предприятий и
организаций по выработке
-Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т.д.
-Распределение ролей между участниками игры.
-Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.
-Наличие
управляемого эмоционального
-Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.
-Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.
-Коллективная выработка решений участниками игры.
-Многоальтернативность решений.
-Наличие
системы индивидуального или
группового оценивания
1.5 Структура деловой игры
В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения, ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и т. п. В сочетании со средой (внешним окружением имитационной модели), имитационная модель формирует проблемное содержание игры.
Действующими лицами в
Систему воздействия
Глава 2. Методические рекомендации к проведению деловой игры
2.1 Особенности организации
Игровое обучение отличается
от других педагогических
-хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.
-одно из наиболее эффективных
средств активизации,
-мотивационна по своей
-позволяет решать вопросы
-многофункциональна, её влияние
на человека невозможно
-преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).
-нивелирует значение конечного результата. В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.
-в обучении отличается
Таким образом, деловая игра должна включать в себя все эти качества. Только тогда она может по праву называться эффективным методом обучения.
В настоящее время деловую
игру можно рассматривать и
как область деятельности и
научно-технического знания, и как
имитационный эксперимент, и
Деловая игра должна иметь основные атрибуты:
1. Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности.
2. Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре.
3. Игровые действия
4. В деловой игре преобразуются
пространственно-временные
5. Игра носит условный характер.
6. Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией[15].
Методика проведения деловых игр включает следующие этапы:
1. Составление плана игры.
2. Написание сценария, включая (руководство для ведущего, правила и рекомендации для игры), инструкции для игроков.
3. Подбор информации; средств обучения.
4. Разработка способов оценки результатов игры[3].