Деловая игра в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 01:29, курсовая работа

Описание работы

Многие учителя в наше время ищут разнообразные формы проведения уроков, новые построения учебных занятий, которые отличаются от стандартных. Ежедневно педагог сталкивается с различными ситуациями, в которых он не может быть только исполнителем, а в каждом конкретном случае должен принимать самостоятельные решения, быть творцом учебно-воспитательного процесса. Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество. Среди различных активных методов, которые используются в учебной практике, хочется выделить деловую игру, так как именно она активизирует мыслительную деятельность старших школьников, развивает творческие способности будущих учителей.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Деловая игра как один из методов обучения старшеклассников

1.1 Понятие деловая игра

1.2 История возникновения деловой игры

1.3 Психолого-педагогические принципы деловой игры

1.4 Признаки деловой игры

1.5 Структура деловой игры

Глава 2. Методические рекомендации к проведению деловой игры

2.1 Особенности организации деловой игры

2.2 Деловая игра «Журналист»

2.3 Деловая игра: Создание журнала «Экономика в бисерном рукоделии»

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Деловая игра в обучении.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Деловая игра «Журналист»

 

 

Игровая задача:

 

 Впервые встретившись, посетив несколько новых для них мест города, ребята должны были за один день сделать газету. Самостоятельно - от момента первого впечатления до редакторской работы над оригинал-макетом - и все это за семь часов. Отметим сразу: с игровой задачей общими усилиями мы справились - ребята расходились по домам уставшие и довольные, со «свежеотпечатанной» газетой в руках.

 

Ход игры:

 

 Участники побывали в качестве  журналистов-исследователей в следующих  местах: детская библиотека, кинотеатр,  институт, детские игровые площадки, музей, кинотеатр и т. д. По итогам этих посещений каждая группа подготовила собственную страницу газеты.

 

 Также по ходу игры ребята  пробуют себя в жанре авторов  устного выпуска журнала/газеты  и работают журналистами на  пресс-конференции.

 

 В результате участники игры  в ходе продуктивного взаимодействия  со сверстниками получают опыт  работы «плечом к плечу» с  профессионалами. Ребята с интересом  проникают в проблемы и достижения  родного города; проявляют творчество  в журналистской работе; пробуют себя в роли корреспондента, корректора, редактора, аналитика...

 

 

2.3 Деловая игра: Создание журнала  «Экономика в бисерном рукоделии»

 

 

Тема: Экономика в бисерном рукоделии (урок труда)

 

Цель: обобщить знания старшеклассниц по различным темам бисероплетения с точки зрения экономного расходования средств и материалов в бисерном рукоделии.

 

Задачи: проверить знания старшеклассниц по темам бисерного рукоделия -выбор  экономически эффективных техник в  изделии, выбор экономных материалов, экономический расчет стоимости бисерного изделия, экономическая реклама бисерного изделия, создать условия для спокойной и интересной работы в ходе деловой игры.

 

Оборудование и реквизит: пакеты бисера по 5 гр - чешского и тайванского, фотографии двух бисерных изделий, напечатанные на компьютере, таблица с расчетом стоимости бисерного изделия, мобильный телефон, 2 салфетки для подсчета рассыпанного бисера, иглы для сортировки бисера, писчая бумага; бейджики для участников, ручки, карандаши.

 

Музыкальное оформление: записи с мелодиями классического репертуара

 

Место проведения: учебный кабинет  труда.

 

Участники: школьницы, обучающиеся  бисероплетению, родители, творческие студии отдела ДЛИ, педагоги дополнительного  образования.

 

Литература: Ляукина М.В. Бисер. - М.:АСТ-ПРЕСС. 1998.-(«Основы художественного ремесла»); «Бисер. Кружева. Вязание крючком»/Сост. М.Ивахнова- М.Юлимп; Смоленск: Русич 2000; Детский экономический словарь или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике (сост. Г.М. Евменова, О.И. Меньшикова, науч. Ред. Т.Д. Попова. - 2-е изд. -М.:Просвещение, учебная литература, 1977)

 

План подготовки: подготовить пакетики бисера по 5 гр - чешского и тайванского (эмиратского) производства; иглы для  сортировки бисера; приготовить салфетки для подсчета бисеринок из разных пакетов; напечатать на компьютере лист с двумя фотографиями бисерных изделий; приготовить мобильный телефон; начертить 2 таблицы с примерным расчетом стоимости бисерного изделия; изготовить: браслеты «Голубые ягодки», «Белоснежка», серьги «Елочка»; подготовить бейджики с должностями сотрудников: экономист-технолог, редактор, менеджер по рекламе, экономист по ценовой политике; эксперт по бисерным материалам; раздать слова ролей детям.

 

План проведения занятия:

 

 Вступительное слово педагога с представлением экспертного совета и распределением ролей деловой игры «Экономика в бисерном рукоделии»

 

 ІІ. Основная часть

 

1. Страница первая «Наименьшие  затраты» (экономически эффективное  изделие по техникам бисерного  рукоделия)

 

2. Страница вторая «Экономный бисер» (выбор экономных материалов)

 

3. Страница третья «Стоимость  бисерного украшения» (расчет стоимости  бисерного изделия)

 

4. Страница четвертая «Бисерная  реклама» (лучшая экономическая  реклама)

 

III. Заключительное слово редактора  (педагога)

 

Содержание мероприятия:

 

 Вступительное слово педагога.

 

 Педагог:

 

 В последнее время такой  вопрос как экономика, прочно  входит в нашу жизнь, требует  экономного подхода ко всему.  Слово «экономика» происходит  от греческого слова, которое  переводится на русский язык так - искусство ведения домашнего хозяйства. В наше время чаще употребляется в более широком смысле, означает хозяйство той или иной страны, отрасли. Знания об экономике позволяют успешно вести хозяйство, наилучшим образом организовать дело, получить выгоду. Сегодня каждому из вас, ребята, предстоит примерить на себя роли сотрудников редколлегии журнала «Бисеринки», в котором мы попытаемся осветить экономические вопросы в бисерном рукоделии. Рита станет экономистом-технологом, Сабина - менеджером по рекламе, экономистом по ценовой политике станет Ксения, а экспертом по материалам - Юля. А я с вашего позволения стану редактором.

 

 Редактор раздает бейджики

 

 Редактор:

 

 Приступаю к своим обязанностям.

 

 Итак. Начинаем заседание редколлегии  журнала «Бисеринки», все страницы этого журнала мы посветим экономическим вопросам в бисерном рукоделии - как с наименьшими затратами изготовить изделие, потратив на него немного материала, как рассчитать стоимость бисерного изделия, и, конечно, не обойдемся без рекламы. Задача понятна?

 

II. Основная часть

 

1. Страница первая «Наименьшие  затраты» (экономически эффективное  изделие по техникам бисерного  рукоделия)

 

 Редактор:

 

 Мы получаем огромное количество  писем, но пришедшие по факсу  две фотографии бисерных изделий и вопрос к ним задели меня за живое своей поставленной проблемой: какое из двух изделий наиболее экономически эффективное: по количеству материала, по времени и технологии изготовления.

 

 Задание экономисту-технологу:  Провести анализ двух изделий по фотографиям и определить, какое из них можно считать более экономически эффективным.

 

 Редактор дает листок с  напечатанными на компьютере  фотографиями -изделие «Зима» (техника  гобеленового плетения по одной  бисеринке и наложение независимых  подвесок) и изделие «Листики» (техники косой мозаики, низание цепочки в крестик)

 

 Редактор:

 

 Даю подсказку: термин экономики  - экономическая эффективность -достижение  наибольших результатов при наименьших  затратах. Разбирать эти изделия  нужно по таким параметрам: по количеству используемых материалов, по трудоемкости бисерных техник и технологий, по количеству затраченного времени на изготовление изделий. Другими словами, как изготовить изделие дешево и быстро. Сейчас экономист-технолог даст нам четкую характеристику каждому изделию.

 

 Примерный ответ:

 

 По количеству бисера изделия  приблизительно одинаковые. Если  рассматривать эти украшения,  то оба выполнены в двух  техниках: первое - в технике гобеленового  плетения и низания независимых  подвесок; второе –плетением в крестик и косое (диагональное) мозаичное. По технологии изготовления изделие «Листики» более трудоемкое, времени на него затрачено больше, потому что каждый листик выплетается отдельно, а затем, после изготовления цепочки в крестик, еще и присоединяется к основе. А в изделии «Зима» на цепочку гобеленового плетения наложены ряды независимых подвесок, набранных по картинке ткачества в крестик. Поэтому оно более экономично. Хотя и более простое изделие, выполненное самыми простыми техниками, может быть красивее самого сложного.

 

 Редактор:

 

 Вы верно выбрали более  экономически эффективное изделие.  И то и другое изделие сложное,  в каждом из них использованы  по 2 техники бисерного рукоделия,  но «Зима» проще в изготовлении, потому что используется готовая  схема, и подвески выполняются по ней, а в изделии «Листики» - плетение более сложное, и требует фантазии и умения тщательно прикреплять каждый отдельно изготовленный элемент в единое изделие. Ну что же, мы видим, что экономнее и эффективнее обойдется изделие, выполненное с использованием подвесок. Я предлагаю включить это резюме в журнал и думаю, что оно заинтересует читателей.

 

2. Страница вторая «Экономны  и бисер» (выбор экономных материалов).

 

 Звучит сигнал мобильного  телефона. Редактор, извиняясь, берет  телефон и читает смс.

 

 Редактор:

 

 Извините. О, замечательный вопрос  задают. И как раз по нашей  теме: «Какой бисер - чешский или  тайваньский - экономичней для  изготовления бисерного изделия?»

 

 Задание эксперту по материалам: исследовать бисер производства разных стран и ответить на вопрос, какой бисер - чешский или тайваньский -экономичней?

 

 Сейчас эксперт по материалам  проведет экспертизу.

 

 Дети проводят экспертизу  по калибровке бисера

 

 Эксперт по материалам говорит  и показывает:

 

 Мы проводим экспертизу - калибруем бисер по 5 граммов чешского и тайваньского производства. Калибровка бисера - это выбор бисера одного размера и хорошего качества - без сколов, заплывов отверстий, без бисеринок нестандартной формы.

 

 Технология проведения экспертизы  с бисером

 

 Рассыпают на ткань (салфетку) понемногу бисер из разных  пакетиков, иглами начинают калибровать  его, считают количество отбракованного  бисера чешского производства  и количество отбракованного  бисера тайванского производства. И сравнивают полученные результаты - бракованных бисеринок тайванского производства намного больше, чем чешского.

 

 Эксперт по материалам:

 

 Я думаю, вам, коллеги, очевиден  результат эксперимента. Бисер чешского  производства более качественный, практически без брака, на 5 грамм  - только 5 бисеринок плохих, а в тайваньском очень много отсева некачественных бисеринок - на 5 грамм - 20 штук. Поэтому чешский бисер можно считать самым экономичным. Ведь его весь можно использовать в плетении, не теряется время на калибровку, приятно с ним работать, да и вид изделия выигрывает по сравнению с использованием тайваньского бисера. И, хотя по стоимости чешский дороже, все равно готовое изделие можно реализовать дороже, чем изготовленное из тайваньского. Недаром говорят: «Скупой платит дважды». Поэтому лучше брать хороший бисер подороже, чем много, но плохого качества.

 

 Редактор:

 

 Подведем итог. Вы провели  экспертизу бисера - чешского и  тайваньского производства. Нужно  было ответить на вопрос, какой  бисер экономичней. Если учесть, что количество отбракованных бисеринок чешского производства в 4 раза меньше, чем тайваньского, то следует, что чешский бисер экономичней.

 

 Совет бисеринкам использовать  чешский бисер для плетения  поместим на страницы журнала

 

3. Страница третья «Стоимость  бисерного изделия». (Расчет стоимости бисерного изделия)

 

 Редактор:

 

 А еще я думаю, нашим  читателям полезно знать, как  рассчитать стоимость бисерного  изделия. Стоимость - мера, с помощью  которой определяется значимость  каждого товара или его полезность. Стоимость - это ценность вещи. А цена - денежное выражение стоимости товара. А то много вопросов возникает при реализации своих работ. Сейчас экономист по ценовой политике пояснит, из чего складывается стоимость изделия, что влияет на нее.

 

 Экономист по ценовой политике:

 

 Спасибо. Первый расчет стоимости  изделия (примерный), можно сделать  еще на стадии проекта, имея  перед собой макет изделия  или его схему. Нужно знать  количество каждого используемого  материала (бисера, бусин, ниток  и прочего) и стоимость единицы  этого материала. Составляем такую таблицу:

 

 Наименование материала 

 Цена за 1 шт, г. 

 Расход 

 Всего

 

 

 

 В таком расчете мы не  учитываем расход на тепло  и электроэнергию. Трудозатраты  бисерщицы также тяжело подсчитать: эта цифра всегда условна и  зависит от мастерства рукодельницы. В результате получаем итоговую сумму, которая считается все-таки приблизительной. Более точно можно все просчитать по окончанию работы. Экономить можно в процессе работы, если более точно рассчитать длину нитки, купить качественный бисер и декорировать изделие самодельной застежкой. Если используете некачественный материал, изделие будет дешевым, и можно проиграть в красоте.

 

 Редактор:

 

 Доходчиво вы объяснили. Теперь  попробуем эти знания применитьдля  подсчета стоимости изделия.

 

 

 Задание: подсчитать стоимость потребных материалов по таблице для браслета «Голубые ягодки». По таблице, данной экономистом по ценовой политике, все остальные подсчитывают стоимость браслета «Голубые ягодки».

 

 Наименование материала 

 Цена 

 Расход 

 Всего, р

 

 Бисер №11 

 ВрзаЮг 

 Зг 

2,4

 

 Бусины №8 

 ВрзаЮг 

 Зг 

2,4

 

 Нитка 50К 

 ЗОкоп за 1м 

1,20м 

0,36

 

 Игла №12 

1,5р за 1 шт 

1 шт 

1,5

 

 

 

 Итого: 

6,66

 

 

 

 Редактор:

 

 На четвертой странице помещаем  в помощь нашим мастерицам  таблицу стоимости потребных материалов и, как пример, приблизительный расчет стоимости бисерного изделия - браслета «Голубые ягодки». Данная таблица не учитывает трудозатрат бисеринка, а также затрат на электро- и теплоэнергию. Расчеты по этим категориям мы проведем в следующий раз

 

4. Страница четвертая «Бисерная  реклама» (лучшая экономическая  реклама)

Информация о работе Деловая игра в обучении